9.2.3. Агентирование

Агентским договором является договор, рассчитанный на предпринимательские отношения, охватывающий в равной мере совершение соответствующей стороной как юридических, так и любых иных действий за счет принципала. Совершая юридические действия, агент может действовать как от своего имени, так и от имени другой стороны в договоре — принципала. В зависимости от того, выступает агент от собственного имени или от имени принципала, к данному договору могут применяться соответственно нормы либо о комиссии, либо о поручении. По общему правилу агентский договор является консенсуальным, двусторонним и возмездным. Агентский договор может быть заключен на определенный срок или без указания срока его действия.

Необходимость в договоре агентирования именно в качестве предпринимательского договора была обусловлена широким развитием предпринимательства, что объективно привело к возрастанию роли представителя-профессионала, для которого особым видом предпринимательской деятельности стала замена собой другого лица, направленная прежде всего на удовлетворение потребностей самих предпринимателей.

Договоры поручения и комиссии, занимавшие значительное место в коммерческом представительстве, с развитием рыночных отношений оказались недостаточно гибкими для удовлетворения возрастающих потребностей товарного оборота, так как не обеспечивали складывающиеся на рынках отношения по установлению длительных устойчивых связей, не удовлетворяли усложнившихся и многообразных по своему характеру услуг как юридического, так и фактического характера. В связи с этим сложились предпосылки к возникновению новой модели договорных отношений, способной обеспечить все необходимые услуги, которые предлагали товарные рынки. В итоге в некоторых странах этот вид договора заменил собой комиссию и поручение, в других, к ним относится и современная Россия, он существует в качестве самостоятельной договорной модели, предполагающей коммерческую деятельность особой группы предпринимателей — агентов, которые действуют посредством заключения агентских соглашений, представляющих разновидность договора, содержание которого состоит в поручении принципалом другой стороне, именуемой агентом (торговым, коммерческим), совершения фактических и юридических действий, связанных с продажей или покупкой товара на оговоренной территории за счет и от имени принципала. Деятельность агентов осуществляется на основании длительного соглашения, именуемого агентским соглашением. Современное понятие агентской деятельности в российском законодательстве установлено ст. 1005 ГК РФ.

Функции торговых агентств и агентов состоят в подыскивании покупателей для фирмы-продавца, в пользу которой работает агент. Агент проводит переговоры с возможным покупателем и сообщает информацию фирме-продавцу для заключения договора. Особенностью правового положения торговых агентов является то, что в отличие от биржевых маклеров и торговых брокеров они не состоят в трудовых отношениях с принципалом и могут осуществлять свою деятельность независимо и за определенное вознаграждение. Торговые агентства в большинстве случаев осуществляют свою деятельность в форме юридических лиц, зарегистрированных в торговом реестре. Хотя агент и обязан действовать в пределах полномочий, определенных в агентском соглашении, он не подлежит прямому контролю и надзору со стороны принципала.

В зависимости от объема передаваемых им полномочий торговые агенты и агентства делятся на агентов-поверенных и агентов-представителей.

Агенты-представители организуют деловые контакты доверителей (принципалов) с импортерами товаров, с правительственными и другими организациями, от которых зависят решения о размещении заказов. Они осуществляют простое посредничество, которое не закреплено договором поручения. Когда заключается договор поручения, агенты-представители переходят в разряд агентов-поверенных. При простом посредничестве особым видом субъектов договорных отношений являются маклеры — коммерческие посредники, не заключающие самостоятельно сделок, а лишь указывающие на возможность их совершения, главной задачей которого является сближение продавца и покупателя, осуществляемое за маклерское вознаграждение, которое выплачивается как продавцом, так и покупателем и величина которого зависит от суммы сделки.

Из всех видов маклеров только биржевых маклеров можно признать полноценными субъектами коммерческой деятельности. Маклерская деятельность может осуществляться не только в условиях биржи, но и вне ее — на торговых рынках. Субъекты, осуществляющие такую деятельность, называются торговыми маклерами.

Деятельность торгового маклера внешне сходна с деятельностью торгового представителя (агента), но имеет ряд существенных отличий:

1) торговый агент (представитель) уполномочен на торговое представительство постоянно, тогда как торговый маклер не связан со своим контрагентом длительными взаимоотношениями <1>;

———————————

<1> См.: Коммерческое право зарубежных стран: Учебник / Под ред. В.Ф. Попондопуло. СПб., 2003. С. 68.

