8.3.6. Дистрибьюторские договоры и дилерские соглашения

В соответствии с п. 2 ст. 4:101 Принципов европейского договорного права: коммерческое агентирование, франшиза и дистрибуция (далее — ПАФД) <1> дистрибьюторский договор — это договор, в соответствии с которым одна сторона (поставщик) обязуется поставлять другой стороне (дистрибьютору) продукцию на постоянной основе, а дистрибьютор обязуется выкупить их и затем продавать от своего имени и в своих интересах.

———————————

<1> См.: Принципы европейского договорного права: коммерческое агентирование, франшиза и дистрибуция // Коммерческое право. 2011. N 1. С. 176 — 198.

 

Поставщиком может быть не только производитель продукции, но и экспортер или продавец. Дистрибьютор не является потребителем товара, поскольку покупает товар не для удовлетворения личных нужд, а для его перепродажи в пределах оговоренной территории (рынка). Особенность дистрибьюторских фирм заключается в том, что они являются участниками внешнеторгового оборота. Дистрибьюторы выступают реализаторами закупленного по импорту товара на территории своей страны. Для них показательным является долгосрочный характер отношений с иностранным поставщиком. Дистрибьюторы создают свою сбытовую сеть, формируют складские запасы товаров, занимаются изучением спроса и рекламой. Крупные производители и сбытовые фирмы нередко осуществляют реализацию своих товаров в других странах, подыскивая дистрибьюторов и заключая с ними дистрибьюторский контракт.

ПАФД предусматривают возможность заключения трех основных видов договора дистрибуции:

1) договор исключительной дистрибуции — это договор, в соответствии с которым поставщик обязуется поставлять товары (продукцию) только одному дистрибьютору в пределах одной территории (п. 3 ст. 4:101 ПАФД). Особенность договора исключительной дистрибуции заключается в формировании условий для монопольной деятельности дистрибьютора на рынке определенного товара и на определенной территории. В этом случае формируется модель нарушения здоровой конкуренции на рынке данного товара;

2) договор выборочной дистрибуции — это дистрибьюторский договор, в соответствии с которым поставщик обязуется поставлять продукты, прямо или опосредованно, только дистрибьюторам, выбранным на основе определенного критерия (п. 4 ст. 4:101 ПАФД). Договор выборочной дистрибуции создает предпосылки для доминирования группы лиц, практически находящихся под единым управлением поставщика, что также влечет формирование антиконкурентной среды на рынке определенного товара и на определенной территории;

3) договор исключительной продажи — это дистрибьюторский договор, в соответствии с которым дистрибьютор обязуется приобрести товар (продукцию) исключительно от поставщика или стороны, назначенной поставщиком (п. 5 ст. 4:101 ПАФД). В этом варианте договора насыщение рынка товаром контролирует не дистрибьютор, а поставщик товара, определяя возможность приобретения определенного товара только у него лично, при этом интересы других поставщиков также могут быть существенно ущемлены, если количество договоров исключительной продажи с одним поставщиком превысит долю рынка, занимаемую дистрибьютором совокупно выше, определенную нормами Закона «О защите конкуренции». В этом случае также существует угроза благоприятному состоянию конкурентной среды на рынке определенного товара.

Обычно в предмет договора включаются обязательства дистрибьютора приобретать и перепродавать определенные товары от своего имени и за свой счет на определенной территории, а также не создавать обязательств для поставщика в связи с такой перепродажей. М.Н. Илюшина указывает, что предметом дистрибьюторского договора являются действия дистрибьютора по продаже товара, переданного ему производителем. При этом дистрибьютор действует как фактический, а не как юридический посредник. Он приобретает и реализует товар от своего имени, за свой счет и самостоятельно заключает договоры. «В предмет дистрибьюторского договора входят действия дистрибьютора, носящие сугубо специфический характер, влияющие на достижение цели: обязанность соблюдать количество продаж, не вести продажу товаров иных производителей, вести продажу с использованием торговых технологий, предусмотренных соглашением, соблюдать оговоренные способы продажи. Таким образом, в предмете договора кроме общей направленности на оказание услуг по продаже присутствуют другие элементы посредничества, предоставления других услуг, элементы концессионных соглашений. Все это позволяет говорить не о механическом соединении элементов отдельных договоров (смешанном договоре), а о формировании единой, неделимой природы дистрибьюторского договора» <1>.

