§ 3. Суды общей юрисдикции

Термин «суды общей юрисдикции» в современном российском законодательстве впервые появился после принятия 12 декабря 1993 г. Конституции РФ. В советский период само понятие «суды общей юрисдикции» и связанная с ними проблематика исследовались недостаточно. В ст. 126 Конституции РФ при определении полномочий Верховного Суда РФ говорится о делах, «подсудных судам общей юрисдикции», но дефиниция отсутствует. В Федеральном конституционном законе «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» также не содержится дефиниции «суды общей юрисдикции».

В то же время ученые отмечают, что общую юрисдикцию судов образует круг вопросов, которые уполномочены решать созданные в государстве суды. Основу ее составляет рассмотрение судами гражданских, уголовных и административных дел. Однако в силу большого разнообразия правоотношений и социальных конфликтов в современном обществе исчерпывающим образом определить содержание «общей юрисдикции» не представляется возможным.

Подсистему судов общей юрисдикции в России составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов РФ. К федеральным судам общей юрисдикции относятся: 1) Верховный Суд РФ; 2) верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов; 3) районные суды, городские суды; 4) специализированные суды (пока не созданы); 5) военные суды. В качестве суда общей юрисдикции субъекта РФ указан мировой судья.

Для судоустройства любого современного государства характерно деление судов на звенья судебной системы. Суды, обладающие одинаковыми полномочиями, составляют такое звено. Суды общей юрисдикции в настоящее время подразделяются на следующие звенья: основное — мировые судьи, районные (городские) суды; среднее — суды субъектов Федерации; высшее — Верховный Суд РФ. Военные суды подразделяются на: гарнизонные (основное звено), окружные (флотские) — среднее звено, Военная коллегия в качестве высшего звена в составе Верховного Суда РФ.

При рассмотрении системы судов общей юрисдикции с точки зрения их инстанционной взаимосвязи следует выделить два момента, отличающие систему российских судов общей юрисдикции от судебных систем многих современных стран. Во-первых, существует возможность суда любого звена (вплоть до Верховного Суда РФ) выступать в качестве суда первой инстанции по соответствующим делам. Во-вторых, предусмотрено значительное количество инстанций, которые вправе осуществлять проверку не вступивших или вступивших в силу решений нижестоящих судов.

Мировой судья. К низовому звену отечественной судебной системы отнесены мировые судьи. Их в настоящий момент в России больше 6500. Согласно Федеральному закону «О мировых судьях в Российской Федерации» мировые судьи относятся к судам общей юрисдикции, систему которых возглавляет Верховный Суд РФ. Отправляя правосудие, они обязаны руководствоваться федеральными законами, а свои решения выносят от имени Российской Федерации. В то же время мировые судьи — суды субъектов Федерации, и их финансирование осуществляется частично из средств федерального бюджета, а частично — из средств бюджетов субъектов Федерации. Компетенция существующих в России мировых судей определена довольно широко. Так, их рассмотрению подлежат гражданские, административные и уголовные дела наименьшей сложности.

Историческая обусловленность возрождения в России в конце XX в. мировой юстиции во многом была продиктована необходимостью решения назревших в обществе проблем осуществления правосудия. Некоторые ученые справедливо считали, что перед мировыми судьями на современном этапе развития российской судебной системы необходимо поставить следующие цели: 1) облегчить доступ населения к правосудию; 2) воплотить идеи судебного федерализма; 3) разгрузить районное звено судебной системы; 4) повысить оперативность судопроизводства <1>.

———————————

<1> См.: Цыганенко С.С. Сокращенные формы уголовного процесса // Материалы регионального семинара «Проблемы судопроизводства у мировых судей», 5 — 7 декабря 2001 г. Ростов н/Д, 2001. С. 30; Изварина А.Ф. Судебная власть в Российской Федерации: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 2001.

 

Основными задачами мировых судей при рассмотрении ими единолично по первой инстанции дел в порядке гражданского, административного и уголовного судопроизводства стали: обеспечение, охрана и судебная защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений, местного самоуправления, Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ, укрепление основ федерализма в стране присущими им методами и средствами.

Мировые судьи не только осуществляют правосудие от имени Российской Федерации. Постановленные ими и вступившие в законную силу судебные акты, распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории России (ст. 1 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации»).

Правовое положение мирового судьи имеет двойственный характер. С одной стороны, он является судьей общей юрисдикции субъекта Федерации, его ведение зависит от содержания регионального законодательства, а с другой — законодатель признает его полноценным носителем судебной власти, элементом (звеном) единой судебной системы, принимающим судебные постановления от имени Российской Федерации.

Назовем несколько важных характеристик правового положения мирового судьи.

Во-первых, мировой судья является носителем судебной власти. Он наделяется полномочиями осуществлять правосудие, исполняя свои обязанности на профессиональной основе, выступать от имени судебной власти. Способом осуществления правосудия закон признает разбирательство и разрешение дел в судебных заседаниях, где наиболее полно реализуются все демократические принципы судебной деятельности.

Мировой судья независим и подчиняется только Конституции РФ и закону. Этими же нормативными актами устанавливаются гарантии его независимости. Мировой судья вправе принимать судебные решения, обязательные для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц. Неисполнение постановления мирового судьи, а равно иное проявление неуважения к нему влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом. Все судьи в Российской Федерации, в том числе мировой судья, обладают единым статусом и отличаются только полномочиями и компетенцией.

Во-вторых, мировой судья — судья общей юрисдикции, т.е. рассматривает и разрешает дела в порядке гражданского, уголовного и административного судопроизводства. Он является частью судебной системы, и его решения обжалуются в апелляционном, кассационном, надзорном порядке в системе судов общей юрисдикции.

Наряду с правосудием судебная власть осуществляет: 1) судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения (ареста, обыска, ограничения тайны переписки, телефонных переговоров и т.д.); 2) толкование правовых норм; 3) удостоверение фактов, имеющих юридическое значение (признание умершим, безвестно отсутствующим лицом и т.д.); 4) ограничение конституционной и иной правоспособности граждан (признание гражданина недееспособным и проч.); 5) судебный надзор за решением судов и др. <1>.

