12.1.3. Дискриминационные условия доступа на товарный рынок

В соответствии с п. 8 ст. 4 ЗоЗК дискриминационные условия — это условия доступа на товарный рынок, условия производства, обмена, потребления, приобретения, продажи, иной передачи товара, при которых хозяйствующий субъект или несколько хозяйствующих субъектов поставлены в неравное положение по сравнению с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами.

Дискриминационные условия деятельности отдельных субъектов коммерческой деятельности на товарных рынках могут находить свое выражение в:

1) отсутствии организации и проведения торгов на право заключения договоров в тех случаях, когда законодательство требует их <1>;

———————————

<1> См.: Деревягина О.Е. Крупный ущерб как криминообразующий признак недопущения, ограничения или устранения конкуренции // Российский следователь. 2008. N 16. С. 26.

 

2) ценовой дискриминации — предоставление скидок для одних потребителей и отказ в них для других; установление различных премий и вознаграждений особым потребителям; освобождение от уплаты обязательных платежей (например, платы за вход);

3) продаже товара только в определенном ассортименте, продаже в нагрузку, в условиях поставки (например, поставка оборудования только вместе с услугами по проведению его пуско-наладочных работ; продажа компьютеров только вместе с программным обеспечением и расходными материалами; ограничения на осуществление каких-либо действий; неоплачиваемая реклама и др.) <1>.

———————————

<1> См.: Князева И.В. Антимонопольная политика в России: Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Национальная экономика». М.: Омега-Л, 2006. С. 246.

 

Статья 15 ЗоЗК в качестве дискриминационных условий рассматривает акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, вводить ограничения в отношении создания хозяйствующих субъектов, ограничения в осуществлении ими отдельных видов деятельности, и запрещает их принятие.

Понятие дискриминационных условий в некоторых случаях несколько расширяется, и тогда под дискриминационными условиями понимаются также случаи, когда дискриминация осуществляется в формах монополистической деятельности либо такие действия осуществляются с использованием действий, соглашений или согласованных действий органов государственной власти, ограничивающих конкуренцию <1>.

———————————

<1> Концепция правовой политики ТПП РФ на период до 2008 г. (утв. ТПП РФ) // СПС «Гарант».

 

В соответствии с ч. 3 ст. 10 ЗоЗК в целях предупреждения создания дискриминационных условий могут устанавливаться федеральным законом или нормативным правовым актом Правительства РФ правила недискриминационного доступа на товарные рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий, регулирование деятельности которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» <1>, а также к объектам инфраструктуры, используемым этими субъектами естественных монополий непосредственно для оказания услуг в сферах деятельности естественных монополий. На сегодняшний день в некоторых отраслях экономики уже действуют Правила недискриминационного доступа <2>. Необходимы такие правила для регламентирования конкурентных отношений и в сфере торговли.

———————————

<1> Федеральный закон от 17 июля 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» // СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3426.

<2> См., например: Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2003 г. N 710 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования» // СЗ РФ. 2003. N 48. Ст. 4680.

 

Уточнение содержания Правил недискриминационного доступа направлено на повышение уровня доступности информации для потребителей, на определение условий доступа к товарам и услугам субъектов естественных монополий, на применение типовых договоров, что позволит ограничить возможности дискриминации в сферах деятельности субъектов естественных монополий. В соответствии с ч. 3 ст. 10 ЗоЗК Правила недискриминационного доступа должны содержать:

1) перечень товаров, объектов инфраструктуры, к которым предоставляется недискриминационный доступ;

2) перечень информации, позволяющей обеспечить возможность сопоставления участниками соответствующего товарного рынка условий обращения товаров на товарном рынке и доступа на товарный рынок, а также иной необходимой для доступа на товарный рынок и обращения товаров на товарном рынке существенной информации;

3) порядок раскрытия информации о товарах, производимых или реализуемых хозяйствующими субъектами, о стоимости этих товаров и размере платы за доступ на товарный рынок, о возможном объеме производства или реализации этих товаров, о технических и технологических возможностях предоставления этих товаров;

4) порядок возмещения экономически обоснованных расходов хозяйствующих субъектов, указанных в абзаце первом ч. 3 ст. 10 ЗоЗК, на производство и реализацию соответствующих товаров и организацию доступа на товарный рынок;

5) условия проведения конкурсных процедур доступа на товарный рынок, на котором осуществляют деятельность хозяйствующие субъекты, указанные в абзаце первом ч. 3 ст. 10 ЗоЗК, при наличии экономической, технологической или иной возможности, если иные процедуры доступа на товарный рынок не предусмотрены законодательством Российской Федерации;

6) существенные условия договоров и типовые договоры о предоставлении доступа на товарный рынок и к товарам хозяйствующих субъектов;

7) порядок определения потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, установления минимального уровня их обеспечения и очередности предоставления доступа на товарные рынки и к товарам в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом и реализуемом хозяйствующими субъектами, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей;

8) условия доступа на товарный рынок, и к товарам, и к объектам инфраструктуры хозяйствующих субъектов, а в установленных случаях — требования об осуществлении технологических и технических мероприятий, в том числе при технологическом присоединении;

9) требования к характеристикам соответствующего товара, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code