Глава 19. ГРАЖДАНСКОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО

§ 1. Основные начала гражданского судопроизводства

Правосудие по гражданским делам, осуществляемое посредством гражданского судопроизводства, направлено на охранение гражданских прав, защиту нарушенного права, преодоление состояния спора. Гражданское судопроизводство построено в виде системы процессуальных действий суда как органа государственной власти, осуществляющего властно-распорядительные полномочия, и процессуальных действий иных участников судебного разбирательства <1>. При этом вся деятельность суда и иных участников гражданского судопроизводства по рассмотрению и разрешению гражданских дел, обжалованию и проверке судебных актов, а также разрешению судом вопросов, возникающих в связи с исполнением судебных актов по гражданским делам, протекает в особой форме, называемой процессуальной.

———————————

<1> См.: Фурсов Д.А., Харламова И.В. Указ. соч. С. 25 — 28.

 

Гражданская процессуальная форма — это порядок отправления правосудия по гражданским делам, который закреплен системой соответствующих процессуальных норм и институтов. Она определяет деятельность всех лиц, участвующих в деле, на любых стадиях производства по делу, является необходимой и достаточной гарантией справедливого отправления правосудия, реального обеспечения права на судебную защиту в отличие от иного порядка защиты нарушенных или оспариваемых прав, а равно отдельных юридических процедур, преследующих иные цели <1>.

———————————

<1> Там же. С. 29.

 

К основным чертам гражданской процессуальной формы можно отнести следующие: основанием рассмотрения и разрешения дела является инициатива заинтересованных лиц; порядок гражданского судопроизводства, включая последовательность и сроки совершения каждого процессуального действия, жестко урегулирован нормами процессуального права; сторонам предоставлены равные процессуальные возможности защищать свои права и охраняемые законом интересы в состязании перед судом; лица, участвующие в деле, имеют право лично отстаивать свои права и интересы; судебное решение по делу должно быть основано на обстоятельствах, наличие или отсутствие которых установлено в судебном заседании на основе исследованных доказательств; судебное решение должно соответствовать закону.

Гражданская процессуальная форма определяется Конституцией РФ <1>, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» и регламентируется подробно, главным образом в ГПК РФ и АПК РФ (процессуальную форму, закрепленную в АПК РФ, называют также арбитражной процессуальной формой).

———————————

<1> Вопросы применения судами норм Конституции РФ разъясняются в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия».

 

Важное для отправления правосудия по гражданским делам правило (новое и долго дискутируемое до его закрепления в законе) предусмотрено ст. 1 ГПК РФ. В соответствии с ним в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе гражданского судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права). Этой же статьей ГПК РФ в развитие положений ст. 15 Конституции РФ применительно к источникам правового регулирования процессуальной формы установлено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила гражданского судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законом, применяются правила международного договора <1>.

———————————

<1> См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации».

 

Соблюдение гражданской процессуальной формы — обязательное условие законности судебных постановлений. Существенные нарушения процессуальной формы служат безусловным основанием для отмены судебного решения.

Гражданское судопроизводство охватывает различные процессуальные действия суда, лиц, участвующих в деле, и других субъектов, привлеченных к участию в рассмотрении конкретного гражданского дела. Задачей этих действий является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение дела, а конечной целью — защита прав, свобод и законных интересов. Своевременное рассмотрение и разрешение дела предполагает осуществление процессуальной деятельности в соответствии со сроками, установленными законом или судом. Правильное рассмотрение и разрешение дела означает вынесение судом законного решения, основанного на нормах процессуального и материального права.

Гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных постановлений (судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции), постановлений других органов.

Гражданское судопроизводство возникает по общему правилу в соответствии с принципом диспозитивности по инициативе заинтересованных лиц. В силу ст. ст. 2 — 4 ГПК РФ граждане, организации, другие лица, являющиеся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений, вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Исключение из этого общего правила допускается законом лишь в случаях, связанных с охраной государственных или общественных интересов, защитой прав, свобод и охраняемых законом интересов лиц, не имеющих достаточной возможности для реализации права на обращение в суд. Инициатива в таких случаях может принадлежать прокурору, иным государственным органам, органам местного самоуправления, организациям или отдельным гражданам, обратившимся в суд от своего имени в защиту интересов государства, муниципальных образований, неопределенного круга лиц или конкретных лиц. Однако при подаче перечисленными субъектами заявления в защиту прав конкретных лиц они реализуют по существу соответствующее волеизъявление самого заинтересованного лица, которое было выражено в его просьбе или поведении. Вместе с тем заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя (ст. ст. 45, 46 ГПК РФ).

Право заинтересованного лица на обращение в суд реализуется путем подачи искового заявления или заявления (форма обращения зависит от вида производства, определяемого характером и спецификой подлежащего защите права или охраняемого законом интереса), в котором излагаются требования и их обоснование. Судья проверяет, относится ли к ведению суда рассмотрение и разрешение этих требований и, если на них распространяется судебная форма защиты и заявителем соблюден установленный законом порядок обращения в суд, выносит определение о принятии заявления к производству. Именно с этого момента возникает гражданское дело и судопроизводство по этому делу.

Исходя из понимания правосудия по гражданским делам как деятельности суда общей юрисдикции или арбитражного суда по рассмотрению и разрешению дел, отнесенных к их компетенции гражданским процессуальным или арбитражным процессуальным законодательством при обязательном соблюдении гражданской процессуальной или арбитражной процессуальной формы, к правосудию следует отнести: 1) рассмотрение и разрешение судами дел в соответствии с правилами о подведомственности и подсудности в качестве суда первой инстанции в соответствующих видах производств; 2) пересмотр судебных постановлений вышестоящими проверочными судебными инстанциями (апелляционной, кассационной и надзорной) в процедурах апелляционного, кассационного и надзорного производств.

Названные процессуальные формы правосудия по гражданским делам направлены на решение разных задач. Так, в суде первой инстанции необходимо разрешить дело по существу и тем самым защитить нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы, в суде проверочной инстанции в зависимости от ее компетенции — проверить законность и обоснованность судебного постановления или только его законность и устранить судебную ошибку. Отличаются они и составом участников судопроизводства, спецификой предоставленных им прав и обязанностей, а также процессуальной деятельности.

Независимо от процессуальной формы осуществления правосудия главным субъектом процессуальной деятельности является суд: суд первой инстанции, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций. Суд всегда действует как орган государственной власти, как орган правосудия. Суд является главным участником гражданского судопроизводства, поскольку именно его действия определяют движение гражданского дела от стадии к стадии. Он не только сам соблюдает все процессуальные нормы, но и требует их исполнения всеми другими участниками процесса, а именно лицами, заинтересованными в исходе дела: истцами (гражданами и организациями, обратившимися в суд за защитой их прав и законных интересов), ответчиками (гражданами и организациями, привлекаемыми к ответу по заявленному иску), третьими лицами, заявителями по делам особого производства и делам, возникающим из публичных правоотношений, представителями сторон, прокурором. Наряду с заинтересованными лицами в гражданском процессе участвуют лица, содействующие осуществлению правосудия: свидетели, эксперты, специалисты, переводчики, секретарь судебного заседания. В процессе названные лица совершают действия, имеющие важное значение для правильного и своевременного рассмотрения и разрешения гражданского дела: дают объяснения, показания, заявляют ходатайства, готовят и представляют заключение экспертизы и т.д.