———————————

<1> См.: Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 2-е изд. М., 1999. С. 481.

 

В отличие от федерального судьи мировой судья не наделяется правом вынесения судебных решений, касающихся ущемления прав и свобод гражданина, предусмотренных ст. ст. 22, 23, 25 Конституции РФ. Согласно отраслевому законодательству он не вправе осуществлять иные функции судебной власти, помимо осуществления правосудия, которыми наделены суды общей юрисдикции. Он не решает вопрос об избрании в отношении подозреваемых и обвиняемых меры пресечения в виде заключения под стражу, о пересмотре своих постановлений по уголовным делам в порядке новых или вновь открывшихся обстоятельств. Ограниченность правового положения и компетенции мирового судьи как представителя судебной власти во многом объясняется не только спецификой рассматриваемых им дел, особенностями государственного устройства России, но и двойственным положением мирового судьи, а также тем обстоятельством, что он не является федеральным судьей.

В-третьих, мировые судьи одновременно признаются судьями субъектов РФ и судами субъектов РФ. В юридической литературе справедливо обращалось внимание на то, что в одном случае законодатель под мировым судьей подразумевает физическое лицо, обладающее определенным статусом (ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации»), в другом — звено судебной системы (ч. 4 ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации») <1>.

———————————

<1> См., например: Борисов Г., Хапилин А. От мировых судей — к мировым судам // Российская юстиция. 2002. N 3. С. 39 — 40.

 

Правомерно называть судом субъекта Федерации мировой суд, а судьей субъекта Федерации мирового судью. Тем более что аналогичное построение имеют судебные системы иных государств, где присутствуют институты мировых судей. Создание и упразднение должностей мировых судей, порядок их назначения на должность, деятельность мировых судей, срок полномочий устанавливаются законами субъектов РФ.

Как отмечал В.М. Жуйков: «Учреждение мировых судей в качестве судей субъектов Российской Федерации порождает проблемы с определением их компетенции. Если эту компетенцию определять исходя из статуса мировых судей и с учетом федеративного устройства РФ, которое предполагает разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ и наличие в субъектах РФ собственного законодательства, как это предусмотрено ст. ст. 5, 11, 71, 72, 76 Конституции РФ, то компетенцию мировых судей логично было бы определить следующим образом: к подсудности мировых судей следовало бы отнести дела, связанные с применением законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, принимаемых ими в сфере собственного правового регулирования» <1>.

———————————

<1> Жуйков В.М. О роли мировой юстиции в Российской Федерации. Настольная книга мирового судьи, рассматривающего гражданские дела. М., 2002. С. 5 — 6.

 

Однако подобная позиция представляется реально не осуществимой не только в силу неразвитости законодательства субъектов Федерации, но и вследствие того, что возможности собственного правового регулирования субъектов РФ весьма ограничены в той сфере, которая затрагивает судебную деятельность. Полномочия субъектов Федерации (хотя и весьма ограниченные) относятся только к сфере административного законодательства, в области уголовного и гражданского законотворчества они находятся в исключительном ведении Российской Федерации либо в совместном ведении России и ее субъектов. Поэтому, несмотря на то что мировые судьи должны рассматривать уголовные и гражданские дела, отнесенные к их подсудности федеральными законами, перечень материалов об административных правонарушениях может быть расширен для мирового судьи за счет местных законов, устанавливающих административную ответственность за различные правонарушения.

В развитие Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» в субъектах Федерации приняты собственные законы о порядке назначения (избрания) и деятельности мировых судей.

В-четвертых, мировые судьи провозглашаются элементом (звеном) единой судебной системы РФ. Содержание понятия «звено судебной системы» определяется кругом полномочий и обязанностей, представленных тем или иным судебным органом и характером выполняемых им функций. Система судов общей юрисдикции в Российской Федерации включает три элемента (звена). Первое и основное звено — мировые судьи и районные суды <1>.

———————————

<1> См.: Кашепов В.П. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В.П. Божьева. 4-е изд. М., 2002. С. 60.

 

Мировым судьям свойственны общие для всех судов российской судебной системы черты: а) единство процессуальной формы рассмотрения дел (подсудность и т.д.); б) наличие общих принципов (независимость судей, гласность процесса, равноправие и состязательность сторон и др.); в) единство судебных функций (они созданы для выполнения единой функции — осуществление правосудия, вправе пересматривать свои решения в порядке вновь открывшихся обстоятельств); г) финансирование из федерального бюджета. Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков у мирового судьи существенно затрудняло бы отнесение его к единой судебной системе.

Как звено судебной системы мировые судьи тесно связаны с иными ее элементами, имея общую природу. Например, судебная практика мировых судей во многом зависит от разъяснений Пленума Верховного Суда РФ. Если бы мировые судьи входили в систему местного самоуправления, то их решения не могли бы пересматриваться органами государственной судебной власти, т.е. судьями, осуществляющими государственную судебную власть. Именно этим признаком нынешние российские мировые судьи отличаются от мировых судей, учрежденных в 1864 г., которые не входили в систему государственной власти.

Создание в России системы судов общей юрисдикции субъектов РФ, которая могла бы действовать параллельно с федеральной системой, как отмечалось в юридической литературе, не соответствовало бы Конституции РФ <1>.

———————————

<1> См.: Лебедев В.М. Судебная власть в современной России. С. 228.

 

В-пятых, мировой судья является должностным лицом, наделенным полномочиями осуществлять правосудие, исполняющим свои обязанности на профессиональной основе, обладающим специальным статусом. В действующем законодательстве мировой судья упоминается в различных значениях, а именно: 1) суд субъекта Федерации; 2) состав суда; 3) участник процесса. Вместе с тем «суд» в русском языке толкуется весьма расширительно, включая в себя не только полномочие, но и учреждение одновременно. В одном из решений Верховного Суда РФ по гражданскому делу отмечалось, что мировой судья и его аппарат не являются юридическим лицом, казенным предприятием либо учреждением, а поэтому им не может быть передано имущество на праве оперативного управления <1>. Поэтому на практике возникают определенные трудности с материально-техническим обеспечением мирового судьи и его аппарата.