———————————

<1> Илюшина М.Н. О новых договорных конструкциях в коммерческом обороте // Вестник Российской правовой академии. 2007. N 3. С. 36; Она же. Проблемы типизации новых договорных конструкций в коммерческом обороте // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. N 11. С. 75.

 

В обязанности поставщика вне зависимости от вида дистрибьюторского договора входят обязанности по:

1) поставке заказанной дистрибьютором продукции, насколько это возможно, при условии, что заказ разумен;

2) информированию дистрибьютора относительно:

а) свойств товаров;

б) цен и условий продажи товаров;

в) рекомендованных цен и условий перепродажи товаров;

г) любых значимых связей между поставщиком и потребителями;

д) любых рекламных кампаний, значимых для ведения бизнеса.

3) предупреждению дистрибьютора в разумный срок о том, что поставщик предвидит или должен предвидеть, что объемы производимых им поставок будут существенно меньше, чем дистрибьютор имел основание ожидать;

4) предоставлению дистрибьютору за разумную цену всех имеющихся рекламных материалов, необходимых для надлежащей дистрибуции и продвижения товара;

5) приложению всех возможных усилий для того, чтобы не навредить репутации товаров.

Согласно Руководству по составлению международных дистрибьюторских соглашений Международной торговой палаты <1> в любом виде договора дистрибуции дистрибьютор должен: 1) приобретать и перепродавать товар от своего имени и за свой счет; 2) принимать на себя организацию продаж на определенной территории; 3) не создавать обязательств для производителя.

———————————

<1> Руководство по составлению международных дистрибьюторских соглашений (Guide to Drafting International Distributorship Agreements) (публикация МТП N 441 (E)). М., 1996.

 

В договорах исключительной и выборочной дистрибуции ПАФД предусматривает, что дистрибьютор кроме этого обязан:

1) насколько это возможно, предпринимать все возможные усилия, чтобы увеличить сбыт товаров;

2) предоставить информацию относительно:

а) любых требований, которые выдвинуты или угроза выдвижения которых существует со стороны третьих лиц по отношению к правам интеллектуальной собственности поставщика;

б) любых посягательств на интеллектуальную собственность поставщика со стороны третьих лиц;

3) уведомить поставщика в разумный срок, в случае если он предвидит или должен предвидеть, что его потребности будут существенно меньше, чем поставщик имеет основание ожидать;

4) следовать инструкциям поставщика, разработанным для обеспечения надлежащей дистрибуции товаров или для поддержания репутации или отличимости товаров;

5) предоставить доступ к помещениям дистрибьютора, в целях проверки соблюдения дистрибьютором стандартов, согласованных в договоре инструкций;

6) предпринимать разумные усилия для того, чтобы не навредить репутации товаров (продукции).

Международная торговая палата утвердила «Типовой дистрибьюторский контракт МТП. Монопольный импортер-дистрибьютор», содержащий единообразные правила заключения дистрибьюторских договоров, в соответствии с которыми дистрибьюторскому договору присущи следующие особенности:

1) в качестве оптового торговца дистрибьютор занимается продвижением и (или) организует размещение товаров на выделенной ему территории;

2) поставщик обеспечивает дистрибьютору привилегированное положение на данной территории — обычно это исключительное право на покупку товаров у данного поставщика;

3) такие взаимоотношения должны существовать в течение определенного периода, так как это создает условия для сотрудничества, которое не может носить эпизодический характер;

4) дистрибьютор воздерживается от размещения товаров конкурентов;

5) дистрибьютор практически всегда размещает маркированные товары» <1>.

———————————

<1> См.: Типовой дистрибьюторский контракт МТП. Монопольный импортер-дистрибьютор / МТП, ТПП РФ. М.: Изд-во АО «Консалтбанкир», 1996. С. 8, 12 (цит. по: Борисова А.Б. Дистрибьюторский договор // Журнал российского права. 2005. N 3. С. 56).

 

Дистрибьюторский договор можно сравнить с договором коммерческой концессии. Но если договор коммерческой концессии регулирует вопросы передачи прав на фирменное наименование, патенты, товарные знаки, промышленные образцы и ноу-хау, то объем прав, передаваемых поставщиком дистрибьютору, значительно больше. Тесно связаны дистрибьюторские отношения с агентированием. Поставщика нередко именуют, как и сторону агентского договора, принципалом. Однако агенты — это только представители, а дистрибьюторы действуют от своего имени и за свой счет.

