Глава 15. СУДЬИ И ПРАВОСУДИЕ

§ 1. Должность судьи — политико-правовая основа осуществления правосудия

Должность судьи, отражая государственно-властный характер, являясь одним из важнейших социальных факторов осуществления правосудия, составляет его организационную основу. Вне должностей правосудие существовать не может. Должность судьи есть не что иное как учрежденная в установленном порядке первичная структурная единица правосудия, которой определяется содержание и объем полномочий, ответственность замещающего ее лица, а также расходы государства за выполняемую работу по этой государственной должности.

Сравнительно недавно должность судьи в России рассматривалась в качестве разновидности должностей государственной службы, однако с принятием Закона о статусе судей ситуация изменилась, судьи в Российской Федерации государственными служащими не являются. Они относятся к лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, не входящие в систему должностей государственной службы, что обусловлено принципами разделения властей и обеспечения независимости судей. Однако справедливости ради надо отметить, что изменение правового регулирования пока не повлекло кардинального изменения воззрения на должность судьи через призму государственной службы.

Нередко в литературе упоминается о данном виде государственно-властной деятельности как разновидности государственной службы. Действительно, смена ценностных ориентиров не изменяет государственной природы судебной деятельности, разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную отнюдь не означает, что судебная власть лишена свойства государственности, а судья перестает быть лицом, имеющим отношение к государству. Вместе с тем статус судьи кардинально отличается от статуса государственного служащего. Одно из главных отличий заключается в том, что последний являет собой управленческий ресурс и потенциал, в то время как юридическая природа судьи обусловлена «арбитральным характером» судебной власти. В этом контексте судья занимает место между социальной организацией общества и государственной властью. Это место, где в случае необходимости и в пределах, установленных законом, может осуществляться разрешение правовых конфликтов или иных правовых вопросов в целях защиты права и обеспечения стабильности социальных отношений.

Не случайно зарубежные юристы используют фразу «Между Богом и людьми только судья», что характеризует традиционное отношение к судье как особому должностному лицу, которому дано право «умиротворять» общественные отношения посредством справедливого разрешения на основе права социальных конфликтов и восстанавливать нарушенное право. Иными словами, судья — это социальный инструмент обеспечения верховенства права, демократических ценностей, в числе которых наиболее важные — права человека.

Статус судьи как ключевое понятие правовой науки привлекает пристальное внимание юридического сообщества. Дискуссии о содержании правового статуса судьи, начавшись еще на первом этапе судебной реформы, не утихают до сегодняшнего дня. Несмотря на периодически меняющуюся тональность, остроту оценок в процессе дискуссии по вопросу об элементах, образующих структурный состав категории «правовой статус судьи», все эксперты единодушны в том, что «сердцевину» этой категории составляют не только его полномочия по осуществлению правосудия, но и условия их обеспечения. К таковым относятся: формирование кадрового состава, обладающего необходимыми качествами для осуществления профессиональной судебной деятельности; установление такого порядка замещения должности судьи, который обеспечивал бы отбор наиболее достойных кандидатов для замещения вакантных судебных должностей, и порядка осуществления ими полномочий по осуществлению правосудия, способствующих развитию их профессиональных качеств, должностному росту на основе объективной оценки результатов их профессиональной деятельности; использование квалификационных классов как эффективного средства (критерия) профессионализма судей; создание гарантий правовой и социальной защиты, материального и иных видов обеспечения действующих судей, а также прекративших свою служебную деятельность.

Многочисленный состав судейского корпуса дает основание сгруппировать всех судей по различным критериям.

В зависимости от порядка создания и упразднения судов различаются: судьи судов, созданных в соответствии с Конституцией РФ; судьи судов, созданных федеральным законом.

По территориальному масштабу деятельности судебной власти различаются: 1) судьи высших судов Российской Федерации; 2) судьи окружных, гарнизонных судов; судьи судов, дислоцирующихся за пределами территории Российской Федерации; 3) судьи субъектов РФ; 4) судьи районных судов; 5) мировые судьи.

Исходя из особенностей принципа федерализма, положенного в основу функционирования судебной власти в Российской Федерации, можно выделить: 1) судей федеральных судов; 2) судей конституционных (уставных судов) и мировых судей субъектов РФ.

В зависимости от субъектного состава судов, составляющих систему федеральных судов и судов субъектов РФ, судьи подразделяются на: 1) судей Конституционного Суда РФ; 2) судей Верховного Суда РФ, верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, составляющих систему федеральных судов общей юрисдикции; 3) судей Высшего Арбитражного Суда РФ, федеральных арбитражных судов округов (арбитражные кассационные суды), арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов РФ, составляющих систему федеральных арбитражных судов; 4) судей Дисциплинарного судебного присутствия. К судьям судов субъектов РФ относятся судьи конституционных (уставных) судов субъектов РФ, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

В зависимости от форм правосудия судьи осуществляют полномочия в рамках конституционного, гражданского, административного, уголовного судопроизводства.

В зависимости от объема осуществляемых полномочий выделяются судьи первой инстанции, апелляционной, кассационной, надзорной инстанции.

В зависимости от характера полномочий выделяются председатель и другие должностные лица: заместитель, секретарь Пленума, судьи-докладчики, члены президиума, члены Дисциплинарного присутствия, председатель палаты, председатель коллегии.

Представляется, что данные классификации имеют значение при решении таких вопросов, как разработка и реализация программ подготовки кадров для судебной системы исходя из реальной потребности в них; установление квалификационных требований для замещения судейских должностей с учетом особенностей вида судебного органа, объема и характера полномочий.

К числу особых в названных классификациях должностей относится должность председателя суда (его заместителя). Это обусловлено тем, что полномочия председателя суда (его заместителя) имеют двойственную юридическую природу. Их деятельность направлена как на осуществление ряда процессуальных действий по рассмотрению конкретных дел, так и на организацию работы суда. К полномочиям организационного характера относятся установление правил внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей РФ типовых правил внутреннего распорядка судов, контроль за их выполнением; распределение обязанностей между заместителями председателя, а также между судьями; организация работы по повышению квалификации судей; осуществление общего руководства деятельностью аппарата суда, в том числе назначение на должность и освобождение от должности работников аппарата суда, а также распределение обязанностей между ними, принятие решений о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организация работы по повышению квалификации работников аппарата суда; регулярное информирование судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда и др.