———————————

<1> См.: Определение Верховного Суда РФ от 10 ноября 2000 г. N 92-Г00-12.

 

Законом устанавливается порядок создания должности мирового судьи. Таким образом, процедура создания мирового суда отечественным законодательством не предусмотрена. Следует при этом отметить, что Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 32) предусматривает создание лишь аппаратов судов, а не аппаратов судей. Представляется, что полномочия по созданию мировых судов должны иметь федеральные, а не местные органы власти. Последние должны лишь определять порядок избрания или назначения мирового судьи.

Когда применительно к судоустройству речь идет о мировом суде, то непроизвольно возникают образы не конкретного должностного лица, а особого учреждения, органа судебной власти, осуществляющего правосудие, низшего звена судебной системы. Он может быть как единоличным, так и коллегиальным. В отличие от мирового судьи у мирового суда может быть имущество на праве оперативного управления, поскольку мировой суд относился бы к учреждению, наделенному правом собственника распоряжаться имуществом, находящимся в его хозяйственном ведении.

Термина «мировая юстиция», подразумевающего всю совокупность судебных учреждений, их деятельность по осуществлению правосудия, а также судебные ведомства, действующее российское законодательство не знает. В ст. 9 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» говорится лишь об аппарате мирового судьи, который призван обеспечить его работу.

Структура и штатное расписание аппарата мирового судьи устанавливаются в порядке, предусмотренном законом субъекта РФ. Работники аппарата мирового судьи являются государственными служащими соответствующего субъекта РФ. Однако аппарат мирового судьи — это лишь отдельный элемент мировой юстиции, в которую должны входить и иные элементы. А само понятие «мировая юстиция» должно рассматриваться как вся система мировых учреждений, в том числе мировые судьи, их правовой статус, формирование и функционирование, судопроизводство, управление и надзор <1>.

———————————

<1> См.: Баранов А.М., Морцифин П.Г. Словарь основных уголовно-процессуальных понятий и терминов. Омск, 1997.

 

Мировой суд надлежит рассматривать как учреждение, судебный орган, входящий в судебную систему, мирового судью — как физическое должностное лицо, представляющее судебный орган, а мировую юстицию — как систему мировых судебных ведомств, учреждений, их деятельность. Сущность института мировых судей выражается в том, что они являются должностными лицами, носителями судебной власти, судьями судов общей юрисдикции, судьями и судом субъекта РФ, низшим звеном единой судебной системы, наделяемым полномочиями в особом, более демократичном порядке, имеющим специальную ограниченную юрисдикцию <1>.

———————————

<1> См.: Дорошков В.В. Мировой судья. Исторические, организационные и процессуальные аспекты деятельности. М., 2004.

 

Как и любой субъект процессуальных правоотношений, мировой судья характеризуются своими отличительными признаками, в которых выражается его сущность. В философском контексте под терминами «признак», «свойство» понимается «сторона предмета, обусловливающая его различие или сходство с другими предметами и проявляющаяся во взаимодействии с ними». Многие из этих признаков организации и деятельности мирового судьи отражены не только в Законах «О судебной системе Российской Федерации» и «О мировых судьях в Российской Федерации», но и в процессуальном законодательстве (УПК РФ, ГПК РФ, КоАП РФ).

Выделяя общие и частные признаки, затрагивающие вопросы судоустройства и судопроизводства, можно определить перечень признаков, характерных для института российского мирового судьи: 1) выполнение только судебных функций суда низшей судебной инстанции; 2) профессионализм (наличие высшего юридического образования и пятилетнего стажа работы по юридической профессии); 3) статус местного (локального) суда субъекта Федерации; 4) особый, более демократичный порядок наделения властными полномочиями путем выборов населением участка или законодательным органом субъекта РФ; 5) небольшие сроки осуществления своих полномочий (сменяемость); 6) специальная ограниченная юрисдикция (т.е. рассмотрение гражданских и уголовных дел о малозначительных спорах, правонарушениях, административных проступках); 7) осуществление судопроизводства только единолично; 8) склонение сторон к примирению, ликвидации конфликта как важная цель любого вида судопроизводства; 9) использование отдельных упрощенных процедур в гражданском и уголовном судопроизводстве (суммарный процесс); 10) наличие апелляционного порядка пересмотра судебных решений.

Безусловно, указанный перечень непостоянен и в любой момент может быть расширен или сужен законодателем в зависимости от конкретной исторической ситуации и тех задач, которые будут поставлены перед мировой юстицией.

Включение мировых судей в единую судебную систему России определяется не только правилами, характеризующими единство судебной системы, но и тем, что решения мировых судей обжалуются в соответствующие федеральные суды, которые проверяют законность, обоснованность и справедливость решения мирового судьи в апелляционном, кассационном и надзорном порядках. Организация деятельности мировых судей определяется не только федеральными законами, но в случаях, ими определенных, также законами субъектов РФ. Так был достигнут компромисс между федеральным центром и регионами страны при создании современного института мировых судей в России. Благодаря такому компромиссу, с одной стороны, удалось обеспечить безусловное единство и целостность правового поля страны, не допустить существования абсолютно изолированных и независимых друг от друга судебных систем. С другой стороны, остались проигнорированными положения Конституции РФ, предусматривающие федеративный характер организации государства, создание в субъектах РФ органов не только законодательной, исполнительной, но и судебной ветви власти <1>.

———————————

<1> См.: Павликов С.Г. Теоретико-правовые вопросы деятельности конституционной (уставной) и мировой юстиции Российской Федерации. М., 2003. С. 94.

