12.2. Конкурентная среда и ее роль в товарном обороте

В качестве основополагающих принципов организации конкурентной среды выступают расщепление экономической власти, равенство принципов хозяйствования, многообразие организационных форм хозяйствующих субъектов и наличие рыночной власти как условие реализации предпринимательской функции. Конкурентная среда, с одной стороны, являясь способом поддержания соревновательного взаимодействия субъектов рынка, должна обеспечивать условия равенства, с другой стороны, она представляет собой процесс реализации имеющихся у этих субъектов преимуществ. Такое противоречие является внутренней пружиной развития конкуренции. Поэтому наиболее оптимальным является поддержание конкурентных условий извне, отчего необходимость в упорядочении конкурентной среды государством на законодательной основе становится объективным фактором ее существования <1>.

———————————

<1> См.: Дружинин Л. Конкурентная среда выдавливает интеллигентов из экономики // Конкуренция и рынок. 2005. N 28.

 

Формирование конкурентной среды на товарных рынках как одной из составляющих рыночных отношений имело свои особенности на разных этапах реформирования экономики. На начальной стадии реформ в современной России одновременное проведение мероприятий по приватизации и демонополизации, а также ряд других преобразований привели к ликвидации крупных хозяйственных монополий федерального масштаба и появлению частного предпринимательства, в том числе малого, что послужило основой для создания конкурентной среды на товарных рынках. Вследствие распада СССР разрыв традиционных хозяйственных связей, повышение самостоятельности субъектов Российской Федерации в условиях неравного социально-экономического положения отдельных регионов и некоторые другие факторы способствовали фактическому разделению экономического пространства страны на отдельные, относительно замкнутые региональные и локальные товарные рынки, формированию монополизма на местном и локальном уровнях. На этом этапе региональные власти приоритетным направлением считали удовлетворение потребительского спроса за счет насыщения местных рынков товарами, для чего запрещали вывоз из регионов.

Постепенное насыщение рынков товарами, а также объективные законы развития бизнеса, определяющие стремление к расширению сферы деятельности, способствуют, с одной стороны, ужесточению конкуренции на региональных и локальных рынках в связи с ограниченностью спроса на них, с другой — развитию разнообразных интеграционных процессов. В результате расширились границы товарных рынков: увеличилось число рынков, включающих территории соседних регионов, региональные рынки были преобразованы в межрегиональные. На этой основе и сегодня формируется единое экономическое пространство страны.

Целью государственной политики развития межрегиональных связей и межрегиональных товарных рынков является создание единого экономического пространства Российской Федерации на основе оживления местного производства и оптовой торговли, повышения их конкурентоспособности, расширения ассортимента и увеличения объемов взаимных поставок между регионами.

А.Н. Варламова разделяет все законодательные меры, направленные на возникновение, развитие и поддержку конкуренции, на общие и специальные <1>.

———————————

<1> См.: Варламова А.Н. Правовое содействие развитию конкуренции на товарных рынках: Автореф. дис. … д-ра. юрид. наук. М., 2008. С. 27.

 

Общие меры в свою очередь делятся на стимулирующие, ограничительные и защитные. Стимулирующие конкуренцию меры выражаются в: 1) увеличении количества хозяйствующих субъектов; 2) использовании конкурсных способов заключения договоров; 3) стимулировании повышения качества; 4) во внедрении рыночного механизма предоставления государственной помощи и др. Специальные меры (регулирование цен, лицензирование, создание правил недискриминационного доступа) применяются в отраслях, в которых наряду с конкурентными видами деятельности присутствуют и естественно-монопольные. Применение специальных мер оказывается оправданным также в отраслях, в которых в силу тех или иных причин необходим более жесткий государственный контроль.

Сегодня контроль за состоянием конкурентной среды на рынках осуществляется на основании Приказа ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220 «Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке» <1> (далее — Порядок 2010). Современный Порядок анализа и оценки состояния конкурентной среды представляет собой новую редакцию действовавших ранее Порядка проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарных рынках, утвержденного Приказом ФАС России от 25 апреля 2006 г. N 108 <2>, Приказом МАП России от 20 декабря 1996 г. N 169 <3>, и Методических рекомендаций по определению границ и объемов товарных рынков, утвержденных Приказом ГКАП России от 26 октября 1993 г. N 112 <4>. В качестве его положительных особенностей можно отметить введение этапов определения характеристик товарного рынка, организацию более жесткой структуры аналитического отчета, введение системы критериев, позволяющих принимать однозначные решения по определению границ товарного рынка; уточнены категории продавца и покупателя, потенциальных продавца и покупателя, оптовых и розничных рынков, смежных рынков и вертикально интегрированных хозяйствующих субъектов, взаимозаменяемых по производству товаров. Кроме того, положения нового Порядка определяют условия, которые могут признаваться ограничивающими конкуренцию, а также уточняют, что может рассматриваться в качестве положительного эффекта от совершаемых сделок в социально-экономической сфере.

———————————

<1> БНА ФОИС. 2010. N 34.

<2> БНА ФОИС. 2006. N 32.

<3> БНА ФОИС. 1997. N 3.

<4> Приказ ГКАП России от 26 октября 1993 г. N 112 «О Методических рекомендациях по определению границ и объемов товарных рынков» // Экономика и жизнь. 1993. N 48.

 

В связи с увеличением роли государства в регулировании конкурентных отношений в России сегодня важную роль играет понятие «государственная конкурентная политика», которая представляет собой комплекс последовательных действий, осуществляемых субъектом (субъектами) в отношении определенных объектов с определенной целью, и предполагает установление обязательных правил, поддерживаемых соответствующими механизмами, обеспечивающими соблюдение данных правил хозяйствующими субъектами <1>. Современное состояние государственной конкурентной политики характеризуется рядом особенностей:

———————————

<1> См.: Авдашева С., Шаститко А. Промышленная и конкурентная политика: проблемы взаимодействия и уроки для России // Вопросы экономики. 2003. N 9. С. 18 — 32.

 

1) в структуре органов российской государственной власти нет единого органа, который был бы ответствен за осуществление всего комплекса мер, направленных на создание и развитие конкуренции;

2) в функции ФАС России не входит формирование и осуществление конкурентной политики в части создания и развития конкуренции;

3) нормативные правовые акты в этом отношении не содержат конкретных мер по развитию конкуренции и носят в большей степени декларативный характер;

4) в сфере регулирования конкуренции основной акцент делается на защитных мерах.

Основными направлениями развития конкурентной среды сегодня являются:

1) активное развитие конкуренции на товарных рынках;

2) дальнейшее совершенствование механизмов защиты конкурентных отношений: совершенствование закона о конкуренции, совершенствование санкций за нарушения в сфере конкуренции, создание механизмов защиты пострадавших субъектов;

3) поддержка малого и среднего бизнеса, который напрямую страдает от высокой монополизации и олигополизации рынка;

4) повышение уровня качества продукции;

5) формирование системы информирования участников рынка о возможности использования конкурентного законодательства для защиты своих интересов, отсутствие пропаганды рыночных конкурентных отношений <1>.

———————————

<1> См.: Якунин В.И., Сулакшина А.С., Ахметзянова И.Р. Актуальные проблемы формирования современной государственной конкурентной политики в Российской Федерации // Власть. 2007. N 5.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code