В частности, в соответствии со ст. 24 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» Председатель Конституционного Суда РФ:

руководит подготовкой заседаний Конституционного Суда РФ, созывает их и председательствует на них;

вносит на обсуждение Конституционного Суда РФ вопросы, подлежащие рассмотрению в пленарных заседаниях и заседаниях палат;

представляет Конституционный Суд РФ в отношениях с государственными органами и организациями, общественными объединениями, по уполномочию Конституционного Суда РФ выступает от его имени;

осуществляет общее руководство аппаратом Конституционного Суда РФ, представляет на утверждение Конституционного Суда РФ кандидатуры руководителей аппарата и Секретариата Конституционного Суда, а также Положение о Секретариате Конституционного Суда РФ и структуре аппарата.

Помимо перечисленных полномочий Председатель Конституционного Суда РФ в соответствии с Регламентом Конституционного Суда РФ представляет на утверждение Конституционного Суда РФ календарный план проведения пленарных заседаний и рабочих совещаний судей, созывает плановые, а также по собственной инициативе или требованию одного из судей внеплановые пленарные заседания Конституционного Суда РФ или рабочие совещания судей, председательствует на них; представляет на рассмотрение и утверждение Конституционного Суда РФ проект сметы расходов на очередной финансовый год и отчет о ее исполнении.

Председатель Верховного Суда РФ в соответствии со ст. 21 Федерального конституционного закона «О судах общей юрисдикции» наряду с осуществлением полномочий судьи Верховного Суда РФ и процессуальных полномочий, установленных для Председателя Верховного Суда РФ федеральными конституционными законами и федеральными законами:

организует работу Верховного Суда РФ и в целом системы судов общей юрисдикции по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;

созывает Пленум Верховного Суда РФ и председательствует в его заседаниях, представляет на его утверждение кандидатуру секретаря Пленума Верховного Суда РФ и состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, составы судебных коллегий Верховного Суда РФ, формирует повестку дня заседания Пленума Верховного Суда РФ, созывает Президиум Верховного Суда РФ и председательствует в его заседаниях;

распределяет обязанности между заместителями Председателя Верховного Суда РФ, судьями Верховного Суда РФ;

представляет Президенту РФ кандидатов для назначения в установленном порядке на должность судьи Верховного Суда РФ и должности судей других федеральных судов общей юрисдикции, членов Президиума Верховного Суда РФ, на должности первого заместителя и заместителей Председателя Верховного Суда РФ, на должности председателя и членов Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ;

вносит в ВККС РФ представления о квалификационной аттестации судей Верховного Суда РФ, председателей и заместителей председателей верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, судей военных судов, а также о приостановлении или прекращении их полномочий; формирует судебные составы судебных коллегий Верховного Суда РФ и назначает председателей судебных составов судебных коллегий Верховного Суда РФ;

организует текущее и перспективное планирование работы Верховного Суда РФ и осуществляет контроль за выполнением планов;

организует работу по повышению квалификации судей Верховного Суда РФ и других судов общей юрисдикции;

направляет в Дисциплинарное судебное присутствие обращения о досрочном прекращении полномочий судей судов общей юрисдикции за совершение ими дисциплинарных проступков в тех случаях, когда Высшей квалификационной коллегией судей РФ или квалификационными коллегиями судей субъектов РФ отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных судов общей юрисдикции о прекращении полномочий судей судов общей юрисдикции за совершение ими дисциплинарных проступков;

организует проверку сведений о поведении судей судов общей юрисдикции, не соответствующем предъявляемым к ним Законом о статусе судей и Кодексом судейской этики требованиям и умаляющем авторитет судебной власти;

утверждает порядок проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера судей судов общей юрисдикции, а также их супругов и несовершеннолетних детей в соответствии с Законом о статусе судей;

назначает на должность и освобождает от должности Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ, его заместителей;

взаимодействует с Правительством РФ при разработке проекта федерального бюджета в части финансирования судов общей юрисдикции;

вносит в ВККС РФ, Президенту РФ представления о награждении государственными наградами Российской Федерации судей судов общей юрисдикции, работников аппарата Верховного Суда РФ и Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде РФ;

утверждает членов коллегии Судебного департамента при Верховном Суде РФ, за исключением членов этой коллегии, входящих в ее состав по должности;

руководит организацией работы Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ и судебных коллегий Верховного Суда РФ;

организует работу Верховного Суда РФ по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;

осуществляет общее руководство деятельностью аппарата Верховного Суда РФ, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда, присваивает в пределах своей компетенции работникам аппарата Верховного Суда РФ классные чины государственной гражданской службы Российской Федерации;

вносит Президенту РФ представления о присвоении классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации работникам аппарата Верховного Суда РФ и Генеральному директору Судебного департамента при Верховном Суде РФ;

представляет Верховный Суд РФ во взаимоотношениях с государственными органами, международными и межправительственными организациями;

устанавливает правила внутреннего распорядка Верховного Суда РФ и осуществляет контроль за их выполнением;

издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения.

Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии со ст. 20 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» в рамках своей компетенции:

организует деятельность Высшего Арбитражного Суда РФ и системы арбитражных судов в Российской Федерации;

созывает Пленум и Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ и председательствует на их заседаниях, выносит на их рассмотрение отнесенные к их ведению вопросы;

осуществляет общее руководство аппаратом Высшего Арбитражного Суда РФ, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ;

распределяет обязанности между заместителями Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ;

формирует из числа судей Высшего Арбитражного Суда РФ судебные составы Высшего Арбитражного Суда РФ;

выносит на обсуждение Совета председателей арбитражных судов отнесенные к его ведению вопросы;

направляет в Дисциплинарное судебное присутствие обращения о досрочном прекращении полномочий судей арбитражных судов за совершение ими дисциплинарных проступков в тех случаях, когда ВККС РФ или ККС субъектов РФ отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных арбитражных судов о прекращении полномочий судей арбитражных судов за совершение ими дисциплинарных проступков.

Заместитель председателя суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для заместителя председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем суда. В случае отсутствия председателя суда его полномочия осуществляет по поручению председателя суда один из его заместителей, а при отсутствии у председателя суда заместителей — по поручению председателя суда один из судей этого суда.