Суд организует и направляет деятельность всех участников процесса и содействует им в реализации их прав и обязанностей.

Деятельность по рассмотрению гражданских дел является правосудием независимо от того, разрешались ли возникающие вопросы единолично судьей или коллегиальным составом суда, в судебном заседании или без проведения такового, участвовали ли в этих процессуальных действиях другие субъекты судопроизводства или нет. Главное, чтобы суд при разрешении всех возникающих в судопроизводстве вопросов руководствовался процессуальным законодательством, предусматривающим различные способы их разрешения, т.е. соблюдал гражданскую процессуальную форму. Выбор способа разрешения вопросов, возникающих при рассмотрении конкретного дела, определяется содержанием правоотношений, которые становятся предметом судебного разбирательства. При этом они могут быть и не связаны с необходимостью проведения судебного заседания.

Следует согласиться с критической оценкой, данной Г.А. Жилиным суждениям авторов, утверждающих, что способом осуществления правосудия является лишь судебное заседание с участием заинтересованных в исходе дела лиц и их представителей <1>, поскольку при определенных обстоятельствах гражданские дела могут рассматриваться по существу в упрощенных процедурах без вызова сторон для заслушивания их объяснений. Речь идет о приказном производстве в гражданском процессе (гл. 11 ГПК РФ) и об упрощенном производстве в арбитражном процессе (гл. 29 АПК РФ), которые, несомненно, являются процессуальной формой осуществления правосудия. Кроме того, суд первой инстанции вправе рассмотреть гражданское дело и без личного участия в судебном заседании заинтересованных лиц и (или) их представителей, если они при надлежащем извещении не явились в заседание суда (ст. 167 ГПК РФ, ст. 156 АПК РФ). Аналогичным образом вправе поступить и суд проверочной инстанции.

———————————

<1> См.: Жилин Г.А. Правосудие по гражданским делам. С. 29.

 

Деятельность по осуществлению правосудия, как правило, начинается с разрешения судом первой инстанции (судом общей юрисдикции или арбитражным судом) вопроса о возбуждении гражданского дела по исковому заявлению (заявлению) заинтересованного лица, обратившегося в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов (ст. 3 ГПК РФ, ст. 4 АПК РФ). Определением суда первой инстанции о принятии заявления к производству возбуждается гражданское дело и начинается последовательная процессуальная деятельность по рассмотрению и разрешению по существу гражданского дела.

Вместе с тем законом установлены исключения из этого правила, вследствие которых можно говорить об осуществлении правосудия и в том случае, когда судом первой инстанции не возбуждается гражданское дело и (или) не рассматривается спор по существу. Так, судья суда общей юрисдикции вправе отказать заинтересованному лицу в принятии искового заявления или возвратить исковое заявление заинтересованному лицу (ст. ст. 134, 135 ГПК РФ), а судья арбитражного суда вправе возвратить исковое заявление (ст. 129 АПК РФ) при наличии предусмотренных законом оснований (например, судья суда общей юрисдикции отказывает в принятии искового заявления, если имеется вступившее в законную силу решение суда по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям или определение суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска или утверждением мирового соглашения сторон — ст. 134 ГПК РФ).

Процессуальные действия судьи по отказу в принятии искового заявления или его возврату заинтересованному лицу оформляются вынесением правоприменительного акта — определения. В данном случае совершающий процессуальные действия единоличный судья действует от имени суда и реализует полномочия суда как органа государственной (судебной) власти. В результате названной процессуальной деятельности суда исключается возможность неосновательного возбуждения гражданского дела и тем самым обеспечивается защита прав и законных интересов другой стороны в спорном материальном правоотношении.

К процессуальным формам осуществления правосудия можно отнести и другие правоприменительные действия суда во всех видах производств и на всех их этапах, оформляемые принятием судебных актов (определений), когда они могут быть оспорены в вышестоящие судебные инстанции, проверочная деятельность которых по этим судебным актам также является правосудием. В связи с этим заметим, что исключение из сферы правосудия какого-либо вида деятельности суда по защите прав, осуществляемой в процессуальной форме, и отнесение к нему только деятельности по разрешению судом дела по существу, а также исключение из сферы правосудия некоторых видов производств (приказного производства, производства по делам об оспаривании решений третейских судов, производства по признанию и исполнению решений иностранных судов) справедливо критикуется в научной литературе <1>.

———————————

<1> См., например: Загайнова С.К. Судебные акты в механизме реализации судебной власти в гражданском и арбитражном процессе. М., 2007. С. 43 — 49.

 

Правоприменительная процессуальная деятельность суда при рассмотрении конкретного гражданского дела, относящаяся к сфере правосудия, может осуществляться на любом этапе движения дела в суде (этапе судопроизводства).

 

§ 2. Стадии гражданского судопроизводства

Производство по гражданскому делу можно разделить на несколько относительно самостоятельных отрезков, этапов или стадий его рассмотрения и разрешения, другими словами на стадии гражданского процесса (гражданского судопроизводства). Под стадией гражданского процесса традиционно понимают определенную законом совокупность процессуальных действий, направленных к одной близлежащей процессуальной цели.

Стадии гражданского судопроизводства связаны одна с другой в строго определенной последовательности. Поэтому одна стадия становится возможной только после создания условий для перехода к ней на предыдущей стадии.

По поводу количества стадий и их наименования среди ученых единство взглядов отсутствует. По одной из точек зрения, стадии гражданского процесса соответствуют судебным инстанциям, в которых рассматривается и разрешается дело. По другой точке зрения, в суде первой инстанции выделяются три стадии процесса (возбуждение дела, подготовка дела к судебному разбирательству, судебное разбирательство), а далее стадии соответствуют проверочным судебным инстанциям (апелляционное, кассационное, надзорное производство), выделяется еще стадия пересмотра судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам.

Полагаем, что рассмотрение и разрешение дела в суде первой инстанции — самая главная, значимая и важная совокупность процессуальных действий во всем процессуальном движении дела, которую нельзя приравнять к рассмотрению дела в других инстанциях, где разбирательство будет в любом случае вторичным. Поэтому оправданным и целесообразным представляется выделение нескольких стадий в процессе рассмотрения дела именно в суде первой инстанции. Такой подход разделяется и Верховным Судом РФ. Например, в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 июня 2008 г. N 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» указывается, что подготовка дел к судебному разбирательству «является самостоятельной стадией гражданского процесса», из того же пункта Постановления Пленума следует, что и возбуждение гражданского дела является самостоятельной стадией гражданского процесса.

Однако, анализируя действующее гражданское процессуальное законодательство, нельзя не видеть, что стадии, аналогичные тем, которые выделяются в суде первой инстанции (или подобные), можно выделить и при рассмотрении дел в вышестоящих судебных инстанциях (принятие жалобы, подготовка дела по жалобе к судебному разбирательству, судебное разбирательство по делу).

