10.5.3. Сюрвейерские и тальманские услуги

Под сюрвейерским обслуживанием морских судов в морских портах понимается деятельность по осмотру судов, грузов и иных объектов морского бизнеса и морского страхования и выдаче заключений об их техническом состоянии, размере повреждений при авариях, мореходности судна и т.д. Сюрвей — это осмотр или инспекция чего-либо. Чаще всего это касается морских судов.

Сюрвейер — технический эксперт, представитель одного из классификационных обществ, где предполагалась регистрация судна. Поле деятельности современных сюрвейеров — это весь транспортный процесс доставки товаров по назначению, контроль за их сохранностью на всех этапах пути, включая перегрузку на разнообразные транспортные средства, а также сами транспортные средства, вовлеченные в этот процесс. Сюрвейеры проводят необходимые замеры и расчеты, фото- и видеонаблюдение, собирают соответствующие документы и советуют клиентам, какие шаги предпринять, чтобы возможные убытки были минимальными. Каждый сюрвейер работает независимо и выпускает сюрвейерский рапорт (отчет) для своего клиента, в котором отмечает последовательно развитие событий, свидетелем которых он был лично, а также анализирует сложившуюся ситуацию, прикладывая к рапорту все необходимые документы.

Целью выполнения такой независимой экспертизы в торговом обороте является проверка качества и количества груза, а также готовность судна к приему груза.

Сюрвейер действует на основании договора возмездного оказания услуг, который он может заключать как с товаровладельцем или товарополучателем, так и с перевозчиком, заинтересованным в представлении отчета грузополучателю, или со страховщиком при возникновении страховых случаев, связанных с морской перевозкой грузов. Сюрвейерская деятельность может оказаться необходимой на любом этапе продвижения товара и использоваться для защиты интересов любого участника продвижения товара: для поставщика может потребоваться подтверждение соответствия качества и количества товара договорным обязательствам или требованиям транспортировки; для перевозчиков важна проверка состояния и качества грузов, принимаемых к перевозке; для транспортных экспедиторов сюрвейерское обслуживание может быть необходимо в целях обеспечения возможности наиболее полного контроля за деятельностью нанятых ими лиц; страховщикам — для оценки степени повреждения товаров во время транспортировки и оценки размера страхового возмещения; для получателя наиболее важным моментом является подтверждение соответствия качества и количества товара контрактным обязательствам, а также его соответствие требованиям, предъявленным к транспортировке. Сюрвейерская деятельность может быть востребована также при заключении узловых соглашений в моменты перевалки грузов с одного вида транспорта на другой для оценки состояния груза и соблюдения условий перевозки. Использование сюрвейерскими компаниями патентованных, апробированных, метрологически выверенных средств обследования товаров позволяет избежать конфликтов между сторонами договоров при приемке грузов и оценке их состояния.

Сюрвейер не является третьим лицом в договоре купли-продажи, договоре перевозки грузов или договоре страхования товаров. Он вступает в договорные отношения с контрагентом только для выдачи квалифицированного экспертного заключения о состоянии подлежащего обследованию груза. Контрагентом сюрвейера может быть любой субъект коммерческих отношений — продавец, покупатель, поверенный, комиссионер, транспортный экспедитор, перевозчик, хранитель и т.д. Результатом проведения сюрвейерского обследования товаров является выдача сюрвейерского рапорта (заключения, отчета) о проделанной работе, о полученных данных и рекомендациях по устранению найденных недостатков и усовершенствованию системы контроля заказчика услуг. В российской практике функции сюрвейера продолжают расширяться, и в настоящее время многие сюрвейеры занимаются еще урегулированием убытков.

Тальманские услуги — это оказываемые на возмездной основе услуги, целью которых является определение количества мест груза во время его погрузки или выгрузки.

Тальман — специалист, осуществляющий подсчет товара при погрузке на судно и выгрузке. Тальманы необходимы в портах при приеме, перевалке и сдаче грузов. Деятельность тальманских контор наиболее востребована в международных морских перевозках и регулируется Инструкцией о порядке приема, сдачи и обеспечении сохранности грузов при перевозках в заграничном сообщении в судах МРФ РСФСР, утвержденной Министерством речного флота РСФСР 24 марта 1977 г. <1>

———————————

<1> Сборник нормативных актов о транспорте. Ч. II. М.: Юрид. лит., 1983.

 

Для подсчета количества грузовых мест товара при погрузо-разгрузочных операциях или на месте хранения груза применяется тальманский счет груза. Тальманский счет груза является разновидностью сюрвейерской экспертизы, направленной прежде всего на определение количества груза и в меньшей степени на определение состояния груза. Для клиента предоставляются ежедневные отчеты (daily tally report), с количественными данными, весом и кратким описанием состояния груза, а также по окончании грузовых операций — список погруженного и выгруженного груза (final tally statement) и тальманский рапорт (tally report). Итогом работы тальмана является тальманская расписка — грузовой документ, удостоверяющий количество груза и его состояние при приеме на судно или сдаче в порту назначения. Тальманская расписка является документом, подтверждающим доставку товара.