Сбыт готовых изделий сопровождается обычно ограничением свободы действий дистрибьютора, в частности обязательством воздерживаться от конкуренции. В обязанности поставщика товаров входит предоставление дистрибьютору согласованного положения на соответствующей территории (исключительного, преимущественного или иного). Естественно, что необходимые условия для сотрудничества могут быть разработаны при наличии длительных договорных связей между сторонами, поскольку такие отношения не могут быть эпизодическими. Важными при этом являются и правила о недопущении конкуренции. Отличительной чертой данной формы договорных отношений является размещение товаров, снабженных товарными знаками <1>. Несмотря на то что по дистрибьюторскому договору товар переходит в собственность дистрибьютора, условие об отчуждении товара является лишь одной из составляющих в договоре дистрибуции. Этот договор скорее носит характер смешанного договора, включающего в себя элементы договоров поставки, агентирования и организационного договора.

———————————

<1> См.: Вилкова Н.Г. Договорное право в международном обороте. М., 2002. С. 389.

 

Дистрибьюторский контракт не может быть заключен на территории государства, где зарегистрирован дистрибьютор как предприниматель. Модель дистрибьюторского договора на внутреннем рынке страны используется в виде договоров исключительной продажи товаров.

Существенными условиями дистрибьюторского договора являются условие о предмете, условие о цене товара, условие о вознаграждении дистрибьютора, условие о территории распространения товара и условие о соблюдении логистических условий распространения товара.

Близким по правовой природе с договором дистрибуции видом договора является дилерский договор. Его главным отличием от дистрибьюторского договора является специфика его субъектного состава. Субъектами дистрибьюторского договора, как правило, являются поставщик — производитель товаров и профессиональный дистрибьютор, обладающий соответствующими логистическими возможностями, наработанными каналами товарораспределения, торговой сетью и т.д. Поэтому дистрибьюторский контракт следует отличать от дилерских соглашений, несмотря на то что дилерская деятельность, так же как и дистрибьюторская, предполагает совершение сделок посредником от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи товара. Крупные дистрибьюторы, организуя канал сбыта, заключают прямые договоры с розничными продавцами, оптовыми организациями, а также с дилерами, которые, так же как и розничные торговцы, являются участниками конечного звена канала товарораспределения, а фактически предпоследними торговыми владельцами товара перед его конечным потребителем. В подавляющем большинстве случаев дилерские договоры заключаются между дистрибьюторами и дилерами. В случае если канал товарораспределения не включает в свой состав звено дистрибьюторов, производитель (поставщик) может заключить дилерский договор напрямую с дилером. Тогда наиболее часто используемой моделью дистрибьюторского договора является договор исключительной продажи, что обусловлено отсутствием у дилера достаточных торговых и организационных мощностей для выполнения условий договоров исключительной и выборочной дистрибуции.

Основой деятельности дилера является самостоятельная торговля, в которой он сам становится собственником приобретаемых товаров и выступает стороной заключаемых сделок. В этом смысле дилерскую деятельность нельзя относить к формам посреднической деятельности. Это самостоятельная деятельность участников коммерческого оборота, связанная с приобретением товаров в свою собственность с целью их дальнейшей перепродажи. С этим связаны особенности торговой деятельности дилеров:

1) дилеры всегда действуют в своих собственных интересах, а не в интересах клиентов;

2) целью их деятельности является перепродажа товаров;

3) их действия всегда спекулятивны — прибыль складывается из разности между продажной и покупной ценой товара, а не из вознаграждений клиентов, как у брокеров;

4) дилер выступает в торговом обороте в качестве торговца, а не как посредник.

Отношения дилера с поставщиком кроме дистрибьюторских договоров могут оформляться «соглашением о предоставлении права на продажу». В соответствии с этим соглашением стороны заключают между собой договоры на поставку товаров. Такое название соглашения не является устоявшимся, и на практике можно встретить и иные наименования при предоставлении продавцом покупателю права или исключительного права на продажу: соглашение о праве исключительной купли-продажи (в США), договор о коммерческой концессии (во Франции, в Бельгии, Швейцарии), соглашение об исключительном праве на сбыт (в Великобритании) <1>.

———————————

<1> См.: Белов А.П. Посредничество во внешней торговле // Право и экономика. 1998. N 8. С. 64.

