5.2. Правовое регулирование деятельности отдельных организаторов торговли

5.2.1. Товарные биржи

Согласно ст. 9 ФЗ об ОТ биржей является организатор торговли, имеющий лицензию биржи. Биржа может быть организована только в организационно-правовой форме акционерного общества, а ее фирменное наименование должно содержать слово «биржа». Использование слова «биржа», производных от него слов и сочетаний с ним в своем фирменном наименовании и (или) в рекламе иными лицами не допускается, за исключением использования соответствующими организациями в своем наименовании и (или) в рекламе словосочетания «биржа труда», а также иных случаев, установленных федеральными законами.

Биржа предназначена для оказания услуг по проведению организованных торгов, на которых заключаются договоры, являющиеся производными финансовыми инструментами, осуществляется биржами, за исключением случаев, когда нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков предусмотрено, что услуги по проведению организованных торгов, на которых заключаются отдельные виды договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, могут оказываться только торговой системой. Биржа не вправе совмещать свою деятельность с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью, а также с деятельностью по управлению ценными бумагами.

Считается, что термин «биржа» происходит от позднелатинского слова bursa, которым именовали в Древнем Риме кожаный мешок, в котором хранились деньги и драгоценности. По другой версии, слово «биржа» было связано с названием площади в Древней Греции, где происходили торговые собрания <1>. Первые товарные биржи возникли в торговых центрах Европы в XVI в.: в 1531 г. — в Антверпене (Нидерланды), в 1549 г. — в Лионе и Тулузе (Франция), в 1556 г. — в Лондоне (Великобритания). В России первая биржа была основана Петром I в Санкт-Петербурге в 1705 — 1707 гг., а в США первая товарная биржа возникла в Чикаго в 1848 г.

———————————

<1> См.: Зевайкина А.Н. Особенности правового положения товарных бирж // Коммерческое право. Научно-практический журнал. 2008. N 1(2). С. 49.

 

В развитых государствах товарные биржи функционируют как бесприбыльные учреждения и пользуются существенными налоговыми льготами как некоммерческие организации <1>. В России в соответствии с ч. 2 ст. 9 ФЗ об ОТ биржей может являться только акционерное общество.

———————————

<1> См.: Дегтярева О.Н. Биржевое дело. М., 2002. С. 34 — 64.

 

Биржа вправе осуществлять деятельность, непосредственно связанную с организацией и регулированием биржевой торговли. Согласно ч. 5 ст. 9 ФЗ об ОТ биржа не вправе совмещать свою деятельность с брокерской, дилерской и депозитарной деятельностью, а также с деятельностью по управлению ценными бумагами. Кроме этого биржа как организатор торговли не вправе заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью, деятельностью кредитных организаций, деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельностью по управлению акционерными инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельностью специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, деятельностью акционерных инвестиционных фондов, деятельностью негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию (ч. 3 ст. 5 ФЗ об ОТ) и выступать в роли центрального контрагента (ч. 4 ст. 5 ФЗ об ОТ).

Биржа также не может осуществлять торговую, торгово-посредническую и иную деятельность, непосредственно не связанную с организацией биржевой торговли. Данное ограничение не распространяется на юридическое и физическое лицо, являющееся членом биржи. Биржевые сделки не могут совершаться от имени и за счет биржи. Она не является участницей сделок, совершаемых в ходе биржевой торговли, и не несет ответственности за неисполнение обязательств по биржевым сделкам.

Биржа не вправе осуществлять вклады, приобретать доли (паи), акции предприятий, учреждений и организаций, если указанные предприятия, учреждения и организации не ставят целью осуществление деятельности, непосредственно связанной с организацией и регулированием биржевой торговли, либо участие в ней.

Товарная биржа создается не менее чем 10 коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями. В качестве учредителей товарной биржи не могут выступать: 1) органы государственной власти и местного самоуправления; 2) банки и иные кредитные организации; 3) страховые и инвестиционные компании и фонды; 4) общественные, религиозные и благотворительные объединения (организации) и фонды; 5) физические лица, которые в силу закона не могут осуществлять предпринимательскую деятельность.

Требования к учредителям (участникам) биржи. Часть 1 ст. 7 ФЗ об ОТ запрещает принимать участие в управлении биржей некоторым лицам, владеющим пятью и более процентами ее акций, в том числе:

1) юридическим лицам, зарегистрированным в государствах или на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны), перечень которых утверждается Министерством финансов РФ;

2) юридическим лицам, у которых за совершение нарушения была аннулирована (отозвана) лицензия на осуществление соответствующего вида деятельности финансовой организации;

3) физическим лицам, если:

а) в отношении их имеются вступившие в законную силу судебные решения, установившие факты совершения указанными лицами неправомерных действий при банкротстве;

б) в отношении их не истек срок, в течение которого они считаются подвергнутыми административному наказанию в виде дисквалификации;

в) они имеют судимость за преступления в сфере экономической деятельности или преступления против государственной власти;

г) у них был аннулирован квалификационный аттестат, выданный федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков, и со дня такого аннулирования прошло менее трех лет. Минимальный размер собственных средств биржи, оказывающей услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи, должен составлять не менее 100 млн. рублей. Биржа должна соблюдать нормативы ликвидности, нормативы достаточности собственных средств, величина и методика определения которых устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков (ст. 8 ФЗ об ОТ).

В товарной бирже существуют полные члены, которые вправе участвовать в биржевых торгах во всех секциях (отделах, отделениях) товарной биржи и имеют право на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов товарной биржи и на общих собраниях членов секций (отделов, отделений) товарной биржи; неполные члены, которые вправе участвовать в биржевых торгах в соответствующей секции (отделе, отделении) и имеют право на определенное учредительными документами товарной биржи количество голосов на общем собрании членов товарной биржи и общем собрании членов секции (отдела, отделения) товарной биржи (ст. 15 Закона «О товарных биржах и биржевой торговле» <1>).

———————————

<1> Закон РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» // СЗ РФ. 1992. N 18. Ст. 961 (утрачивает силу с 1 января 2014 г.).

 

Высшим органом управления товарной биржей является общее собрание членов товарной биржи, которое обеспечивает реализацию всех прав и обязанностей товарной биржи и ее членов.

В соответствии с п. 3 ст. 14 Закона «О товарных биржах» член биржи имеет право: 1) участвовать в биржевой торговле; 2) участвовать в управлении биржей; 3) получать дивиденды, если они предусмотрены учредительными документами биржи; 4) пользоваться другими правами, предусмотренными учредительными документами биржи.

Согласно п. 1 ст. 21 Закона «О товарных биржах» посетителями биржевых торгов являются юридические и физические лица, не являющиеся членами биржи и имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право на заключение биржевых сделок. Главным отличием посетителей от членов биржи является то, что посетители биржевых торгов не участвуют в формировании уставного фонда биржи и в управлении биржей (п. 3 ст. 21 Закона «О товарных биржах»). Разовые посетители биржевых торгов имеют право на совершение сделок только на реальный товар, от своего имени и за свой счет (п. 5 ст. 21 Закона «О товарных биржах»).

