2.4. Государственная регистрация субъектов коммерческой деятельности

Абзац 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ предусматривает необходимость государственной регистрации любых лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Это связано с необходимостью осуществления государством контрольных и надзорных функций за субъектами торговли с целью охраны участников коммерческих отношений, производителей и потребителей товаров от возможных нарушений их прав и обеспечением их своевременной и эффективной защиты. Правовое регулирование государственной регистрации субъектов коммерческого права осуществляется на основании Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» <1>. Государственная регистрация субъектов торговой деятельности является необходимым инструментом, регулирующим их правомерную деятельность в торговом обороте. Такая регистрация должна носить уведомительный, а не обязательный характер.

———————————

<1> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3431.

 

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей — акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» <1>.

———————————

<1> Статья 1 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

 

Регистрация субъектов торговли позволяет определить: 1) группы и количество участников торгового оборота; 2) взаимодействие субъектов коммерческого права; 3) взаимный контроль в процессе осуществления предпринимательской деятельности; 4) сведения о специфике деятельности и объемах оборота.

Государственная регистрация юридических лиц и государственная регистрация физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Согласно п. 1 Положения «О Федеральной налоговой службе» <1> служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а в соответствии с п. 5.5.6 Положения ведет в установленном порядке Единый государственный реестр юридических лиц и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей <2>. Максимальный единый срок государственной регистрации для юридических лиц и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей не может превышать более чем пять рабочих дней с момента предоставления документов в регистрирующий орган.

———————————

<1> Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (ред. от 22 февраля 2008 г.) // СЗ РФ. 2004. N 40. Ст. 3961.

<2> Ведение Единого государственного реестра осуществляется в соответствии с Правилами, установленными Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 «О едином государственном реестре юридических лиц» // СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2585.

 

Физическое лицо (гражданин) может стать участником коммерческой деятельности, т.е. приобрести статус индивидуального предпринимателя, в случае выполнения им определенных действий, установленных ст. 22.1 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в соответствии с которой он обязан: 1) подать заявление по установленной форме в регистрационный орган, уплатить сбор; 2) получить свидетельство о государственной регистрации как индивидуального предпринимателя; 3) встать на учет в налоговом органе; 4) в случае необходимости — получить лицензию на торговлю соответствующими видами товаров.

Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющий деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения (п. 3 ст. 23 ГК РФ).

Признак государственной регистрации является необходимым условием для существования юридического лица и его индивидуализации. Без государственной регистрации юридическое лицо не может существовать как субъект гражданско-правовых отношений. Правоспособность юридического лица невозможна без факта его государственной регистрации. Свойства юридического лица не могут возникнуть у организации сами по себе, без определенной совокупности правоустанавливающих фактов. Правоспособность юридического лица — коммерческой организации возникает с момента его государственной регистрации, что напрямую указано в законе и подтверждается литературой <1>.

———————————

<1> См., например: Козлова Н.В. Понятие и сущность юридического лица: очерк истории и теории: Учеб. пособие. М.: Статут, 2003. С. 289.

 

За рубежом распространен порядок, согласно которому физическое лицо, желающее стать коммерсантом, должно зарегистрироваться в торговом реестре. Многими торговыми кодексами требование о специальной регистрации в торговом реестре предусмотрено и для организаций. В России действует общий для осуществления коммерческой и иной предпринимательской деятельности порядок государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств. Предпринимательские и непредпринимательские организации вправе выступать субъектами коммерческого права с момента регистрации их в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ). В соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. N 185-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования процедур государственной регистрации и постановки на учет юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» <1> у субъектов коммерческой деятельности отпала необходимость лично обращаться за постановкой на учет во внебюджетные фонды и органы статистики. Всю необходимую информацию в эти ведомства будут передавать ИМНС, основываясь на сведениях реестров юридических лиц и частных предпринимателей. Самим же субъектам коммерческой деятельности достаточно просто иметь свидетельство о регистрации и постановке на налоговый учет, чтобы открывать счета в банках.

———————————

<1> СЗ РФ. 2003. N 52 (ч. I). Ст. 5037.

______________________
Глава 2. СУБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1. Понятие участников коммерческой деятельности
2.2. Отличия круга субъектов коммерческого права от субъектов гражданского и предпринимательского права
2.3. Хозяйствующие субъекты коммерческого права
2.4. Государственная регистрация субъектов коммерческой деятельности
2.5. Некоммерческие организации как субъекты коммерческого права
2.6. Государственные органы и органы местного самоуправления, осуществляющие государственное регулирование торговой деятельности

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code