 

Мировой судья свои полномочия осуществляет только единолично, тогда как федеральные судьи могут принимать участие в рассмотрении уголовных дел в коллегиальном составе суда. Кроме того, федеральные судьи вправе единолично рассматривать уголовные дела по достаточно широкому кругу преступлений, относящихся не только к преступлениям небольшой тяжести. Этот отличительный признак демонстрирует роль профессионализма при осуществлении правосудия.

Во всех регионах страны приняты законы, согласно которым мировые судьи не выбираются населением, а назначаются законодательными органами субъектов РФ. Например, в Саратовской области мировых судей назначает областная Дума по представлению председателя областного суда, основанному на заключении квалификационной коллегии судей области, согласованному с губернатором. В то же время в Татарстане мировых судей назначает Госсовет Республики по представлению Председателя Верховного суда Республики Татарстан, основанному на заключении квалификационной коллегии судей. В Московской области мировых судей назначает областная Дума по представлению губернатора, основанному на решении квалификационной коллегии судей области и глав муниципальных образований.

Сроки избрания мировых судей различны. Статья 7 Федерального закона «О мировых судьях в Российской Федерации» рекомендует избирать мировых судей первоначально не более чем на пять лет и повторно также на пятилетний срок. Впервые на пятилетний срок назначаются мировые судьи, например, в Республике Татарстан, в то же время в Ростовской, Брянской, Калининградской, Саратовской, Московской и иных областях первый срок для назначения мирового судьи установлен в три года, а в Краснодарском крае — два года <1>.

———————————

<1> См.: Настольная книга мирового судьи: Учебно-методич. пособие / Под ред. В.М. Лебедева. М., 2002. С. 522 — 555.

 

Действующее российское законодательство вопрос об общем количестве мировых судей и судебных участков в субъектах РФ отнесло к компетенции федерального законодателя. Федеральный закон «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» определяет количество мировых судей и судебных участков на территории каждого субъекта. В то же время судебные участки, в пределах которых осуществляют свою деятельность мировые судьи, создаются и упраздняются законами субъектов РФ. Границы судебных участков в Москве определяет мэр г. Москвы (ст. 4 Закона города Москвы), в Ростовской области они устанавливаются законом области по представлению губернатора (ст. 4 Закона Ростовской области), в Санкт-Петербурге — Законом Санкт-Петербурга (ст. 3 Закона города Санкт-Петербурга) <1>.

———————————

<1> Закон г. Москвы от 31 мая 2000 г. N 15 «О мировых судьях в городе Москве», Закон Ростовской области от 26 апреля 1999 г. N 31-ЗС «О мировых судьях в Ростовской области», Закон Санкт-Петербурга от 24 октября 2000 г. N 552-64 «О мировых судьях Санкт-Петербурга».

 

Районные (городские) суды рассматривают основную массу уголовных и гражданских дел, административных правонарушений по принципу определенной административно-территориальной принадлежности (за исключением дел, относящихся к компетенции вышестоящих судов общей юрисдикции, мировых судей и военных судов) и в большинстве случаев выступают в качестве судов первой инстанции. Но по отношению к мировым судьям, действующим на территории соответствующего судебного района, они являются вышестоящей судебной инстанцией.

Районный суд — самое многочисленное звено системы судов общей юрисдикции, рассматривающее основную часть уголовных дел в качестве суда первой инстанции. Согласно статистическим данным на 1 января 2009 г. в районных (городских) судах общей юрисдикции числилось 17993 судьи. Ими ежегодно рассматривается около 1 млн. уголовных дел, около 10 млн. гражданских дел, а также множество материалов об административных правонарушениях. Кроме того, именно федеральные судьи районного суда решают вопросы избрания в отношении подозреваемых и обвиняемых меры пресечения в виде заключения под стражу, осуществляют судебный контроль за действиями и решениями должностных лиц. Они же решают вопросы, связанные с исполнением приговора, в том числе об условно-досрочном освобождении осужденных от отбывания наказания, о приведении приговоров в соответствие с новым уголовным законом, улучшающим положение осужденных.

В соответствии с действующим законодательством районные суды в России создаются в судебном районе, территория которого охватывает территорию одного района, города или иной соответствующей им административно-территориальной единицы субъекта РФ. В последние годы наметилась тенденция укрупнения районных судов путем упразднения отдельных малосоставных районных (городских) судов и распространения юрисдикции районных судов на иные административно-территориальные образования.

Районный суд в соответствии со ст. 32 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» создается федеральным законом в судебном районе. Районный суд может быть создан также в судебном районе, который охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта РФ.

Районный суд формируется в составе председателя районного суда, его заместителя (заместителей) и судей районного суда, назначаемых на должность в количестве, достаточном для обеспечения права граждан, проживающих на территории судебного района, на доступность правосудия и определяемом Судебным департаментом при Верховном Суде РФ по согласованию с председателем верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа в пределах общей численности судей всех федеральных судов общей юрисдикции, установленной федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе районного суда может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие районного суда является обособленным подразделением суда и осуществляет его полномочия.

Районный суд рассматривает все уголовные, гражданские и административные дела в качестве суда первой инстанции, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к подсудности других судов. В случаях, установленных федеральным законом, районный суд рассматривает дела об административных правонарушениях. Рассмотрение дел может осуществляться единолично судьей районного суда, а в отдельных случаях, предусмотренных отраслевым законодательством, при рассмотрении отдельных уголовных дел состав суда может состоять из трех профессиональных судей районного суда. Участие заседателей при рассмотрении дел в районном суде законом не предусмотрено.

Судья районного суда при рассмотрении любого дела, находящегося в его производстве, вправе обратиться на основании ч. 4 ст. 125 Конституции РФ в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле.