Члены и посетители биржи имеют право совершать биржевые сделки: 1) непосредственно как участники биржевых торгов, если они являются брокерскими фирмами или независимыми брокерами; 2) через организуемые ими брокерские конторы; 3) на договорной основе и брокерскими фирмами, брокерскими конторами, независимыми брокерами, т.е. биржевыми посредниками; 4) непосредственно от своего имени и за свой счет при торговле реальным товаром, без права на биржевое посредничество.

Существенными признаками биржевой торговли являются публичность, конкуренция и аукционный характер.

Биржа обязана создать биржевой совет и совет секции каждой торговой (биржевой) секции, которые формируются советом директоров биржи из числа кандидатов, предложенных участниками торгов и биржей, на срок, установленный советом директоров биржи, который не может быть более двух лет. Не менее 75% состава биржевого совета (совета секции) должны составлять представители участников торгов биржи (торговой (биржевой) секции). В состав биржевого совета (совета секции) не могут входить лица, заключившие с биржей трудовые и (или) гражданско-правовые договоры об оказании услуг бирже. В биржевой совет (совет секции) не может входить более одного представителя одного юридического лица (ч. 2 ст. 10 ФЗ об ОТ).

Классификация бирж.

По масштабу действия биржи подразделяются на: 1) центральные, 2) межрегиональные, 3) локальные (региональные, местные).

По назначению биржи подразделяются на: 1) универсальные, ведущие торговлю любыми видами товара, разрешенными к участию в обороте; 2) специализированные по торговле отдельными видами товаров (например, цветными металлами, пшеницей, сахаром и т.п.).

По характеру биржевых операций биржи подразделяются на: 1) биржи реального товара (торговля реальным товаром); 2) фьючерсные (опционные) биржи (осуществляющие торговлю стандартными контрактами). Большинство зарубежных товарных бирж — фьючерсные; 3) смешанные (электронные) биржи (совмещают два вышеуказанных вида бирж).

По степени участия посетителей в биржевых торгах биржи подразделяются на: 1) закрытые (биржи, доступные только для участия биржевых посредников), 2) открытые (доступные для всех желающих собрания, на которых продавцы и покупатели действуют без посредников).

По предмету торговли биржи делятся на:

1. Товарные биржи. Товары, являющиеся объектами биржевых торговых сделок, называются биржевыми товарами. Под биржевым товаром согласно ст. 6 Закона «О товарных биржах и биржевой торговле» понимается не изъятый из оборота товар определенного рода и качества, в том числе стандартный контракт и коносамент на указанный товар, допущенный в установленном порядке биржей к биржевой торговле. Биржевым товаром не могут быть недвижимое имущество и объекты интеллектуальной собственности. В связи с тем что по биржевым сделкам биржевой актив (товар) обращается неоднократно и указываются определенное стандартное качество и количество, объектом биржевых сделок не могут быть индивидуально определенные вещи. Особенностью товарных бирж является то, что объектами биржевой сделки на них могут быть только вещи, определяемые родовыми признаками, т.е. они должны быть заменяемыми. Обычно объектом биржевой торговли выступают товары установленного количества (партии) и качества. Все обращающиеся на товарной бирже товары можно условно разделить на две группы: сельскохозяйственные продукты и промышленное сырье и продукция его переработки.

2. Фондовые биржи, деятельность которых заключается в обеспечении соответствующих условий обращения ценных бумаг (акций, облигаций и т.п.), в определении их рыночных цен (на основе соотношения спроса и предложения участников Фондовой биржи) и распространении информации о них. Основными задачами фондовых бирж являются: 1) предоставление централизованного места для осуществления покупки/продажи ценных бумаг; 2) выявление равновесной биржевой цены ценных бумаг на основании спроса и предложения; 3) аккумулирование временно свободных денежных средств; 4) обеспечение открытости и гласности биржевых торгов; 5) обеспечение арбитража между участниками фондовой биржи; 6) обеспечение гарантий исполнения сделок; 7) разработка соответствующих этических стандартов, своеобразного кодекса поведения участников биржевой торговли. Членами Фондовой биржи могут быть любые профессиональные участники рынка ценных бумаг. Порядок вступления в члены фондовой биржи, выхода и исключения из членов фондовой биржи определяется фондовой биржей самостоятельно на основании ее внутренних документов. Фондовая биржа вправе устанавливать количественные ограничения числа ее членов. Не допускаются неравноправное положение членов фондовой биржи, временное членство, а также сдача мест в аренду и их передача в залог лицам, не являющимся членами данной фондовой биржи. Фондовые биржи присутствуют примерно в 60 странах мира, в том числе и в России.

3. Валютные биржи — это организованный рынок национальных валют. Валютные биржи могут быть частью международной валютной системы Forex. Термин «Forex» является аббревиатурой от англ. Foreign Exchange market, что в переводе означает «международный валютный рынок». На Forex осуществляется торговля деньгами (т.е. продажа и покупка одной валюты за другую). Особенностью валютных рынков является их высокая ликвидность, т.е. возможность продавца практически мгновенно найти покупателя на свою валюту.

Существуют также смешанные биржи, которые осуществляют торговлю материальными ресурсами, ценными бумагами, иностранной валютой (например, товарно-фондовые биржи).

По территории рынка, который охватывает деятельность биржи, различают:

1. Международные биржи — это биржи, которые обусловливают потребности в биржевой торговле мирового рынка. Предметом торговли на таких биржах может быть только товар, по которому активно заключаются сделки. Международный статус биржи предполагает свободный валютный, торговый и налоговый режимы, что способствует вовлечению в биржевую торговлю иностранных участников, свободному переводу прибыли по биржевым операциям на другие рынки; примерами международных бирж являются: Лондонская товарная биржа, Нью-Йоркская товарно-сырьевая биржа, Чикагская товарная биржа и др.

2. Национальные (например, общероссийские) биржи — это биржи, которые проводят операции на внутреннем рынке.

3. Региональные биржи, которые представляют собой биржи, обслуживающие рынки нескольких стран или нескольких отдельных регионов (например, Сингапурская, Сиднейская и ряд других).

Биржевой признается сделка, заключенная на бирже, на биржевых торгах, организованных биржей, по поводу перехода прав на биржевой товар.

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» <1> биржевой сделкой является зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов. Порядок регистрации и оформления биржевых сделок устанавливается биржей.

———————————

<1> Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 18. Ст. 961.

