2.6. Государственные органы и органы местного самоуправления, осуществляющие государственное регулирование торговой деятельности

 1. Правительство РФ. Федеральный закон N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» <1> (ФЗ о ГРТД) регламентирует полномочия Правительства РФ, федеральных и муниципальных органов исполнительной власти в области регулирования торговой деятельности. В соответствии с п. 1 ст. 5 этого Закона полномочия Правительства РФ в области государственного регулирования торговой деятельности заключаются в 1) обеспечении проведения государственной политики в области торговой деятельности; 2) утверждении методики расчета и порядка установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; 3) утверждении методики расчета объема всех реализованных продовольственных товаров в границах субъекта Российской Федерации, в том числе в границах города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга, в границах муниципального района, городского округа в денежном выражении за финансовый год и определения доли объема всех реализованных таких товаров хозяйствующим субъектом, осуществляющим розничную торговлю такими товарами посредством организации торговой сети (за исключением сельскохозяйственного потребительского кооператива, организации потребительской кооперации), в границах соответствующего административно-территориального образования в денежном выражении за финансовый год, а также в исполнении иных предусмотренных ФЗ о ГРТД полномочий в области государственного регулирования торговой деятельности.

———————————

<1> СЗ РФ. 2010. N 1. Ст. 2.

 

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности: 1) реализуют государственную политику в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации; 2) разрабатывают и принимают законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования торговой деятельности; 3) устанавливают нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъекта Российской Федерации; 4) проводят информационно-аналитическое наблюдение за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации; 5) разрабатывают и реализуют мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 6 ФЗ о ГРТД).

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации рассматривают вопросы об уточнении функций, структуры и штатов министерств, управлений, департаментов и комитетов по торговле и общественному питанию, имея в виду их участие в выработке мер и способов государственного регулирования процессами, протекающими на потребительском рынке, осуществляют контроль за выполнением владельцами торговых предприятий обязательств по сохранению товарного профиля, обеспечению ассортимента предлагаемых к продаже товаров, в том числе первой необходимости.

Согласно ст. 17 ФЗ о ГРТД органами государственной власти субъектов Российской Федерации при определении основных направлений социально-экономического развития соответствующих территорий предусматриваются мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности, а также разработка и реализация региональных программ развития торговли.

Мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности, предусматривают: 1) стимулирование инвестиционных проектов, направленных на строительство логистических центров поставок, осуществляющих прием и хранение сельскохозяйственной продукции, формирование партий товаров для отгрузки хозяйствующим субъектам, осуществляющим оптовую и (или) розничную торговлю продовольственными товарами; 2) поддержку сельскохозяйственных потребительских кооперативов, организаций потребительской кооперации, осуществляющих торгово-закупочную деятельность в сельской местности; 3) стимулирование деловой активности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и обеспечение взаимодействия хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, путем организации и проведения выставок в области торговой деятельности, ярмарок.

Целью развития торговой деятельности является достижение нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, являющихся основными критериями оценки доступности продовольственных и непродовольственных товаров для населения и удовлетворения спроса на такие товары (ст. 19 ФЗ о ГРТД). Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для субъектов Российской Федерации, в том числе для входящих в их состав муниципальных образований, разрабатываются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с методикой расчета указанных нормативов, утвержденной Правительством РФ.

Нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов утверждаются в составе документов, определяющих направления социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, и учитываются в документах территориального планирования, генеральных планах, региональных и муниципальных программах развития торговли, схемах размещения нестационарных торговых объектов. Утвержденные нормативы минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов не могут служить основанием для пересмотра размещения стационарных торговых объектов, нестационарных торговых объектов, строительство или реконструкция которых начаты либо завершены до утверждения указанных нормативов.

3. Органы местного самоуправления в области регулирования торговой деятельности создают условия для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли. Органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли: 1) предусматривают строительство и размещение торговых объектов в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки; 2) разрабатывают и утверждают схемы размещения нестационарных торговых объектов с учетом нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; 3) принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности; 4) проводят анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей состояния торговли на территориях муниципальных образований и анализ эффективности применения мер по развитию торговой деятельности на этих территориях.

Для содействия развитию торговли согласно ст. 18 ФЗ о ГРТД органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут разрабатывать соответственно региональные и муниципальные программы развития торговли, учитывающие социально-экономические, экологические, культурные и другие особенности развития субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в которых определяются: 1) цели, задачи и ожидаемые результаты развития торговли с учетом достижения установленных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; 2) мероприятия, направленные на достижение целей государственной политики в области торговой деятельности, в том числе мероприятия по оказанию приоритетной поддержки в развитии торговли товарами российским производителям товаров, субъектам малого или среднего предпринимательства, по формированию конкурентной среды, развитию торговли в сельской местности; 3) объем и источники финансирования мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности; 4) основные показатели эффективности реализации программ развития торговли; 5) порядок организации реализации программ развития торговли и порядок контроля за их реализацией.

4. Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг России) <1> в качестве федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренней торговли, осуществляет: 1) утверждение методических рекомендаций по разработке региональных программ развития торговли; 2) утверждение формы торгового реестра, включающего в себя сведения о хозяйствующих субъектах, осуществляющих торговую деятельность, о хозяйствующих субъектах, осуществляющих поставки товаров (за исключением производителей товаров), и о состоянии торговли на территории субъекта Российской Федерации (далее — торговый реестр), порядка его формирования и порядка предоставления информации, содержащейся в торговом реестре; 3) участие совместно с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации, в определении содержания форм статистической отчетности, применяемых в области торговой деятельности, сроков их представления хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, хозяйствующими субъектами, осуществляющими поставки товаров (за исключением производителей товаров).

———————————

<1> Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 438 «О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. N 24. Ст. 2868 (с послед. изм.).

 

Минпромторг России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим: 1) выработку государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере внешней и внутренней торговли, народных художественных промыслов; 2) поддержку экспорта промышленной продукции; 3) обеспечение доступа на рынки товаров и услуг, выставочной и ярмарочной деятельности; 4) проведение расследований, предшествующих введению специальных защитных, антидемпинговых или компенсационных мер при импорте товаров, по применению мер нетарифного регулирования; 5) функции уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное регулирование внешнеторговой деятельности, за исключением вопросов таможенно-тарифного регулирования и вопросов, связанных с присоединением Российской Федерации к Всемирной торговой организации.

5. Министерство финансов РФ <1> принимает решения о разрешении предприятиям торговли полностью направлять на пополнение оборотных средств суммы от дооценки остатков товаров, а также об обеспечении бюджетными ассигнованиями или кредитами поставок товаров для государственных нужд, осуществляет целевое выделение бюджетных ассигнований.

———————————

<1> Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 329 «О Министерстве финансов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3258.

 

6. Министерство экономического развития РФ <1> способствует созданию и развитию производства торгового оборудования, выделению лимитов государственных централизованных капитальных вложений для завершения строительства объектов торговли, относящихся к федеральной собственности, и др.

———————————

<1> Постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации» // СЗ РФ. 2008. N 24. Ст. 2867.

 

7. Органы государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации осуществляют свою деятельность в порядке <1>, определяемом Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии <2> с учетом положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», следующими органами и организациями, составляющими систему государственного контроля:

———————————

<1> Постановление Госстандарта РФ от 1 сентября 2003 г. N 99 «Об утверждении Порядка проведения Государственным комитетом Российской Федерации по стандартизации и метрологии государственного контроля и надзора» // БНА ФОИС. 2004. N 3; Постановление Правительства РФ от 16 мая 2003 г. N 287 «Об утверждении Положения об организации и осуществлении государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации» // СЗ РФ. 2003. N 21. Ст. 2009.

<2> Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 294 «О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии» // СЗ РФ. 2004. N 24. Ст. 2575 (с послед. изм.).

 

1) Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии в лице структурного подразделения, в сферу ведения которого входят вопросы организации и проведения государственного контроля и надзора;

2) федеральные государственные учреждения, находящиеся в ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии;

3) организации со статусом государственного научного метрологического центра, находящиеся в ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и осуществляющие государственный метрологический контроль.

Государственный контроль и надзор в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации включает в себя:

1) государственный контроль и надзор за соблюдением субъектами коммерческой деятельности обязательных требований государственных стандартов к товарам;

2) государственный контроль и надзор за соблюдением проверяемыми субъектами правил обязательной сертификации и за сертифицированными товарами;

3) государственный надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации при аккредитации организаций, осуществляющих оценку соответствия товаров установленным требованиям качества и безопасности;

4) государственный метрологический надзор за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами единиц величин, соблюдением метрологических правил и норм, количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций, количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже;

5) государственный метрологический контроль, включающий утверждение типа средств измерений, проверку средств измерений, в том числе эталонов, лицензирование деятельности по изготовлению и ремонту средств измерений <1>.

———————————

<1> Постановление Правительства РФ от 16 мая 2003 г. N 287 «Об утверждении Положения об организации и осуществлении государственного контроля и надзора в области стандартизации, обеспечения единства измерений и обязательной сертификации» // СЗ РФ. 2003. N 21. Ст. 2009.