Районный суд выступает в качестве суда вышестоящей инстанции для мировых судей, рассматривая апелляционные жалобы, представления на решения мировых судей, действующих на территории соответствующего судебного района. Кроме того, судья районного суда рассматривает уголовные и гражданские дела своей предметной и территориальной подсудности по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Судьи районного суда назначаются указом Президента РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационной коллегии судей субъекта РФ. Из числа судей районного суда указом Президента РФ на срок шесть лет назначается председатель районного суда и его заместитель (заместители). Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же районного суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

Председатель районного суда наряду с осуществлением полномочий судьи и иных процессуальных полномочий в соответствии с федеральными законами выполняет следующие функции: 1) организует работу суда; 2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением; 3) распределяет обязанности между своими заместителями, судьями; 4) организует работу по повышению квалификации судей; 5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда; 6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и деятельности суда; 7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Заместитель (заместители) председателя районного суда наряду с реализацией полномочий судьи осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем районного суда.

Организационное обеспечение районных судов возлагается непосредственно на администраторов, работающих под контролем управления (отдела) Судебного департамента. Администратор районного суда подчиняется председателю районного суда и выполняет его распоряжения.

Структура, численность работников и штатное расписание аппарата районного суда определяются председателем районного суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде РФ в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период. Положение об аппарате федерального суда общей юрисдикции утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Аппарат суда общей юрисдикции: 1) принимает и выдает документы; 2) удостоверяет копии судебных документов; 3) производит вручение документов, уведомлений и вызовов; 4) контролирует уплату пошлин и сборов; 5) осуществляет организационно-подготовительные действия в связи с назначением дел к слушанию; 6) оказывает помощь судьям в привлечении присяжных заседателей к осуществлению правосудия; 7) обеспечивает ведение протоколов судебных заседаний; 8) ведет учет движения дел и сроков их прохождения в суде; 9) обеспечивает обращение к исполнению судебных решений; 10) осуществляет хранение дел и документов; 11) участвует в обобщении данных судебной практики, ведет судебную статистику, информационно-справочную работу по законодательству Российской Федерации и иную работу; 12) осуществляет прием граждан.

Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа. Это еще одно звено судов общей юрисдикции, стоящих над районными судами и мировыми судьями. В соответствии со ст. 24 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), суд автономной области, суд автономного округа являются федеральными судами общей юрисдикции, действующими в пределах территории соответствующего субъекта РФ, и непосредственно вышестоящими судебными инстанциями по отношению к районным судам, действующим на территории соответствующего субъекта РФ.

Эти суды действуют в составе: 1) президиума суда; 2) судебной коллегии по гражданским делам; 3) судебной коллегии по уголовным делам.

В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства лиц, участвующих в деле, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, федеральным законом в составе верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа может быть образовано постоянное судебное присутствие, расположенное вне места постоянного пребывания суда. Постоянное судебное присутствие является обособленным подразделением такого суда и осуществляет его полномочия.

Высшие суды субъекта РФ в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа (далее — президиум суда) образуется в составе председателя, заместителя председателя суда, входящих в состав президиума суда по должности, и других судей соответствующего суда в количестве, определяемом Президентом РФ.

Состав президиума суда утверждается Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения, соответствующей квалификационной коллегии судей. Президиум суда: 1) рассматривает дела по кассационным жалобам на вступившие в законную силу решения районных судов и мировых судей, апелляционные определения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; 2) утверждает по представлению председателя соответствующего суда судебные составы судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам из числа судей этого суда; 3) ежегодно представляет по предложению председателя верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей РФ (далее — ВККС РФ) состав (составы) судебной коллегии (судебных коллегий) судей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, принимающей (принимающих) решение (решения) по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи районного суда, арбитражного апелляционного суда, арбитражного суда первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах, а также по другим вопросам, предусмотренным Законом о статусе судей; 4) рассматривает материалы по изучению и обобщению судебной практики и анализу судебной статистики; 5) заслушивает отчеты председателей судебных коллегий о деятельности коллегий, рассматривает вопросы работы аппарата суда; 6) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Судебные коллегии верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа рассматривают: 1) в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные федеральными законами к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа; 2) в качестве суда апелляционной инстанции дела по жалобам, представлениям на решения районных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу, а также на промежуточные судебные решения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции; 3) в качестве суда кассационной инстанции дела по жалобам, представлениям на промежуточные судебные решения верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, вынесенные ими в ходе производства по уголовному делу в качестве суда первой инстанции; 4) дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в силу решений, принятых соответствующей судебной коллегией.

В состав высшего суда субъекта РФ входят судьи, председатель, его заместители. Все судьи, а также председатель и его заместители верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа назначаются на должность Президентом РФ. Председатель и заместители председателя назначаются сроком на шесть лет по представлению Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения ВККС РФ. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя или заместителя председателя одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.

Председатель верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также иных процессуальных полномочий в соответствии с федеральными законами осуществляет следующие функции: 1) организует работу суда и руководит организацией работы судебных коллегий соответствующего суда; 2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов и осуществляет контроль за их выполнением; 3) созывает президиум суда и председательствует в его заседаниях; 4) распределяет обязанности между своими заместителями, судьями; 5) организует работу по повышению квалификации судей и работников аппарата суда; 6) организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики; 7) вносит в квалификационную коллегию судей (далее — ККС) субъекта РФ представления о квалификационной аттестации судей соответствующего верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, председателей, заместителей председателей и судей районных судов, мировых судей, а также о приостановлении или прекращении их полномочий; 8) обращается при наличии оснований в ККС субъекта РФ с представлением о привлечении судей соответствующего верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, председателей, заместителей председателей и судей районных судов, мировых судей к дисциплинарной ответственности; 9) организует работу суда по приему граждан и рассмотрению их предложений, заявлений и жалоб; 10) организует проверку заявлений и жалоб граждан на работу нижестоящих судов и судей; 11) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности; 12) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда; 13) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Председатели судебной коллегии по гражданским делам и судебной коллегии по уголовным делам высших судов субъектов РФ наряду с осуществлением полномочий судей соответствующего суда:

1) председательствуют на заседаниях соответствующих судебных коллегий или назначают председательствующих из числа членов судебных коллегий; 2) осуществляют руководство работой соответствующих судебных коллегий; 3) формируют судебные составы суда для рассмотрения судебных дел на заседаниях соответствующих судебных коллегий; 4) представляют в президиум суда отчеты о деятельности соответствующих судебных коллегий; 5) вправе истребовать из районных судов судебные дела для изучения и обобщения судебной практики.