 

Биржевые сделки принято рассматривать в широком и узком смысле <1>. Биржевой сделкой в широком смысле является как сделка, совершаемая в ходе непосредственно биржевых торгов, так и сделки, заключаемые еще до проведения таких торгов, и сделки, заключаемые для исполнения обязанностей сторон в последующем. Эту категорию сделок можно назвать биржевыми сделками организационного характера или организационными биржевыми сделками. В эту группу включаются сделки, не связанные непосредственно с переходом прав и обязанностей на биржевой товар. Сделки данной группы являются лишь предпосылками к заключению сделок по поводу биржевого товара. Такими сделками являются договоры поручения, комиссии и агентские договоры. Биржевой сделкой в узком смысле является только сделка, заключаемая между участниками биржевых торгов в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов. К этой группе относятся сделки купли-продажи, фьючерсные, опционные, форвардные, арбитражные, сделки РЕПО (договоры с обязательством обратного выкупа) и СВОП (банковские сделки, состоящие из двух противоположных конверсионных операций на одинаковую сумму, заключаемых в один и тот же день), заключаемые на бирже. В таких сделках биржа выступает не контрагентом в договоре, а организатором торговли. Контрагентами выступают брокеры и дилеры. Биржа в таких сделках является вспомогательным институтом, организующим биржевые торги.

———————————

<1> См.: Белых В.С., Виниченко С.И. Биржевое право. М., 2001. С. 128; Сойфер Т.В. Сделки в биржевой торговле: Автореф. дис. … канд. экон. наук. М., 1996. С. 70.

 

Все биржевые сделки, в зависимости от срока исполнения договора, можно классифицировать на кассовые, срочные и комбинированные.

Кассовые биржевые сделки — это сделки с немедленным сроком исполнения договора. Однако на практике немедленная поставка биржевого товара происходит не сразу после получения встречного исполнения обязательства, т.е. уплаты денег за биржевой товар, а спустя несколько дней, через небольшой промежуток времени, указанный в правилах бирж. Предметом кассовых сделок является биржевой актив (товар), который реально (физически) может быть передан контрагенту.

Срочные биржевые сделки называются также деривативами или производными инструментами. Они имеют ряд особенностей:

1) в них момент заключения сделки и момент ее исполнения не совпадают, исполнение обязательства по таким сделкам отстает от заключения во времени;

2) в большинстве срочных сделок договор исполняется не реальной поставкой биржевого актива, а взаиморасчетом между сторонами, т.е. договор исполняется преимущественно выплатой разницы между договорной ценой и ценой, установленной биржевой котировкой в день исполнения обязательства;

3) предметом срочных сделок помимо предметов кассовых сделок могут служить и финансовые индексы, погода и итоги президентских выборов, поставка которых реально невозможна, и эти сделки исполняются исключительно путем взаиморасчетов между сторонами. Поэтому некоторые виды срочных сделок по их предмету не могут быть отнесены к виду коммерческих сделок.

В понятие «срочные сделки» входят как форвардные, так и фьючерсные и опционные контракты, так как все эти сделки отвечают признакам срочной сделки, момент исполнения по указанным договорам отстает от момента их заключения. Группа срочных сделок, в свою очередь, может быть разделена на три подгруппы.

1. Расчетные срочные сделки — сделки, исполнение которых осуществляется исключительно путем взаиморасчета между контрагентами. По таким сделкам сторона договора обязуется выплатить разницу между договорной ценой и котировочной биржевой, сформированной к сроку исполнения договора.

2. Поставочные срочные сделки — сделки, исполнение которых осуществляется путем реальной поставки биржевого актива через определенный срок, установленный биржей, по цене, определенной в момент заключения договора.

3. Комбинированные срочные сделки — это сочетание двух предыдущих видов срочных сделок <1>.

———————————

<1> См. подробнее: Петросян Э.С. Понятие и классификация биржевых сделок // Право и экономика. 2003. N 8. С. 38 — 39.

 

В зависимости от особенностей поставки товара в ходе биржевых торгов могут заключаться сделки в отношении:

1) реального товара;

2) нестандартных контрактов на поставку товара;

3) реального товара с отсроченной поставкой (форвардные сделки);

4) стандартных контрактов на поставку биржевого товара (фьючерсные сделки);

5) сделки, связанные с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта на поставку биржевого товара (опционные сделки).

На бирже сделки заключаются специальными субъектами — участниками биржевой торговли, получившими соответствующие лицензии и прошедшими биржевую регистрацию. Биржевая сделка должна быть заключена постоянными посетителями — членами биржевого общества. Кроме того, в соответствии со ст. 19 Закона о товарной бирже в биржевой торговле могут принимать участие и разовые посетители, а сделки, заключенные ими, также являются биржевыми. К биржевой торговле допускаются два вида субъектов биржевой торговли:

1) брокеры, которые заключают биржевые сделки в интересах третьих лиц по поручению своих клиентов. В соответствии со ст. 3 Закона «О рынке ценных бумаг» <1> брокерской признается деятельность по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами от имени и за счет клиента (в том числе эмитента эмиссионных ценных бумаг при их размещении) или от своего имени и за счет клиента на основании возмездных договоров с клиентом;

———————————

<1> СЗ РФ. 1996. Ст. 1918.

 

2) дилеры, которые осуществляют деятельность, не являющуюся посреднической, т.е. приобретают биржевой товар не в интересах третьих лиц, а в собственных интересах, от своего имени и за свой счет. В соответствии со ст. 4 Закона «О рынке ценных бумаг» дилерской деятельностью признается совершение сделок купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи определенных ценных бумаг с обязательством покупки и (или) продажи этих ценных бумаг по объявленным лицом, осуществляющим такую деятельность, ценам.

Особыми субъектами биржевой деятельности являются биржевые маклеры и биржевые брокеры.

Маклер — это лицо, являющееся посредником между продавцом и покупателем товаров, либо лицо, постоянно (систематически) и профессионально осуществляющее посреднические функции при покупке или продаже товаров, страховых услуг либо ценных бумаг, способствующее заключению договоров купли-продажи путем сведения контрагентов (потенциальных партнеров) по сделке. Маклер является только коммерческим посредником и не имеет права заключать сделки самостоятельно и от своего имени. Задача маклера состоит в содействии, так называемом сопровождении сделки, направленном на скорейшее заключение договора между потенциальным продавцом и покупателем, осуществляемое за маклерское вознаграждение, выплачиваемое продавцом или покупателем. Размер вознаграждения маклера напрямую зависит от суммы сделки, заключенной сторонами договора.

В России под маклером понимается сразу несколько видов деятельности.

1. Биржевой маклер — по сути, представитель биржи. Он выполняет информационную функцию: оглашает предложения, фиксирует сделки, следит за деятельностью брокеров. Маклер на бирже осуществляет аудиторские функции: проверяет правильность и законность сделок.

2. Риэлторы — посредники между продавцом и покупателем в сделках с недвижимостью. Риэлтерская деятельность в силу особенностей предмета продажи не относится к коммерческой деятельности.

3. Страховой маклер — юридическое или физическое лицо, посредник между страхователем и страховщиком. Страховой маклер, исполняя функции посредника, оказывает услуги страхователю в получении страхового возмещения. Одновременно страховой маклер состоит в отношениях договора комиссии со страховщиком, получая от него комиссионное вознаграждение за уплату страхователем страховой премии. В соответствии с п. 2 ст. 184 ГК РФ подобное одновременное коммерческое представительство страхового маклера должно осуществляться с одновременного согласия обеих сторон страхового правоотношения. Главное отличие маклера от страхового агента — независимость его мнения от интересов страховой компании. Страховые маклеры могут принимать участие в коммерческой деятельности, если предметом страхования является товар.

