1.5. Понятие и виды коммерческих правоотношений

1.5.1. Понятие и особенности коммерческих правоотношений

В процессе коммерческой деятельности ее участники вступают в многообразное количество связей, содержанием которых являются действия по приобретению и отчуждению товаров, оказанию различного рода услуг, связанных с продвижением товаров на оптовых рынках. Все эти отношения регулируются нормами коммерческого права и являются коммерческими правоотношениями. Коммерческими правоотношениями являются общественные отношения, связанные с профессиональным осуществлением коммерческой деятельности по продвижению товаров на оптовых рынках, смежные с ними отношения некоммерческого характера и отношения по государственному регулированию коммерческой деятельности, урегулированные нормами коммерческого права.

Коммерческому правоотношению как одному из видов правоотношений присущи общие признаки, характерные для всех правоотношений: 1) возникновение, изменение или прекращение только на основе правовых норм, которые непосредственно порождают правоотношения и реализуются через них; 2) связанность субъектов правоотношений взаимными правами и обязанностями; 3) волевой характер; 4) охрана со стороны государства; 5) индивидуализированность субъектов, строгая определенность их взаимного поведения, персонификация прав и обязанностей <1>.

———————————

<1> Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М.: Юристъ, 2004. С. 511 — 513.

 

Коммерческие правоотношения имеют ряд специфических, присущих только им особенностей: 1) эти отношения возникают в особой сфере человеческой деятельности — в сфере оптовой торговли, они имеют специальный направленный характер; 2) эти отношения возникают между профессионалами, в них исключается наличие участников, действующих на непрофессиональной основе; 3) эти отношения существуют всегда на возмездной основе, их отличительной особенностью является обязательное извлечение прибыли одной или несколькими сторонами правоотношения; 4) эти отношения складываются в условиях действия торгового рынка товаров, что обусловливает необходимость их специальной организации; 5) эти отношения протекают в особом режиме конкуренции, в условиях конкурентной среды, нуждаясь в формировании правовой защиты; 6) эти отношения нуждаются в специальном правовом режиме контроля со стороны государства.

С.Н. Постовой по субъектному признаку в коммерческом праве выделяет пять видов правоотношений: 1) правоотношение производителя с потребителем; 2) правоотношение производителя с посредником; 3) правоотношение между потребителями; 4) правоотношение между продавцами и субъектами, обслуживающими сферу торгов <1>. Представляется, что отношения между потребителями не входят в сферу правового регулирования коммерческого права и поэтому не являются разновидностью коммерческих правоотношений. Кроме того, особым видом отношений в коммерческом праве являются отношения между участниками коммерческого оборота и государством, выполняющим регулятивные и охранительные функции в сфере правового регулирования торговли.

———————————

<1> Коммерческое право: Учеб. пособие / Под ред. Н.В. Постового. М.: Юриспруденция, 2006. С. 17.

 

1.5.2. Виды коммерческих правоотношений

Среди всего разнообразия общественных отношений в сфере торговли можно выделить несколько групп коммерческих правоотношений:

1) обязательственные правоотношения, возникающие на основании заключенных договоров: между производителями и их поставщиками по закупке сырья, материалов и оборудования для нужд производства; между производителями и оптовыми продавцами; между оптовыми продавцами и оптовыми потребителями (розничными торговцами) по выводу товаров на розничные рынки; сервисные обязательства — договоры, способствующие продвижению товаров на рынке и обеспечению их реализации (по доставке и транспортировке, хранению товаров, оказанию маркетинговых, информационных услуг и др.);

2) организационные правоотношения участников коммерческой деятельности с органами исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам организации торговли (например, торговли на ярмарках (ст. 11 ФЗ о ГРТД)), размещения торговых объектов (ст. 10 ФЗ о ГРТД), осуществляемых на договорной основе;

3) отношения, связанные с государственным регулированием торговой деятельности, в частности с антимонопольным регулированием торговли, государственным и муниципальным контролем и надзором;

4) правоотношения между ассоциациями, союзами и иными некоммерческими организациями, объединяющими субъектов коммерческой деятельности на договорной основе.

1. Обязательственные правоотношения составляют основную часть коммерческих правоотношений. Поскольку под объектом любого правоотношения в праве понимаются действия (или бездействие), которые должна совершить обязанная сторона (или, соответственно, воздержаться от их совершения) <1>, то объектом коммерческого правоотношения соответственно является деятельность сторон договора направленная на достижение правовой цели коммерческой сделки.

