10.5.2. Услуги логистики

Логистика — это управление материальными и информационными потоками в процессе товародвижения. В зависимости от функциональной направленности деятельности существует несколько направлений логистики — транспортная, сбытовая, закупочная, складская и производственная (последняя включает в себя в той или иной степени все предыдущие направления). Логисты (или менеджеры цепочки поставок) — это специалисты, которые контролируют все потоки, или «цепочку поставок», от анализа товарных запасов и заказа товара до транспортировки и поставки конечному потребителю.

Функциональные обязанности логиста варьируются в зависимости от специфики рабочего места, поэтому следует выделить лишь основные и типичные обязанности: 1) работа с поставщиками и клиентами (оптимизация процессов доставки, хранения и отгрузки товара); 2) подготовка первичной документации, ее систематизация и формирование реестров; 3) формирование и размещение заказа; 4) составление и подача документов в разрешительные органы; 5) взаимоотношения с таможенными органами; 6) контроль и координация работы склада, транспортной службы; 7) прогнозирование оптимальных закупок (вместе с отделом продаж); 8) маршрутизация грузов.

Целью логистики в торговле является управление товаропотоками в сферах товарного обращения. Логистика в системе оптовой торговли выполняет основные функции, необходимые для осуществления продвижения товаров: заказ товаров, их приобретение и доставка, информационное сопровождение, хранение, сортировка и в итоге — реализация товаров. Использование логистики в оптовой торговле осуществляется по нескольким направлениям. Прежде всего логистика необходима для развития системы оптовой торговли. Другим направлением использования преимуществ логистики в оптовой торговле является совершенствование внутрискладских и товаротранспортировочных систем.

Логистическое сервисное обслуживание оптовой торговли является одним из основных видов деятельности оптовых торговых предприятий и выполняет функции по хранению товаров, их транспортировке, экспедированию грузов, фасовке, обработке, сортировке, упаковке, маркировке товаров и др. Важной функцией логистических систем в оптовой торговле является подбор ассортимента товаров, пользующихся наибольшим спросом, что позволяет минимизировать затраты и оптимизировать продажи оптовым торговым организациям. Серьезным преимуществом логистических систем в торговле является возможность «торговли со склада». Осуществление складских торговых программ позволяет оптовым продавцам быстро доставлять товар в розничные сети оптовым потребителям, что способствует снижению затрат и издержек. Эта форма торговли имеет существенный недостаток, связанный с необходимостью несения оптовыми продавцами издержек, связанных с хранением партий товаров.

Применение логистических систем в торговле требует интеграции участников оптовых рынков, выработки постоянных партнеров, интенсивной работы с информацией, согласованного планирования деятельности различных субъектов товарных рынков. Это приводит в современных условиях к возникновению логистических интегрированных сетевых структур, которые позволяют создавать на обслуживаемой территории одновременно несколько распределительных центров и заключать договоры со сторонними специализированными логистическими компаниями на осуществление операций, связанных с перевозкой и экспедированием грузов.

Использование логистики на товарных рынках позволяет существенно повысить эффективность торговли за счет:

1) сокращения транспортных расходов вследствие высокой согласованности участков в вопросах использования транспорта;

2) сокращения запасов в торговых цепях товарооборота, которое достигается за счет применения современных технологий контроля состояния запасов; высокой степени согласованности участников в вопросах своевременного пополнения запасов; перераспределения запасов между оптовой и розничной торговлей и сосредоточения запасов в оптовом звене;

3) ускорения оборачиваемости капитала, которое достигается за счет оптимизации сквозных процессов размещения и выполнения заказов.

4) сокращения затрат, связанных с грузовыми перевозками;

5) максимального использования площадей и объемов организаций оптовой торговли путем перемещения части подготовительных операций (фасовки, маркировки, проставления цен и др.) на более ранние стадии товародвижения и резкого сокращения общего количества запасов товаров на складах.

Услуги специализированных логистических операторов осуществляются на основании договора возмездного оказания услуг по правилам гл. 39 ГК РФ. В случае, когда фактические действия логиста составляют операции по хранению товара, его перевозке, транспортной экспедиции, организации взаимодействия с иными субъектами сервисных служб, такие договоры носят характер смешанных и в соответствующих элементах подлежат регулированию специальными нормами части второй ГК РФ и федеральным законодательством.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code