Из всех видов маклеров только биржевых маклеров можно признать полноценными субъектами коммерческой деятельности. К биржевому маклеру предъявляются жесткие требования: он должен иметь высшее профессиональное образование и дополнительную специальную подготовку или среднее профессиональное образование, дополнительную специальную подготовку и стаж работы по специальности не менее двух лет. Кроме этого маклер должен знать законодательные акты, нормативные и методические материалы, касающиеся коммерческой деятельности, рыночные методы хозяйствования, закономерности и особенности развития экономики, правила организации и ведения бизнеса, виды биржевых сделок, иметь навыки делового общения, знать методы изучения конъюнктуры рынка, его потенциал и тенденции развития, организацию деловых контактов и биржевых сделок, основы социальной психологии, методы определения качества и порядок установления цен на сырье, оборудование, продукцию, имущество, услуги, правила определения размера комиссионных выплат по заключаемым договорам, порядок составления документации при оформлении сделок, гражданское и трудовое законодательство, правила и нормы охраны труда <1>.

———————————

<1> Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37). 4-е изд., доп. // СПС «Гарант».

 

В прямые обязанности маклера входят: 1) оказание посреднических услуг при заключении коммерческих сделок, осуществляемых на биржах; 2) обеспечение сокращения срока реализации сделки и получение максимального дохода; 3) изучение коммерческой информации, качественных характеристик сырья, оборудования, продукции, являющихся предметом сделки; 4) анализ конъюнктуры внутреннего и внешнего рынка, информации о продаваемых товарах, требований покупателей; 5) прогноз изменения цен и спроса на товары; 6) осуществление переговоров с клиентами о заключении договоров, осмотр товаров, оценка их стоимости; 7) участие в экспертизе и проверке качества сырья, материалов, продукции, определении и согласовании цены, условий купли-продажи и ее оформление; 8) обеспечение соответствия заключаемых договоров правовым нормам, надлежащее оформление необходимых документов согласно требованиям, установленным законом <1>.

———————————

<1> См.: Татарников М.А. Сборник должностных инструкций работников торговли и общественного питания. М.: Инфра-М, 2005.

 

Особенности правового положения биржевых маклеров заключаются в следующем: 1) маклер является должностным лицом биржи; 2) маклер выступает от имени и за счет биржи; 3) маклер может содействовать обоим контрагентам; 4) маклер должен выполнять поручение добросовестно, беспристрастно, соблюдая интерес обеих сторон.

Маклерская деятельность может осуществляться не только в условиях биржи, но и вне ее — на торговых рынках. Субъекты, осуществляющие такую деятельность, называются товарными маклерами. В законодательствах Франции, Германии, Швейцарии, Италии посреднические отношения маклеров урегулированы нормами о маклерском договоре. К его особенностям относятся: 1) разовость оказания услуг; 2) ограничение деятельности маклера стадиями подготовки и заключения договора и 3) отсутствие, по общему правилу, представительских полномочий. В Германии деятельность маклера регламентирована разделом 8 книги I ГТУ (Германское торговое уложение), и согласно определению, содержащемуся в § 93 ГТУ, им является «тот, кто для других лиц, не являясь постоянно уполномоченным ими на основании договорных отношений, профессионально принимает на себя посредничество при договорах о приобретении или отчуждении товаров или ценных бумаг, о страховании, о грузовых перевозках, о найме судов либо о прочих объектах торгового оборота, имеет права и обязанности маклера» <1>.

———————————

<1> Германское право: Германское торговое уложение и другие законы / Пер. с нем.; науч. конс. А.С. Комаров. М.: МЦФЭР, 1996. Ч. 2. С. 42 — 43.

 

Деятельность торгового маклера внешне сходна с деятельностью торгового представителя (агента), но имеет ряд существенных отличий: 1) торговый агент (представитель) уполномочен на торговое представительство постоянно, тогда как торговый маклер не связан со своим контрагентом длительными взаимоотношениями <1>; 2) торговый маклер, так же как и торговый агент, работает на результат. Но в отличие от последнего маклер вправе требовать вознаграждения от обеих сторон контракта, если иное не вытекает из соглашения либо местного обычая; 3) торговый маклер в отличие от торгового агента, посредничая, не заключает договоры. Он готовит текст договора, согласовывает его со сторонами и представляет сторонам на подпись в окончательном виде. Вместе с тем маклер несет ответственность перед сторонами за убытки, причиненные по его вине.

———————————

<1> Коммерческое право зарубежных стран: Учебник / Под ред. В.Ф. Попондопуло. СПб.: Питер, 2003. С. 68.

 

Гражданский кодекс РФ, так же как и специальные акты гражданского законодательства, не содержит норм, регламентирующих правовое регулирование маклерского договора, несмотря на то, что посреднические операции такого рода широко распространены в отечественном торговом обороте.

Распространенный вид биржевых посредников — брокеры. Они заключают договоры от имени и за счет принципала. Законом РФ «О товарных биржах» (ст. 9) брокерская деятельность определяется как деятельность по совершению биржевых сделок биржевым посредником от имени клиента и за его счет, от имени клиента и за свой счет или от своего имени и за счет клиента. В соответствии с ч. 2 ст. 16 ФЗ об ОТ в качестве брокера, т.е. участника торгов, действующего в интересах и за счет другого лица, может выступать как индивидуальный предприниматель, так и юридическое лицо.

Главным отличием брокера от маклера является характер его деятельности: если маклер является только коммерческим посредником, то брокер может выполнять функции как посредника, так и представителя, т.е. может являться стороной в торговых сделках, совершая как фактические, так и юридические действия. Фактические действия выражаются, как правило, в поиске будущего контрагента, проведении предварительных переговоров, сведении сторон. Юридические действия (сделки, договоры) могут совершаться брокерами от собственного имени, но в интересах и за счет клиента.

На биржах товары продаются в основном при посредничестве брокеров. Они действуют в качестве фирм, нередко имеющих свою филиальную сеть, либо в качестве независимых брокеров. Роль брокеров на рынке определяется доскональным знанием спроса и предложения на определенные товары и способностью оперативно выполнять поручения.

В соответствии со ст. 10 Закона «О товарных биржах» <1> на биржах действуют три типа брокеров:

———————————

<1> Закон РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле» // СЗ РФ. 1992. N 18. Ст. 961.