 

По такому договору поставщик (продавец-экспортер) предоставляет импортеру (дилеру) право продажи (концессию на продажу) своих товаров на определенной территории и в течение установленного срока. Покупатель в этих отношениях никого не представляет, а выступает от своего имени, за свой счет и на свой риск, т.е. он является самостоятельной стороной по договору и приобретает у продавца товар в собственность.

Сразу после поставки товара дилер производит расчеты с поставщиком и фактически становится собственником товара, а затем продает эти товары от своего имени и за свой счет. Но в отличие от обычной перепродажи товаров, приобретенных по договорам купли-продажи, когда новый собственник не связан никакими обязательствами с продавцом, у которого он приобрел товар, дилер обязан продавать купленные у поставщика товары на условиях, определенных соглашением между ними о предоставлении права на продажу. Как правило, этим соглашением устанавливается минимальный объем продаж на определенный период времени, и, если фактический объем продаж будет ниже установленного минимума, поставщик имеет право расторгнуть соглашение. В договор также могут включаться условия о совместном сотрудничестве сторон по продвижению товаров на рынок страны ввоза товаров, о маркетинге, рекламе, сервисном обслуживании товара конечным потребителям, обучении персонала и др.

На дилера может накладываться ряд дополнительных обязанностей: 1) организация рекламы; 2) предпродажный сервис (демонстрационные залы, выставки продаж); 3) техническое обслуживание товаров; 4) соблюдение интересов поставщика; 5) обеспечение для его товаров условий, не худших, чем для товаров других поставщиков; 6) сообщение своему поставщику информации о своей деятельности.

В отношении установления цен дилеры полностью самостоятельны. Соглашением может быть предоставлено монопольное право определенному дилеру на продажу товаров поставщика на конкретной территории. Тогда при больших и постоянных объемах продаж дилер создает собственную сеть сбыта. При создании такой сети поставщик уже не может выходить на этот рынок с товарами той номенклатуры, которая определена соглашением, ни самостоятельно, ни через других дилеров. В случае если ему все-таки необходимо выйти на этот рынок, он должен уплатить вознаграждение такому монопольному дилеру. Поэтому при подписании соглашения о предоставлении дилеру исключительного права на продажу товаров поставщику следует оговорить в соглашении, в каких случаях он может самостоятельно сбывать свой товар в этом сегменте рынка.

Если не запрещено соглашением, дилер может заключать соглашения с другими поставщиками. Между сторонами может быть заключено соглашение с правом «первой руки». В этом случае поставщик обязан сначала предложить товар дилеру «первой руки» и только в случае его отказа может продать этот товар самостоятельно или через других дилеров. Кроме того, подписанное между сторонами соглашение может не ограничивать права поставщика, он может выходить на тот же рынок и с теми же товарами самостоятельно или через других дилеров.

Юридико-технически отношения с дилером регулируются договором поручения, договором комиссии или агентским договором. Размер вознаграждения должен быть определен четко. Дилеры получают вознаграждение в виде разницы между ценой покупки товара у поставщика и ценой его перепродажи. Необходимо указать в договоре и момент, с которого у дилера наступает право на получение вознаграждения. В качестве такого момента могут выступать дата заключения сделки, дата ее подтверждения, дата перечисления денежных сумм на банковский счет принципала по сделкам, совершенным с третьими лицами. Периодичность выплаты вознаграждения также должна быть определена договором.

Дилерский договор близок к договору комиссии. Это объясняется тем, что дилер, совершая сделки за свой счет, имеет заказ либо договор купли-продажи с потенциальным покупателем. Однако дилерская деятельность отличается от традиционного договора комиссии тем, что дилер для взаимоотношений с третьими лицами использует собственные средства.

Вопросы для самоподготовки

1. Назовите общие признаки отчуждательных коммерческих договоров.
2. Какие можно выделить виды субъектов отчуждательных коммерческих договоров и в чем их основные особенности?
3. В чем состоят отличия дилера от брокера и дистрибьютора?
4. Приведите примеры сетевых оптовых потребителей и несетевых оптово-розничных торговцев.
5. В чем состоят основные отличия договора поставки товаров от договора поставки товаров для государственных нужд?
6. Каковы отличительные особенности договора контрактации?
7. Каковы особенности правовой модели договора мены в коммерческих отношениях?
8. Назовите существенные условия договора товарного кредита.
9. Дайте понятие «дистрибьюторский договор» и назовите его существенные условия.

