8.2. Особенности и виды субъектов отчуждательных договоров

Основной функцией оптовой торговли, представляющей собой сферу применения коммерческих договоров, является продвижение товара от изготовителя к потребителю, что достигается благодаря наличию у оптовых торговцев профессиональных знаний и навыков в сбыте товара. Правовой основой движения товаров от производителя к покупателю являются отчуждательные договоры. Благодаря правовому механизму, при помощи которого возможна законная передача имущества от одного субъекта права другому, решаются все задачи, стоящие перед торговлей. Таким механизмом являются договоры о передаче имущества продавца в собственность покупателя (купля-продажа, поставка, мена и др.).

Субъекты коммерческих отношений зачастую выступают в торговом обороте в качестве «перепродавцов». Особенность оптовых торговых рынков заключается в том, что на различных этапах процесса торговли в обороте субъекты коммерческих договоров могут быть как покупателями, так и продавцами. Вещный титул товара претерпевает динамику при его движении в торговом обороте. Покупатель, приобретая товар у производителя, из товароприобретателя становится товаровладельцем. Продавая этот товар следующему покупателю, товаровладелец прекращает быть таковым, передавая титул собственника товара своему контрагенту — товароприобретателю, который в свою очередь становится товаровладельцем, и т.д. В итоге многократного перехода титула собственника товар находит конечного потребителя, которого интересуют не товарные свойства имущества, а его потребительские характеристики как вещи.

В соответствии со структурой рыночных связей субъекты коммерческих договоров, выполняющие функции непосредственного продвижения товара, разделяются на:

1) производителей товара, основной функцией которых является производство товара и его сбыт. В случае если на предприятии-производителе хорошо налажена система сбыта продукции, товар может быть сразу приобретен конечным потребителем, как розничным, так и оптовым. Главным требованием, предъявляемым в этих случаях к производителю, является соблюдение им условий, касающихся порядка учета и регистрации товаров. В большинстве случаев производители товара сбывают свою продукцию не на потребительский рынок, а на рынок оптовой торговли, на котором действуют два вида субъектов коммерческой деятельности;

2) перепродавцов оптовых торговых сетей, основной задачей которых является продвижение товара из оптовой сети в розничную. Перепродавцы оптовых торговых сетей действуют на оптовых рынках, их можно также называть «оптовыми покупателями». Они приобретают товар с целью его дальнейшей перепродажи. Оптовые покупатели покупают товар оптом и продают его тоже оптом;

3) перепродавцов розничных торговых сетей, действующих в розничной торговле. Их деятельность направлена на доведение товаров до конечного потребителя. Поскольку они приобретают товар в оптовой сети, а реализуют его в розничной, они именуются «оптовыми потребителями». Их деятельность также осуществляется посредством перепродажи товара, но только конечным его потребителям. Оптовые потребители приобретают товар оптом, а продают в розницу. Примером оптового потребителя является предприятие розничной торговли, например универмаг.

Основными субъектами коммерческих договоров, осуществляющими продвижение товаров, являются перепродавцы товаров. Их отличает ряд характерных особенностей:

1. Перепродавцы всегда действуют в обороте от своего имени и за свой счет. Это главное отличие перепродавцов от коммерческих посредников.

2. Основной особенностью деятельности перепродавцов является приобретение товара на свое имя.

3. Основной целью деятельности перепродавцов является перепродажа приобретенного товара за большую цену, чем он был ими приобретен, с целью извлечения прибыли. Прибыль образуется из разницы между покупной ценой и ценой последующей продажи товара.

4. Деятельности перепродавцов присущи все признаки предпринимательской деятельности (самостоятельность, рисковость, деятельность в своем интересе, обязательная государственная регистрация, возмездность сделок, особые требования к ответственности и др.).

5. В торговом обороте все перепродавцы в отношениях между собой и другими участниками коммерческой деятельности выступают в качестве равных субъектов права.

6. Перепродавцы товаров действуют на оптовых рынках в своем интересе, что существенно отличает их от различного рода коммерческих представителей, действующих, как правило, в интересах клиента (т.е. перепродавца).

 

8.2.1. Оптовые продавцы оптовых торговых сетей

Оптовыми покупателями называются перепродавцы товаров, действующие внутри оптовой торговой сети. К оптовым покупателям относятся дилеры, дистрибьюторы, трейдеры и фирмы-стокисты.