 

1) брокерские фирмы — организации, профессионально, на постоянной основе занимающиеся биржевым посредничеством, т.е. коммерческой деятельностью, осуществляемой на основании соответствующей лицензии;

2) брокерские конторы, которые являются, как правило, филиалами брокерских фирм и могут в пределах предоставленных им полномочий выполнять от имени фирмы определенные функции. С позиций ГК РФ брокерская контора как филиал юридического лица не является самостоятельным участником гражданских правоотношений и не может выступать в качестве стороны по сделкам, а также быть доверенным лицом, выполняющим поручения своих клиентов. Таким лицом может быть лишь организация, создавшая филиал или другое обособленное подразделение. Поэтому некоторые авторы не относят брокерские конторы к числу самостоятельных биржевых посредников <1>;

———————————

<1> См.: Саркисян М.Р. Понятие и формы биржевого посредничества // Журнал российского права. 2002. N 8. С. 61.

 

3) независимые брокеры, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, которые приобрели право на участие в биржевой торговле в качестве члена биржи или постоянного посетителя.

Деятельность биржевых брокеров подлежит обязательному лицензированию. Лицензирование деятельности биржевых брокеров осуществляется на основании Постановления Правительства РФ от 9 октября 1995 г. N 981 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности биржевых посредников и биржевых брокеров, совершающих товарные фьючерсные и опционные сделки в биржевой торговле» <1>. Выдача лицензий участникам биржевой деятельности предусматривает наличие у них свидетельств о соответствующей государственной регистрации в качестве индивидуальных предпринимателей (например, для независимых брокеров, п. 4 ст. 10 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле») или юридических лиц (например, брокерские фирмы, п. 1 ст. 11 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле»; ср. п. 1 ст. 8 и п. п. 1 и 2 ст. 9 законопроекта «О биржах и биржевой деятельности»). Поэтому без такой предварительной государственной регистрации лицензия считается незаконно выданной, а биржевая деятельность — незаконно осуществляемой.

———————————

<1> СЗ РФ. 1995. N 42. Ст. 3982.

 

Вне бирж посреднические услуги брокеров также достаточно распространены. Брокеры, осуществляющие свою деятельность вне товарных бирж на товарных рынках, называются товарными брокерами. Товарные брокеры также не состоят в длительных договорных отношениях с покупателями и продавцами, которым оказывают услуги. Преимущества товарных брокеров заключаются в детальном знании рынка, на котором они специализируются, в широких деловых связях, в способности быстро выполнить отдельные поручения.

Размеры комиссионных, выплачиваемых брокерам, различаются между собой в зависимости не только от типа посредника, но и от вида продукции, ими реализуемой. Самые низкие комиссионные имеют брокеры, занимающиеся сбытом технически несложной, однородной продукции, прежде всего сырьевых товаров. На рынке машин, оборудования и комплектующих изделий вознаграждение, получаемое ими, существенно выше, однако этот рынок отличается и более высокими операционными расходами <1>.

———————————

<1> См.: Третьяк С.Н. Коммерческая деятельность. Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 1999. Ч. I: Основы теории и организации. С. 72.

 

Брокерская деятельность осуществляется брокерской фирмой, брокерской конторой или независимым брокером. Несмотря на то что Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» <1> устанавливает, что брокерская деятельность осуществляется на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок, Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» не определяет конкретные виды договоров, оформляющих брокерскую деятельность. Поэтому на товарных биржах в отличие от валютных и фондовых в брокерском посредничестве может использоваться любая из договорных моделей представительства, предусмотренных в ГК РФ, включая их смешанные варианты, а также непоименованные типы договорных конструкций, например специальный договор на брокерское обслуживание.

———————————

<1> Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг» // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.

 

Брокерское посредничество предусматривает оказание услуг на условиях, выработанных контрагентами. Объем и характер посредничества брокера определяются договорной конструкцией, используемой сторонами для осуществления посреднической деятельности:

1) если отношения основаны на договоре поручения, поверенный совершает определенные юридические действия от имени и за счет доверителя (ст. 971 ГК РФ);

2) если используется договор комиссии, то комиссионер заключает сделки от собственного имени в интересах комитента (ст. 990 ГК РФ);

3) при осуществлении посредничества посредством заключения договора агентирования агент выполняет юридические и иные действия;

4) от своего имени, но за счет принципала;

5) от имени и за счет принципала (ст. 1005 ГК РФ).

 

5.2.2. Оптовые ярмарки

Под ярмаркой в русском языке понимается: 1) большой торг обычно с увеселениями, развлечениями, устраиваемый регулярно, в одном месте и в одно время; 2) периодически устраиваемый съезд торговых и промышленных организаций, коммерсантов, промышленников, кооператоров, преимущественно для оптовой продажи и закупки товаров по выставленным образцам <1>. Этимологически слово «ярмарка» восходит к немецкому Jahrmarkt (т.е. дословно — «ежегодный торг») <2>. В.И. Даль определил ярмарку следующим образом: «Ярмарка (или ярмонка) — большой торговый съезд и привоз товаров в срочное в году время, годовой торг, длящийся неделями» <3>. Схожее определение ярмарки содержалось в дореволюционном законодательстве — в Уставе торговом (ч. 2 т. XI Свода законов Российской империи). Так, ярмарка определялась как «общие торги, на которых, в продолжение определенного в установленном порядке срока, производится торговля всякого или только определенного рода товарами» <4>.

———————————

<1> См.: Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1998. С. 918.

<2> См.: Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. М.: МИР, 1997. Т. 2. С. 472.

<3> Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М., 1993. Т. IV. С. 678.

<4> Статья 664 Устава торгового.

 

Ярмарка, так же как и биржа, не может ничем торговать от своего имени. Ее задача — создать условия для совершения торговых сделок посетителями (гостями) ярмарки, организовать проведение торгов <1>. Ярмарочная торговля была развита в дореволюционной России. Так, только на Нижегородской ярмарке, пользовавшейся международным авторитетом, в середине XIX в. стоимость привезенных товаров составляла 60% от общей стоимости товаров, ввозимых в Россию <2>. Ярмарки должны быть отнесены к специфическим правовым формам взаимодействия на товарном рынке. При этом сами по себе они не заменяют договор как основное, главнейшее орудие движения товаров. По отношению к договору ярмарки выполняют следующие функции: 1) способствуют заключению договора в юридико-техническом смысле (упрощение, оптимизация заключения договоров); 2) наличие ярмарки как формы взаимодействия сторон будущего договора позволяет упростить анализ экономической эффективности договора, подлежащего заключению <3>.

———————————

<1> Пункт 5.2 Указа Президента РФ от 18 июня 1996 г. N 933 «О Федеральной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996 — 2000 годы» // СЗ РФ. 1996. N 26. Ст. 3061; п. 7 Положения о поставках товаров народного потребления, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 25 июля 1988 г. N 888 // Собрание постановлений Правительства СССР (отдел первый). 1988. N 24 — 25. Ст. 70.

<2> Восьмое чудо света // Экономика и жизнь. 2002. N 30. С. 28.

<3> См.: Руденко А.В. Ярмарки в системе форм взаимодействия субъектов товарного рынка // Российский судья. 2005. N 10. С. 38.