Рекомендуемая литература

Андреева Л.В. Коммерческое право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008.
Андреева Л.В. В защиту необходимости договора оптовой купли-продажи // Хозяйство и право. 1999. N 11.
Басин Ю.Г. Избранные труды по гражданскому праву. СПб., 2003.
Бациев В.В. Практический комментарий отдельных положений главы 26 Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательств (за исключением положений о зачете) // Арбитражные споры. 2007. N 4.
Безбах В.В., Пучинский В.К. Основы российского гражданского права: Учеб. пособие. М., 1995.
Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга вторая: Договоры о передаче имущества. 2-е изд., стереотипное. М.: Статут, 2011.
Братусь С.Н., Иоффе О.С. Гражданское право (пособие для слушателей народных университетов). М., 1967.
Васин В.Н., Казанцев В.И. Договор купли-продажи (логико-правовой анализ аномалий) // Российский судья. 2005. N 4.
Витрянский В.В. Договор мены // Вестник ВАС РФ. 2000. N 1 — 2.
Витрянский В.В. Договор купли-продажи и его отдельные виды. М., 1999.
Дружинина Л. Поставка: трудности квалификации // ЭЖ-Юрист. 2006. N 14.
Евтеев В.С. Проблемы возмещения упущенной выгоды по договору поставки // Законодательство. 2000. N 12.
Егорова М.А. Возврат исполненного при изменении и расторжении договора купли-продажи // Журнал российского права. 2009. N 3.
Ибрагимов Л.А. Инфраструктура товарного рынка. М., 2001.
Клейн Н.И., Левшина Т.Л., Чубаров В.В. Договор купли-продажи и его виды // Законодательство и экономика. М., 1997. Вып. 7 — 8.
Клейн Н.И., Петров И.Н. Комментарий к Положениям о поставках продукции и товаров. М., 1978.
Котнер Филипп. Основы маркетинга: Краткий курс. М.: Издат. дом «Вильямс», 2007.
Лебедев К.К. О коммерческом (торговом) праве, проекте Торгового кодекса РФ, договоре оптовой купли-продажи и других торговых договорах // Правоведение. 2000. N 4.
Левшина Т.Л. Вопросы прекращения обязательств и определения штрафных санкций в договоре (комментарий судебно-арбитражной практики) / Под ред. В.Ф. Яковлева. М., 2006. Вып. 13.
Морозова Ж.А. Договор купли-продажи и поставки: учет и налоги. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2006.
Намашко С. Предмет договора оптовой купли-продажи товаров // Законодательство. 2001. N 11.
Носова З.И. Договоры о закупках сельскохозяйственной продукции. М., 2004.
Носова З.И. Сельскохозяйственная продукция как объект договора контрактации // Юрист. 2002. N 11.
Орлова Е.В. Особенности продажи товаров в кредит в розничной торговле // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2007. N 5.
Панченко В., Шайхутдинов Е. Правовое регулирование включения в реестр недобросовестных поставщиков по новому законодательству о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц // Хозяйство и право. 2012. N 3.
Покаместов И.Е., Табаев И.М. Современные способы финансирования коммерческого кредита // Банковское кредитование. 2007. N 1.
Пугинский Б.И. Договор оптовой купли-продажи // Хозяйство и право. 1996. N 6.
Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М.: Юрайт, 2010.
Ровный В.В. Договор купли-продажи (очерк теории). Иркутск, 2003.
Романец Ю.В. Обязательство контрактации в системе гражданских договоров // Вестник ВАС РФ. 2001. N 1.
Романец Ю.В. Система договоров в гражданском праве России. М., 2004.
Свиридова Т.Н. Эволюция видов договоров купли-продажи в гражданском праве // История государства и права. 2007. N 17.
Сейнароев Б.М. Договор купли-продажи // Вестник ВАС РФ. 2000. N 6.
Сидорова В.Н., Шарафилова Е.В. Общие и проблемные аспекты правового регулирования договора поставки // Внешнеторговое право. 2008. N 1.
Трунина Е.В., Федасова Ю.В. Коммерческое право: Учеб. пособие. М., 2008.
Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права (по изд. 1907 г.). М., 1995.
Яковлев В.Ф. Основные черты договора контрактации // Правоведение. 1963. N 3.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code