Таким образом, в гражданском судопроизводстве представляется возможным выделить следующие стадии:

1) возбуждение производства по делу по исковому заявлению (заявлению) заинтересованного лица, обратившегося в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод и законных интересов (гл. 12 ГПК РФ);

2) подготовка дела к судебному разбирательству. На данной стадии судья уточняет заявленные требования и фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, помогает сторонам и другим лицам, участвующим в деле, в сборе необходимых доказательств, принимает меры по обеспечению иска, назначает экспертизу и эксперта для ее проведения, совершает иные необходимые процессуальные действия, проводит предварительное судебное заседание (гл. 14 ГПК РФ);

3) судебное разбирательство в суде первой инстанции. На этой стадии суд в судебном заседании рассматривает и разрешает дело по существу принятием решения (гл. 15, 16 ГПК РФ). В некоторых случаях производство по делу может быть приостановлено (гл. 17 ГПК РФ) либо дело заканчивается без принятия судебного решения (например, при прекращении судом производства по делу, оставлении судом заявления без рассмотрения — гл. 18, 19 ГПК РФ). Однако и в этих случаях имеет место правосудие, поскольку действия суда оформляются принятием соответствующего судебного акта — определения;

4) обжалование решений и определений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу, в суд апелляционной инстанции (апелляционное производство: подача и принятие апелляционной жалобы, подготовка дела к судебному разбирательству; судебное разбирательство дела по апелляционной жалобе). Суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, тем самым проверяя законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции (гл. 39 ГПК РФ);

5) обжалование вступивших в законную силу судебных постановлений (решений, определений, судебных приказов) в суд кассационной инстанции (кассационное производство: подача кассационной жалобы; изучение жалобы и передача кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции; рассмотрение кассационной жалобы с делом в судебном заседании суда кассационной инстанции). Суд кассационной инстанции проверяет законность судебных постановлений, т.е. правильность применения судами, рассматривавшими дело, норм материального и процессуального права в пределах доводов кассационной жалобы, исходя из оснований для проверки, предусмотренных процессуальным законом (гл. 41 ГПК РФ);

6) обжалование вступивших в законную силу судебных постановлений (решений, определений, судебных приказов) в суд надзорной инстанции (надзорное производство: подача надзорной жалобы; изучение жалобы и передача надзорной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции; рассмотрение надзорной жалобы с делом в судебном заседании суда надзорной инстанции). Суд надзорной инстанции проверяет законность судебных постановлений, т.е. правильность применения судами, рассматривавшими дело, норм материального и процессуального права в пределах доводов надзорной жалобы, исходя из особых оснований для проверки, предусмотренных процессуальным законом (гл. 41.1 ГПК РФ). Функции суда надзорной инстанции по гражданским делам выполняет в соответствии с правилами о подведомственности и подсудности Президиум Верховного Суда РФ и Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ;

7) пересмотр вступивших в законную силу судебных постановлений по вновь открывшимся обстоятельствам или новым обстоятельствам (подача заявления о пересмотре дела; подготовка дела к судебному разбирательству; судебное разбирательство). Данная стадия судопроизводства представляет собой исключение из общих правил, так как суд, разрешивший дело, проверяет законность и обоснованность собственного судебного постановления независимо от времени его вынесения с обнаружением сторонами или другими лицами, участвующими в деле, таких фактов, как вновь открывшиеся обстоятельства (существенные для дела обстоятельства, которые имели место на момент принятия судебного постановления, но не были и не могли быть известны заявителю или суду) или новые обстоятельства (возникшие после принятия судебного постановления и имеющие существенное значение для правильного разрешения дела). Например, признание Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ закона, примененного в конкретном деле, в связи с принятием решения, по которому заявитель обращался в Конституционный Суд РФ (гл. 42 ГПК РФ).

На всех перечисленных стадиях гражданского судопроизводства суд действует как орган государственной (судебной) власти, как орган правосудия, а конкретное содержание его правоприменительной деятельности, ее оформление определяются целями и задачами названных стадий и требованиями гражданской процессуальной формы.

Что касается высказываемых в научной литературе предложений об отнесении деятельности по принудительному исполнению судебных постановлений службой судебных приставов-исполнителей к составной части гражданского судопроизводства, то по этому вопросу полагаем необходимым высказать следующее соображение. С нашей точки зрения, исполнительное производство нельзя считать частью гражданского судопроизводства (гражданского или арбитражного процесса), поскольку оно имеет иной предмет регулирования. Это не правоотношения, возникшие в связи с рассмотрением и разрешением дела в суде, а правоотношения, возникшие в связи с исполнением судебных и иных актов. Главным участником исполнительных правоотношений является не суд, а орган исполнительной власти (орган принудительного исполнения), с одной стороны, и взыскатель, должник и иные участники исполнения, с другой стороны.

Суд не выступает непосредственным участником правоотношения по исполнению, он осуществляет своего рода контроль за деятельностью органов исполнения. Также заметим, что в исполнительном производстве иной состав участников: нет истцов, ответчиков, свидетелей, экспертов, однако есть взыскатели, должники, понятые; по-иному, чем в гражданском (арбитражном) процессе, определяется правоспособность и дееспособность участников, иные основания возбуждения, приостановления, прекращения, отложения, окончания исполнительного производства. Кроме того, признание исполнительного производства частью и стадией гражданского судопроизводства противоречит принципу разделения властей, закрепленному в Конституции РФ: суд не должен исполнять принятые им решения, так же как и представительные органы власти не обязаны непосредственно проводить в жизнь, реализовывать принятые ими законы, приоритет в этой области отдается органам исполнительной власти.

Осуществление судом контроля за деятельностью органов исполнения судебных постановлений возможно лишь в предусмотренной законом процессуальной форме. Она включает в себя разрешение судом многих вопросов, связанных с исполнительным производством: выдача взыскателю исполнительного листа или его дубликата; восстановление взыскателю срока для предъявления исполнительного документа к исполнению; разъяснение исполнительного документа или способа и порядка его исполнения взыскателю, должнику, судебному приставу-исполнителю по их заявлению в судебном заседании; предоставление отсрочки или рассрочки исполнения судебного постановления, изменение способа или порядка исполнения, индексация присужденных денежных сумм; приостановление, возобновление, прекращение исполнительного производства и др. Действия суда, связанные с исполнением судебных постановлений и постановлений других органов, и порядок их совершения регламентируются в разд. VII ГПК РФ, разд. VII АПК РФ и Федеральном законе «Об исполнительном производстве».

При контроле суда за исполнением судебных постановлений в предусмотренной законом процессуальной форме посредством разрешения ряда вопросов возникают процессуальные отношения между судом и участниками исполнения, и главным их субъектом является суд, а не судебный пристав-исполнитель. Названные вопросы разрешает суд первой инстанции, которым может быть не только суд, принявший подлежащее исполнению судебное постановление или выдавший исполнительный документ, но также суд по месту исполнения или по месту нахождения судебного пристава-исполнителя. При этом суд принимает по разрешенному вопросу определение. Однако, если в суде оспаривались действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, то судебное разбирательство по возникшему публично-правовому спору завершается принятием судом первой инстанции решения. Принятые судебные постановления по вопросам исполнительного производства могут быть пересмотрены проверочными судебными инстанциями (апелляционной, кассационной и надзорной) в процедурах апелляционного, кассационного и надзорного производств.