 

2) торговый маклер, так же как и торговый агент, работает на результат, но в отличие от последнего маклер вправе требовать вознаграждения от обеих сторон контракта, если иное не вытекает из соглашения, либо местного обычая;

3) торговый маклер в отличие от торгового агента, посредничая, не заключает договоры. Он готовит текст договора, согласовывает его со сторонами и представляет сторонам на подпись в окончательном виде. Вместе с тем маклер несет ответственность перед сторонами за убытки, причиненные по его вине.

ГК РФ, так же как и специальные акты гражданского законодательства, не содержит норм, регламентирующих правовое регулирование маклерского договора, несмотря на то что посреднические операции такого рода широко распространены в отечественном торговом обороте.

Доверителями агентов-поверенных могут выступать и продавцы, и покупатели товаров. Доверители привлекают фирмы, организации и отдельных лиц — поверенных — к совершению сделок от имени и за счет доверителей. По соглашению с доверителем агент-поверенный представляет интересы доверителя на определенном рынке по согласованной номенклатуре товаров. Он не имеет права подписывать какие-либо контракты на предлагаемый товар ни от своего имени, ни от имени доверителя. Обязанности агентов-поверенных сводятся к следующему:

1) осуществлять маркетинговые исследования и информировать доверителя (принципала) о требованиях рынка;

2) информировать доверителей о технических требованиях к товарам и направлять им ценовую информацию;

3) содействовать заключению контрактов, осуществлять рекламу и создавать в деловых кругах благоприятное мнение о доверителях.

Смысл агентского договора состоит именно в том, что деятельность, осуществляемая агентом по поручению и в интересах принципала, порождает для принципала имущественные последствия. Что же касается характера взаимоотношений агента с третьими лицами, то стороны вправе использовать любую модель — и поручения, и комиссии, и их сочетания <1>. Поскольку договор агентирования имеет много сходных черт с договорами комиссии и поручения, необходимо провести отграничение агентского договора от поручения и комиссии:

———————————

<1> См.: Авилов Г.Е. Агентирование (гл. 52) // Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая: Тексты, комментарии, алфавитно-предметный указатель. М., 1996. С. 525 — 526.

 

1) способ отношений с третьими лицами (продавцами или покупателями):

а) поручение — поверенный действует только от имени другой стороны (доверителя);

б) комиссия — комиссионер действует только от своего имени;

в) агентирование — возможны оба варианта. Смысл агентского договора состоит именно в том, что деятельность, осуществляемая агентом по поручению и в интересах принципала, порождает для принципала имущественные последствия;

2) сфера действия договора:

а) поручение — поверенный помимо заключения сделок выполняет для доверителя и другие юридические действия;

б) комиссия — комиссионер заключает сделки в интересах комитента;

в) агентирование — агент совершает не только юридические, но и фактические действия. Агентский договор может охватывать гораздо более широкий спектр отношений, чем договоры поручения и комиссии;

3) характер действия договора:

а) поручение — договор срочный;

б) комиссия — договор срочный;

в) агентирование — договор может быть заключен как на определенный срок, так и без определения срока;

4) субъектный состав договора:

а) поручение — может быть и предпринимательским, и потребительским;

б) комиссия — может быть и предпринимательской, и потребительской;

в) агентирование — всегда носит предпринимательский характер.

Договор агентирования как предпринимательский договор в коммерческом обороте имеет одну отличительную особенность — обе его стороны являются профессиональными предпринимателями, поэтому их возможности заключения договора могут быть частично ограничены, например, действием правил об обязательном лицензировании соответствующей деятельности агентов на основании Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» (например, п. п. 21 и 35 ст. 17 указанного Закона).

Статья 1009 ГК РФ при косвенном представительстве допускает возможность использования конструкции субагентских отношений, сходной с субкомиссией. Заключение субагентского договора не оказывает влияния на действие основного агентского договора. Агент продолжает нести ответственность за исполнение своего обязательства перед принципалом. При прямом представительстве, т.е. в случае, когда предполагается совершение сделок от имени принципала, заключение субагентского договора в соответствии с п. 2 ст. 1009 ГК РФ допускается только при условии, что происходящее таким образом передоверие будет укладываться в рамки, предусмотренные в п. 1 ст. 187 ГК РФ. При этом порядок и последствия происходящего передоверия должны определяться исходя из правил ст. 976 ГК РФ, в соответствии с которой агент, назначивший субагента, несет ответственность не только за ведение дел последним, но и за выбор этого лица.