К должности заместителя Председателя Верховного Суда РФ приравнивается должность председателя Военной коллегии Верховного Суда РФ. В рамках своих полномочий он принимает предусмотренные законом решения по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу решения военных судов и Военной коллегии, участвует в рассмотрении дел Военной коллегией и председательствует в судебных заседаниях; организует деятельность Военной коллегии; контролирует работу аппарата Военной коллегии, являющегося структурным подразделением аппарата Верховного Суда РФ; осуществляет иные полномочия, предусмотренные федеральным законом, и исполняет обязанности, возложенные на него Председателем Верховного Суда РФ.

В случае приостановления либо прекращения полномочий заместителя председателя суда, за исключением заместителя Председателя Конституционного Суда РФ, полномочия заместителя председателя суда осуществляет по поручению председателя суда другой заместитель председателя этого суда, а при отсутствии другого заместителя председателя — по поручению председателя суда один из судей этого суда.

Полномочия председателей и заместителей председателей судов прекращаются по истечении срока, на который они были назначены. Указанные полномочия могут быть также прекращены досрочно решением соответствующей ККС в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением председателями, заместителями председателей судов своих должностных обязанностей. По прекращении полномочий председателя, заместителя председателя суда за ними сохраняются полномочия судьи суда, в котором они замещали должность председателя, заместителя председателя суда.

Сложение полномочий Председателем Конституционного Суда РФ (его заместителем) констатируется решением Конституционного Суда РФ.

Законодательством Российской Федерации предусмотрена ротация судей, занимающих должности председателей судов, их заместителей. Все они назначаются на должность сроком на шесть лет. Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд. Сняты ограничения для Председателя Верховного Суда РФ и заместителей Председателя Верховного Суда РФ при назначении на должность по истечении срока их полномочий. Предусмотрено, что одно и то же лицо может быть назначено на эти должности неоднократно.

Председатель Верховного Суда РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ при наличии положительного заключения ВККС РФ. Указанное заключение представляется Президенту РФ не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателей высших судебных органов, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

Президент РФ вносит в Совет Федерации Федерального Собрания РФ представление о назначении Председателя Верховного Суда РФ, Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ не позднее чем до истечения срока их полномочий, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через шесть месяцев со дня открытия вакансии. Аналогичные процедуры назначения предусмотрены и для их заместителей.

Несмотря на то что состав судейского корпуса неодинаков, функциональное назначение судей по реализации полномочий органов правосудия разнообразно и осуществляют судьи свои полномочия в неодинаковых условиях, следует учитывать установленное законом важное принципиальное правило о единстве статуса для всех судей в Российской Федерации независимо от того, в каком суде они осуществляют свои полномочия.

В Конституции РФ подчеркивается, что судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», Законом о статусе судей полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Основы правового статуса судьи сформулированы как в международных, так и внутригосударственных правовых актах.

В Европейской хартии о статусе судей особо подчеркивается, что статус судьи исключает возможность принятия и применения любых нормативных положений и процедур, способных поколебать доверие к их компетентности, независимости, беспристрастности <1>. А в Рекомендации N R (94) 12 Комитета министров Совета Европы странам-участницам относительно независимости, эффективности и роли судей предложено в соответствии с положениями ст. 15(b) Устава Совета Европы осуществить на практике Правило 1 о независимости судей путем внесения специальных положений в национальные конституции или в иные законодательные документы либо путем включения положений настоящей Рекомендации во внутреннее право <2>. В такой ситуации логично, что в той или иной форме принцип независимости судей закреплен конституциями разных стран.

———————————

<1> См.: Сборник нормативных правовых актов о суде и статусе судей Российской Федерации: В 2 т. М., 2004. Т. 2. С. 257.

<2> Рекомендация принята Комитетом министров 13 октября 1994 г. на 518-й встрече заместителей министров (Российская юстиция. 1997. N 9).

 

Согласно Конституции Японии все судьи независимы и действуют, следуя голосу своей совести, они связаны только Конституцией и законами. Подобные формулировки содержатся в конституциях Германии, Италии, Испании. Конституция России — не исключение. В силу ч. 1 ст. 120 Основного Закона РФ судьи независимы и подчиняются только Конституции РФ и федеральному закону. Дальнейшее развитие этот принцип находит в положениях Федеральных конституционных законов «О судебной системе в Российской Федерации», «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О военных судах Российской Федерации», «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации», «Об арбитражных судах в Российской Федерации», в Законе о статусе судей, к слову сказать, принятого раньше, чем Конституция РФ и федеральные конституционные законы, и в этом смысле опередившего время в реализации предъявляемых к судьям международных стандартов. Его по праву можно считать и первым, и основополагающим на пути становления в России действительно независимого и справедливого суда.

Процессуальный аспект независимости судей находит отражение в двух процессуальных законах — ГПК РФ и АПК РФ. Что же касается УПК РФ, КоАП РФ, то принцип независимости судей в общем перечне принципиальных положений хотя и не поименован, но получил последовательное развитие. Так, к числу гарантий осуществления полномочий судьи относится строго регламентированная в названных процессуальных законах процедура рассмотрения и разрешения судом различных категорий дел. Законодатель устанавливает такой порядок производства по рассматриваемым судами дел, который не позволяет кому-либо вмешиваться в судебную деятельность. Всякое вмешательство в деятельность судьи по осуществлению правосудия преследуется по закону. С этой целью установлено важное процессуальное правило, согласно которому в совещательной комнате при обсуждении и вынесении судебного решения по делу никто не может присутствовать, кроме судей (в том числе присяжных заседателей), входящих в состав суда для рассмотрения и разрешения данного дела. При этом недопустимы телефонные переговоры с судьями во время их совещания по обсуждаемым ими вопросам и принимаемым решениям по делу.

В силу правила о тайне совещания судей не допускается разглашение ими суждений, имевших место во время этого совещания. Несоблюдение судьями указанного правила влечет признание вышестоящим судом вынесенных по делу решений незаконными и подлежащими отмене в обязательном порядке. Еще одно важное принципиальное правило, направленное на обеспечение независимого статуса судьи, выражено в положении закона о том, что судья не обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных или находящихся в производстве дел, а также представлять их кому бы то ни было для ознакомления, иначе как в случаях и порядке, предусмотренных процессуальным законом (ст. 10 Закона о статусе судей). В частности, право ознакомления в суде с производством по уголовному делу и с поступившими кассационными жалобами или представлением предоставлено прокурору, а также осужденному, оправданному, их защитникам и законным представителям, потерпевшему, гражданскому истцу.