1. Дилеры. Понятие дилерской деятельности в коммерческом обороте законодательно закреплено только в отношении дилерской деятельности на бирже в ст. 9 Закона «О товарных биржах и биржевой торговле» <1>, в соответствии с которым дилерской деятельностью признается совершение биржевых сделок биржевым посредником от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи на бирже. Систематическое толкование норм Закона позволяет определить дилерскую деятельность в коммерческом обороте следующим образом: дилерской деятельностью в коммерческом обороте признается совершение сделок купли-продажи товаров от своего имени и за свой счет с целью их дальнейшей перепродажи оптовым покупателям оптовой торговой сети или оптовым потребителям розничной торговой сети.

———————————

<1> СЗ РФ. 1992. N 18. Ст. 961.

 

Слово «дилер» в переводе с английского языка (dealer) — «торговец». Дилерская деятельность может осуществляться не только на бирже, но и вне ее. В роли дилеров могут выступать не только юридические лица, но и частные предприниматели. Они обладают правом собственности на продаваемый товар, поэтому принимают на себя основные коммерческие риски. Доход этих посредников образуется за счет разницы цен покупки и продажи товара.

Дилерская деятельность предполагает совершение сделок посредником от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи товара.

Основой деятельности дилера является самостоятельная торговля, в которой он сам становится собственником приобретаемых товаров и выступает стороной заключаемых сделок. В этом смысле дилерскую деятельность нельзя относить к формам посреднической деятельности. Это самостоятельная деятельность участников коммерческого оборота, связанная с приобретением товаров в собственность и с целью их дальнейшей перепродажи. С этим связаны особенности торговой деятельности дилеров:

1) дилеры всегда действуют в собственных интересах, а не в интересах клиентов;

2) целью их деятельности является перепродажа товаров;

3) их действия всегда спекулятивны — прибыль складывается из разности между продажной и покупной ценой товара, а не из вознаграждений клиентов, как у брокеров;

4) дилер выступает в торговом обороте в качестве торговца, а не как посредник.

2. Дистрибьюторы. Дистрибьютор в переводе с английского языка (distributor) — «распределитель». Так же как и дилеры, дистрибьюторы — это оптовые посредники, осуществляющие коммерческую деятельность от своего имени и за свой счет, которым также предоставлены исключительные права на покупку и перепродажу определенных товаров в пределах оговоренной территории или рынка. Отношения между принципалом (экспортером) и дистрибьютором оформляются дистрибьюторским договором (Distributorship Agreement), или договором о сбыте. Дистрибьютор, как правило, имеет тесные и продолжительные связи с экспортером товара.

В Руководстве по составлению международных дистрибьюторских соглашений Международной торговой палаты (МТП) <1> выделяются следующие характерные черты деятельности дистрибьюторов: 1) производитель утрачивает привилегированное положение на территории дистрибьютора, которому часто предоставляется исключительное право сбыта; 2) отношения устанавливаются на согласованный период времени; 3) сотрудничество, исходя из его характера, не может быть эпизодическим; 4) в ходе таких отношений между сторонами возникают тесные доверительные связи.

———————————

<1> Руководство по составлению международных дистрибьюторских соглашений (Guide to Drafting International Distributorship Agreements) (публикация МТП N 441 (E)).

 

Согласно тому же Руководству дистрибьютор должен: 1) приобретать и перепродавать товар от своего имени и за свой счет; 2) принимать на себя организацию продаж на определенной территории; 3) не создавать обязательств для производителя.

Различают несколько видов дистрибьюторов: 1) генеральный дистрибьютор — дистрибьютор, организующий в определенном регионе сбыт продукции конкретной фирмы своими силами или через собственную дилерскую сеть; 2) регулярные дистрибьюторы, как правило, имеют склады и выполняют функции накопления и хранения товаров, заключают договоры на поставку в будущих периодах, оказывают услуги в сортировке и подборе ассортиментных групп товаров; 3) дистрибьюторы, не имеющие складов, в основном участвуют в транзитных поставках.

Трейдеры. Трейдер (от англ. trader) — биржевой торговец. Трейдеры — специализированные посредники, которые совершают сделки по поручению клиентов, но от своего имени и за свой счет. Брокеры и дилеры участвуют в торгах с помощью трейдеров. Трейдеры — лица, объявляющие заявки и совершающие сделки от имени участника торгов. Ранее правовое положение трейдеров регулировалось актами Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), которые ныне утратили силу <1>. На товарных рынках трейдеры осуществляют деятельность в качестве биржевых посредников, работая с дилерами в качестве представителей биржи.