 

§ 3. Виды производств по гражданским делам

Гражданские дела рассматриваются и разрешаются в соответствующих видах производств при соблюдении правил подведомственности и подсудности суду первой инстанции. Именно в суде первой инстанции прежде всего должны достигаться цели и задачи судопроизводства по гражданским делам, определенные ст. 2 ГПК РФ и ст. ст. 2 и 6 АПК РФ (правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и организаций и других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений). Для этого законодателем не только установлена единая гражданская процессуальная форма, но и предусмотрена ее дифференциация с учетом характера и специфики подлежащего защите материального права или охраняемого законом интереса посредством выделения видов производств в суде первой инстанции.

Производство по делу как совокупность предусмотренных законом процессуальных действий (возбуждение дела, подготовка дела к судебному разбирательству, судебное разбирательство) обязательно должно соотноситься с конкретным делом. Вид производства, в рамках которого будет рассматриваться дело в суде первой инстанции, определяется судьей, возбуждающим дело, для каждого конкретного дела в зависимости от того, к какой категории оно относится.

Вопрос о видах производств в суде первой инстанции и их количестве является в теории гражданского и арбитражного процесса дискуссионным. Принимая во внимание, что большинство авторов понимают под видом производства обусловленный характером и спецификой защищаемого права или охраняемого законом интереса нормативно-процессуальный порядок рассмотрения и разрешения определенной категории гражданских дел в суде первой инстанции, можно назвать следующие виды производств в гражданском и арбитражном процессах.

В гражданском процессе это: 1) исковое производство (гл. 12 — 22 ГПК РФ); 2) производство по делам, возникающим из публичных правоотношений (гл. 23 — 26 ГПК РФ); 3) особое производство (гл. 27 — 38 ГПК РФ); 4) приказное производство (гл. 11 ГПК РФ); 5) производство по делам о признании и исполнении решений иностранных судов и иностранных третейских судов (арбитражей) (гл. 45 ГПК РФ); 6) производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (гл. 46 ГПК РФ); 7) производство, связанное с исполнением судебных постановлений и постановлений иных органов (разд. VII ГПК РФ); 8) производство по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (гл. 22.1 ГПК РФ).

В арбитражном процессе: 1) исковое производство (гл. 13 — 21 АПК РФ); 2) производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений (гл. 22 — 26 АПК РФ); 3) особое производство (гл. 27 АПК РФ); 4) производство по делам о несостоятельности (банкротстве) (гл. 28 АПК РФ); 5) производство по делам, связанным с корпоративными спорами (гл. 28.1 АПК РФ); 6) производство по делам об оспаривании решений третейских судов и о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов (гл. 30 АПК РФ); 7) производство по делам о признании и приведении в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений (гл. 31 АПК РФ); 8) производство по рассмотрению заявлений о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок (гл. 27.1 АПК РФ).

Все виды производств в гражданском и арбитражном процессах можно условно разделить на две группы.

В первую группу входят основные виды производств, результатом которых является разрешение судом дела по существу, т.е. разрешение по существу материально-правового (частного или публичного) спора или установление определенного факта, имеющего юридическое значение; итоговым судебным актом по данным производствам по общему правилу является решение. К основным видам производств относятся, например, исковое производство, производство по делам, возникающим из публичных правоотношений (в гражданском процессе), производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений (в арбитражном процессе), особое производство, приказное производство, производство по делам о несостоятельности (банкротстве).

Ко второй группе относятся дополнительные виды производств, в которых разрешаются процессуальные вопросы, связанные, например, с исполнением или оспариванием решений, уже принятых по существу спора третейским судом, или с признанием и исполнением решений иностранных судов; также разрешаются вопросы, возникающие при исполнении судебных постановлений российских судов. По результатам рассмотрения таких дел судами выносятся определения.

В рамках настоящего исследования полагаем необходимым кратко охарактеризовать основные виды производства в гражданском процессе.

Исковое производство — производство по гражданским делам, в которых разрешается спор о праве. Цель искового производства — разрешить указанный спор и защитить нарушенные или оспоренные субъективные гражданские права и интересы заинтересованных лиц. В общей системе защиты субъективных гражданских прав данный вид производства играет ведущую роль, исторически сформировавшуюся на протяжении многих веков. Это самый древний вид судопроизводства, известный еще римскому праву, который определялся в нем как право преследовать в суде должное, право требовать то, что тебе следует. Производство в суде по иску получило название искового производства.

В настоящее время — это основной и наиболее распространенный вид производства в российском гражданском судопроизводстве, в порядке которого рассматриваются и разрешаются гражданские дела в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах. Гражданское процессуальное и арбитражное процессуальное законодательство устанавливают исковое производство в качестве общего правила гражданского судопроизводства. Порядок рассмотрения гражданских дел, относящихся к иным видам производств, регулируется путем установления процессуальных особенностей, отличий по отношению к исковому производству. Так, согласно ч. 1 ст. 246 и ч. 1 ст. 263 ГПК РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, и соответственно дела особого производства рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в специальных нормах соответствующих глав ГПК РФ. Аналогичные положения имеются и в АПК РФ (например, ч. 1 ст. 189, ч. 1 ст. 191 и др.).

Исковое производство возбуждается принятием судьей искового заявления (иска), отсюда и его название. В юридической литературе понятие иска не имеет однозначного толкования. В гражданском судопроизводстве под иском понимается подлежащее рассмотрению и разрешению судом в установленном законом порядке требование заинтересованного лица о защите своих или чужих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов <1>.

———————————

<1> См.: Осокина Г.Л. Иск: теория и практика. М., 2000. С. 28, 29.

 

К исковому производству ст. 22 ГПК РФ отнесены дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

Субъекты указанных правоотношений не обладают по отношению друг к другу властными правомочиями, поэтому их называют еще горизонтальными или частноправовыми отношениями. Такие отношения строятся на началах автономии, экономической и социальной самостоятельности субъектов. Специфика частноправовых отношений как отношений равенства и автономии их участников обусловливает особый, адекватный этим правоотношениям процессуальный порядок рассмотрения и разрешения судом дел, возникающих из этих правоотношений, — в порядке искового производства. Юридическая суть судебной процедуры рассмотрения и разрешения дел, возникающих из горизонтальных, частноправовых отношений, заключается в том, что в случае возникновения каких-либо затруднений в реализации субъективных прав равноправных субъектов этих отношений или отказа в исполнении юридических обязанностей требуется вмешательство в эти отношения государства в лице суда. Государство через суд способно заставить (понудить) юридически равноправных и независимых друг от друга субъектов указанных правоотношений действовать в строгом соответствии с предписаниями правовых норм <1>.

———————————

<1> См., например: Осокина Г.Л. Гражданский процесс. Особенная часть. М., 2007. С. 361 — 362.

 

Таким образом, к сущностным признакам искового производства относятся: равноправие субъектов спора (истца и ответчика); отсутствие между ними отношений власти и подчинения; наличие нарушенного (оспариваемого) субъективного права либо законного интереса; осуществление процессуальной деятельности в целях защиты субъективного права или законного интереса способами, предусмотренными законом (ст. 12 ГПК РФ).