Организационное обеспечение высших судов субъекта РФ, так же как и районных судов, возлагается непосредственно на администраторов, которые подчиняются председателю суда и выполняют его распоряжения.

Структура, численность работников и штатное расписание аппарата таких судов определяются председателем соответствующего суда по согласованию с Судебным департаментом при Верховном Суде РФ в пределах общей численности работников аппаратов федеральных судов общей юрисдикции, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год и плановый период. Положение об аппарате федерального суда общей юрисдикции утверждается Судебным департаментом при Верховном Суде РФ.

Верховный Суд Российской Федерации. Статья 126 Конституции РФ предусмотрела наличие в судебной системе Верховного Суда РФ. Вопросы образования и деятельности Верховного Суда РФ получили дальнейшее развитие в Федеральных конституционных законах «О судебной системе Российской Федерации», «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации». К сожалению, специального федерального конституционного закона о Верховном Суде РФ так и не было принято, хотя проекты такого закона направлялись в Государственную Думу Федерального Собрания РФ. Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он возглавляет систему судов общей юрисдикции, действует самостоятельно и независимо от других органов государственной власти и никому не подотчетен. Верховный Суд РФ является окончательной судебной инстанцией в России по всем делам, отнесенным к компетенции судов общей юрисдикции.

Верховный Суд РФ создается в соответствии с Конституцией РФ. Он может быть упразднен только путем внесения поправок в Конституцию РФ. Судьи Верховного Суда РФ назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ. Таким образом гарантируется независимость деятельности Верховного Суда РФ.

Верховный Суд РФ осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов общей юрисдикции, находящихся на территории России. Возможны лишь разные пределы такого надзора. В отношении федеральных судов он неограничен. Судебный надзор осуществляется Верховным Судом РФ прежде всего путем проверки законности и обоснованности разрешения нижестоящими судами конкретных дел, а также исправления допущенных ими ошибок, но не исчерпывается этим. По вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел, даются разъяснения в виде постановлений Пленума Верховного Суда РФ, которые основываются на обобщении судебной практики, анализе судебной статистики и решений, принятых по рассмотренным Верховным Судом РФ делам.

Полномочия Верховного Суда РФ, отраженные в Федеральном конституционном законе «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», следующие: 1) изучает, обобщает судебную практику и в целях обеспечения ее единства дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации; 2) разрешает в пределах своей компетенции вопросы, связанные с международными договорами России; 3) публикует судебные акты Верховного Суда РФ, а также решает вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности Верховного Суда РФ в соответствии с федеральными законами; 4) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Структура Верховного Суда РФ следующая: 1) Пленум; 2) Президиум; 3) Апелляционная коллегия; 4) Судебная коллегия по административным делам; 5) Судебная коллегия по гражданским делам; 6) Судебная коллегия по уголовным делам; 7) Военная коллегия.

Пленум Верховного Суда РФ действует в составе Председателя Верховного Суда РФ, его заместителей и судей Верховного Суда РФ. В заседаниях Пленума могут участвовать по приглашению Председателя судьи Конституционного Суда РФ, судьи Высшего Арбитражного Суда РФ, иные судьи и другие лица. В случае необходимости могут проводиться совместные заседания Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ.

Пленум Верховного Суда РФ: 1) дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики; 2) использует право законодательной инициативы по вопросам ведения Верховного Суда РФ; 3) избирает по представлению Председателя секретаря Пленума из числа судей Верховного Суда РФ; 4) утверждает по представлению Председателя состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, а также положение о нем; 5) утверждает в связи с представлением Президента РФ состав судебной коллегии судей Верховного Суда РФ, принимающей в соответствии с УПК РФ заключение о наличии в действиях Генерального прокурора РФ и (или) Председателя Следственного комитета РФ признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц; 6) ежегодно представляет по предложению Председателя на утверждение ВККС РФ состав (составы) судебной коллегии (судебных коллегий) судей Верховного Суда РФ, принимающей (принимающих) решение (решения) по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда, а также по другим вопросам, предусмотренным Законом о статусе судей; 7) заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда РФ, отчеты заместителей Председателя Верховного Суда РФ и председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ о деятельности судебных коллегий Верховного Суда РФ и Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ; 8) обращается с запросом в Конституционный Суд РФ; 9) утверждает составы судебных коллегий Верховного Суда РФ; 10) избирает членов Дисциплинарного судебного присутствия из числа судей Верховного Суда РФ тайным голосованием с использованием бюллетеней и при соблюдении конкурсного подхода; 11) утверждает совместным с Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ постановлением Регламент Дисциплинарного судебного присутствия; 12) утверждает Регламент Верховного Суда РФ; 13) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Порядок работы Пленума Верховного Суда РФ определяется Регламентом Верховного Суда РФ.

В состав Президиума Верховного Суда РФ входят Председатель Верховного Суда РФ, его заместители и судьи. Количественный состав Президиума Верховного Суда РФ определяется Регламентом. Члены Президиума из числа судей утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Верховного Суда РФ и при наличии положительного заключения ВККС РФ.

Заседание Президиума проводится не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует большинство членов Президиума. Постановления Президиума принимаются большинством голосов и подписываются председательствующим в заседании.

Президиум вправе: 1) в соответствии с федеральными законами и в целях обеспечения единства судебной практики и законности проверять в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты; 2) обращаться в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; 3) разрешать вопросы организации работы судебных коллегий, судебных составов этих коллегий и аппарата Верховного Суда РФ; 4) утверждать положение об аппарате Верховного Суда РФ, его структуру и штатное расписание; 5) возлагать исполнение обязанностей Председателя Верховного Суда РФ на одного из его заместителей в случае отсутствия Председателя; 6) рассматривать материалы по результатам изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики; 7) осуществлять иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами. Таким образом, Президиум наделен не только процессуальными, но и организационными функциями.

