10.2.2. Транспортная экспедиция

Многие оптовые продавцы прибегают к использованию договорной модели транспортной экспедиции, что связано с несколькими факторами: отсутствием необходимых для организации транспортировки товаров специализированных работников (например, грузчиков, шоферов, логистов и др.); отсутствием необходимости в этом случае привлечения дополнительных посредников и агентов, а также в связи с тем, что экспедиторы при любых обстоятельствах действуют в интересах клиента. Целью транспортно-экспедиционного обслуживания является освобождение хозяйствующих субъектов от необходимости выполнять многочисленные и трудоемкие операции, связанные с отправкой, транспортировкой и получением грузов, а также заключать договоры на перевозку с каждым отдельным видом транспорта. Наличие посредника между оптовым продавцом и транспортными организациями позволяет коммерсантам значительно сэкономить время и средства, тем самым увеличив свою прибыль.

Отношения, возникающие в связи с заключением договора транспортной экспедиции, регулируются гл. 41 ГК РФ, Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», а также Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554.

По договору транспортной экспедиции экспедитор обязуется за вознаграждение за счет клиента-грузоотправителя или грузополучателя осуществить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза.

Транспортно-экспедиционная деятельность предприятий торговли — это деятельность по организации перевозок товаров любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок товаров.

Экспедитор — это физическое или юридическое лицо, которое по поручению других физических или юридических лиц осуществляет посредническую деятельность при транспортировании грузов как внутри страны, так и за ее пределами либо по поручению вышеуказанных лиц осуществляет транспортирование от своего имени и выполняет все необходимые вспомогательные операции.

Экспедиторы являются организаторами перевозочного процесса и могут обеспечить своевременную перевозку товаров с наименьшими затратами по принципу «от двери до двери», т.е. от склада отправителя до пункта потребления товара, без участия продавца и покупателя, способствуя за счет этого ускорению оборачиваемости капитала промышленных или торговых предприятий, а также рациональному использованию средств транспорта.

Деятельность транспортных экспедиторов регламентирована: 1) ГК РФ; 2) Федеральным законом от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» <1>; 3) Правилами транспортно-экспедиционной деятельности <2>.

———————————

<1> Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» // СЗ РФ. 2003. N 27 (ч. I). Ст. 2701.

<2> Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554 «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности» // СЗ РФ. 2006. N 37. Ст. 3890.

 

Содержание транспортно-экспедиционной деятельности составляют следующие виды услуг: 1) организация перевозки товаров транспортом и по маршруту, избранному предприятием торговли, общественного питания или клиентом; 2) заключение от имени клиента или от имени предприятия торговли, общественного питания договоров перевозки товаров; 3) обеспечение отправки и получения товаров.

Особенно важна деятельность экспедиционных компаний в интермодальной системе доставки товаров (в прямом смешанном сообщении) несколькими видами транспорта по единому перевозочному документу с передачей товаров в пунктах перегрузки с одного вида транспорта на другой без участия товаровладельца. Экспедитор является гарантом и организатором взаимодействия всех звеньев транспортной цепи.

Договор транспортной экспедиции относится к договорам об оказании услуг. Эти услуги носят разнообразный характер: организация перевозки грузов любыми видами транспорта по маршруту, выбранному или экспедитором, или клиентом; обеспечение отправки и получения груза; получение необходимых для экспорта или импорта документов, соблюдение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение и получение груза в пункте назначения. Качество услуг, оказываемых экспедитором, кроме условий договора, должно соответствовать требованиям нормативных правовых актов в области транспортно-экспедиционной деятельности и положениям национальных стандартов РФ <1>. Некоторые виды транспортно-экспедиционной деятельности, такие, например, как погрузочно-разгрузочная деятельность в морских портах или на железнодорожном транспорте, в соответствии с Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» подлежат обязательному лицензированию.

———————————

<1> См., например: Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования ГОСТ Р 52298-2004. Утвержден Приказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2004 г. N 148-ст. М.: ИПК «Изд-во стандартов», 2005; Экспедиторские услуги на железнодорожном транспорте: Общие требования ГОСТ Р 51133-98. Утвержден Постановлением Госстандарта России от 23 января 1998 г. N 14. М.: ИПК «Изд-во стандартов», 1998.

 

В зависимости от конечной цели заключения договора транспортной экспедиции различаются несколько видов такого типа договоров.

1. Договор об обеспечении доставки груза — самая распространенная модель транспортно-экспедиционного договора, в соответствии с которой экспедитор принимает на себя всю полноту ответственности за процесс транспортировки товаров — от получения груза у грузоотправителя до выгрузки и сдачи его получателю. Клиент полностью освобождается от всех действий, связанных с перевозкой груза. Ответственность за доставку перед клиентом несет сам экспедитор. Такой договор максимально удобен для организаций, не имеющих собственных отделов логистики.