Гражданская процессуальная форма в исковом производстве характеризуется четкой регламентацией в законе прав и обязанностей лиц, участвующих в деле, и лиц, содействующих правосудию, а также полномочий и функций суда как основного участника судебного разбирательства и органа государственной власти, осуществляющего правосудие. Это позволяет обеспечить каждой стороне (истцу и ответчику) гарантии реализации права на судебную защиту и принятия судом законного и обоснованного решения.

Для искового производства процессуальным законом предусмотрено обязательное наличие стадии подготовки дела к судебному разбирательству, стадии судебного разбирательства с вынесением судом решения по окончании рассмотрения дела по существу. Вместе с тем при наличии определенных оснований возможно приостановление судом производства по делу и его последующее возобновление с рассмотрением по существу и вынесением решения, прекращение производства по делу или оставление искового заявления без рассмотрения, т.е. окончание судом дела без вынесения решения.

Исковому производству присущи и другие характерные черты.

1. Режим процессуального равноправия сторон, означающий, что стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств суду, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав и обязанностей, предусмотренных гражданским процессуальным законодательством. Суд не вправе своими действиями ставить какую-либо из сторон в преимущественное положение, равно как и умалять права одной из сторон. Основные права и обязанности истца и ответчика едины и закреплены в ст. 35 ГПК РФ как права и обязанности лиц, участвующих в деле.

2. Режим состязательности сторон (истца и ответчика). В наиболее общем виде он заключается в следующем: сторона, желающая выиграть дело, должна самостоятельно в состязании с другой стороной спора убедить суд в своей правоте. Для этого каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом (ст. 56 ГПК РФ), самостоятельно представить эти доказательства (ст. 57 ГПК РФ).

Однако суд не остается безучастным созерцателем состязания сторон. Он, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет целенаправленное руководство процессом, является его активным участником: разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий, оказывает содействие в реализации их прав, создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств заявленного спора и правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданского дела. Именно суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Суд вправе предложить сторонам и другим лицам, участвующим в деле, предоставить дополнительные доказательства, необходимые для выяснения обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела и принятия законного и обоснованного судебного акта. В случае если предоставление необходимых доказательств для сторон затруднительно, суд по их ходатайству оказывает содействие в собирании и истребовании доказательств (ст. ст. 56, 57 ГПК РФ).

3. Полнота, непосредственность, непрерывность и устность судебного разбирательства. Судебное разбирательство для преодоления состояния спора должно быть полным, должно соблюдать порядок совершения каждого процессуального действия, предметно анализировать все обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, доказательства, их подтверждающие или опровергающие.

При разбирательстве дела суд обязан непосредственно воспринять и исследовать все доказательства по делу: заслушать объяснения сторон и третьих лиц, показания свидетелей, заключения экспертов, консультации и пояснения специалистов, ознакомиться с письменными доказательствами, осмотреть вещественные доказательства, прослушать аудиозаписи и просмотреть видеозаписи (ст. 157 ГПК РФ). При более широком понимании данного правила можно сказать, что суд должен непосредственно воспринять не только доказательства, но и все разбирательство в целом, в том числе ходатайства, заявления, речи в прениях, реплики и т.д. Доказательства, которые не были предметом исследования в судебном заседании, не могут быть положены судом в основу принимаемого судебного акта. Известны допустимые законом исключения из этого правила, среди которых можно отметить обеспечение доказательств, т.е. получение и закрепление сведений о фактах, имеющих значение для правильного разрешения дела, до стадии судебного разбирательства (ст. ст. 64 — 66 ГПК РФ), судебные поручения (ст. ст. 62, 63, 407 ГПК РФ), допрос явившихся свидетелей при отложении дела и оглашение этих показаний в новом судебном заседании (ст. 170 ГПК РФ).

Судебное заседание по каждому делу происходит непрерывно, за исключением времени, назначенного для отдыха. До окончания рассмотрения начатого дела или до отложения его разбирательства суд не вправе рассматривать другие гражданские, уголовные и административные дела (ч. 3 ст. 157 ГПК РФ). После судебного разбирательства судом немедленно выносится и объявляется решение (полный текст или его резолютивная часть, но в том же судебном заседании, в котором закончилось разбирательство дела). В соответствии с требованием устности судебного разбирательства вся информация в судебном заседании должна проговариваться: устно дают объяснения стороны и показания — свидетели, зачитываются письменные доказательства, произносятся речи в прениях, реплики, суд устно разъясняет права и обязанности участникам процесса, объявляет определения и решение и т.д. Все процессуальные действия письменно фиксируются в протоколе судебного заседания.

4. Стороны и другие лица, участвующие в деле, наделены правом инициировать проверку законности и обоснованности принятого судом по окончании судебного разбирательства решения до его вступления в законную силу (приобретения свойства общеобязательности и неопровержимости) путем подачи апелляционной жалобы в суд апелляционной (проверочной) инстанции в установленный законом срок.

Исковое производство, являясь общим правилом гражданского судопроизводства, имеет две разновидности: полное судебное разбирательство в судебном заседании и упрощенное судебное разбирательство — заочное производство.

Институт заочного производства по гражданским делам учрежден и существует в ряде зарубежных государств (Англия, Германия, Франция, США). В отечественной истории гражданского процессуального законодательства этот институт существовал в царской России, а затем вновь появился только в гражданском процессуальном праве современной России в 1995 г. с введением в ГПК РСФСР гл. 16.1 «Заочное решение», позволяющей суду рассматривать иски в упрощенном порядке и без ответчика. Институт заочного производства позволяет пресечь злоупотребление процессуальными правами и неисполнение процессуальных обязанностей со стороны ответчика, реализовать принцип процессуальной экономии, а самое главное — в разумные сроки осуществить защиту нарушенных или оспариваемых прав истца.

Правила заочного производства в настоящее время определены гл. 22 ГПК РФ. Заочное производство — это рассмотрение с согласия истца дела судом без участия ответчика, не явившегося в суд, хотя он был надлежаще извещен о времени и месте судебного разбирательства.

ГПК РФ устанавливает условия (совокупность взаимосвязанных фактов), при наличии которых суд может рассматривать дело в заочном производстве, а следовательно, вправе вынести заочное решение (ст. 233 ГПК РФ). Первое условие — надлежащее извещение ответчика о времени и месте судебного заседания. Второе условие — неявка ответчика в суд. Третье условие — несообщение ответчиком суду об уважительных причинах неявки и отсутствие его просьбы о рассмотрении дела без участия ответчика. Четвертое условие — согласие истца на рассмотрение дела в заочном производстве. Пятое условие — недопустимость изменения предмета или основания иска и увеличения размера исковых требований. При наличии указанных условий суд вправе рассматривать дело в заочном производстве.

Основное правило процедуры заочного производства — осуществление его по общим правилам судебного разбирательства в исковом производстве с исключениями, установленными процессуальным законом (гл. 22 ГПК РФ). Это означает, что суд проводит судебное заседание в соответствии с обычной процессуальной процедурой: заслушиваются объяснения лиц, участвующих в деле, исследуются представленные ими доказательства, допрашиваются свидетели, исследуются, оцениваются письменные, вещественные и иные доказательства.

