10.4.1. Договор на проведение маркетинговых исследований

10.4. Информационное обеспечение торговли

10.4.1. Договор на проведение маркетинговых исследований

Маркетинговое исследование — это систематическое определение круга информации, необходимой в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, ее сбор, анализ и отчет о результатах.

Для проведения маркетинговых исследований необходимы определенные навыки и методики, которыми оптовые продавцы не владеют в совершенстве. Поэтому им приходится обращаться к специализированным организациям, проводящим маркетинговые работы. Деятельность по изучению сложившегося состояния рынка и определению тенденций к его изменению позволяет организации или предпринимателю наиболее оптимально выстроить свой бизнес. Торговые организации могут проводить эти работы самостоятельно, но все чаще они прибегают к услугам специализированных фирм — маркетинговых компаний.

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1.1) <1> в подгруппе 74.13.1 относит к маркетинговым исследованиям исследования характеристик рынка и внутренних действительных и потенциальных возможностей производственной или посреднической деятельности фирмы с целью анализа структуры и закономерностей динамики рынка и обоснования мероприятий по более эффективной адаптации производства, технологий и структуры фирмы, а также выводимой фирмой на рынок продукции или услуг к спросу и требованиям конечного потребителя. Исследование рынка предполагает определение размера и характера рынка, расчет его реальной и потенциальной емкости, анализ факторов, влияющих на его развитие, учет специфических особенностей анализа товарных и региональных рынков, определение степени их насыщенности, сегментацию рынка и определение основных типов потребителей, исследование мощности торгово-сбытовой (товарно-проводящей) сети, обслуживающей данный рынок, наличие розничных и оптовых торговых предприятий, обеспеченность торговыми складскими и вспомогательными помещениями, а также анализ внешних факторов развития рынка.

———————————

<1> Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2007 г. N 329-ст «О принятии и введении в действие Изменения 1/2007 ОКВЭД к Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1), Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2007 (КПЕС 2002)» // Национальные стандарты. 2008. N 2.

 

Международный кодекс маркетинговых исследований <1> под термином «маркетинговые исследования» понимает систематический сбор и объективную запись, классификацию, анализ и представление данных, относящихся к поведению, потребностям, отношениям, мнениям, мотивациям и т.д. отдельных личностей, предприятий, государственных учреждений в контексте их предпринимательской, экономической, общественной, каждодневной деятельности.

———————————

<1> Принят Международной торговой палатой и Европейским обществом по изучению общественного мнения и маркетинга в 1976 г., см.: http://www.infowave.ru/lib/pocket/esomar.

 

Маркетинговые исследования осуществляются по следующим направлениям:

— возможности и перспективы ведения коммерческих торговых операций;

— определение действующих и потенциальных конкурентов на региональных рынках и общая характеристика условий их работы (источники товара, наличие снабженческо-сбытовой сети, условия хранения товара и т.д.);

— общая характеристика особенностей продвижения товаров конкурентами (объем реализуемых товаров, предложения, качество, цены, сервис, расчеты и т.д.);

— расчеты прогнозируемых цен на товары, сведения об их динамике за определенный период;

— степень развития собственной рыночной инфраструктуры (транспорт, склады, сети, связи и т.д.);

— степень развития региональной коммерческой инфраструктуры (биржи, оптовые торги, аукционы, посредники);

— определение спроса на товары и перспективы его развития;

— сведения о потенциальных покупателях товаров;

— возможность, целесообразность и эффективность проведения рекламных кампаний;

— прогноз состояния конъюнктуры на определенный в договоре срок;

— состояние и практика применения хозяйственного законодательства, а также культура потребления товаров и степень развития регионального предпринимательства.

Маркетинговые исследования могут осуществляться как самими оптовыми продавцами, так и специализированными маркетинговыми компаниями, которые осуществляют свою деятельность на основании договора на проведение маркетинговых исследований. Квалификация этого вида договорных обязательств до сегодняшнего дня не определена: одни исследователи относят этот вид обязательств к обязательствам по оказанию услуг <1>, другие — к обязательствам по выполнению работ <2>. Как известно, основным отличием обязательств, направленных на оказание услуг, от обязательств, направленных на выполнение работ, является наличие некоего материального результата, который имеет место при выполнении работ и отсутствует при оказании услуг. При проведении маркетинговых исследований такой материальный результат налицо, на его получение и рассчитывает заказчик, заключая договоры о проведении маркетинговых исследований. В виде результата работ по проведению маркетинговых исследований выступает отчет о результатах проведения маркетинговых исследований. В соответствии со ст. 33 Международного кодекса маркетинговых исследований в этот отчет должна быть включена информация по следующим группам сведений:

———————————

<1> См.: Андреева Л.В. Коммерческое право России. С. 35, 46.

