15.2. Режим торговли продовольственными товарами

Под продовольственными товарами ст. 2 ФЗ о ГРТД подразумевает продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутилированная питьевая вода, алкогольная продукция, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, безалкогольные напитки, жевательная резинка, пищевые и биологически активные добавки. Требования к продовольственным продуктам как к продуктам питания определяют правовой режим торговли ими, который регламентирован ст. 9 ФЗ о ГРТД.

В соответствии с этой статьей особые обязанности устанавливаются для взаимоотношений хозяйствующего субъекта, осуществляющего торговую деятельность посредством организации торговой сети, и хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров. Закон обязывает этих субъектов торговой деятельности взаимно обеспечивать доступ к информации об условиях отбора контрагента для заключения договора поставки продовольственных товаров и о существенных условиях такого договора путем размещения соответствующей информации на своих сайтах в информационно-телекоммуникационной сети Интернет или путем предоставления запрашиваемой информации безвозмездно в 14-дневный срок со дня получения соответствующего запроса (ч. ч. 1 и 2 ст. 9 ФЗ о ГРТД). Хозяйствующий субъект, осуществляющий поставки продовольственных товаров, кроме этого обязан предоставлять доступ к информации о качестве и безопасности поставляемых продовольственных товаров.

При определении условия о цене в договорах купли-продажи и поставки продовольственных товаров стороны договора должны исходить из правил, установленных ч. ч. 4 — 6 ст. 8 ФЗ о ГРТД с учетом государственных требований о регулировании цен, торговых надбавок и торговых наценок.

Соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров (ч. 4 ст. 9 ФЗ о ГРТД). Данное вознаграждение является именно вознаграждением (бонусом, премией) оптовому покупателю в связи с приобретением им достаточно большого количества товаров, оно должно быть включено в цену договора, но не должно отражаться на цене продовольственных товаров. Это условие определяется антимонопольными требованиями к ценообразованию на рынке продовольственных товаров. Однако выплата такого вознаграждения при поставке социально значимых товаров, указанных в перечне, установленном Правительством РФ, согласно ч. 5 ст. 9 ФЗ о ГРТД запрещена, так же как и не допускается включение в цену договора поставки продовольственных товаров иных видов вознаграждения за исполнение хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, условий этого договора и (или) его изменение (ч. 6 ст. 9 ФЗ о ГРТД), так как это может существенно влиять на потребительскую стоимость продовольственных товаров и тем самым ущемлять права потребителей.

ФЗ о ГРТД устанавливает специальные охранительные режимы для производителей товаров, осуществляющих поставки товаров на рынки, и покупателей-перепродавцов в целях защиты их прав и интересов. Так как поставщики заинтересованы быстро продать продовольственные товары из-за возможного истечения срока их годности, большое количество таких товаров продается в кредит, т.е. с условием их оплаты через определенное время после их передачи хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность. В этих случаях ч. 7 ст. 9 ФЗ о ГРТД устанавливает определенные правила сроков оплаты по таким договорам, направленные на защиту интересов поставщиков продовольственных товаров, которые сводятся к следующему:

1) продовольственные товары, на которые срок годности установлен менее чем 10 дней, подлежат оплате в срок не позднее чем 10 рабочих дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность;

2) продовольственные товары, на которые срок годности установлен от 10 до 30 дней включительно, подлежат оплате в срок не позднее чем 30 календарных дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность;

3) продовольственные товары, на которые срок годности установлен свыше 30 дней, а также алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации, подлежат оплате в срок не позднее чем 45 календарных дней со дня приемки таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность.

В целях защиты интересов покупателей-перепродавцов оплата продовольственных товаров в соответствии с перечисленными выше правилами осуществляется перепродавцами при условии исполнения поставщиками обязанности по передаче документов, относящихся к поставкам таких товаров. Если эта обязанность не будет исполнена, покупатель вправе увеличить сроки оплаты поставленных товаров на период предоставления поставщиком указанных документов (ч. ч. 8, 9 ст. 9 ФЗ о ГРТД).

Свобода предпринимательства диктует необходимость расширения прав сторон договора поставки продовольственных товаров в целях максимального обеспечения интересов конечных потребителей. Поэтому ФЗ о ГРТД существенно расширил сферу возможностей торговых посредников и значительно активизировал процесс продвижения товаров на оптовых рынках благодаря включению в сферу товарного оборота механизма уступки права требования. В соответствии с ч. 10 ст. 9 Закона в договоре поставки продовольственных товаров не допускается установление запрета на перемену лиц в обязательстве по такому договору путем уступки требования, а также ответственности за несоблюдение указанного запрета сторонами такого договора. Другими словами, стороны договора поставки продовольственных товаров должны всегда иметь возможность использования механизма уступки права требования, а ответственность за установление ограничения на использование этой возможности также не допускается, так как само по себе такое ограничение признается Законом ничтожным.

Важной новеллой современного законодательства является разделение собственно поставки и купли-продажи продовольственных товаров от рекламных и маркетинговых услуг в этой области. Использование в товарном обороте смешанных договорных конструкций, включающих в себя не только элементы купли-продажи, но также и связанные с нею дополнительные (сервисные) обязательства, существенно снижает эффективность товарного оборота из-за возможных дополнительных претензий, связанных именно с исполнением обязательств, непосредственно не имеющих отношения собственно к купле-продаже товаров. Это совершенно недопустимо в случаях, когда предметом договоров являются продовольственные (зачастую быстро портящиеся) товары.

В этой связи ч. 11 ст. 9 ФЗ о ГРТД устанавливает правило, в соответствии с которым услуги по рекламированию продовольственных товаров, маркетингу и подобные услуги, направленные на продвижение продовольственных товаров, могут оказываться хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг. Более того, ч. 12 ст. 9 ФЗ о ГРТД прямо запрещает включение в договор поставки продовольственных товаров условий о совершении хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность в отношении поставленных продовольственных товаров, определенных действий, об оказании услуг по рекламированию товаров, маркетингу и подобных услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров, а также заключение договора поставки продовольственных товаров путем понуждения к заключению договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code