———————————

<1> См.: Постановления ФКЦБ России от 4 ноября 1998 г. N 43 «Об утверждении Положения о предоставлении отчетности организаторами торговли на рынке ценных бумаг» // Вестник ФКЦБ России. 1998. N 9; от 16 ноября 1998 г. N 49 «Об утверждении Положения о требованиях, предъявляемых к организаторам торговли на рынке ценных бумаг» // Вестник ФКЦБ России. 1998. N 11.

 

Стокисты. Специализированными посредниками являются фирмы-стокисты. Они осуществляют по договору комиссии исключительную продажу товара определенного экспортера. Поступающий от иностранного комитента товар хранится на так называемом консигнационном складе. Но в отличие от товара, получаемого дистрибьютором, право собственности на этот товар сохраняется за иностранным поставщиком (консигнантом). Этот товар реализуется по договорам средним и мелким покупателям. Стокисты (англ. stock(s) — запас(ы)) — дилерские фирмы, осуществляющие экспортно-импортные операции на основании специального договора о консигнационном складе. Такой договор является разновидностью договора комиссии и заключается одновременно с основным дилерским договором о предоставлении исключительного права на продажу. Стокисты как консигнаторы, как правило, имеют в собственности складские помещения, покупают товары на себя за свой счет и продают от своего имени.

 

8.2.2. Сетевые оптовые потребители

Статья 2 ФЗ о ГРТД под торговой сетью понимает совокупность двух и более торговых объектов, которые находятся под общим управлением, или совокупность двух и более торговых объектов, которые используются под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации. Торговая сеть — это объединение торговых объектов. ФЗ о ГРТД устанавливает минимальное количество объединенных торговых объектов. Даже два объединенных между собой объекта уже могут быть признаны торговой сетью.

Объединение торговых объектов может производиться по двум основаниям. Перечень этих оснований исчерпывающий, поэтому иных оснований для признания объединения торговых объектов в качестве торговой сети быть не может. Данную норму следует толковать как императивную. Во-первых, объединение торговых объектов может быть произведено по признаку их общего управления (например, торговая сеть автосалонов автомобилей различных торговых марок, объединенная по признаку общего собственника этих автосалонов, осуществляющих их централизованное управление (холдинг)). Во-вторых, объединение торговых объектов возможно под единым коммерческим обозначением или иным средством индивидуализации (например, торговая дилерская сеть автомобилей, объединенная по признаку единой торговой марки («Мерседес», «Форд» и т.д.), каждый из автосалонов которой имеет отдельного собственника и самостоятельно осуществляет управление своей деятельностью в пределах рекомендаций и требований, предъявляемых владельцем торговой марки).

На практике часто одно и то же торговое предприятие одновременно является торговым объектом в нескольких торговых сетях. Например, автомобильный салон определенной торговой марки одновременно может входить в торговую сеть владельца торговой марки (что обеспечивает ему возможность использования последних передовых технологий продаж и обслуживания автомобилей) и быть элементом сети единого собственника торговой сети автомобильных салонов, осуществляющего продажу и обслуживание автомобилей различных торговых марок (что значительно повышает его конкурентоспособность на рынке автомобильной продукции за счет высокого профессионализма сотрудников, возможностей использования преимуществ корпоративного управления и т.д.).

Введение понятия торговых сетей в перечень основных понятий ФЗ о ГРТД оправдано прежде всего необходимостью усиленного контроля и надзора над их деятельностью, так как в последние годы торговая деятельность пошла по пути образования объединения предприятий торговли. Понятие торговой сети в ФЗ о ГРТД используется в целях утверждения методики расчета объема всех реализованных продовольственных товаров (п. 3 ч. 1 ст. 5 ФЗ о ГРТД), установления особого режима правового регулирования торговли продовольственными товарами (ст. 9 ФЗ о ГРТД), формирования механизмов антимонопольного регулирования отношений между хозяйствующими субъектами товарных рынков (ч. 1 ст. 13 и ч. 1 ст. 14 ФЗ о ГРТД).