Пункт 3 ст. 1005 ГК РФ в отличие от договоров поручения и комиссии предоставляет возможность сторонам агентского договора заключить договор без указания срока его действия, и если срок действия договора вообще не указан, то без указания такого срока договор будет действовать до окончания исполнения сторонами обязательства.

Предпринимательский характер договора агентирования предполагает обязательную уплату агенту вознаграждения в размере и в порядке, установленных в агентском договоре (ст. 1006 ГК РФ). Если в агентском договоре размер агентского вознаграждения не предусмотрен и он не может быть определен исходя из условий договора, вознаграждение подлежит уплате в размере, определяемом в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ, т.е. вознаграждение должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные услуги.

Особенностью договора агентирования является возможность выступления агента в коммерческом обороте как в качестве прямого, так и в качестве косвенного представителя. При прямом представительстве, т.е. в случаях, когда агент в отношениях с третьим лицом выступает от имени и за счет принципала, в соответствии с п. 1 ст. 1005 ГК РФ права и обязанности возникают непосредственно у принципала. В этом случае в агентировании могут применяться правила, характерные для договора поручения, например норма п. 2 ст. 973 ГК РФ, в соответствии с которой агент вправе отступить от указаний принципала в случаях, когда это необходимо в интересах принципала, в ситуациях, когда агент не мог предварительно запросить его на этот счет или не получил ответа принципала на свой запрос.

При косвенном представительстве (когда агент выступает перед третьими лицами и от своего имени, но за счет принципала) приобретает права и становится обязанным агент. Косвенное представительство в агентировании очень сходно с конструкцией договора комиссии, поэтому в этих случаях в агентском договоре могут действовать правила о делькредере.

Предпринимательский характер договора поручения предполагает наличие в его правовом режиме механизма защиты его сторон от возможного влияния конкуренции на рынках услуг. В соответствии с п. 1 ст. 1007 ГК РФ агентским договором может быть предусмотрено обязательство агента не заключать с другими принципалами аналогичных агентских договоров, которые должны исполняться на территории, полностью или частично совпадающей с территорией, указанной в договоре. Аналогичное по правовой природе ограничение имеет и принципал: он не вправе заключать аналогичные агентские договоры с другими агентами, действующими на определенной в договоре территории, либо должен воздерживаться от осуществления на этой территории самостоятельной деятельности, аналогичной той, которая составляет предмет агентского договора. Подобные защитные механизмы предусмотрены также для регулирования отношений в Типовом коммерческом агентском контракте Международной торговой палаты <1>. Однако следует учитывать, что подобные способы защиты вступают в силу, только если они прямо обозначены в условиях договора.

———————————

<1> См.: Международное частное право: нормативные акты / Сост. М.К. Сулейменов. Алматы, 1999. С. 149 — 150.

 

Возможность бессрочного варианта договора агентирования предполагает наделение обеих его сторон правом на односторонний отказ от исполнения договора. Г.Ф. Шершеневич считал, что «указание срока в договоре необходимо, потому что упущение его будет истолковано, согласно временному характеру пользования, не в смысле вечности его, а в смысле возможности прекращения его во всякое время» <1>. Правила о прекращении договоров комиссии и поручения, содержащиеся в гл. 49 и 51 ГК РФ, также могут быть применены и к агентскому договору.

———————————

<1> Шершеневич Г.Ф. Курс гражданского права. СПб., 1902. Т. 2. С. 159.

 

Договор агентирования не следует путать с торговым агентированием, довольно часто используемым в зарубежной практике. Торговый агент с правовой точки зрения не является коммерческим представителем. Договор с третьим лицом заключает непосредственно организация, в интересах которой агент находит этого продавца или покупателя. Между агентом и организацией, в интересах которой он действует, не существует отношений представительства. Привлечение агентов активизирует продажи, позволяет избежать многозвенности торговых договоров, ведет к снижению транзакционных издержек <1>.

———————————

<1> См.: Пугинский Б.И. Коммерческое право России. С. 260.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code