Особенностью статуса судьи в Российской Федерации является установление полномочий судьи на неопределенный срок (очень длительный) без процедур перевыборов или переназначения. Законодатель не ограничивает определенным сроком осуществление полномочий для большинства судей, за исключением следующих изъятий: достижение предельного возраста пребывания в должности судьи — 70 лет; судья федерального суда, кроме судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, в первый раз назначается на должность сроком на три года, по истечении которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи; судья Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначается на должность без ограничения определенным сроком, и его предельный возраст для пребывания в этой должности составляет 70 лет. При этом данный предельный возраст пребывания в должности судьи не распространяется на Председателя Конституционного Суда РФ, Председателя Верховного Суда РФ.

По общему правилу судьи высших судебных органов назначаются Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.

Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются Президентом РФ по представлению соответственно Председателя Верховного Суда РФ и Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, которое направляется Президенту РФ не позднее 30 дней со дня получения от председателя соответствующего суда представления о назначении рекомендуемого лица на должность судьи.

Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока мировой судья вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. При повторном и последующих назначениях (избрании) на должность мирового судьи он назначается на срок, установленный законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на пять лет. В случае если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в этой должности, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи — 70 лет.

Уместно подчеркнуть, что полномочия и порядок деятельности мировых судей устанавливаются как федеральным законом, так и законом субъекта РФ. Принятые в субъектах РФ законодательные акты по данному вопросу показывают, что практически во всех регионах воспринята модель, в соответствии с которой мировые судьи назначаются на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ. Например, в Саратовской области мировых судей назначает областная Дума по представлению председателя областного суда, основанному на заключении ККС области, согласованному с губернатором. В Республике Татарстан мировых судей назначает Госсовет Республики по представлению Председателя Верховного суда Республики, основанному на заключении ККС. В Московской области мировых судей назначает областная Дума по представлению губернатора, основанному на решении ККС Московской области и глав муниципальных образований. В Санкт-Петербурге кандидат на должность мирового судьи представляется к назначению на должность в Законодательное собрание Санкт-Петербурга.

Статус судьи подтверждается публичной присягой. Гражданин, впервые назначенный указом Президента РФ или Советом Федерации Федерального Собрания РФ на должность судьи, может приступить к исполнению судейских полномочий только после публичного принятия присяги. Именно с момента принятия присяги судья считается вступившим в должность. Присяга символизирует профессиональную ответственность. Судьи всех судов судебной системы Российской Федерации, впервые назначенные на должности, приносят в торжественной обстановке присягу следующего содержания: «Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществлять правосудие, подчиняясь только закону, быть беспристрастным и справедливым, как велят мне долг судьи и моя совесть».

Для судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ принесение присяги происходит на заседании Пленума данных судебных органов. Судьи же всех других судов приносят присягу на съездах (конференциях) либо на собраниях судей.

Приведение к присяге лиц, назначенных на должности судей Конституционного Суда РФ, осуществляется на заседании Совета Федерации. Председатель Совета Федерации приглашает на трибуну зала заседаний лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда РФ, для приведения его к присяге. Лицо, назначенное на должность судьи Конституционного Суда РФ, положив руку на текст Конституции РФ, произносит текст присяги следующего содержания: «Клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности судьи Конституционного Суда Российской Федерации, подчиняясь при этом только Конституции Российской Федерации, ничему и никому более». Принесение присяги удостоверяется личной подписью судьи Конституционного Суда РФ под текстом присяги с указанием даты ее принесения. Документ остается на хранении в Совете Федерации.

Среди формальных требований, предъявляемых к кандидату на должность судьи, на первом месте стоит наличие российского гражданства. Оно вполне логично вписывается в содержание правового статуса судьи. Едва ли найдется государство, которое не требовало бы от своих судей быть его гражданами. Все государства ревностно охраняют прерогативу своих граждан в данной сфере, ограждают ее правовыми средствами от влияния иностранных граждан и лиц без гражданства. Например, в соответствии с законодательством Федеративной Республики Германия претендент на должность судьи должен быть немцем <1>. Согласно Конституции Республики Филиппины членом Верховного суда или любого нижестоящего коллегиального суда может быть назначен только гражданин Филиппин по рождению <2>. Не исключение и Российская Федерация, где в качестве основания отказа в принятии на должность судьи, его отставки Закон о статусе судей предусматривает наличие гражданства иностранного государства либо вида на жительство.

———————————

<1> См.: Немецкий Закон о судьях. Бонн, 1993. С. 18 — 25.

<2> Конституции государств Азии: В 3 т. М., 2010. Т. 3. С. 940 — 944.

 

Значительный интерес представляет такое требование, предъявляемое к судье, как владение государственным языком. Речь идет именно о русском языке, играющем исключительную роль в межнациональном общении, который в той или иной степени знаком каждому гражданину страны. Проблема государственного языка при отправлении правосудия в Российской Федерации особенно актуальна для судей республик в составе Российской Федерации, где производство в судах согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О судебной системе Российской Федерации» ведется на русском языке — государственном языке Российской Федерации либо на государственном языке соответствующей республики. Данное положение законодательством республик о языках интерпретируется по-разному. В одном случае указывается, что судопроизводство ведется: на государственном языке республики (Карелия); в других случаях — на государственных языках республики (Адыгея, Татарстан, Тыва); на одном из государственных языков (Бурятия, Коми, Марий Эл); на русском или башкирском языках (Башкортостан); на русском и якутском языках (Саха (Якутия)).

Возможность ведения судопроизводства на государственном языке соответствующей республики не рассматривается в качестве императива. В данном случае речь идет только о дозволении. В то же время знание судьей русского языка как государственного языка Российской Федерации продиктовано объективными факторами. В настоящее время в ряде республик, где введен государственный язык, лица, как принято называть, «коренной» или «титульной» национальности зачастую составляют меньшинство населения субъекта РФ. Кроме того, многие из них считают именно русский язык своим родным языком. В подтверждение сказанного весьма актуально мнение авторитетного российского ученого-юриста М.В. Баглая. Основываясь на данных переписи населения, он отмечал, что большинство лиц других национальностей — 74% чеченцев, 80% ингушей, 79% карачаевцев, 69% марийцев — считают русский язык родным языком <1>. Возможно, в постсоветский период доля таких лиц несколько сократилась, однако это не ставит под сомнение не только конституционно-правовой статус русского языка как государственного языка Российской Федерации, но и его реальный статус при осуществлении правосудия.