Вместе с тем судебное исследование доказательств ограничивается теми доказательствами, которыми располагает суд к моменту судебного разбирательства. Чаще всего это доказательственный материал, представленный истцом, поэтому можно говорить о некоторой неполноте и односторонности доказательственной базы в заочном производстве, обусловленных прежде всего поведением ответчика, который безучастно отнесся к защите своих интересов. Однако, если ответчик представил доказательства до судебного разбирательства, то они оглашаются и исследуются в суде так же, как и доказательства, представленные истцом. В заочном производстве невозможно осуществление сторонами таких распорядительных действий, как изменение истцом иска, признание иска, заключение сторонами мирового соглашения.

По итогам рассмотрения дела в порядке заочного производства суд выносит заочное решение, копия которого высылается ответчику и другим лицам, участвующим в деле, но не присутствовавшим в судебном заседании. В резолютивной части заочного решения суда обязательно указывается на сроки и порядок подачи заявления об отмене этого решения. Именно в порядке обжалования заключается еще одна особенность заочного производства. Гражданским процессуальным законодательством предусмотрена возможность апелляционного обжалования заочного решения лицами, участвующими в деле (общий порядок), а также его обжалование только ответчиком путем подачи в суд, постановивший заочное решение, заявления об отмене заочного решения (особый порядок).

В результате рассмотрения заявления ответчика об отмене заочного решения суд вправе отказать в удовлетворении заявления либо отменить заочное решение и возобновить рассмотрение дела по существу уже по общим правилам. Последнее полномочие реализуется судом, если суд признает, что неявка ответчика в судебное заседание была вызвана уважительными причинами, о которых ответчик не смог своевременно сообщить суду, и если при этом ответчик укажет на обстоятельства и доказательства, влияющие на содержание заочного решения. Таким образом, речь идет о самоконтроле суда над собственными правоприменительными актами, потому что при проверке заочного решения в особом порядке суд первой инстанции выявляет и устраняет собственные ошибки. Тем самым реализуется и процессуальный механизм защиты прав и законных интересов ответчика в заочном производстве в ситуации, когда его недобросовестность и недисциплинированность не находят подтверждения.

Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, является одним из видов гражданского судопроизводства в рамках единой гражданской процессуальной формы, характеризующимся рядом процессуальных особенностей, нашедших, соответственно, свое закрепление в законодательстве (гл. 23 — 26 ГПК РФ и другие федеральные законы).

Данный вид производства определяется в юридической литературе как порядок рассмотрения и разрешения судами общей юрисдикции дел, возникающих из публичных правоотношений, т.е. регулятивных правоотношений, появляющихся в связи и по поводу осуществления субъектами публичной власти (в лице органов государственной власти или управления, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих) властных полномочий в соответствующей сфере государственной власти или местного самоуправления <1>.

———————————

<1> См.: Осокина Г.Л. Гражданский процесс. Особенная часть. С. 360.

 

Публичные правоотношения, содержание которых образует властно-управленческая деятельность субъекта публичной власти, основаны на властном подчинении одной стороны другой. Реализация субъектами публичной власти своих полномочий может привести к нарушению прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, защита которых осуществляется судом по заявлению заинтересованных лиц путем разрешения спора, возникшего из публичных правоотношений, т.е. спора между гражданином (организацией) и органом власти (должностным лицом), и внесения ясности в правовой конфликт. Тем самым суд контролирует законность деятельности субъектов публичной власти. Именно судебный контроль за деятельностью властвующего субъекта публичных правоотношений является сущностной характеристикой производства по делам, возникающим из публичных правоотношений.

Юридической основой судебного контроля за деятельностью субъектов публичной власти являются нормы Конституции РФ (ст. ст. 10, 18, ч. 2 ст. 46), устанавливающие принцип разделения государственной власти в России на законодательную, исполнительную и судебную, обеспеченность правосудием прав и свобод человека и гражданина, а также право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц.

Судебный контроль установлен за законностью нормативных актов и действий должностных лиц, применяющих нормы права по отношению к гражданам и организациям, за соблюдением прав граждан при проведении выборов и референдумов. Он осуществляется в форме конституционного судопроизводства Конституционным Судом РФ, в рамках подведомственности судами общей юрисдикции по делам, возникающим из публичных правоотношений, и арбитражными судами по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. В правовой доктрине судебный контроль над деятельностью публичной власти именуется административной юстицией. Она имеет различные организационные формы, обусловленные спецификой конкретных национальных правовых систем.

В порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, суды общей юрисдикции в Российской Федерации рассматривают:

1) дела о признании недействующими нормативных правовых актов полностью или в части;

2) дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

3) дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме;

4) иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к ведению суда (например, оспаривание отказа уполномоченного органа в регистрации общественного объединения или религиозной организации).

Перечисленные категории дел рассматриваются и разрешаются судами по общим правилам искового производства с особенностями, установленными процессуальным законодательством (гл. 23 — 26 ГПК РФ) и иными федеральными законами. Как и в исковом производстве, суд рассматривает дела, возникшие из публичных правоотношений, с учетом диспозитивных начал гражданского процесса, на основе принципов состязательности и юридического равноправия субъектов судопроизводства (несмотря на их неравенство в спорном материальном правоотношении). Вместе с тем, как правильно отмечается в юридической литературе, публично-правовой характер предмета защиты по таким делам объективно требует определенного смещения целевой направленности судопроизводства с частного интереса заинтересованного лица в сторону обеспечения законности и правопорядка в соответствующей сфере общественной жизни <1>. По этой причине в законодательстве закреплены особенности гражданской процессуальной формы для дел, возникающих из публичных правоотношений.

———————————

<1> См.: Жилин Г.А. Правосудие по гражданским делам. С. 160.

 

Эти особенности выражаются в следующем. В производстве по делам, возникающим из публичных правоотношений:

1. Дела возбуждаются в связи с подачей заинтересованным лицом заявления, а не иска. В нем указывается, какие решения, действия (бездействие) должны быть признаны незаконными, какие права и свободы лица нарушены этими решениями, действиями (бездействием). При этом обращение заинтересованного лица в вышестоящий орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в суд. Если при подаче заявления в суд будет установлено, что имеет место спор о праве частноправового характера, подведомственный суду, а не спор, вытекающий из публичных правоотношений (административных, налоговых, бюджетных, таможенных, избирательных и др.), то судья оставляет заявление без движения и разъясняет заявителю необходимость оформления искового заявления.

2. Отсутствуют истец, ответчик и третьи лица. Лицами, участвующими в деле, являются заявитель (физическое и юридическое лицо, орган государственной власти, орган местного самоуправления, считающие, что их права, свободы или законные интересы нарушены, а также прокурор в пределах своей компетенции) и заинтересованное лицо (органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностные лица, чьи решения, действия (бездействие), являются предметом судебной проверки).

3. Не применяются некоторые характерные для искового производства институты по причине ограничения действия принципа диспозитивности, а именно: заключение мирового соглашения, признание иска, предъявление встречного иска в качестве способа защиты, обеспечение иска, увеличение или уменьшение требований, отказ от иска, передача дела на рассмотрение третейского суда и др.

4. Не могут быть применены правила заочного производства. В связи с этим суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица и добиваться их явки, применяя процессуальные санкции (штраф).

