Глава 13. АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В соответствии с п. 10 ст. 4 ЗоЗК монополистическая деятельность — это злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью. Под монополизированным рынком понимается рыночная структура, характеризующаяся небольшим количеством хозяйствующих субъектов, один из которых (или группа хозяйствующих субъектов, проводящих единую ценовую политику) занимает на этом рынке доминирующее положение в соответствии с Законом «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» <1> (ст. 4), а также с Методическими рекомендациями по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке <2>, а остальные хозяйствующие субъекты не имеют возможности существенного увеличения поставок на рынок <3>.

———————————

<1> Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изм. от 24 июня 1992 г.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1991. N 16. Ст. 499.

<2> Приказ ГКАП РФ от 3 июня 1994 г. N 67 «О направлении методических рекомендаций» // Вестник ВАС РФ. 1994. N 11.

<3> Временные Методические рекомендации ГКАП РФ от 21 апреля 1994 г. N ВБ/2053 «По выявлению монопольных цен» // Экономика и жизнь. 1994. N 23.

 

Антимонопольное законодательство — комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции.

Антимонопольная политика государства — экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке. Пункт 1 ст. 2 ЗоЗК констатирует, что антимонопольное законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о защите конкуренции основываются на Конституции РФ, Гражданском кодексе РФ и состоят из Закона о защите конкуренции и иных федеральных законов.

Сфера применения антимонопольного законодательства определена ст. 3 ЗоЗК, в соответствии с которой антимонопольное законодательство регулирует отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк РФ, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Пункт 2 ст. 2 ЗоЗК устанавливает, что вышеназванные отношения могут также регулироваться постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами федерального антимонопольного органа <1> в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством.

———————————

<1> Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3259.

 

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий <1>, рекламы <2>, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд <3>.

———————————

<1> Статья 5 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» // СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3426.

<2> Статья 33 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» // СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232.

<3> Статья 17 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. I). Ст. 3105.

 

Среди основных федеральных законов антимонопольного законодательства в сфере торговли следует назвать Федеральные законы от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» <1>, от 24 июня 1999 г. N 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» <2>, от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» <3>, от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» <4>, от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» <5>, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ <6>, Федеральные законы от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» <7>, от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» <8>, от 8 января 1998 г. N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» <9>, от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами» <10>, от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» <11>.

———————————

<1> СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3434.

<2> СЗ РФ. 1999. N 26. Ст. 3179.

<3> СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3426.

<4> СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232.

<5> СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. I). Ст. 3105.

<6> СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. I). Ст. 1.

<7> СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1177.

<8> СЗ РФ. 1995. N 48. Ст. 4553.

<9> СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 219.

<10> СЗ РФ. N 30. Ст. 3610.

<11> СЗ РФ. 1995. N 16. Ст. 1316.

 

Вступивший в силу с 1 февраля 2010 г. Федеральный закон N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» <1> (ФЗ о ГРТД) наряду с Федеральным законом от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» является основным правовым регулятором конкурентной среды в сфере торговли, устанавливающим антимонопольные правила для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность и поставки товаров. ФЗ о ГРТД делает акцент на трех основных направлениях антимонопольного регулирования в области торговли: 1) установлении антимонопольных правил для хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки и торговлю продовольственными товарами; 2) формировании системы ограничений для торговых сетей, осуществляющих розничную торговлю продовольственными товарами; 3) регламентации антимонопольных требований к органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности.

———————————

<1> СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 2.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code