———————————

<1> См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998. С. 297.

 

К русскому языку, имеющему особый конституционно-правовой статус и играющему исключительную по значимости роль в жизни общества, предъявляются повышенные требования, имея в виду его содержание, т.е. собственно лингвистическое развитие языковых средств. Это язык литературно-нормированный, со сложными системами терминов различных отраслей знания, с устойчивой и универсальной смысловой структурой, позволяющей широко использовать русский язык в качестве общепризнанного средства общения во всех сферах деятельности, в том числе при отправлении правосудия.

 

§ 2. Профессиональная подготовка и повышение квалификации судей

Правовой статус судьи предполагает высокий уровень юридических познаний. Подготовке квалифицированных судей уделяется пристальное внимание председателями высших судебных органов. Учитывая факт присоединения нашей страны к Болонской конвенции (1999) и начавшийся переход к двухуровневой системе высшего образования (бакалавриат — магистратура) и исходя из задачи повышения профессионализма судей, означающего углубленное и более продолжительное по времени изучение правовых дисциплин, на должность судьи принимаются кандидаты без всяких исключений, имеющие высшее юридическое образование, полученное в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по юридическим специальностям, подтвержденное присвоением квалификации «дипломированный специалист» или «магистр» по специальности «юриспруденция». Диплом бакалавра права на судейское кресло не дает.

Текущая и перспективная потребность в судьях обусловлена соответствующей системой и структурой судебной власти, степенью и качеством укомплектованности судейских должностей, а также возможными изменениями в составе судей по различным причинам (смерть, замена не соответствующих занимаемым должностям, почетная отставка). Кроме того, изменения общей численности судей могут происходить вследствие проводимых реорганизационных мероприятий.

Подготовка граждан для замещения должности судьи осуществляется в формах, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также актами органов судейского сообщества. Такими формами являются первоначальная подготовка лиц, впервые принимаемых на должность судьи; профессиональная подготовка судейского корпуса в образовательных учреждениях высшего профессионального образования; послевузовское профессиональное образование, а также дополнительное профессиональное образование.

Приобретение практических умений и навыков в процессе обучения предполагает углубление юридических знаний, необходимых для применения правовых норм, освоение процессуальных и судебных методов, позволяющих правильно анализировать и разрешать дела, выработку навыков составления процессуальной документации, анализа доказательств, развитие «судебной интуиции», необходимой для рассмотрения дел, совершенствование техники профессиональной коммуникации, выработку логического и аналитического способов мышления, создание условий для наиболее полного понимания системы правосудия и ее функционирования, изучение различных областей жизнедеятельности современного общества, необходимых для понимания жизненных реалий во время судебного разбирательства.

Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка судей осуществляются в течение всего периода служебной деятельности. Законом о статусе судей установлено важное правило: повышение квалификации судьи происходит по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.

Профессиональная переподготовка и повышение квалификации судьи осуществляются в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования, а стажировка — непосредственно в судах. Вид, форма и продолжительность профессиональной переподготовки и повышения квалификации устанавливаются, как правило, председателями соответствующих судов.

Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка судей осуществляются на основе так называемого государственного заказа. Основой формирования государственного заказа являются заявки заинтересованных судебных органов. Среди высших учебных заведений по профессиональной подготовке, повышению квалификации судей значительная роль отводится Российской академии правосудия и ее региональным филиалам. Основная задача Академии — быть ведущим учебным, научным и информационно-аналитическим центром, занимающимся проблемами подготовки и переподготовки судей.

Формальными критериями для назначения на должность судьи установлены возрастной ценз и стаж юридической работы, необходимые для замещения должности судьи. По общему правилу судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Это касается судей арбитражного суда субъекта РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировых судей. С точки зрения российского законодателя на этом рубеже человек приобретает достаточный житейский опыт, чтобы пользоваться доверием людей, которое необходимо любому, кто посвящает себя правосудию.

Вместе с тем в зависимости от судебного органа, в котором судья осуществляет свои полномочия, к судьям установлены дополнительные требования, в частности: судьей Конституционного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 40 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 15 лет; судьей Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет; судьей верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, окружного (флотского) военного суда, федерального арбитражного суда округа, арбитражного апелляционного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее семи лет; членом Дисциплинарного судебного присутствия может быть судья в возрасте от 40 до 65 лет, имеющий стаж работы в качестве судьи в Верховном Суде РФ или в Высшем Арбитражном Суде РФ не менее пяти лет.

Одним из важнейших атрибутов непосредственного формирования судейского корпуса является конкурс. Мировой опыт показывает, что он позволяет отобрать из числа лиц, изъявивших желание участвовать в конкурсе, наиболее достойных кандидатов на должность судьи. Наконец, именно конкурс обеспечивает формирование судейского корпуса демократическим путем на основе равных возможностей для всех граждан. Конкурс может объявляться при наличии вакантной должности. Его суть заключается в оценке профессионального уровня претендентов, их соответствия установленным квалификационным требованиям по вакантной должности.

При отборе кандидатов используются различные методы: изучение документов о прежней служебной деятельности кандидата, отчетов, справок, материалов средств массовой информации, актов ревизий и инспектирований; личная беседа с кандидатом. Главное здесь — объективность, достаточность информации, непредвзятость. При принятии решения о рекомендации гражданина на должность судьи учитывается стаж его работы в должности судьи, опыт работы в правоохранительных органах, наличие государственных и ведомственных наград, почетного звания «Заслуженный юрист Российской Федерации», ученой степени по юридической специальности, а в отношении претендентов, осуществляющих полномочия судей, также качество и оперативность рассмотрения дел.

В случае если ни один из граждан, претендующих на должность судьи, не соответствует требованиям к кандидатам на должность судьи, предъявляемым законом, квалификационной коллегией принимается в отношении каждого из этих граждан мотивированное решение об отказе в рекомендации на должность судьи и объявляется в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи. Вместе с тем кандидатом на должность судьи не может быть лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда. Не может быть судьей лицо судимое, а равно судимое в прошлом, а также подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления.

