12.1.5. Согласованные действия хозяйствующих субъектов

В соответствии со ст. 8 ЗоЗК согласованными действиями хозяйствующих субъектов являются действия хозяйствующих субъектов на товарном рынке при отсутствии соглашения, удовлетворяющие совокупности следующих условий:

1) результат таких действий соответствует интересам каждого из указанных хозяйствующих субъектов;

2) действия заранее известны каждому из участвующих в них хозяйствующих субъектов в связи с публичным заявлением одного из них о совершении таких действий;

3) действия каждого из указанных хозяйствующих субъектов вызваны действиями иных хозяйствующих субъектов, участвующих в согласованных действиях, и не являются следствием обстоятельств, в равной мере влияющих на все хозяйствующие субъекты на соответствующем товарном рынке. При квалификации согласованных действий также учитываются: поведение на рынке до повышения цены; одномоментность поведения по повышению цены; поведение хозяйствующих субъектов по повышению и удержанию цены на определенном уровне; одномоментное снижение цены <1>.

———————————

<1> См.: Гурин Н.В. Соглашения и согласованные действия в соответствии с антимонопольным законодательством // Туризм: право и экономика. 2007. N 5. С. 31.

 

Согласованные действия субъектов рынка следует отделять от соглашений, направленных на ограничение конкуренции, например, так называемых картельных соглашений или картельных сговоров. Совершение лицами вышеназванных действий по соглашению в соответствии с действующим законодательством о защите конкуренции не относится к согласованным действиям, а является соглашением.

Согласованные действия — это способ координации конкурирующими на рынке субъектами своей деятельности без заключения соглашения о создании картеля.

Примерами антиконкурентных согласованных действий могут быть:

1) «регулярный информационный обмен (например, по факсу) между гостиницами-конкурентами о планируемых ценах на ближайший период с указанием количества номеров, уже забронированных клиентами по таким ценам. Раскрытие конкурентами такой информации друг для друга исключает их соперничество на рынке гостиничных услуг, поскольку снижение любым из участников рынка цены будет немедленно «наказано» остальными участниками (они также снизят цену) и, следовательно, приведет к потерям как для инициатора снижения цены, так и для остальных участников;

2) согласование ценового поведения на товарном рынке за счет анонсирования некоторыми участниками «принципа ценообразования», в основу которого кладется размер цены, установленный конкурентом. Например, компания может установить фиксированную скидку в 5% по сравнению с ценой товара у конкурента — лидера рынка; объявить, что цена на товар не будет повышаться до конца года, если только конкурент — лидер рынка не повысит цену на свой товар;

3) размещение на едином информационном ресурсе в сети Интернет многими участниками рынка информации о направлении и объемах поставок товаров, а также планируемых ценах. Например, если авиакомпании разместят на одном сайте информацию о планируемых на следующее полугодие направлениях перевозок по маршрутам, марках самолетов на маршрутах и ценах на авиабилеты, это позволит им полностью согласовать ценовую политику и помаршрутно разделить рынок пассажирских авиационных перевозок» <1>.

———————————

<1> Конкурентное право России: Учебник / Отв. ред. И.Ю. Артемьев, А.Г. Сушкевич. М.: Изд. дом ВШЭ, 2012. С. 188.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code