Апелляционная коллегия Верховного Суда РФ: 1) рассматривает в качестве суда апелляционной инстанции гражданские дела, административные дела, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ, Судебной коллегией по административным делам Верховного Суда РФ и Военной коллегией Верховного Суда РФ; 2) рассматривает в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; 3) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Судебная коллегия по административным делам, Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия формируются из числа судей Верховного Суда РФ в составе председателя и членов соответствующей судебной коллегии. Составы судебных коллегий утверждаются Пленумом по представлению Председателя. Каждая из указанных коллегий рассматривает соответственно отнесенные к ее компетенции административные, гражданские и уголовные дела в кассационном порядке и в порядке пересмотра по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. С 1 января 2012 г. Судебная коллегия по гражданским делам, а с 1 января 2013 г. Судебная коллегия по уголовным делам будут пересматривать судебные решения и в апелляционном порядке.

В указанных судебных коллегиях распоряжением Председателя формируются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию. Судебные составы возглавляют председатели судебных составов, назначаемые на должность Председателем сроком на три года. Один и тот же судья может быть назначен на должность председателя судебного состава соответствующей судебной коллегии неоднократно.

Судебные коллегии наделены следующими компетенциями: 1) рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к их подсудности федеральными законами; 2) рассматривают в пределах своих полномочий дела в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; 3) обращаются в Конституционный Суд РФ с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; 4) обобщают судебную практику; 5) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

При Верховном Суде РФ создается Научно-консультативный совет — совещательный орган, в задачу которого входит разработка научно обоснованных рекомендаций по принципиальным вопросам судебной практики. Научно-консультативный совет призван содействовать укреплению законности при осуществлении правосудия.

В Верховном Суде РФ действуют общее собрание судей Верховного Суда РФ и Совет судей Верховного Суда РФ, полномочия, порядок формирования и деятельности которых регулируются положением о них, принимаемым общим собранием судей Верховного Суда РФ.

Специализированные судебные органы. Статьей 26 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» предусмотрено создание специализированных федеральных судов по рассмотрению гражданских и административных дел. Полномочия, порядок образования и деятельности специализированных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

Существование некоторых специализированных судов обусловлено конкретной политической ситуацией в стране или исторической традицией. Определяющим фактором в создании судов специальной юрисдикции является необходимость установить особый порядок рассмотрения какой-либо категории дел.

Сегодня в мире существуют три модели организации специализированных ювенальных органов правосудия: семейные суды, суды по делам несовершеннолетних и специальные судебные коллегии общих судов. Ювенальные суды в рамках системы судов общей юрисдикции могли бы стать основным звеном системы ювенальной юстиции. Однако соответствующих изменений в законодательство не внесено и попытки ввести такую специализацию остались в рамках эксперимента. Специализация судей по делам несовершеннолетних ориентировалась только на уголовные дела.

Установление особого порядка производства по делам определенной категории хотя и является основой для создания судов специальной юрисдикции, но необязательно должно привести к выделению подсистемы таких судебных органов. Практически во всех странах отсутствуют отдельные суды для рассмотрения гражданских и уголовных дел, в ряде стран (к числу которых относится и Россия) судами общей юрисдикции рассматриваются также и дела, вытекающие из административно-правовых отношений.

Далеко не всегда структура судебной системы ограничивается выделением на основе принципов материальной и персональной юрисдикции особых судов для рассмотрения отдельных категорий дел по первой инстанции. Суды специальной юрисдикции также могут подразделяться на звенья, между которыми устанавливается инстанционная взаимосвязь, т.е. образовывать подсистему тех или иных судов специальной юрисдикции. При этом разграничение компетенции между судами специальной юрисдикции «внутри» подсистемы этих судов проводится на основе тех же общих принципов — территориальной, материальной и персональной юрисдикции.

Место, которое занимают суды специальной юрисдикции в судебной системе страны, может быть различным. В целом можно выделить три основные модели организации этих судов: 1) суды специальной юрисдикции образуются только как суды первой инстанции и процессуально замыкаются на вышестоящих судах общей юрисдикции (торговые суды во Франции, налоговые суды в некоторых штатах США); 2) суды специальной юрисдикции представляют собой отдельную подсистему, в рамках которой имеются вышестоящие (апелляционные) судебные инстанции, однако в конечном счете они замыкаются на высшем суде в системе судов общей юрисдикции (например, военные суды в ФРГ или в США); 3) создается полностью независимая от судов общей юрисдикции система судов, возглавляемая собственным высшим судебным органом (арбитражные суды в России, трудовые, социальные, финансовые, административные суды в ФРГ).

Конституция РФ упоминает о судах общей юрисдикции при определении полномочий Верховного Суда РФ, указывая, что он «является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции». Из приведенной формулы Конституции РФ следует, что Верховный Суд РФ не может являться «высшим судебным органом» по делам, подсудным иным, чем суды общей юрисдикции, судебным органам. В то же время существующие в России военные суды, которые с теоретической точки зрения совершенно определенно являются судами не общей, а специальной юрисдикции, процессуально замыкаются именно на Верховный Суд РФ, в составе которого функционирует Военная коллегия.

Возможно, именно поэтому при разработке Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» было принято решение, хотя и не безупречное с точки зрения логики, однако позволяющее снять указанное противоречие: ныне и действующие военные суды, и специализированные федеральные суды, возможность создания которых предусматривается этим законом, были объявлены входящими в систему федеральных судов общей юрисдикции. Таким образом, несмотря на явное внутреннее противоречие термина «специализированный федеральный суд общей юрисдикции», следует констатировать, что любой суд (система судов), для которого высшей судебной инстанцией является Верховный Суд РФ, считается судом общей юрисдикции Российской Федерации.

В рамках системы судов общей юрисдикции существует также подсистема военных судов, призванных осуществлять судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Необходимость осуществления деятельности непосредственно в войсках, выполняющих боевые задачи, в особой обстановке во время военных действий объективно требует создания судебных органов, особенности организации и комплектования которых позволяли бы эффективно решать задачи правосудия в таких специфических условиях, при которых деятельность других судов общей юрисдикции была бы невозможной.