Наряду с указанными общими требованиями кандидат на должность судьи должен быть лицом дееспособным. Лицо недееспособное, ограниченно дееспособное, состоящее на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств, имеющее иные заболевания, препятствующие осуществлению полномочий судьи, не может быть судьей. Поэтому для подтверждения отсутствия у претендента на должность судьи заболеваний, препятствующих назначению на должность судьи, проводится его предварительное медицинское освидетельствование (ст. 4.1 Закона о статусе судей).

Деятельность судьи в крайне конфликтных и эмоционально насыщенных ситуациях требует от него особых психологических качеств, к которым можно отнести: развитый интеллект, способность к глубокому, всестороннему анализу различных явлений, настойчивость, принципиальность при отстаивании своих решений; смелость брать на себя и нести персональную ответственность за свои действия и решения; организованность, аккуратность и собранность в работе; толерантность, способность к конструктивной деятельности в эмоционально напряженных условиях; адекватную критичную самооценку, способность прогнозировать, умение выделять главное, подвижность мыслительных процессов (восприятие, память, продуктивное мышление, внимание), развитое воображение, интуицию, способность к абстрагированию.

Гласность, устность и непосредственность судопроизводства предполагают способность судьи устанавливать эмоциональные контакты с различными участниками процесса, поддерживать с ними в необходимых пределах доверительные отношения, понимать внутренний мир собеседника, его психологические особенности, потребности. Судья должен быть доброжелательным, вежливым, уметь слушать, свободно и гибко владеть вербальными и невербальными средствами общения, уметь в конфликтных ситуациях проводить адекватную ситуации стратегию коммуникативного поведения, менять в зависимости от ситуации стиль общения, быть способным к сотрудничеству, достижению компромиссов, соглашений, должен обладать развитым самоконтролем над эмоциями, настроением.

Повышенные требования к личности судьи обусловили необходимость профессионального психологического отбора кандидатов на должность судьи <1>.

———————————

<1> См.: Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 17 марта 2009 г. N 44 «Об утверждении Методических рекомендаций по организации психологического сопровождения работы по отбору кандидатов на должность судьи».

 

В ходе психологического обследования проводится комплекс научно-методических, организационных и практических мероприятий, направленных на выявление конституциональных, социальных, психогенных и соматогенных факторов, значимых для развития состояний психической дезадаптации, ведущих к преждевременной утрате здоровья и препятствующих дальнейшей успешной профессиональной деятельности судьи. Основными задачами психологического обследования кандидата на должность судьи являются: экспертный анализ индивидуально-психологических особенностей личности, оказывающих как потенциально благоприятное, так и потенциально негативное влияние на работу в должности судьи; выявление среди кандидатов на должность судьи лиц с нервно-психической неустойчивостью, находящихся в состоянии дезадаптации; выявление лиц с асоциальными установками, корыстно-утилитарной мотивацией, а также злоупотребляющих психоактивными веществами; оформление и представление в соответствующую ККС заключения по результатам психологического обследования кандидата на должность судьи.

Основным методом подтверждения профессиональных знаний судьи и умения применять их при осуществлении правосудия является квалификационная аттестация. Судья, назначенный на должность, подлежит квалификационной аттестации. Ему в зависимости от занимаемой должности, стажа работы в должности судьи, профессиональной подготовленности соответствующей ККС присваивается квалификационный класс, не являющийся почетным либо специальным званием. Судья, впервые избранный на должность и не имеющий квалификационного класса, подлежит квалификационной аттестации в течение шести месяцев с момента начала исполнения своих полномочий. Для судей Российской Федерации установлены высший, первый, второй, третий, четвертый и пятый квалификационные классы.

Разбивка на эти классы позволяет вести речь о формировании системы профессионального роста судьи. Данный аспект важен для эффективного функционирования судебной системы. Как показал опыт судебного реформирования в ряде европейских стран, если независимость суда не сбалансирована профессиональной компетентностью, то такая ситуация оборачивается на практике против самой независимости судебной власти.

Однако разбивка на классы не означает при этом, что судья должен начать свою деятельность непосредственно с мирового судьи. Практика формирования судейского корпуса в Российской Федерации свидетельствует о том, что при назначении на должность судьи в высшие судебные инстанции могут быть назначены лица, не имеющие судебного стажа, вместе с тем имеющие высшее юридическое образование, необходимый для замещения должности судьи в соответствующем высшем судебном органе стаж по юридической профессии и обладающие признанной высокой квалификацией в области права и безупречной репутацией. Такая ситуация прослеживается и в других странах. В США юрист без какого-либо судебного опыта также может стать судьей даже Верховного суда США. Судьи в США не начинают обычно свою карьеру «с нижней ступени судебной лестницы» и «не поднимаются вверх» к должностям в судах высших судебных инстанций. «Судья, начавший карьеру в суде первой инстанции, — подчеркивает Уильям Бернам, профессор права юридического факультета Мичиганского государственного университета имени Уэйна, — скорее всего, там и останется, если только не привлечет к себе внимание электората или политических властей, ответственных за выдвижение кандидатов в судьи» <1>.

———————————

<1> Бернам У. Правовая система США. М., 2006. С. 312.

 

В Англии также совсем необязательно, чтобы судьей был юрист, начавший свой путь с «низших ступенек судейской лестницы» и сделавший карьеру по профессиональной линии, занимая все более высокие должности в судейской иерархии. Обращает внимание и то, что занимающие самый низкий уровень в судебной иерархии Англии судьи (рекордеры), как правило, исполняют обязанности судьи лишь несколько дней в году (не более 20 дней), совмещая эти обязанности с работой в другом качестве. Еще одна группа английских судей (магистраты) — наделенная многими правами группа «неюристов» в английской судебной системе. Они пользуются особым статусом и полномочиями. В большинстве графств и округов Англии магистраты — это судьи на общественных началах. Представляя правосудие, магистраты не облачаются в мантию и не носят судейского парика. Вместе с тем в Лондоне и других больших городах в магистратских судах предусмотрена должность «столичного магистрата», которую может замещать только юрист на полной ставке, его работа оплачивается из казны <1>.

———————————

<1> См.: Романов А.К. Правовая система Англии. М., 2000.

 

Стабильное сохранение каждым судьей занимаемой должности в конкретном суде и осуществление им полномочий призван обеспечить строго регламентированный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи. Часть 2 ст. 121 Конституции РФ гласит, что полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом. В развитие этого конституционного положения Законом о статусе судей установлен запрет перевода судьи на другую должность или в другой суд без его согласия.