1. Организации розничной торговли. В зависимости от уровня обслуживания покупателей можно выделить несколько видов предприятий розничной торговли:

1) розничные торговые предприятия, которые базируются на принципе самообслуживания. Самообслуживание является основой любой торговли со скидкой. Это самый экономичный и для продавца, и для покупателя тип обслуживания. К числу таких торговых предприятий относятся, например, супермаркеты эконом-класса («Копейка», «Пятерочка»);

2) розничные торговые предприятия со свободным отбором товаров имеют в штате продавцов-консультантов, находящихся в торговом зале, к которым покупатель имеет возможность обратиться за помощью. К числу таких торговых предприятий относятся, например, сетевые магазины косметики и парфюмерии;

3) розничные торговые предприятия с ограниченным обслуживанием позволяют покупателю получить более квалифицированное обслуживание и помощь со стороны торгового персонала, так как в таких магазинах покупателям требуется больше информации. В этих магазинах потребителям, как правило, предоставляется возможность приобретения товара в кредит и возврата приобретенных товаров. К числу таких предприятий торговли относятся, например, сетевые магазины электроники и бытовой техники;

4) розничные торговые предприятия с полным обслуживанием представляют собой дорогие фирменные салоны, бутики, галереи с высококвалифицированным персоналом и высоким уровнем цен, обусловленным большими накладными расходами.

По формам собственности розничные предприятия делятся на:

1) корпоративную сеть магазинов — один из наиболее важных и значительных феноменов розничной торговли в XX в. Сеть магазинов — это два или более торговых заведения, находящихся под общим владением и контролем, продающих товары аналогичного ассортимента, имеющих общую службу закупок и сбыта, а возможно, и аналогичное архитектурное оформление;

2) добровольные сети, представляющие собой совокупность независимых розничных торговцев под эгидой оптовика;

3) кооперативы розничных торговцев, т.е. группы независимых розничных торговцев, объединивших свои усилия;

4) розничный конгломерат — это корпорация свободной формы, объединяющая несколько предприятий разнородных направлений и форм розничной торговли под единым владением с частичной интеграцией функций распределения и управления.

2. Объединения предприятий розничной торговли. Большинство органов местного самоуправления стремится к формированию локальных торговых розничных сетей в торговых районах для реализации программ по зонированию сфер деятельности с целью создания для потребителей большего количества возможностей сделать все необходимые покупки при однократном посещении. Важную роль в этом процессе играют различные виды объединений предприятий розничной торговли.

1. Региональные торговые центры — группа торговых предприятий, принадлежащих одному собственнику, спланированных, построенных и управляемых как единое целое.

2. Районный торговый центр включает в себя несколько розничных магазинов. В его состав могут также быть включены универсам и магазин товаров повседневного спроса.

3. Торговые центры микрорайонов — это так называемые магазины шаговой доступности, центры по продаже товаров повседневного спроса с головным магазином типа универсама и несколькими предприятиями сферы услуг, такими как химчистка, прачечная самообслуживания, мастерская по ремонту обуви и косметический салон <1>.

———————————

<1> См.: Котнер Ф. Основы маркетинга: Краткий курс. М.: Издат. дом «Вильямс», 2007. С. 383 — 384.

 

3. Ритейлеры. Ритейл (от англ. retail sales — розничные продажи) — это торговая сфера, характеризующая розничную торговлю различными товарами. Отличительными особенностями ритейла по сравнению с более привычной розничной торговлей являются работа с массовым клиентом, охватывающая не один регион продаж, и использование особых технологий торговли — ритейл-технологий. Ритейлерами называются крупные торговые сети, занимающиеся реализацией различных товаров в больших масштабах.

Деятельность ритейлеров характеризуется определенными особенностями: 1) широкий ассортимент предлагаемых товаров; 2) удобная система магазинов самообслуживания; 3) закупка у поставщиков или производителей крупных партий товаров; 4) возможность диктовать свои условия поставщикам по цене товаров и по отсрочке в их оплате; 5) осуществление сборов за представление продукции поставщика на полках и витринах своих магазинов; 6) выгодные условия поставки могут использоваться для реализации товаров топовых брендов с высоким качеством и по невысокой цене, что повышает спрос.

 

8.2.3. Несетевые оптово-розничные торговцы

1. Торговые дома. Торговые дома в последнее время получили достаточно широкое распространение и специализируются сегодня на реализации различной продукции. Кроме того, торговые дома сегодня оказывают значительное влияние на экономику и рынок не только отдельного города, но и целой области. По организационной форме торговый дом представляет собой крупную оптово-розничную фирму, интегрированную в сферу производства и финансов.