2. Договор транспортно-экспедиционного обслуживания — это особый вид договора об обеспечении доставки груза, но заключаемый на длительный срок. Организациям оптовой торговли, которые регулярно отправляют партии грузов, выгодно стать абонентом транспортной компании, так как годовое обслуживание предусматривает скидки и соответственно снижение затрат на перевозку.

3. Договор о доставке груза до места нахождения перевозчика. В некоторых случаях субъектам торговой деятельности может быть выгодно заключение договора с крупной транспортной компанией, которая имеет филиал в том регионе, куда они отправляют товар. В обязанности экспедитора в данном случае входят: загрузка транспортного средства на складе грузоотправителя, доставка груза до пункта отправления перевозчика и сдача его перевозчику, а также приемка на станции назначения, доставка и выгрузка на складе конечного получателя. В качестве клиента в этой модели могут выступать как грузоотправитель, так и грузополучатель, в зависимости от условий поставки, определенных сторонами в договоре.

4. Договоры об отдельных транспортно-экспедиционных услугах заключаются, как правило, небольшими компаниями, которые специализируются на каком-либо одном виде деятельности, например погрузочно-разгрузочных работах, сопровождении грузов и их охране в пути следования или таможенном оформлении и т.п. Данный договор квалифицируется как договор об оказании услуг, связанных с процессом перевозки груза. Такие договоры могут быть как разовыми, так и длящимися, с подписанием отдельного документа-приложения на каждую заявку клиента.

В случаях, когда условиями договора транспортной экспедиции предусмотрено, что экспедитор должен заключать от имени клиента договоры с третьими лицами, а также выполнять от имени клиента другие обязанности, связанные с выполнением договора транспортной экспедиции, клиент должен выдать экспедитору доверенность. По исполнении договора транспортной экспедиции или при прекращении договора транспортной экспедиции до его исполнения экспедитор обязан без промедления возвратить клиенту доверенность, срок действия которой не истек.

Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить у клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос. Экспедитор вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента. Экспедитор действует на основании экспедиторских документов, которые определяют перечень и условия оказания транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции. Экспедиторскими документами являются:

1) поручение экспедитору, которое определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции. В нем должны содержаться достоверные и полные данные о характере груза, его маркировке, весе, объеме и количестве грузовых мест;

2) экспедиторская расписка, подтверждающая факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя. Она выдается клиенту при приеме груза и наделяет экспедитора правами владения грузом до момента его передачи клиенту или указанному им грузополучателю по окончании перевозки;

3) складская расписка, которая подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение.

При перевозках груза в международном сообщении сторонами договора транспортной экспедиции может быть определена возможность использования иных экспедиторских документов, например, таких как поручение на отправку экспортных грузов; разрешение на погрузку (shipping permit, loading permit); экспедиторский коносамент перевозки груза в смешанном сообщении ФБЛ (negotiable FIATA multimodal transport bill of lading); маршрутная карточка (equipment interchange receipt (container) condition report) и др. Экспедиторские документы являются неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции и составляются в письменной форме. Порядок оформления и формы экспедиторских документов утверждаются Министерством транспорта РФ <1>.

———————————

<1> Приказ Минтранса России от 11 февраля 2008 г. N 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов» // БНА ФОИС. 2008. N 15.

 

Клиент обязан своевременно предоставить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, и документы, необходимые для осуществления таможенного, санитарного контроля, других видов государственного контроля. Клиент обязан выплатить вознаграждение, причитающееся экспедитору, а также возместить ему расходы, понесенные в его интересах.

В соответствии со ст. 803 ГК РФ, п. 1 ст. 6 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» экспедитор и клиент за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются гл. 25 ГК РФ. Статья 7 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» ограничивает ответственность экспедитора по возмещению реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение или порчу груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если экспедитор не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. В договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза. Экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора.

Клиент (торговая организация) несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением обязанности по предоставлению ему необходимой информации. Если клиент необоснованно откажет экспедитору в возмещении расходов, возникших у последнего при исполнении обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, то ему необходимо не только компенсировать расходы, но и уплатить штраф в размере 10% от суммы этих расходов (п. 1 ст. 10 Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности»).

Если экспедитор привлекает к исполнению обязательства третье лицо, например перевозчика грузов, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, возложенного на третье лицо, не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом по договору транспортной экспедиции (ст. 805 ГК РФ). Ответственность экспедитора перед клиентом в этих случаях определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции как до начала срока течения договора, так и во время течения договора, предупредив об этом другую сторону в разумный срок. При одностороннем отказе от исполнения договора сторона, заявившая об отказе, обязана возместить другой стороне убытки, вызванные расторжением договора.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code