Приостановление полномочий судьи, представляя собой временное отстранение судьи от выполнения возложенных на него профессиональных обязанностей, допускается при наличии исчерпывающего перечня оснований: признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу; возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу; участие судьи в качестве кандидата в выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ, представительный орган муниципального образования, а также главы муниципального образования или выборного должностного лица местного самоуправления. Решение о приостановлении либо возобновлении полномочий судьи принимает ККС.

Несколько иные основания установлены для приостановления полномочий судьи Конституционного Суда РФ. Оно допускается в случае, когда в отношении судьи возбуждено уголовное дело или когда судья Конституционного Суда РФ привлечен в качестве обвиняемого по другому уголовному делу, либо по состоянию здоровья в связи с его временной неспособностью выполнять свои обязанности. Решение о приостановлении полномочий (восстановлении после отпадения оснований к их приостановлению) судьи Конституционного Суда РФ принимается непосредственно Конституционным Судом РФ.

Прекращение полномочий судьи означает полное отстранение его от выполнения возложенных на него профессиональных обязанностей. В качестве оснований, с которыми связывается прекращение полномочий судьи, Законом о статусе судей (ст. 14) называются: письменное заявление судьи об отставке; неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи; письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам; достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком; прекращение гражданства Российской Федерации, приобретение гражданства иностранного государства либо получение вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства; занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи; избрание судьи Президентом РФ, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, представительного органа муниципального образования, а также главой муниципального образования или выборным должностным лицом местного самоуправления; вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера; вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным; смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим; отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда, а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.

Кроме того, полномочия судьи (за исключением судей Конституционного Суда РФ) могут быть прекращены досрочно в связи с привлечением его к дисциплинарной ответственности за совершение дисциплинарного проступка, и на него может быть наложено дисциплинарное взыскание.

В отношении судей Конституционного Суда РФ основаниями прекращения их полномочий (в дополнение к названным) являются нарушение порядка назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ, установленного Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации»; неучастие судьи в заседаниях Конституционного Суда РФ или уклонение его от голосования свыше двух раз подряд без уважительных причин; признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу.

Отставкой судьи признается почетный уход или почетное удаление с должности. Законодателем допускается отставка судьи при условии, если его полномочия прекращены по указанным выше основаниям, которые можно подразделить на несколько групп: по собственной инициативе — письменное заявление судьи об отставке; по состоянию здоровья; ввиду истечения установленного законом срока полномочий судьи или достижения им предельного возраста пребывания в должности; ввиду признания судьи недееспособным (ограниченно дееспособным) в установленном законом порядке; ввиду отказа судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда, а также если судья оказывается состоящим в близком родстве или свойстве (супруга, родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.

Судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока соблюдает требования, предъявляемые к статусу судьи в отставке, сохраняет гражданство Российской Федерации и не допускает поступков, его порочащих и тем самым умаляющих авторитет судебной власти. ККС по месту прежней работы или постоянного жительства пребывающего в отставке судьи, установив, что он более не отвечает требованиям, предъявляемым к судьям, прекращает отставку судьи, а в случаях, предусмотренных законом, приостанавливает отставку судьи. Судья, отставка которого приостановлена или прекращена, вправе обжаловать это решение в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации». Отставка судьи прекращается также в случае повторного избрания его на должность судьи.

Поведение судьи и в служебной, и во внеслужебной обстановке строго регламентировано. Отступление от норм закона, Кодекса судейской этики, ведущее к умалению авторитета судьи, рассматривается в том числе как признак недостаточной профессиональной компетенции. Данное обстоятельство формирует у судьи стремление строго придерживаться правовых норм, воздействуя на его поведение и направленность личности. Потребность соблюдать нравственные, правовые нормы является одной из ведущих, доминирующих среди прочих социально значимых характеристик правового статуса судьи.

К базовым качествам, формирующим этот фактор, относятся высокий уровень правосознания, честность, совестливость, принципиальность, требовательность, обязательность, дисциплинированность.

Указанные качества определяются условиями социализации и вообще состоянием общественной морали. Немалую роль играет генетическая составляющая кандидата в судьи. Благородство судьи не в его происхождении, а в его прирожденных и воспитанных душевных качествах, поэтому при отборе кандидата на должность судьи обращается внимание на то, будет ли он относиться добросовестно к своему делу или нет, можно ли его подкупить или нет, развратит ли его должность судьи. Хотя человек может измениться в зависимости от своего общественного положения, все же опыт его жизни, предшествующий избранию, может дать известные гарантии его поведения в качестве судьи. При этом следует учитывать и влияние на них внешней среды, культуры общественных отношений. Выбор людей, сочетающих профессиональную подготовленность с высокими нравственными устоями, становится все более трудным.

Современная ситуация не только в нашей стране, но вообще в мире, к сожалению, оптимизма не вселяет. Дефицит альтруизма пока растет, и, соответственно, общественная нравственность «сжимается», отсюда морально-этическое воспитание нового поколения судей — это, возможно, главная и глобальная задача, которая должна существенным образом способствовать реформированию судебной власти. Этическое воспитание судьи может внести свой положительный вклад в обеспечение формирования таких духовных ценностей, как совесть, беспристрастность, гуманизм. Значение нравственного потенциала судьи особенно проявляется в применении закона, толковании его сущности. Несовершенство в ряде случаев законодательных норм требует от судьи использовать весь арсенал не только юридических знаний, но и нравственных ценностей для адекватного уяснения правового содержания закона.

На выполнение задачи этического воспитания направлены нормативно-закрепленные обязанности судьи.

Каждый судья в Российской Федерации независимо от полномочий по замещаемой государственной должности обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы. Судья конституционного (уставного) суда субъекта РФ, мировой судья обязаны соблюдать еще и конституцию (устав) и законы субъекта РФ. При исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях судья должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности.

Демонстрацией того, как важно соблюдение судьей принципа беспристрастности, является введение федеральным законодателем в содержание Закона о статусе судей понятий «конфликт интересов», «личная заинтересованность судьи».

Под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) судьи влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между заинтересованностью судьи и правами и законными интересами граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта РФ или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта РФ или Российской Федерации.