В функции тальманов входит:

1) прием и сдача экспортно-импортных, каботажных, местных грузов и багажа в трюмах и на палубе морских и речных судов, на причалах и грузовых складах и участие в их погрузке и выгрузке;

2) осуществление контроля при выдаче грузов грузополучателям, а также при передаче грузов для дальнейшей транспортировки;

3) проверка маркировки и внешнего состояния «мест» груза и багажа;

4) проверка готовности рабочих мест на причалах, осмотр вагонов и контейнеров на пригодность их к погрузке грузов;

5) организация сортировки и подборки грузов в соответствии со сменно-суточным планом;

6) осуществление контроля за соблюдением портовыми рабочими правил погрузки, выгрузки и сохранности грузов в процессе погрузо-разгрузочных работ, складирования грузов, правил техники безопасности;

7) оформление нарядов на фактически выполненную работу, перевозочных документов и ведение учета переработки, приема, отправления грузов и багажа.

Вопросы для самоподготовки

1. Дайте определение понятия «сервисные торговые договоры» и укажите, какие выделяют основные виды сервисных договоров в торговле.

2. Назовите субъектов коммерческих отношений в области перевозки грузов.

3. Дайте определение понятия «коносамент».

4. Что составляет содержание транспортно-экспедиционной деятельности?

5. Назовите основные виды договора транспортной экспедиции.

6. Что такое такелажная компания?

7. Как осуществляется хранение товара на товарном складе?

8. Что такое консигнационный склад?

9. В чем состоят особенности страхования в коммерческой деятельности?

10. Что входит в содержание договора на проведение маркетинговых исследований?

11. Каковы особенности рекламы в коммерческой деятельности?

12. На основе каких договоров осуществляется производство и распространение рекламной продукции?

13. Что такое консалтинг в торговле?

14. В чем состоят основные особенности и каковы отличия договора коммерческой концессии от других коммерческих договоров?

15. Назовите функциональные обязанности логиста.

16. Что понимается под сюрвейерскими и тальманскими услугами?

Рекомендуемая литература

Андреева Л.В. Коммерческое право России. М.: Волтерс Клувер, 2008.

Бекетов Н.В. Понятие конкурентоспособности и его эволюция // Маркетинг в России и за рубежом: Научно-практический журнал. 2007. N 6.

Белоусова Е.Г., Василенкова И.И., Давыдова С.А. и др. Правовое регулирование рекламной деятельности: Комментарии и законодательство. М., 2001.

Береславская Д. Цепь поставок: проверка на прочность // Риск-менеджмент. 2008. N 11 — 12.

Бесфамильная Л.В., Грызенкова Ю.В., Ситнер В.В. Применение страхования в системе управления рисками на предприятиях оптовой торговли // Организация продаж страховых продуктов. 2007. N 2.

Гафарова Г.Р. Защита прав потребителей: Учеб. пособие. М., 2008.

Глазунова В.В. Торговая реклама. М., 1976.

Гражданское право: В 4 т. / Под ред. Е.А. Суханова. М., 2006.

Зоркольцев Р. Наружная реклама: исполнение договора на оказание рекламных услуг // Хозяйство и право. 2012. N 1.

Каткова М.Н. Франчайзинг как способ организации и осуществления предпринимательской деятельности: понятие и правовые основы // Предпринимательское право. 2011. N 2.

Кожинов В.Я. Налоговый учет в торговле. М., 2009.

Кузнецова Н.В. Правовые основы информационного обеспечения в области торговой деятельности // Предпринимательское право. Приложение. 2012. N 2. С. 35 — 39.

Кокин А.С. Международная морская перевозка груза: право и практика. 2-е изд. М.: Инфотропик Медиа, 2012.

Мельгунов В.Д. Административно-правовое регулирование и административно-правовые режимы в сфере предпринимательской деятельности. М., 2008.

Невешкина Е.В. Управление финансово-товарными потоками на предприятиях торговли // СПС «Гарант».

Нечуй-Ветер В.Л. Основания возникновения обязательств по оказанию рекламных услуг // Юрист. 2002. N 9.

Орлова Е.В. Особенности продажи товаров в кредит в розничной торговле // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2007. N 5.

Правовое регулирование рекламы в средствах массовой информации: Методические материалы к междисциплинарному курсу / Авт.-сост. Т.М. Смыслова; под ред. А.К. Симонова. М., 2004.

Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М., 2010.

Пятницкий И.Н. Правовое регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации: Учеб. пособие. Воронеж, 2005.

Семенихин В.В. Торговля: Энциклопедия. М., 2009.

Стуков С. Логистика и организация производства // Финансовая газета. 2001. N 7.

Феофанов О.А. Реклама: новые технологии в России. СПб., 2001.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code