Торговые дома представляют собой многофункциональные организации. Наряду с приобретением и последующей продажей товаров они осуществляют производственную деятельность по обработке, расфасовке, упаковке, подсортировке реализуемых товаров и др. Торговые дома строятся как единое юридическое лицо либо в форме контрактных объединений, т.е. связанных договорами о совместной деятельности сообществ торговых, производственных, складских, транспортных и иных организаций.

По характеру деятельности выделяются следующие виды торговых домов: 1) осуществляющие оптовую и розничную торговлю от собственного имени и за свой счет; 2) осуществляющие посреднические услуги; 3) выполняющие снабженческо-сбытовые функции производственных организаций <1>. В качестве достоинств торговых домов можно отметить: 1) их оперативное реагирование на изменения конъюнктуры рынка; 2) выполнение важных дополнительных функций в связи с производством и сбытом товаров; 3) объединение мелких и средних оптовых организаций; 4) достигаемое на этой основе снижение издержек обращения, стоимости маркетинговых исследований и рекламных мероприятий.

———————————

<1> См.: Ибрагимов Л.А. Инфраструктура товарного рынка. М., 2001. С. 39 (цит. по: Андреева Л.В. Коммерческое право России. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 54).

 

2. Распределительные центры. В последние годы в торговом обороте широко распространился термин «распределительный центр». Это связано с коренным изменением функций складов в системе оптовой и розничной торговли. Современный распределительный центр принципиально отличается от обычного и даже автоматизированного склада очень высокой производительностью всех операций по переработке грузов. Главная функция распределительного центра — не простое складирование товаров, приводящее к замедлению оборота, а максимально быстрая комплектация партий товаров и отгрузка их потребителям. Создание разветвленной сети распределительных логистических центров должно позволить качественно улучшить логистический сервис, снизить уровень транспортных издержек грузоотправителей, оптимизировать процесс доставки, хранения и распределения грузов с использованием современных технологий <1>.

———————————

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. N 1201 «О внесении изменений в Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России (2010 — 2015 годы)» // СЗ РФ. 2012. N 13. Ст. 1514.

 

С внедрением в технологические процессы по складированию и транспортировке товаров современных логистических схем и последующей автоматизацией этих процессов, закупая товар на себя, управляющий орган оптовой сетевой компании, централизуя закупку товаров, добивается наибольших скидок у поставщиков и более быстрого обновления ассортимента в зависимости от изменения спроса населения с целью ускорения оборачиваемости товарных запасов. Реальный экономический эффект от такой деятельности является решающим фактором в конкурентной борьбе.

Современное федеральное законодательство не регламентирует деятельность распределительных центров. Отдельные нормативно-правовые акты Правительства РФ <1> и ведомств <2> не создают четко очерченного правового поля для их функционирования, поэтому ко всем отношениям распределительных центров сегодня должно применяться гражданское законодательство.

———————————

<1> Распоряжения Правительства РФ от 22 ноября 2008 г. N 1734-р «О транспортной стратегии Российской Федерации» (поправка) // СЗ РФ. 2008. N 50. Ст. 5977; N 52 (ч. II); N 47. Ст. 5489; от 17 ноября 2008 г. N 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» // СЗ РФ. 2008. N 47. Ст. 5489; Постановление Правительства РФ от 20 июня 1997 г. N 750 «О федеральной целевой Программе развития экономики и бюджетного потенциала Чувашской Республики на 1997 — 2000 годы» // СЗ РФ. 1997. N 27. Ст. 3230.

<2> Приказ Минсельхозпрода России от 14 марта 1995 г. N 63 «О создании службы маркетинга в системе управления агропромышленным комплексом» // СПС «КонсультантПлюс».

 

3. Торгово-развлекательные и торгово-офисные центры — это крупноформатные многофункциональные комплексы, отличительной особенностью которых является совмещение в одном объекте недвижимости нескольких организаций различной функциональной направленности. Торговые центры могут включать в себя одновременно и отделы по продаже продовольственных товаров, и отделы по продаже промышленных товаров, развлекательные заведения, кинотеатры, деловые центры. Деятельность торгового центра направлена на удовлетворение самых широких интересов покупателей.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code