10.1. Понятие и система сервисных обязательств

Глава 10. СЕРВИСНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА В КОММЕРЧЕСКОМ ОБОРОТЕ

10.1. Понятие и система сервисных обязательств

Оптовая торговля не состоит исключительно из цепочки последовательных перепродаж товара от его производителя до конечного потребителя. В процессе осуществления торговой деятельности товар нуждается в физическом перемещении в пространстве, накапливании на складах, определенных условиях хранения, сортировке в партии, погрузке, охране и многих других необходимых действиях, без осуществления которых доставка его до конечного потребителя в итоге оказалась бы невозможной. Все эти действия в сфере торговли, где действуют профессиональные предприниматели, осуществляются на договорной основе. Гражданско-правовые договорные конструкции составляют не только ядро операций по купле-продаже товаров, но также совершенно необходимы для обеспечения реализации товаров на оптовых рынках. Эти договоры выполняют функции обслуживания потребностей рыночных торговцев, поэтому их можно характеризовать как «сервисные» (обслуживающие) торговые обязательства.

В связи с тем что договорные конструкции, предстающие в торговом обороте как сервисные обязательства, широко используются в гражданском праве, следует отметить ряд их отличительных особенностей в коммерческом праве:

1) объектом сервисных договорных обязательств в торговле являются различные действия, не направленные непосредственно на реализацию товаров, т.е. на заключение и исполнение отчуждательных договоров. Таким образом, все договорные модели, направленные на передачу имущества в собственность или во временное пользование, поименованные в ГК РФ, не включаются в систему сервисных торговых договоров. Ряд обязательств, широко используемых в торговле, направлен на выполнение работ (например, маркетинговые работы, такелажные работы и др.). Другие виды сервисных договоров по своей правовой природе являются обязательствами по оказанию услуг (хранение, страхование, логистика и т.д.);

2) материальным предметом сервисных торговых обязательств всегда является предмет отчуждательных коммерческих договоров — товар. Этот признак является критериальным для дифференциации торгового обязательства от обязательства иного вида. Эти виды договоров не просто связаны с торговым оборотом, но и обслуживают те виды имущества, которые являются предметами торгового обращения;

3) все виды сервисных договорных обязательств являются дополнительными (вспомогательными) по отношению к обязательствам, связанным с отчуждением товаров. Однако это означает, что все эти договоры носят признаки акцессорных (зависимых) сделок по отношению к договорам купли-продажи. Из этого следует важный вывод, что действительность сервисных договоров не зависит от действительности соответствующих договоров купли-продажи. С другой стороны, сервисные обязательства могут являться элементами составных договорных конструкций, например договоров в пользу третьего лица или обязательств с участием третьего лица, таких, к примеру, как договор перевозки грузов;

4) важным отличием сервисных обязательств является то, что они не имеют непосредственного отношения к смене собственников товара. Эти обязательства протекают параллельно с обязательствами по купле-продаже, абсолютно не соприкасаясь с ними в сфере вещных прав собственности на товары;

5) сервисные договоры соответствуют всем признакам коммерческих договоров: это обязательства возмездные, встречные, направленные на извлечение прибыли, обеими сторонами которых являются профессиональные предприниматели;

6) эти обязательства отличаются тем, что они направлены на достижение специальной цели — продвижение товаров на оптовых рынках, которое осуществляется посредством: физического перемещения товаров; обеспечения их сохранности, качества и безопасности; организации товаропотоков и оптимизации сбыта товаров.

По юридико-экономическому признаку, а также по своей направленности сервисные обязательства бывают двух видов: направленные на выполнение работ и на оказание услуг. Работы в свою очередь могут иметь материальный результат (отчет при проведении маркетинговых исследований, рекламный продукт), а могут и не иметь такового (такелажные работы, погрузочные работы). Услуги, осуществляемые в сфере торговли, могут представлять собой деятельность по хранению товаров, их страхованию, по перевозке грузов, логистике, транспортной экспедиции, коммерческой концессии и др.

Более наглядной является классификация сервисных торговых обязательств по их функциональной направленности:

1) транспортные обязательства. К этой группе относятся все виды грузовых перевозок, такелажные и погрузочно-разгрузочные работы, а также связанные с этим договоры транспортной экспедиции. К разряду транспортных обязательств в торговле также относятся транспортные услуги транспортных организаций за перевозку товаров (перевозка, подача вагонов, взвешивание грузов и пр.); услуги организаций по погрузке товаров в транспортные средства и выгрузке из них, экспедиционные операции и другие услуги;

2) обязательства, направленные на обеспечение материальных интересов собственников товаров. Эта группа сервисных обязательств имеет целью сохранение товаров в процессе их продвижения к конечному потребителю. Сохранность товаров находится в непосредственной связи с обеспечением их безопасности, которая включает не только необходимость соблюдения требований, связанных непосредственно с хранением товаров, но также и услуги по их охране. Существенное значение в обеспечении качества товаров должно уделяться условиям их хранения и транспортировки, исполнению требований государственных стандартов и регламентов, установленных законом. Материальные интересы собственников защищаются не только посредством обеспечения сохранности товара, но и путем осуществления услуг по их страхованию, а также по страхованию ответственности как самих продавцов, так и коммерческих представителей и исполнителей сервисных обязательств;

3) обязательства, направленные на организацию товаропотоков и осуществление контроля движения товаров. Основу этой группы договоров составляют так называемые организационные договоры <1>, целью которых является обеспечение общих условий взаимосвязанной деятельности субъектов торговли. К такого рода обязательствам относятся договоры о взаимосвязанной деятельности субъектов рынка, договоры на организацию сбыта товаров и обеспечение материальными ресурсами, обязательства по организации перевозок и узловые соглашения, соглашения органов государственной и муниципальной власти с субъектами рынка по организации торговой деятельности и многие другие виды соглашений. Особым видом этой группы отношений являются услуги в области логистики, направленные на управление материальными и информационными потоками в процессе товародвижения;

———————————

<1> См.: Пугинский Б.И. Коммерческое право России. С. 313 — 321.

 

4) обязательства, направленные на информационное обеспечение торговли. К числу таких сервисных обязательств относятся работы по проведению маркетинговых исследований возможности осуществления и оптимизации продаж различных видов товаров; разработка, производство и распространение рекламной продукции, информационно-консультативное обеспечение торговой деятельности, направленное на доведение информации до субъектов торговой деятельности, проведение консультаций и экспертиз в отношении различных видов товаров и коммерческой деятельности; а также договор коммерческой концессии, предназначенный для передачи делового опыта, навыков и знаний в определенной области коммерческой деятельности с предоставлением возможности пользования фирменным наименованием, товарными знаками и ноу-хау их правообладателя.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code