———————————

<1> См.: Витрянский В.В. Существенные условия договора в отечественной цивилистике и правоприменительной практике // Вестник ВАС РФ. 2002. N 6. С. 78. См. также: Мейер Д.И. Русское гражданское право: В 2 ч. Ч. 2. По изд. 1902 г. М., 1997. С. 161; Гавзе Ф.И. Обязательственное право (общие положения). Минск, 1968. С. 26; Советское гражданское право / Под ред. О.С. Иоффе, Ю.К. Толстого, Б.Б. Черепахина. Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. Т. 1. С. 168 — 172; Брагинский М.И. Общее учение о хозяйственных договорах. Минск: Наука и техника, 1967. С. 138 — 139; Андреева Л. Существенные условия договора: споры, продиктованные теорией и практикой // Хозяйство и право. 2000. N 12. С. 90.

 

Исходя из этого, можно выделить несколько групп обязательственных коммерческих правоотношений:

1) отчуждательные коммерческие обязательства, к числу которых следует относить некоторые виды купли-продажи, мену, товарный кредит и иные. Из всего многообразия купли-продажи признакам коммерческих правоотношений отвечают только конструкции поставки, мены, дистрибуции, поставки для государственных нужд и контрактации;

2) посреднические коммерческие обязательства — это отношения товаровладельцев с различными коммерческими представителями, действующими на оптовых рынках с целями продвижения товаров: коммерческими посредниками, комиссионерами, агентами, биржевыми посредниками и др.;

3) отношения в сфере интеллектуальной собственности, связанные с использованием коммерческих и фирменных наименований, товарных знаков и иных средств индивидуализации товаров, включая исключительные права на товар;

4) сервисные (обслуживающие) обязательства — это группа отношений, способствующих сбыту и продвижению товаров на оптовых рынках, в которую включаются отношения в сфере страхования, хранения, транспортировки товаров и связанных с ней услуг (например, транспортной экспедиции), а также маркетинговые работы, распространение рекламы, иные виды услуг в этом направлении;

5) кондикционные и деликтные обязательства, возникающие в коммерческих отношениях, связаны с возможностью причинения вреда здоровью человека при изготовлении, обороте и употреблении (использовании) продукции, а также при утилизации или уничтожении некачественной и опасной продукции. Такого рода отношения также могут возникать в связи с вероятностью угрозы жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений <1>.

———————————

<1> Статья 2 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» // СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5140.

 

2. Организационные правоотношения участников коммерческой деятельности с органами исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам организации торговли. Взаимоотношения коммерсантов и органов государственной и муниципальной власти обоюдовыгодны: 1) для коммерсантов создаются условия для более выгодной торговли, укрепления и расширения торговых сетей, развития малого и среднего бизнеса; 2) для государственных и муниципальных образований содействие продвижению товаров позволяет в большей степени удовлетворить запросы потребителей, организовать и контролировать торговлю, вкладывать бюджетные средства в коммерческие рынки с целью их быстрого и эффективного возвращения. Кроме того, такая политика местной и государственной власти создает дополнительные рабочие места, способствует развитию здоровой конкуренции, а полученные дополнительные средства в бюджет направляются и на развитие коммерческого дела, и на социальные нужды граждан.

Однако в процессе взаимодействия коммерсантов с государственными или муниципальными структурами на почве исполнения последними контрольно-надзорных функций возникают определенные злоупотребления. В целях защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного контроля (надзора) был принят Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» <1>. В соответствии со ст. 3 этого Закона основными принципами защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) являются:

———————————

<1> СЗ РФ. 2008. N 52 (ч. I). Ст. 6249.

 

1) преимущественно уведомительный порядок начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;

2) презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

3) открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов Российской Федерации, муниципальных правовых актов;

4) проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц;

5) недопустимость проводимых в отношении одного юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;

6) недопустимость требования о получении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления предпринимательской деятельности, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами;

7) ответственность органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля;

8) недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;

9) финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок, в том числе мероприятий по контролю;

10) разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

3. Отношения, связанные с государственным регулированием обращения отдельных видов товаров.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 ФЗ о ГРТД государственное регулирование торговли осуществляется в целях: 1) обеспечения единства экономического пространства в Российской Федерации путем установления требований к организации и осуществлению торговой деятельности; 2) развития торговой деятельности в целях удовлетворения потребностей отраслей экономики в произведенной продукции, обеспечения доступности товаров для населения, формирования конкурентной среды, поддержки российских производителей товаров; 3) обеспечения соблюдения прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность и поставки производимых или закупаемых товаров, предназначенных для использования их в предпринимательской деятельности, в том числе для продажи или перепродажи; 4) обеспечения баланса экономических интересов субъектов коммерческой деятельности, а также обеспечения при этом соблюдения прав и законных интересов населения.