 

8. Органами государственного надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, контактирующих с пищевыми продуктами и применяемых для изготовления, упаковки, хранения, транспортировки, реализации пищевых продуктов, парфюмерной и косметической продукции, средств и изделий для гигиены полости рта и табачных изделий, являются:

1) Федеральное медико-биологическое агентство <1>;

———————————

<1> Постановление Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. N 206 «О Федеральном медико-биологическом агентстве» // СЗ РФ. 2005. N 16. Ст. 1456 (с послед. изм.).

 

2) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) <1>;

———————————

<1> Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» // СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2899 (с послед. изм.); Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2005 г. N 569 «О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2005. N 39. Ст. 3953.

 

3) Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;

4) Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) <1>.

———————————

<1> Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 327 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору» // Российская газета. 2004. 15 июля (с послед. изм.).

 

Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов включает в себя контроль за:

1) выполнением требований государственных стандартов, государственных санитарно-эпидемиологических правил, норм и гигиенических нормативов и ветеринарных правил, норм и правил ветеринарно-санитарной экспертизы при хранении пищевой продукции, ее транспортировке и реализации, а также утилизации или уничтожении некачественной, опасной продукции;

2) выполнением правил продажи отдельных видов товаров в сфере общественного питания;

3) соблюдением установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения подтверждения соответствия пищевой продукции требованиям нормативных документов;

4) выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических), ветеринарно-санитарных и противоэпизоотических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения, распространения и ликвидацию инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, связанных с употреблением (использованием) пищевой продукции, а также болезней животных, общих для животных и человека <1>.

———————————

<1> Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. N 987 «О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов» // СЗ РФ. 2001. N 1 (ч. II). Ст. 123.

 

9. Федеральная антимонопольная служба <1> (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю <2> за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов коммерческой деятельности, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров для федеральных государственных нужд.

———————————

<1> Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» // СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3259.

<2> Контроль осуществляется на основании Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. I). Ст. 3105.

 

10. Федеральная служба по тарифам <1> (ФСТ России) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом <2> исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий. ФСТ России устанавливает и регулирует цены и тарифы на электрическую и тепловую энергию (мощность), на газ и его транспортировку, на грузовые железнодорожные перевозки, на транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, на услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов и др.

———————————

<1> Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 332 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам» // СЗ РФ. 2004. N 29. Ст. 3049.

<2> Статья 5 Федерального закона от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» // СЗ РФ. 1995. N 34. Ст. 3426.

 

11. Федеральная таможенная служба <1> является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела. Функции ФТС России в коммерческом обороте сводятся к: 1) ведению реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела; 2) определению порядка контроля таможенной стоимости товаров; 3) установлению формы и порядка принятия предварительных решений о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД в отношении конкретного товара, о стране происхождения товара; 4) определению порядка и технологии производства таможенного оформления в зависимости от видов товаров, перемещаемых через таможенную границу, вида транспорта, используемого для такого перемещения; 5) выделению категорий лиц, перемещающих товары и транспортные средства.

———————————

<1> Постановление Правительства РФ от 26 июля 2006 г. N 459 «О Федеральной таможенной службе» // СЗ РФ. 2006. N 32. Ст. 3569.

 

12. Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) <1> осуществляет следующие полномочия:

———————————

<1> Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. N 154 «О Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка» // СЗ РФ. 2009. N 9. Ст. 1119.

 

1) устанавливает порядок представления организациями уведомлений при закупке этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции и (или) использования для собственных нужд, а также при поставке этилового спирта, нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60% объема готовой продукции;

2) принимает акты, устанавливающие минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%, производимую на территории Российской Федерации или ввозимую на таможенную территорию Российской Федерации;

3) определяет нормы естественной убыли при производстве и обороте (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

4) устанавливает порядок приобретения и учета федеральных специальных марок, а также уничтожения неиспользованных, поврежденных и не соответствующих установленным требованиям федеральных специальных марок;

5) формирует перечень сведений о маркируемой алкогольной продукции;

6) определяет порядок оценки достоверности учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

7) осуществляет лицензирование в соответствии с законодательством Российской Федерации деятельности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

8) производит выдачу федеральных специальных марок для маркировки алкогольной продукции, производимой на территории Российской Федерации;

9) осуществляет государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и др.

Вопросы для самоподготовки

1. Назовите основные виды субъектов коммерческого права.

2. В чем состоит отличие субъектов коммерческого права от субъектов гражданского и предпринимательского права?