 

В соответствии со ст. 11 ФЗ о ГРТД к организации ярмарок и продажи товаров на них предъявляются определенные требования. Прежде всего в качестве организаторов ярмарок могут выступать органы государственной власти, местного самоуправления, юридические лица и индивидуальные предприниматели. Порядок организации ярмарок и продажи товаров на них устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на территориях которых такие ярмарки организуются. В случае если организатором ярмарки является федеральный орган государственной власти, порядок организации ярмарки и продажи товаров на ней устанавливается организатором ярмарки с учетом положений указанной статьи.

Организатор ярмарки обязан разработать и утвердить план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров на ней, а также определить режим ее работы и порядок предоставления торговых мест на ней. Кроме этого организатор ярмарки должен опубликовать в средствах массовой информации или разместить на своем сайте в сети Интернет информацию о плане мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров на ней.

Торговые места на ярмарке предоставляются не только юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, но также и гражданам (в том числе гражданам, ведущим крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства или занимающимся садоводством, огородничеством, животноводством). Размер платы за предоставление оборудованных торговых мест на ярмарке, а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (уборка территории, проведение ветеринарно-санитарной экспертизы и другие услуги), определяется организатором ярмарки с учетом необходимости компенсации затрат на организацию ярмарки и продажи товаров на ней.

 

5.2.3. Оптовые продовольственные рынки

Оптовый продовольственный рынок имеет целью обеспечение реализации сельскохозяйственной и продовольственной продукции, являясь основой розничного оборота продовольственных товаров. Создание оптовых продовольственных рынков было признано необходимым в Федеральной программе стабилизации и развития агропромышленного производства в РФ на 1996 — 2000 гг. <1>, разработанной во исполнение Постановления Правительства РФ от 6 июля 1994 г. N 791 «О программе аграрной реформы в Российской Федерации на 1994 — 1995 годы» <2> с учетом основных положений Программы Правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995 — 1997 годах» <3>. Создание и обеспечение функционирования оптовых продовольственных рынков возложены на государственное унитарное предприятие «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка» при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ <4>.

———————————

<1> Указ Президента РФ от 18 июня 1996 г. N 933 «О Федеральной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996 — 2000 годы» // СЗ РФ. 1996. N 26. Ст. 3061; Постановление Правительства РФ от 12 июля 1996 г. N 798 «О Федеральной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996 — 2000 годы» // СЗ РФ. N 29. Ст. 3502.

<2> СЗ РФ. 1994. N 14. Ст. 1628.

<3> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1966.

<4> Постановление Правительства РФ от 26 сентября 1997 г. N 1224 «О создании государственного унитарного предприятия «Федеральное агентство по регулированию продовольственного рынка» при Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. N 40. Ст. 4593.

 

Основной целью создания оптовых продовольственных рынков является продвижение сельскохозяйственной продукции и продовольствия от производителя к конечному потребителю <1>. Для обеспечения устойчивых связей между товаропроизводителями и потребителями сельскохозяйственной продукции, а также оперативного банковского обслуживания участников сделок создана сеть региональных и межрегиональных оптовых продовольственных рынков. Задача оптовых продовольственных рынков состоит в создании условий для продажи сельскохозяйственных товаров фермерами и иными производителями для оптовых покупателей: магазинов, организаций общественного питания и др.

———————————

<1> Пункт 5.2 Указа Президента РФ от 18 июня 1996 г. N 933 «О Федеральной целевой программе стабилизации и развития агропромышленного производства в Российской Федерации на 1996 — 2000 годы» // СЗ РФ. 1996. N 26. Ст. 3061.

 

Оптовые рынки осуществляют свою работу на постоянной основе. Этим они коренным образом отличаются от оптовых ярмарок. Они обычно создаются за чертой или на границе городов, чтобы облегчить завоз сельхозпродуктов из прилегающих районов и областей. Порядок и время проведения торгов определяются правилами, разрабатываемыми администрацией рынка. Администрация обязана создать условия для торговли и обеспечить контроль за качеством продуктов, соответствием их санитарным требованиям.

Правовое регулирование деятельности оптовых рынков производится путем применения Примерных правил торговли на оптовом продовольственном рынке <1> и Временных правил торговли на оптовом продовольственном рынке национального значения, утвержденных Минсельхозпродом России 10 февраля 1997 г. Б.И. Путинский подчеркивает, что отсутствие законодательной базы деятельности сдерживает процесс развития оптовых рынков и одновременно — самой торговли продуктами, производимыми сельскохозяйственными организациями <2>.

———————————

<1> Приказ Минсельхозпрода России N 292, Роскомторга N 95 от 1 декабря 1994 г. «Об утверждении Примерных правил торговли на оптовом продовольственном рынке» // СПС «КонсультантПлюс».

<2> См.: Пугинский Б.И. Коммерческое право России. С. 81.

 

Сходные оптовые продовольственные рынки функционируют во многих странах Европы, а также в США и Японии. Рынок непосредственно соединяет производителей и потребителей, которые с помощью установления соответствующих цен, получения прибыли или требований возмещения понесенных убытков решают важнейшие для экономики проблемы: что, как и для кого производить, так как спрос рождает предложение и является главным его ориентиром.

В соответствии с Примерными правилами торговли на оптовом продовольственном рынке <1> персонал оптового рынка, обслуживающий торговый процесс, не имеет права осуществлять сделки, а также прямо или косвенно вмешиваться в процесс ведения торгов. Администрация оптового рынка обеспечивает соблюдение установленного порядка ведения оптовых торгов и идентификацию их участников.

———————————

<1> Приказ Минсельхозпрода России N 292, Роскомторга N 95 от 1 декабря 1994 г. «Об утверждении Примерных правил торговли на оптовом продовольственном рынке» // СПС «КонсультантПлюс».

 

По формам участия оптовый продовольственный рынок должен предоставлять возможности ведения оптовых торгов на основе долгосрочной аренды продавцом места в торговом зале, краткосрочной аренды необходимых торговых площадей, разового участия в оптовых торгах с подневной оплатой стоимости торгового места или специальной рыночной пошлины, дифференцированной по видам товара и уплачиваемой с оборота. Арендаторами торговых мест на оптовом рынке не обязательно должны быть владельцы (собственники) товаров. Технология ведения оптовых торгов может предусматривать возможность аренды торговых мест агентами собственников, комиссионерами, другими посредниками. Сделки на оптовом продовольственном рынке не могут совершаться от имени и за счет оптового рынка. На оптовом рынке заключаются сделки только с реальным товаром (сделки купли-продажи).

Особенностью оптовых продовольственных рынков является направленность на упрощение процесса торговли. С этой целью основанием для заключения сделки считается устное согласие сторон, достигнутое в результате проведенных торгов. В целях упрощения оптовых торгов и ускорения оборота путем оперативного обобщения результатов совершаемых сделок и информирования торгового зала о текущем состоянии конъюнктуры рынка и динамике цен на товары на оптовом продовольственном рынке также производится регистрация объемов реализации отдельных товаров. Регистрации подлежат только некоторые условия сделок, которые включают наименование юридического лица, наименование и сорт проданного товара, величину реализованной партии, общую сумму выручки от реализации конкретной партии товара. Для выполнения этой задачи на оптовом продовольственном рынке действует специальная система информационного обслуживания, систематически отслеживающая итоги текущих оптовых торгов и обобщающая их по истечении каждого дня торговли.

