4. Содержание правового регулирования иностранных инвестиций нового поколения

Содержание законов о коррупции США и Великобритании позволяет их относить к сфере регулирования инвестиционных отношений. Закон США о коррупции за рубежом 1977 года (Foreign Corruption Practice Act, 1977) включает в себя две группы норм: собственно антикоррупционные нормы (рассматривающие коррупционные действия как преступление) и нормы об отчетности компаний. Антикоррупционные правила объявляют незаконными предложение, обещание или передачу денежных средств или иного ценного имущества «публичным официальным лицам» иностранного государства с целью их подкупа, получения или сохранения возможности осуществлять предпринимательскую деятельность. Что же касается правил отчетности компаний, то они вплетены в систему правового регулирования ценных бумаг на рынке США.

Правила об отчетности, содержащиеся в Законе о коррупции за рубежом 1977 года, в свою очередь, требуют от любого эмитента аккуратного ведения бухгалтерской отчетности, которая позволяет обнаруживать и предотвращать ненадлежащие платежи иностранным публичным официальным лицам, используя различные способы ведения бухгалтерских записей. Закон о коррупции за рубежом 1977 года рассматривался в российской литературе как часть законодательства США об иностранных инвестициях, так как режим перевода денежных сумм за границу, как правило, не делает различий между суммами, предназначенными для подкупа должностных лиц, и иными денежными суммами, переводимыми иностранными инвесторами за границу <1>.

———————————

<1> См.: Доронина Н.Г., Семилютина Н.Г. Правовое регулирование иностранных инвестиций в России и за рубежом. М., 1993. С. 46.

 

Закон Великобритании о коррупции 2010 года (Bribery Act, 2010) основан на американском подходе в части регулирования инвестиций и учитывает 30-летнюю практику применения этого Закона судами и органами исполнительной власти США, касается конкретных действий, совершаемых корпоративными служащими. В то же время, по сравнению с американским законом, Закон Великобритании вносит ряд новых положений.

1. Субъекты правового регулирования.

Закон Великобритании о коррупции 2010 года распространяет ответственность, наступающую при совершении коррупционных действий, на всю сферу частнопредпринимательской деятельности. В соответствии с положениями ст. 1 Закон регулирует любую деятельность, связанную с предпринимательством, которая осуществляется лицом в процессе выполнения им своих служебных обязанностей в качестве органа юридического лица или организации, не являющейся юридическим лицом.

Закон США предусматривает, что закон применяется к эмитентам ценных бумаг, иностранным лицам или к действиям, осуществляемым в предпринимательской сфере на территории США, которые являются следствием коррупционных платежей. Закон США стал частью законодательства США о рынке ценных бумаг, так как распространяет свое действие на эмитентов ценных бумаг, зарегистрированных в соответствии с Законом США о фондовых биржах 1934 года (Securities Exchange Act, 1934). В соответствии с этим Законом не только корпорации, зарегистрированные в соответствии с законом о бирже, но также и иностранные компании, чьи ценные бумаги обращаются на бирже в форме американских депозитарных расписок, относятся к категории эмитентов (issuers), обязанных представлять отчетность в Комиссию по рынку ценных бумаг (Securities Exchange Commission).

Закон США распространяет свое действие на всех лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на территории США, имеющих статус национального лица, т.е. учрежденного по закону штата или территории, входящей в границы США. Эти лица объединены в законе в одну категорию лиц — «подчиняющихся внутреннему регулированию» (domestic concern). Иностранные же лица, в том числе предпринимательские организации, несут ответственность по Закону о коррупции за рубежом 1977 года, только если совершают действие, которое является продолжением или следствием коррупционного платежа (in furtherance of corrupt payment). В силу этого положения американская компания как лицо, «подчиняющееся внутреннему регулированию» (domestic concern), будет нести ответственность за действия дочерней компании, если головная компания направляла и контролировала коррупционные действия дочерней организации.

В Законе Великобритании подобная ситуация выражена через конструкцию «тесной связи» (close connectton). В ст. 12 Закона о коррупции 2010 года также предусмотрено распространение его действия на иностранных предпринимателей. При этом если в соответствии со ст. 6 Закон применяется в отношении действий, которые совершаются в границах Великобритании, то согласно ст. 12 этого же Закона юрисдикция Закона распространяется на физическое или юридическое лицо, которое имеет тесную связь с Великобританией.

К лицам, имеющим тесную связь с Великобританией, относятся лица, имеющие британский паспорт, резиденты Великобритании, юридические лица, созданные по закону, действующему в какой-либо из территорий Великобритании. Расширение сферы действия закона за пределы Великобритании происходит благодаря определению правонарушения (offence), которое содержится в ст. 7 Закона. В указанной статье предусмотрено, что правонарушением признается действие коммерческой организации по «непредотвращению правонарушения», которое определено в ст. 1 и ст. 6 Закона. «Непредотвращение правонарушения» (failure to prevent bribery) представляет собой самостоятельный вид правонарушения, которое наступает, когда лицо A, связанное (associated with) с коммерческой организацией «C», совершает коррупционное действие с намерением а) заполучить или сохранить бизнес для «C» или б) заполучить или сохранить преимущества в ведении бизнеса для «C» (ст. 7).

Как следует из самого Закона, именно в формулировке самого объекта регулирования заложена возможность экстерриториального применения закона.

2. Объект правового регулирования.

Закон Великобритании предусматривает ответственность за подкуп (ст. 1) или принятие взятки (ст. 2), а также за «непредотвращение коррупции» в коммерческих организациях (ст. 7). Согласно Руководству по применению Закона о коррупции, изданному Минюстом Великобритании, для признака правонарушения необязательно совершение коррупционного действия. Достаточно одного намерения получателя взятки злоупотребить своим официальным положением. При этом под взяткой понимаются не только осязаемые вещи, но также и неосязаемые, как, например, получение образования, предложение путешествий, приглашение на обед. При этом для криминализации поведения получателя взятки не требуется одобрения с его стороны сделанного ему предложения. Закон Великобритании относит к категории правонарушения «попустительство» (connivance) со стороны «высшего должностного лица» корпорации.

Недолжное поведение высшего должностного лица, которое учитывается при расследовании коррупционных действий, применяется также и к категории иностранных должностных лиц (foreign official). К категории иностранных должностных лиц относятся служащие иностранного правительства, департамента, агентства, лица, действующие от их имени, а также международные организации. Закон запрещает передачу денежных средств третьим лицам, если известно, что платежи предназначены для иностранных должностных лиц.

Положения Закона о коррупции Великобритании направлены на имплементацию норм Конвенции ОЭСР о борьбе с подкупом иностранных государственных должностных лиц при осуществлении международных деловых операций 1997 года. Контроль за применением Конвенции государствами-участниками возлагается в рамках ОЭСР на Комитет по иностранным инвестициям. Принятие Закона о коррупции в Великобритании положило начало принятию новых нормативных актов в других государствах, в сферу действия которых входит правовое регулирование иностранных инвестиций.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code