3. Кто в соответствии с действующим законодательством является хозяйствующими субъектами коммерческого права?

4. Каков порядок государственной регистрации субъектов коммерческой деятельности?

5. Какие бывают виды публичных юридических лиц в сфере торговой деятельности?

6. Назовите основные частные организации, являющиеся субъектами коммерческого права.

7. Дайте определение понятий «торговый объект» и «торговая сеть».

8. Каков правовой режим субъектов коммерческой деятельности?

Рекомендуемая литература

Абросимова Е.А. Правовой статус организатора торгового оборота // Законодательство. 2012. N 2.

Балабанова Л.В. Оптовая торговля: маркетинг и коммерция. М.: Экономика, 2000.

Белых В.С., Величенко С.И. Биржевое право. М., 2001.

Бородина Е.И. Финансы предприятий: Учеб. пособие. М.: ЮНИТИ, 2005.

Васильев Г.А., Каменева Н.Г. Товарные биржи: Практич. пособие. М.: Высш. школа, 2007.

Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 1995.

Гражданское и торговое право зарубежных стран: Учеб. пособие / Под общ. ред. В.В. Безбаха, В.К. Пучинского. М.: МЦФЭР, 2004.

Гущин А., Гущин В. Правовое регулирование брокерской деятельности на фондовом рынке ценных бумаг // Право и экономика. 2004. N 7.

Дегтярева О.Н. Биржевое дело. М., 2002.

Джоунз Г. Торговый бизнес: как организовать и управлять. М., 1996.

Егорова М.А. Правовой режим коммерческой деятельности // Ученые записки РАГС при Президенте РФ. М.: Изд-во РАГС, 2009.

Егорова М.А. Соглашения между некоммерческими организациями, объединяющими хозяйствующих субъектов торговой деятельности // Коммерческое право. 2011. N 1(8).

Единообразный торговый кодекс США: Официальный текст — 1990 / Пер. с англ.; Международный центр финансово-экономического развития. М., 1996.

Зевайкина А.Н. Особенности правового положения товарных бирж // Коммерческое право. 2008. N 1(2).

Комментарий к Закону РФ от 20 февраля 1992 г. N 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговли» // СПС «КонсультантПлюс».

Коммерческое (предпринимательское) право: Учебник: В 2 т. / Под ред. В.Ф. Попондопуло. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2009.

Коммерческое право России: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2008.

Коммерческое право: Учебник / Под ред. Ю.Е. Булатецкого и В.А. Язева. М., 2002.

Кормош Ю.И. Банки на фондовом рынке. М.: Дело, 2002.

Круглова Н.Ю. Коммерческое право: Учебник. 3-е изд. М.: Высш. образование, 2009.

Лаптев В.В. Современные проблемы предпринимательского (хозяйственного) права // Предпринимательское право в XXI веке: преемственность и развитие. М., 2000.

Мась Л.В. Коммерческое право. СПб., 2004.

Некоммерческие организации: теоретические и практические проблемы: Материалы ежегодных научных чтений памяти проф. С.Н. Братуся (Москва, 29 октября 2008 г.). М.: Эксмо, 2009.

Павлодский Е.А. Правовое регулирование сделок на биржевом рынке. М.: Норма, 2009.

Попондопуло В.Ф. Правовое регулирование биржевой деятельности. СПб., 1998.

Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М.: Юрайт, 2010.

Руденко А.В. Ярмарки в системе форм взаимодействия субъектов товарного рынка // Российский судья. 2005. N 10.

Сидорова Т.Э. Ярмарки и выставки-продажи как участники торгового оборота // Актуальные проблемы коммерческого права: Сб. статей / Под ред. Б.И. Пугинского. М., 2002.

Субъекты предпринимательского права: Учеб. пособие. М.: Юристъ, 2003.

Сулашин С.С., Романихин А.В. Задачи российских промышленных союзов // Законодательство и экономика. 2003. N 1.

Тихомиров М.Ю. Индивидуальный предприниматель: правовое положение и виды деятельности. М., 2005.

Шаклеина Е.В. К вопросу о государственной регистрации некоммерческих организаций в России на современном этапе // Юридический мир. 2007. N 3.

______________________
Глава 2. СУБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Понятие участников коммерческой деятельности
2.2. Отличия круга субъектов коммерческого права от субъектов гражданского и предпринимательского права
2.3. Хозяйствующие субъекты коммерческого права
2.4. Государственная регистрация субъектов коммерческой деятельности
2.5. Некоммерческие организации как субъекты коммерческого права
2.6. Государственные органы и органы местного самоуправления, осуществляющие государственное регулирование торговой деятельности

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code