Оптовый продовольственный рынок ведет оперативный учет конъюнктуры рынка реализуемых товаров, динамики цен на товары, регистрирует общее состояние спроса реализуемых потребительских товаров. Обобщенная информация о состоянии торговли реализуемыми на оптовом рынке товарами (объемах реализованной продукции и средних ценах на нее, сложившихся в предшествующем периоде) распространяется посредством специальных бюллетеней оптового рынка или выводится на информационное табло.

 

5.2.4. Коммерческие торги

В некоторых случаях, установленных законом, договоры о продаже товара могут быть заключены только путем проведения торгов. Организатором торгов также могут являться специализированная организация или иное лицо, которые действуют на основании договора с собственником вещи или обладателем иного имущественного права на нее и выступают от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом (п. 2 ст. 447 ГК РФ). Примером таких торгов могут являться аукционы, с победителями которых заключаются соглашения о разделе продукции <1>. Следует отметить существенную особенность коммерческих торгов, которая состоит в том, что их целью является извлечение прибыли, что принципиально отличает их от иных видов торгов, например направленных на восстановление нарушенного положения кредиторов при реализации заложенного имущества (ст. 350 ГК РФ), и торгов в конкурсном праве (ст. ст. 110, 111, 139 Закона о банкротстве <2>).

———————————

<1> Пункт 1 ст. 6 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 18.

<2> Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.

 

Коммерческие торги являются основным способом удовлетворения потребностей государства в товарах. Основным актом, регулировавшим государственные закупки, стал Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» <1>. В соответствии с Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд <2> установлено обязательное проведение государственными заказчиками конкурсов на привлечение специализированных организаций к выполнению части своих функций по закупкам продукции для государственных нужд за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, федеральных внебюджетных фондов и внебюджетных фондов субъектов Российской Федерации.

———————————

<1> СЗ РФ. 1994. N 34. Ст. 3540.

<2> Указ Президента РФ от 8 апреля 1997 г. N 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» // СЗ РФ. 1997. N 15. Ст. 1756.

 

В настоящее время, согласно Федеральному закону от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» <1>, к организации и проведению коммерческих торгов могут быть привлечены специализированные организации, в качестве которых выступают привлеченные заказчиком или уполномоченным органом на основании договора юридические лица. Они обеспечивают размещение заказа путем проведения торгов в форме конкурса либо аукциона на право заключить государственный или муниципальный контракт. В соответствии с п. 1 ст. 6 Закона «О размещении заказов» в обязанности специализированной организации входят: 1) разработка конкурсной документации, документации об аукционе; 2) публикация и размещение извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона; 3) рассылка приглашений для участия в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе; 4) исполнение иных, связанных с обеспечением проведения торгов функций.

———————————

<1> СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. I). Ст. 3105.

 

Закон не предъявляет к специализированным организациям требований о лицензировании их деятельности, однако ограничивает ее только возможностями проведения конкурсов и аукционов.

Согласно п. 2 ст. 448 ГК РФ процедура проведения торгов предполагает следующую последовательность: 1) организатор делает извещение о проведении торгов; 2) участники торгов направляют заявки и вносят указанную в извещении сумму задатка; 3) организатор торгов и участник, выигравший торги в день проведения торгов, подписывают протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. В случае если торги проводились на право заключения договора, протокол квалифицируется в качестве предварительного договора. Организатором торгов может выступать собственник товара, обладатель имущественного права, специализированная организация.

ГК РФ прямо устанавливает, что отношения между собственником и организатором торгов имеют в своей основе договор (п. 1 ст. 447 ГК РФ). Если организатор торгов выступает от имени лица, в чьих интересах проводятся торги, его отношения с собственником товара будут строиться на конструкции договора поручения. Если организатор торгов выступает от своего имени, в основу договора с товаровладельцем должна быть положена модель договора комиссии.

Согласно п. 2 ст. 448 ГК РФ существенными условиями проведения торгов являются: 1) время проведения торгов; 2) место их проведения; 3) форма проведения торгов; 4) предмет торгов; 5) порядок их проведения, в том числе порядок оформления участия в торгах; 6) сведения об определении лица, выигравшего торги; сведения о начальной цене; 7) размер, сроки и порядок внесения задатка; 8) в случае проведения торгов на право заключения договора — срок, представляемый для заключения такого договора.

Проведение коммерческих торгов должно отвечать определенным требованиям: 1) товар не должен иметь индивидуально-определенные свойства; 2) качества товара не должны быть связаны с личными качествами сторон торгов и фидуциарным характером их отношений; 3) договор, заключаемый по результатам торгов, должен носить обязательный возмездный характер. Безвозмездные варианты договоров будут противоречить принципу экономической целесообразности и не отвечать сущности и функциям торгов.

Предметами торгов могут быть любые оборотоспособные или ограниченно оборотоспособные объекты гражданских прав, имеющие свойства товара. Особенность коммерческих торгов определяется тем, что ее предметом является товар, а не особые виды объектов прав фондового рынка, конкурсного права или предметов обеспечения исполнения обязательств (залог).

Итогом нормального хода торгов является выявление победителя. Согласно п. 5 ст. 448 ГК РФ протокол о результатах торгов подписывается организатором и лицом, выигравшим торги, в день проведения торгов.

Коммерческие торги как инструмент, в советское время свойственный исключительно публично-правовым институтам (например, исполнительному производству), сегодня представляют собой один из важных механизмов продвижения товаров на торговых рынках и обеспечения прав и интересов как государственных и муниципальных образований, так и различных групп коммерсантов.

 

5.2.5. Торгово-промышленные выставки

Торгово-промышленные выставки — это международные или национальные мероприятия, сочетающее выставку достижений с заключением коммерческих сделок по выставленным образцам. На торгово-промышленных выставках проводятся публичные демонстрации промышленных изделий и товаров народного потребления страны или ее регионов. Такие мероприятия стимулируют развитие промышленности, служат целям рекламы, содействуют развитию внутренней и внешней торговли. Некоторые выставки такого типа существуют на постоянной основе (например, Всероссийский выставочный центр в Москве).

Сегодня развитию выставочной деятельности уделяется большое внимание. Решения о совершенствовании выставочной деятельности приняты рядом ведущих министерств, в задачи которых входит насыщение рынков товарами народного потребления. К их числу относятся, например, Положение о комиссии по координации выставочно-ярмарочной деятельности в АПК России <1>, Концепция регулирования выставочной деятельности в области здравоохранения в Российской Федерации и Положение о комитете Министерства здравоохранения Российской Федерации по выставочной деятельности <2>, Порядок организации в Минобрнауки России и находящихся в его ведении федеральных агентствах работ по информационно-выставочной деятельности <3>. С целью обеспечения согласованных действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти при решении вопросов выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации, содействия международному сотрудничеству в этой области и продвижению отечественной продукции на внешний рынок, а также в соответствии с Указом Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 <4> была образована Межведомственная комиссия по вопросам выставочно-ярмарочной деятельности <5>, которая является координационным органом, обеспечивающим согласованные действия заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций при решении вопросов выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации, а также содействия международному сотрудничеству в этой области и продвижению отечественной продукции на внешний рынок.