5. Суд не связан основаниями и доводами заявленных требований, что означает наличие у суда права и обязанности осуществить проверку оспоренного акта, решения или действия (бездействия) в полном объеме, если это необходимо для восстановления законности в соответствующей сфере публично-правовых отношений.

6. Обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).

7. Суд может истребовать доказательства по своей инициативе в целях правильного разрешения дела и подвергнуть должностных лиц, не исполняющих требований суда о предоставлении доказательств, штрафу. Тем самым реализуется принцип активной роли суда в установлении фактических обстоятельств дела.

8. После вступления в законную силу решения суда по делу, возникшему из публичных правоотношений, лица, участвующие в деле, а также иные лица не могут заявлять в суд те же требования и по тем же основаниям. Таким образом, свойство исключительности вступившего в законную силу судебного решения, означающее невозможность повторного обращения в суд с теми же требованиями по тем же основаниям одними и теми же лицами, распространено не только на лиц, участвовавших в деле, но и на других лиц, если совпадают предмет и основания их заявления. Законодатель ограничил право на обращение в суд для неопределенного круга лиц, заинтересованных в инициировании нового судебного дела об оспаривании актов и действий, которые уже были предметом судебной проверки.

Приведенные процессуальные особенности производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, свидетельствуют об изменении законодателем характерного для искового производства соотношения процессуальных прав и обязанностей участников спорных материальных публичных правоотношений, ограничении действия принципа диспозитивности, ином выстраивании принципа состязательности сторон в процессе, повышении роли суда в установлении действительных обстоятельств дела.

В результате повышается доступность правосудия для лиц, полагающих, что субъектами публичной власти нарушены их права, свободы и законные интересы, а суд, соответственно, имеет реальную возможность контролировать законность актов, решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Особое производство — вид гражданского судопроизводства по делам, в которых отсутствует спор, возникший из материального права, и нет спорящих сторон с противоположными юридическими интересами. Целью особого производства является установление фактов и состояний, имеющих юридическое значение, что создает условия для защиты законных интересов заявителя. Именно законный интерес гражданина или других лиц (заявителей), заключенный в тех материальных последствиях, наступление которых невозможно без решения суда, является объектом судебной защиты по делам особого производства. Законный интерес заявителя может заключаться, например, в устранении препятствий к осуществлению своего права (путем установления в суде факта родственных отношений), создании условий для надлежащего осуществления права (путем обжалования действий нотариуса), определении правового статуса другого лица (признание гражданина недееспособным, признание гражданина безвестно отсутствующим), правового положения имущества (признание движимой вещи бесхозяйной).

В научной литературе, посвященной проблемам гражданского процессуального права, высказано обоснованное суждение о том, что принципиальная позиция законодателя о недопустимости спора о субъективном материальном праве по делам особого производства не исключает спора о фактах, подлежащих установлению судом в порядке особого производства. Под спором о факте предлагается понимать состояние правовой неизвестности юридического факта, т.е. неочевидность его существования в правовой действительности, которая может проясниться лишь после исследования и оценки судом соответствующих доказательств. Не разрешая вопросов о содержании прав и обязанностей участников материальных правоотношений, суд по делам, рассматриваемым в особом производстве, используя процедуру доказывания, устанавливает наличие или отсутствие соответствующих юридических фактов, существование которых неочевидно <1>.

———————————

<1> См.: Жилин Г.А. Правосудие по гражданским делам. С. 163 — 169; Осокина Г.Л. Гражданский процесс. Особенная часть. С. 465 — 466.

 

В порядке особого производства в соответствии со ст. 262 ГПК РФ суд рассматривает дела:

1) об установлении фактов, имеющих юридическое значение (например, родственных отношений; нахождения на иждивении; признания отцовства; регистрации рождения, брака, расторжения брака, смерти; несчастного случая и др.);

2) об усыновлении (удочерении) ребенка;

3) о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим;

4) об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от 14 до 18 лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами;

5) об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипации);

6) о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь;

7) о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (вызывное производство);

8) о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительном психиатрическом освидетельствовании;

9) о внесении исправлений или изменений в записи актов гражданского состояния;

10) по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении;

11) по заявлениям о восстановлении утраченного судебного производства;

12) другие дела, отнесенные федеральным законом к рассмотрению в порядке особого производства (например, об отмене ограничения гражданина в дееспособности, дела о признании гражданина дееспособным).

Дела особого производства рассматриваются и разрешаются судом по общим правилам искового производства, что обусловлено единством гражданской процессуальной формы, с особенностями и изъятиями, предусмотренными гражданским процессуальным законодательством (гл. 27 — 38 ГПК РФ). Дела особого производства проходят те же стадии процесса, что и дела, разрешаемые в исковом производстве. Особое производство основано на общих принципах гражданского процесса (независимости судей, гласности, равенства граждан и организаций перед законом и судом и т.д.), а в стадии судебного разбирательства действуют принципы диспозитивности, устности, непосредственности и непрерывности судебного разбирательства. Судебное разбирательство дел особого производства осуществляется в той же последовательности и по тем же правилам, включая судебное доказывание, что установлены законом для дел искового производства. Вместе с тем из-за отсутствия сторон в деле (истца и ответчика) и спора о праве в особом производстве действие принципа состязательности проявляется в меньшей степени, чем в исковом производстве (так, обязанность доказывания возложена на заявителя и заинтересованных лиц).

Что касается процессуальных особенностей дел особого производства, то они выражаются в следующем.

1. В связи с тем что в делах особого производства отсутствуют стороны с противоположными юридическими интересами и третьи лица, дела особого производства возбуждаются не предъявлением иска к конкретному ответчику, а подачей заявления с просьбой подтвердить то или иное обстоятельство, имеющее юридическое значение. По многим делам особого производства в заявлении должно быть указано, для какой цели необходимо установить тот или иной юридический факт.

2. Участниками дел особого производства являются заявители и другие заинтересованные лица.

Заявитель — лицо, обращающееся в суд с соответствующей просьбой (например, установить факт родственных отношений). Заявителями могут быть граждане и организации в зависимости от конкретной категории дел особого производства. В ряде случаев лицо может быть заявителем, если оно законом наделено правом на обращение в суд (так, право на обращение в суд с заявлением об ограничении дееспособности гражданина, злоупотребляющего спиртными напитками или наркотическими средствами, законом (ст. 281 ГПК РФ) предоставлено членам семьи такого гражданина, органу опеки и попечительства, психиатрическому или психоневрологическому учреждению).

Другие заинтересованные лица в делах особого производства — это физические и юридические лица, субъективные права и обязанности которых могут быть затронуты состоявшимся по делу решением, что может повлечь за собой обязанность совершения ими каких-либо действий или же изменить их правовой статус (например, наследники по делам об установлении факта родственных отношений или факта принятия наследства; родители по делам об усыновлении; органы социальной защиты населения по делам об установлении факта нахождения на иждивении; органы записи актов гражданского состояния по делам об установлении факта рождения и т.д.). Другие заинтересованные лица не противостоят заявителю, так как не связаны с ним материально-правовыми отношениями.