Если дела о преступлениях, совершенных группой лиц, группой лиц по предварительному сговору, организованной группой или преступным сообществом, подсудны военному суду в отношении хотя бы одного из соучастников, а выделение уголовного дела в отношении остальных лиц невозможно, указанные дела в отношении всех лиц рассматриваются соответствующим военным судом.

Система военных судов состоит из трех звеньев: 1) гарнизонные военные суды, образующие основное звено и имеющие полномочия, аналогичные районным судам; 2) суды военных округов и флотов, которые можно приравнять к гражданским судам второй инстанции; 3) Верховный Суд РФ (высшая судебная инстанция по отношению к военным судам), в составе которого образуется Военная коллегия. Коллегия рассматривает в первой инстанции дела об оспаривании правовых актов, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы. В ее компетенции также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам в отношении вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений окружных и флотских военных судов.

Апелляционная коллегия Верховного суда РФ рассматривает дела по жалобам и представлениям на решения, определения и постановления Военной коллегии, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в законную силу, а также дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Структура военных судов и процессуальные инстанционные связи между отдельными его звеньями (гарнизонный военный суд, окружной (флотский) военный суд, Военная коллегия Верховного Суда РФ) идентична структуре иных судов общей юрисдикции, за исключением отсутствия такого звена, как мировой судья.

Высшим звеном подсистемы военных судов выступает Верховный Суд РФ, имеющий в своем составе Военную коллегию, также уполномоченную осуществлять функции всех судебных инстанций. По первой инстанции она рассматривает уголовные дела особой важности. Одновременно рассматриваются гражданские иски о возмещении ущерба, понесенного вследствие преступлений. В роли второй (кассационной) инстанции Военная коллегия принимает к рассмотрению не вступившие в законную силу приговоры и судебные решения окружных (флотских) судов, а в качестве надзорной инстанции осуществляет проверку законности приговоров и решений всех военных судов.

Организационное и ресурсное обеспечение деятельности судов. Включает мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание надлежащих условий для полного и независимого осуществления правосудия. Функции организационного обеспечения судебной деятельности в России в разные периоды времени возлагались то на органы Министерства юстиции РФ, то на вышестоящие суды. Причем ранее эта функция именовалась несколько иначе, а именно: организационное руководство или организационное управление судебной деятельностью. И только в современный период она трансформировалась в организационное обеспечение судебной деятельности. Организация обеспечения деятельности судов осуществляется различно в зависимости от уровня судебного органа и вида ветви судебной власти. Объясняется это не какими-либо теоретическими концепциями, а, скорее, соображениями практического свойства.

Так, Министерство юстиции РФ занималось организационным обеспечением только судов общей юрисдикции. Но с появлением Конституционного Суда РФ и формированием системы арбитражных судов эти суды вынуждены были самостоятельно решать проблему организационного обеспечения. В связи с этим в Федеральном конституционном законе «Об арбитражных судах в Российской Федерации» закреплено, что организационное обеспечение деятельности арбитражных судов в Российской Федерации осуществляется Высшим Арбитражным Судом РФ. Высший Арбитражный Суд РФ производит подбор и подготовку кандидатов в судьи, организует работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов арбитражных судов, осуществляет финансирование арбитражных судов, обеспечивает контроль за расходованием финансовых средств, выделяемых арбитражным судам. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны оказывать содействие Высшему Арбитражному Суду РФ в организационном обеспечении деятельности арбитражных судов в Российской Федерации.

Для выполнения указанных организационных функций в арбитражных судах создан соответствующий аппарат. Аналогично был решен вопрос об организационном обеспечении деятельности Конституционного Суда РФ. Поскольку относительно высших органов конституционного и арбитражного правосудия к моменту принятия Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» вопрос уже был решен, то было принято решение аналогично урегулировать и вопрос организационного обеспечения деятельности Верховного Суда РФ, которое осуществляется также аппаратом этого суда. Однако в силу различия в объеме организационного обеспечения судов общей и арбитражной юрисдикции Верховный Суд РФ не смог принять на себя функции организационного обеспечения всей системы судов общей юрисдикции. Поэтому обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, в том числе мировых судей (кроме Верховного Суда РФ), перешло к Судебному департаменту при Верховном Суде РФ.

Создание Судебного департамента при Верховном Суде РФ явилось важным шагом в направлении дальнейшего совершенствования российской судебной системы, укрепления ее самостоятельности и независимости при осуществлении правосудия. С принятием Закона «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» введена должность администратора суда. На администратора возложены полномочия по организационному обеспечению деятельности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа и районного суда. В его задачу входит подготовка и проведение судебных заседаний, организация охраны зданий и помещений суда, обеспечение судей различными техническими средствами, строительство и ремонт зданий судов, обеспечение судей юридической и справочной литературой, организация ведения судебной статистики, делопроизводства, архива суда.

Функции организационного, кадрового и ресурсного обеспечения деятельности непосредственно Верховного Суда РФ возложены на Председателя Верховного Суда РФ и подчиненный ему аппарат. Для этого в структуре Верховного Суда РФ действуют соответствующие управления и отделы, занимающиеся обобщением судебной практики, анализом судебной статистики, правовой работой и работой с законопроектами, организацией делопроизводства, подбором и оформлением кадров (в том числе на должности судей), хозяйственным обеспечением и др.

Финансирование всей деятельности Верховного Суда РФ осуществляется непосредственно из федерального бюджета. Во владении, пользовании и распоряжении Верховного Суда РФ находятся используемые им здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество. Недвижимое имущество Верховного Суда РФ не может быть изъято либо передано для пользования и владения другим физическим или юридическим лицам без его согласия.

______________________
§ 1. Конституционные основы судоустройства
§ 2. Органы конституционного правосудия
§ 3. Суды общей юрисдикции
§ 4. Арбитражные суды

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code