———————————

<1> Постановление Коллегии Минсельхозпрода России от 22 апреля 1999 г. N 2-2 «О совершенствовании выставочно-ярмарочной деятельности в агропромышленном комплексе России в условиях рыночных отношений» // СПС «КонсультантПлюс».

<2> Приказ Минздрава России от 23 августа 2002 г. N 277 // Здравоохранение. 2002. N 10.

<3> Приказ Минобрнауки России от 12 января 2005 г. N 2 // СПС «КонсультантПлюс».

<4> Указ Президента РФ «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2290.

<5> Приказ Минпромторга России N 374, Минобрнауки России N 369 от 2 декабря 2008 г. «О Межведомственной комиссии по вопросам выставочно-ярмарочной деятельности» // СПС «КонсультантПлюс».

 

В целях укрепления международных торговых связей Российской Федерацией было утверждено Соглашение о развитии выставочно-ярмарочной деятельности в Содружестве Независимых Государств, подписанное в г. Минске 26 мая 1995 г. <1>, и образован Межгосударственный совет по выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности Содружества Независимых Государств для обеспечения координации работы, взаимодействия и организации разноуровневой поддержки в области выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности, осуществляемой в государствах — участниках СНГ (форумы, конференции, круглые столы, семинары, встречи представителей науки, культуры, деловых кругов и т.д.), который призван способствовать развитию международных контактов, обмену передовым опытом и технологиями, созданию благоприятных условий для взаимовыгодных торгово-экономических связей государств — участников СНГ многостороннего и двустороннего характера, пропаганде достижений в промышленности, сельском хозяйстве и других отраслях экономики, в области науки, техники и культуры, гуманитарной сфере <2>.

———————————

<1> Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. N 471 «Об утверждении Соглашения о развитии выставочно-ярмарочной деятельности в Содружестве Независимых Государств» // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 2000.

<2> Распоряжение Правительства РФ от 22 мая 2008 г. N 737-р «О подписании Протокола о внесении изменений в Соглашение о развитии выставочно-ярмарочной деятельности в Содружестве Независимых Государств от 26 мая 1995 г.» // СЗ РФ. 2008. N 22. Ст. 2608.

 

Однако на сегодняшний день отсутствует федеральное законодательство, регламентирующее вопросы правового регулирования выставочной деятельности. Правительством РФ 29 марта 2001 г. была одобрена Концепция выставочно-ярмарочной деятельности в РФ <1>, предусматривающая разработку трех направлений, подлежащих нормативно-правовому регулированию:

———————————

<1> Одобрена на заседании Правительства РФ (Протокол N 12 от 29 марта 2001 г.).

 

1) блок, связанный с государственным регулированием выставочно-ярмарочной деятельности. Он предусматривает определение органа государственного регулирования и его компетенции, порядка предоставления государственной финансовой поддержки выставочно-ярмарочной деятельности, процедуры предоставления финансово-экономической отчетности выставочными операторами и другие вопросы;

2) блок, связанный с порядком организации и функционирования самого выставочно-ярмарочного мероприятия. Он предусматривает, в частности, требования к участникам выставочно-ярмарочных мероприятий, процедуру и критерии их допуска к участию и исключения из числа экспонентов, права и обязанности администраций выставок и ярмарок, процедуры разрешения споров и т.д.;

3) блок, связанный с порядком присвоения выставочно-ярмарочным мероприятиям официального статуса, составлением календаря выставок, имеющих такой статус, и выдачей разрешений на проведение таких выставок <1>.

———————————

<1> См.: Метелева Ю.А. Правовое регулирование выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации // Право и экономика. 2007. N 2. С. 15.

 

Т.Э. Сидорова считает, что основными положениями о выставочно-ярмарочной деятельности было бы целесообразно урегулировать нормы, определяющие основные понятия, относящиеся к торговым ярмаркам, торговым выставкам, участникам ярмарок и выставок и организаторам выставочно-ярмарочной торговли и т.п., а также основу правового положения ярмарок и выставок; состав участников и принципы их взаимодействия; органы, правомочные принимать специальные нормативные акты, регламентирующие отдельные аспекты выставочно-ярмарочной деятельности <1>.

———————————

<1> См.: Сидорова Т.Э. Ярмарки и выставки-продажи как участники торгового оборота // Актуальные проблемы коммерческого права / Под ред. Б.И. Пугинского. М., 2002. С. 166.

 

5.2.6. Торговый центр

Торгово-развлекательные и торгово-офисные центры — это крупноформатные многофункциональные комплексы, отличительной особенностью которых является совмещение в одном объекте недвижимости нескольких организаций различной функциональной направленности. Торговые центры могут включать в себя одновременно и отделы по продаже продовольственных товаров, и отделы по продаже промышленных товаров, развлекательные заведения, кинотеатры, деловые центры. Деятельность торгового центра направлена на удовлетворение самых широких интересов покупателей.

Вопросы для самоподготовки

1. В чем состоит правовое значение биржи в торговом обороте?
2. Каков порядок создания товарных бирж?
3. Кто в соответствии с действующим законодательством не может являться учредителем и членом товарной биржи?
4. Какие виды бирж предусмотрены российским законодательством?
5. В чем состоит отличие биржевого маклера от биржевого товарного брокера?
6. Какие бывают виды биржевой торговли?
7. Каков правовой режим оптовых ярмарок и продовольственных рынков?
8. Как осуществляются коммерческие торги?

Рекомендуемая литература

Белых В.С., Виниченко С.И. Биржевое право. М., 2001.

Егорова М.А. Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (постатейный). М.: Юстицинформ, 2012.

Закупень Т.В. Товарные биржи: Лекция. М.: Изд-во РАГС при Президенте РФ, 2010.

Коммерческое право зарубежных стран: Учебник / Под ред. В.Ф. Попондопуло. СПб.: Питер, 2003.

Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М.: Юрайт, 2010.

Российское предпринимательское право / Под ред. И.В. Ершовой, Г.Д. Отнюковой. М.: Проспект, 2010.

Саркисян М.Р. Понятие и формы биржевого посредничества // Журнал российского права. 2002. N 8.

Сидорова Т.Э. Ярмарки и выставки-продажи как участники торгового оборота // Актуальные проблемы коммерческого права / Под ред. Б.И. Пугинского. М., 2002.

_________________________
5.1. Понятие и общие основы деятельности организаторов торговли
5.2. Правовое регулирование деятельности отдельных организаторов торговли
6.1. Индивидуальное и коллективное саморегулирование в сфере торговой деятельности
6.2. Условия и формы привлечения некоммерческих юридических лиц, объединяющих субъектов коммерческой деятельности, к ее организации

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code