В коммерческой деятельности правоотношения с государственными органами исполнительной власти возникают в различных сферах деятельности: 1) при формировании конкурентной среды в целях защиты конкуренции <1>; 2) в сфере антимонопольного законодательства <2>; 3) в сфере государственной регистрации товаров <3>; 4) в сфере государственного регулирования цен на товары <4>; 5) в сфере технического регулирования товаров <5>; 6) в системе государственных стандартов <6>; 7) в лицензировании коммерческой деятельности <7>; 8) в сфере государственного контроля (надзора) в торговле (ст. 16 ФЗ о ГРТД).

———————————

<1> Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» // СЗ РФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3434.

<2> См., например: Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе» // СЗ РФ. 2006. N 12. Ст. 1232; Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг» // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.

<3> Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // СЗ РФ. 1999. N 14. Ст. 1650; Федеральный закон от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» // СЗ РФ. 2010. N 16. Ст. 1815; Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» // СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 150; и др.

<4> Указ Президента РФ от 28 февраля 1995 г. N 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» // СЗ РФ. 1995. N 10. Ст. 859; Постановление Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» // СЗ РФ. 1995. N 11. Ст. 997.

<5> Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» // СЗ РФ. 2002. N 52 (ч. I). Ст. 5140.

<6> Положение о Государственном комитете Российской Федерации по стандартизации и метрологии. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 7 мая 1999 г. N 498.

<7> Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. I). Ст. 3430.

 

Правоотношения, связанные с государственным регулированием коммерческой деятельности, можно систематизировать по содержанию, на которое направлены эти отношения, и по методам воздействия на коммерческий оборот. Содержанием правоотношений, возникающих в связи с государственным регулированием торговли, является обеспечение публичных интересов: 1) безопасности общества от возможных неблагоприятных последствий ведения предпринимательства; 2) стабильных макроэкономических процессов; 3) конкуренции; 4) защиты прав участников коммерческой деятельности; 5) защиты прав потребителей; 6) защиты жизни и здоровья граждан и т.п.

Для решения этих задач государство использует определенные методы регулирования: 1) установление требований к организации и осуществлению торговой деятельности; 2) антимонопольное регулирование в этой области; 3) информационное обеспечение в этой области; 4) государственный контроль (надзор) и муниципальный контроль в области торговли (ч. 1 ст. 4 ФЗ о ГРТД).

4. Правоотношения между ассоциациями, союзами и иными некоммерческими организациями, объединяющими субъектов коммерческой деятельности на договорной основе. Согласно ч. 2 ст. 7 ФЗ о ГРТД некоммерческие организации, объединяющие субъектов коммерческой деятельности, вправе принимать участие в формировании и реализации государственной политики в области торговой деятельности, которая может осуществляться на основе соглашений между ассоциациями, союзами и иными некоммерческими организациями в целях формирования принципа добросовестности при заключении между ними договоров и исполнении ими договоров (ч. 1 ст. 12 ФЗ о ГРТД). Объектами таких правоотношений, в частности, являются: 1) разработка проектов нормативных правовых актов Российской Федерации в области торговой деятельности, региональных и муниципальных программ развития торговли; 2) анализ финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития торговли; 3) оценка эффективности применения мер по ее поддержке; 4) подготовка прогнозов развития торговли на территориях субъектов Российской Федерации, муниципальных образований; 5) распространение российского и иностранного опыта в области торговой деятельности; 6) предоставление необходимой информации для формирования и реализации государственной политики в области торговой деятельности; 7) формирование предложений о совершенствовании торговой деятельности.

________________________
Глава 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
1.1. Соотношение понятий предпринимательской, торговой и коммерческой деятельности
1.2. Понятие и предмет коммерческого права, его место в системе права России
1.3. Метод коммерческого права и особенности правового регулирования коммерческих отношений
1.4. Принципы коммерческого права
1.5. Понятие и виды коммерческих правоотношений
1.6. Источники коммерческого права России
1.7. Правовой режим коммерческой деятельности

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code