<2> См.: Пугинский Б.И. Коммерческое право России. С. 268.

 

1) основные данные: для кого и кем проводилось исследование; цель исследования; имена субподрядчиков и консультантов, проводивших любую существенную часть исследования;

2) предмет исследования: описание предполагаемого и фактического охвата проблем; размер, характер и география распространения предмета исследования, как запланированные, так и фактически полученные данные, объем собранных данных, полученных о предмете исследования; детали метода изучения предмета исследования, а также использованные методы взвешивания (оценки); комментарии по поводу возможного искажения результатов из-за отсутствия ответов на заданные вопросы;

3) сбор данных: описание метода, с помощью которого проводился сбор информации (личное интервью, письменные анкеты или телефонные интервью, групповое обсуждение, использование механических записывающих устройств, наблюдение или другие методы); точное описание штата сотрудников, проводивших полевые исследования, методы контроля за качеством проведения полевых исследований; методы привлечения информаторов и общая характеристика использованной мотивации, обеспечивающей сотрудничество информаторов с исследователями; период времени, когда проводились полевые исследования; в случае кабинетных исследований точное указание источников информации и их надежность;

4) представление результатов: важнейшие выводы, полученные в результате исследования; база вычисленных процентов с четким указанием базы весового и невесового методов; общие указания относительно статистических границ допустимых погрешностей в отношении основных итогов, а также статистически значимых различий между ключевыми параметрами; использованные анкеты и другие важные материалы (или в случае совместного исследования в той части, которая касается предмета исследования).

Как верно указывает Б.И. Пугинский, договор о проведении маркетинговых исследований имеет много общего с договором подряда на выполнение проектных и изыскательских работ <1>. Хотя по общему правилу договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ применяется в основном в сфере капитального строительства, это совершенно не следует из содержания § 4 гл. 37 ГК РФ, в котором не упоминаются работы по строительству, а регламентируется правовое регулирование деятельности по разработке технической документации и выполнению изыскательских работ. Таким образом, сфера применения этого вида договора достаточно широка и определяется общей правовой целью деятельности, являющейся объектом договорного обязательства, — проектирование чего-либо и исследование чего-либо. Конкретный предмет исследования определяется при заключении конкретного договора вне зависимости от сферы его применения. В сфере рыночных отношений в секторе торговли такого рода договорная модель может принимать форму договора на проведение маркетинговых исследований. Если расценивать договор на проведение маркетинговых исследований как разновидность договора на выполнение изыскательских работ, к такому договору должны применяться правила правового регулирования подрядных отношений § 4 гл. 37 ГК РФ. Особенность договора на проведение маркетинговых исследований заключается в том, что маркетинговая компания как профессионал может принимать непосредственное участие в формировании задания заказчика на проведение маркетинговых исследований. В этом случае задание приобретает юридическую силу для исполнителя с момента подписания его заказчиком.

———————————

<1> См.: Пугинский Б.И. Коммерческое право России. С. 268.

 

В соответствии со ст. 760 ГК РФ в обязанности маркетинговой компании входит выполнение маркетинговых исследований в соответствии с заданием и договором; согласование готовой отчетной документации с заказчиком; передача ему отчета о результатах проведения маркетинговых исследований. Заказчик маркетинговых исследований соответственно обязан уплатить подрядчику установленную цену полностью после завершения всех работ или уплачивать ее частями после завершения отдельных этапов работ; использовать данные полученного отчета только на цели, предусмотренные договором, не передавать полученную информацию третьим лицам и не разглашать содержащиеся в ней данные без согласия исследовательской фирмы; оказывать содействие в выполнении маркетинговых исследований в объеме и на условиях, предусмотренных в договоре; возместить маркетинговой компании дополнительные расходы, вызванные изменением исходных данных для выполнения маркетингового исследования вследствие обстоятельств, не зависящих от нее.

При обнаружении недостатков в полученном отчете маркетинговая компания по требованию заказчика обязана безвозмездно переделать отчет о результатах маркетинговых исследований, а также возместить заказчику причиненные убытки, если законом или договором подряда на выполнение проектных и изыскательских работ не установлено иное. При применении мер ответственности при обнаружении недостатков выполненных маркетинговых работ к неисправной стороне обязательства могут быть применены правила ст. 723 ГК РФ, регулирующей ответственность подрядчика за ненадлежащее качество работы. В практической деятельности следует иметь в виду, что для упрощения разрешения конфликтов между сторонами договора на проведение маркетинговых исследований желательно, чтобы в тексте договора было отражено согласованное решение сторон о применении к их отношениям правил гл. 37 ГК РФ о договоре подряда.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code