10.4.3. Информационно-консультационные услуги (консалтинг) в торговле

Консультационные услуги в торговле — это предоставление потребителям информации, консультаций и экспертиз различных видов коммерческой деятельности. Субъекты коммерческой деятельности привлекают консультантов по разным причинам: с целью получить профессиональную информацию или специальные услуги в сфере распространения товара, наладить новые деловые контакты, провести диагностику рынков, спланировать организационные изменения в работе торгового предприятия, провести обучение или тренинги для сотрудников. Разнообразие задач определяет вариативность инструментов и приемов, используемых консультантами, а также многообразие форм сотрудничества между консультантами и клиентами.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1.1) в подгруппе 74.13.2 к консультированию по вопросам коммерческой деятельности и управления относит следующие виды деятельности: консультирование по вопросам управления финансовыми ресурсами предприятия, кроме консультирования по вопросам налогообложения, автоматизации бухгалтерского учета и внедрения информационных технологий; оценку стоимости имущества, оценку предпринимательских рисков; консультирование по вопросам управления маркетингом; консультирование по вопросам управления; консультирование по вопросам управления в области сельского хозяйства, например консультирование агрономами и экономистами фермеров и т.п.; предоставление услуг по обеспечению связей с общественностью; разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов; руководство проектами, кроме строительных: координацию и надзор за расходованием ресурсов, подготовку графиков выполнения работ, координацию работы субподрядчиков; контроль за качеством выполняемых работ и предоставление прочих услуг, связанных с управлением предприятием.

Совершенно очевидно, что большинство положений указанного перечня широко используется в коммерческой деятельности. Целью оказания консультационных услуг в сфере торговли являются анализ информации в области товарных рынков, разъяснение существующих правовых норм и деловых обыкновений и выработка соответствующих рекомендаций. Консультационные услуги могут совмещаться с юридическими, информационными и иными видами услуг, осуществляемыми на возмездной основе. Консультационные услуги в сфере торговли должны оказываться специализированными информационно-консультационными агентствами или консалтинговыми компаниями. Такие консультации проводятся в разных формах: в виде устного или письменного консультирования, проведения группового консультирования путем организации общих и корпоративных семинаров, посредством чтения лекций, «горячих линий» по телефону, с помощью Интернета и т.д.

Основными направлениями в сфере коммерческой деятельности, по которым осуществляют консультирование консалтинговые фирмы, является выявление: 1) потребностей клиентов; 2) клиентских групп, имеющих аналогичные потребности; 3) направлений изменения товаров и услуг, удовлетворяющих текущие и перспективные потребности клиентов; 4) направлений изменения технологий разработки, производства, позиционирования и дистрибуции товаров на рынках.

Консультационные услуги отличаются от образовательных тем, что их оказывают организации, не имеющие специальной лицензии на такую деятельность в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании». Консультационные услуги отличаются от информационных услуг более глубокой целенаправленностью, аналитическим диапазоном и конкретизацией применительно к условиям сферы коммерческих отношений.

Договор об оказании консультационных услуг регулируется по правилам гл. 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг», из которой вытекают все права и обязанности его сторон. В отличие от маркетинговых исследований консультационные услуги оказываются консультантами исходя из предоставляемой им информации, в их задачи не входит изучение рынков и ситуации на них. Основой работы консалтинговых организаций является анализ предоставляемых им документов, отчетов и иных средств информации, который позволяет сделать выводы, необходимые заказчику, и предложить ему соответствующие рекомендации.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code