В делах особого производства, где затрагиваются вопросы правового статуса личности, обязательным является участие прокурора и органов опеки и попечительства, что служит одной из гарантий правильного разрешения этих дел (дела об усыновлении детей, о признании гражданина недееспособным, об ограничении дееспособности гражданина, об эмансипации и др.).

Привлечение к делу заинтересованных лиц (граждан и организаций), выяснение их мнения в отношении просьбы заявителя является обязанностью суда. В то же время заинтересованные лица могут вступить в процесс и по собственной инициативе.

3. Если при подаче лицом заявления или при рассмотрении дела в порядке особого производства судом устанавливается наличие материально-правового спора, подведомственного суду, суд выносит определение об оставлении заявления без рассмотрения, в котором разъясняет заявителю и другим заинтересованным лицам их право разрешить спор в порядке искового производства путем предъявления соответствующего искового заявления в суд.

4. В особом производстве не могут применяться такие процессуальные процедуры, как завершение дела примирением сторон вследствие их отсутствия, т.е. мировое соглашение невозможно. Также в особом производстве не могут применяться такие классические исковые институты, как обеспечение иска, признание иска, встречный иск, передача заявления на рассмотрение третейского суда, и другие институты, относящиеся к распорядительным действиям сторон.

Изложенные характеристики гражданской процессуальной формы дел особого производства, сочетающей в себе как общие правила искового производства, так и специфичные черты особого производства, имеющего целью установление юридических фактов и состояний, а не разрешение споров о субъективном материальном праве, позволяют создать наиболее оптимальные условия для защиты законных интересов граждан и организаций, устранить правовые неопределенности и неточности в отношении ряда обстоятельств, действий и событий, определить правовой статус лица.

Приказное производство — вид гражданского судопроизводства, представляющий собой наряду с заочным производством упрощенную форму производства по гражданским делам в суде первой инстанции. Существование данного вида производства обусловлено нецелесообразностью использования гражданской процессуальной формы искового производства для рассмотрения и разрешения ряда бесспорных требований. Приказное производство позволяет оперативно разрешать такие требования и восстанавливать нарушенные права, а кроме того, реализовать принцип процессуальной экономии, сократив материальные затраты на судопроизводство и уменьшив нагрузку на суды.

Институт приказного производства имеет давние исторические корни. Он был известен еще римскому праву, применялся в судопроизводстве Австрии, Германии, царской России, применяется и в современном судопроизводстве многих зарубежных стран.

Приказное производство как самостоятельный вид гражданского судопроизводства в гражданском процессуальном праве России восстановлено Федеральным законом от 30 ноября 1995 г. N 189-ФЗ. Учреждению приказного производства предшествовала многолетняя практика взыскания в упрощенном порядке алиментов на содержание несовершеннолетних детей, родившихся у лиц, состоявших в зарегистрированном браке, в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 20 февраля 1985 г. «О некотором изменении порядка взыскания алиментов на несовершеннолетних детей».

В ГПК РФ приказное производство регламентируется подразд. I «Приказное производство», включающим в себя гл. 11 «Судебный приказ».

Сторонами в приказном производстве являются взыскатель (кредитор) и должник.

Выбор этого вида производства прежде всего зависит от волеизъявления лица, чьи права нарушены. Однако приказное производство может возбуждаться и вестись судом только в том случае, когда взыскателем ставится вопрос о выдаче судебного приказа на взыскание денежных сумм или истребование движимого имущества от должника по документально подтвержденным и бесспорным требованиям. Перечень требований, по которым выдается судебный приказ, содержится в ст. 122 ГПК РФ. Этот перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.

Судебный приказ выдается, если: требование основано на нотариально удостоверенной сделке; на сделке, совершенной в простой письменной форме; на совершенном нотариусом протесте векселя в неплатеже, неакцепте и недатировании акцепта; заявлено требование о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, не связанное с установлением отцовства, оспариванием отцовства (материнства) или необходимостью привлечения других заинтересованных лиц; заявлено требование о взыскании с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам; заявлено требование о взыскании начисленной, но не выплаченной работнику заработной платы; заявлено территориальным органом федерального органа исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов требование о взыскании расходов, произведенных в связи с розыском ответчика, или должника, или ребенка, отобранного у должника по решению суда.

Вопрос о сущности приказного производства является дискуссионным в процессуальной литературе. Вместе с тем авторами не подвергаются сомнению такие характерные черты гражданской процессуальной формы в приказном производстве, как бесспорный и упрощенный (ускоренный) порядок рассмотрения и разрешения мировым судьей требования взыскателя о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества от должника в целях защиты бесспорного субъективного права взыскателя путем выдачи судебного приказа, являющегося одновременно и исполнительным документом.

Заявление о вынесении судебного приказа по требованиям, определенным в законе (ст. 122 ГПК РФ), подается в письменной форме в суд первой инстанции в лице мирового судьи по общим правилам подсудности, установленным в ГПК РФ. К заявлению прилагаются документы, с очевидностью подтверждающие обоснованность и бесспорность требования взыскателя о выдаче судебного приказа. По этой причине приказное производство называют еще документарным.

Еще одна особенность приказного производства заключается в том, что суд рассматривает отвечающее требованиям закона заявление о выдаче судебного приказа в упрощенном (ускоренном) порядке с соблюдением минимальных требований гражданской процессуальной формы. Приказное производство, в отличие от искового, публичного и особого производства, осуществляется мировым судьей в сокращенные сроки исключительно на основании письменных документов. Судебный приказ выносится мировым судьей в течение пяти дней со дня поступления заявления о его выдаче, без стадии подготовки дела к судебному разбирательству и самого судебного разбирательства по делу, без вызова сторон (должника и взыскателя) и заслушивания их объяснений по существу дела, без ведения протокола судебного заседания. Для приказного производства, таким образом, не характерны такие значимые принципы искового производства, как диспозитивность, состязательность, устность и непрерывность.

Судебный приказ представляет собой постановление судьи, вынесенное по заявлению взыскателя (кредитора) о взыскании денежных сумм или об истребовании движимого имущества должника в рамках упрощенной процедуры по предусмотренным законом основаниям при отсутствии возражений со стороны должника. Судебный приказ составляется на специальном бланке в двух экземплярах, по своему содержанию он более лаконичен, чем судебное решение, и по имеющимся в нем данным сходен с исполнительным листом. Копия судебного приказа высылается должнику, который вправе в течение 10 дней со дня получения приказа представить возражения против его исполнения. Если в установленный срок от должника не поступят в суд возражения, судья выдает взыскателю экземпляр судебного приказа для предъявления его к исполнению. По просьбе взыскателя судебный приказ может быть направлен судом для исполнения судебному приставу-исполнителю. При поступлении от должника в суд в установленный срок возражений относительно исполнения судебного приказа судья отменяет судебный приказ соответствующим определением без проверки доводов возражений должника с разъяснением взыскателю, что заявленное им требование может быть предъявлено в суд в порядке искового производства.

Следовательно, действующее правовое регулирование приказного производства не только позволяет оперативно, в более простой экономичной процессуальной форме по сравнению с другими видами производства в гражданском процессе защищать нарушенные субъективные имущественные права взыскателя, но и содержит необходимые механизмы для защиты прав и законных интересов должника как обязанного субъекта в материальном правоотношении.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code