Под личной заинтересованностью судьи, которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения судьей при исполнении должностных обязанностей доходов в виде материальной выгоды либо иного неправомерного преимущества непосредственно для судьи, членов его семьи или иных лиц и организаций, с которыми судья связан финансовыми или иными обязательствами.

Формулирование данных понятий на законодательном уровне создает правовую определенность при толковании норм процессуального права, в которых возникновение конфликта интересов, личной заинтересованности указано в качестве основания для отвода суда. В случае возникновения конфликта интересов судья, участвующий в производстве по делу, обязан заявить самоотвод или поставить в известность участников процесса о сложившейся ситуации.

Беспристрастность судьи, будучи этической категорией, придает нравственный смысл независимости судьи. Она возлагает на судью субъективную обязанность, независимо от тех изменений, которым подвергается закон, следовать независимости, а не выжидать, когда она будет обеспечена. Конечно, идеальной представляется модель соотношения между беспристрастностью и независимостью судьи, если предусмотрены все гарантии независимости. В этом случае есть большие основания для уверенности в беспристрастности судьи. Однако заслуживает особого внимания такой вариант поведения судьи, когда судья, несмотря на риск утраты каких-либо преимуществ и благ, до конца исполняет свой профессиональный долг и остается беспристрастным. При этом он оперирует не правовыми, а моральными нормами, которые служат механизмом определения меры пристрастия судьи по конкретному делу.

Самое важное в отношении к судье — общественное доверие, уверенность в том, что правосудие осуществляется в соответствии с правом. Аспекты судейской этики с этой точки зрения приобретают огромное значение. Неудачное высказывание судьи в зале заседания по поводу обстоятельств дела, преждевременные оценки событий или аргументов сторон, несправедливость решения могут послужить основанием для вывода о предвзятости. Только нравственный самоконтроль, соблюдение этических норм исключают сомнения в беспристрастности судьи. В современных условиях роль нравственных установок и судейского усмотрения возрастает в связи с усложнением общественных отношений, ростом экономической активности граждан, осознанием наличия у них прав, защищаемых судом, и соответствующим расширением полномочий суда по разрешению социальных конфликтов. В связи с этим возникает необходимость обращения судей к нравственным категориям. Очевидно, есть опасность субъективизма в усмотрении судьи, но нейтрализация его негативных сторон и является задачей правового и нравственного воспитания. Вряд ли можно, сославшись на «падение нравов», несоблюдение повсеместно норм этики, делать снисхождение судье, не соблюдавшему нормы этики.

Высокий статус судьи обязывает его в любой ситуации сохранять личное достоинство, заботиться о чести, избегать всего, что могло бы причинить ущерб репутации и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия. Достоинство в перечне нравственных категорий означает самоуважение, не допускающее понижения уровня самооценки и уважения со стороны окружающих, оно характеризует с нравственных позиций отношение человека к самому себе и общества к нему. Ценность человеческой личности лежит в его основе, поэтому умаление достоинства неизбежно влечет снижение уровня его самооценки и соответствующую оценку его самого в общественном мнении. Оно отражает и меру ответственности человека за поведение, стимулируя к соблюдению этических норм. С самооценкой человека связана еще одна этическая категория — честь. Именно честь обязывает поддерживать мнение общества и окружающих лиц о моральном облике судьи, обеспечивая его репутацию.

 

§ 3. Правоограничения и гарантии исполнения судейских функций

Высокий моральный облик судьи, независимость его действий в пределах должностных полномочий обеспечиваются широким спектром правоограничений.

В их числе можно выделить следующие запреты (п. 3 ст. 3 Закона о статусе судей):

замещать иные государственные должности, должности государственной службы, муниципальные должности, должности муниципальной службы, быть третейским судьей, арбитром;

принадлежать к политическим партиям, материально поддерживать указанные партии и принимать участие в политических акциях и иной политической деятельности;

публично выражать свое отношение к политическим партиям и иным общественным объединениям;

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы;

заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;

быть поверенным или представителем (кроме случаев законного представительства) по делам физических или юридических лиц;

допускать публичные высказывания по вопросу, который является предметом рассмотрения в суде, до вступления в законную силу судебного акта по этому вопросу;

использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные для служебной деятельности;

разглашать или использовать в целях, не связанных с осуществлением полномочий судьи, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к информации ограниченного доступа, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с осуществлением полномочий судьи;

получать в связи с осуществлением полномочий судьи не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) от физических и юридических лиц;

принимать без разрешения соответствующей ККС почетные и специальные (за исключением научных и спортивных) звания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, политических партий, иных общественных объединений и других организаций;

выезжать в служебные командировки за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Совета судей РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов действующих на территории Российской Федерации иностранных некоммерческих неправительственных организаций и их структурных подразделений, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации или договоренностями на взаимной основе Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, конституционного (уставного) суда субъекта РФ с соответствующими судами иностранных государств, международными и иностранными организациями;

прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования трудового спора.

Для создания действенных механизмов предотвращения возможной коррупции и злоупотреблений должностными полномочиями законодатель возложил на судей обязанность ежегодно представлять декларацию о доходах и имуществе, принадлежащем им на праве собственности (ст. 8.1 Закона о статусе судей). Одновременно на кадровую службу судебных органов возложена организация проверки сведений, сообщенных гражданином при назначении на должность судьи, и соблюдения судьями ограничений.

Запреты и ограничения, установленные для судьи в Российской Федерации, достаточно значимы. Вместе с тем они не рассматриваются как ущемление гражданской правоспособности и уравновешиваются гарантиями, предоставляемыми законом судье.

К гарантиям относятся меры материального, социального, организационного и правового характера, направленные на реализацию полномочий по осуществлению правосудия. Их цель — не только обеспечить независимость и неприкосновенность судьи, но и сделать правосудие привлекательной и престижной в глазах общества и граждан деятельностью.

Европейская хартия о статусе судей установила, что судьи, выполняющие судейские функции в профессиональном качестве, имеют право на вознаграждение, уровень которого должен быть таким, чтобы они были защищены от давления при принятии ими решений и в работе вообще и тем самым не были бы умалены их независимость и беспристрастность. Размер вознаграждения может зависеть от стажа, характера обязанностей, выполнение которых поручается судьям в профессиональном качестве, и от важности задач, возложенных на них, причем оценка всех этих факторов должна проводиться в условиях открытости и гласности. В связи с этим первостепенное значение имеют денежное содержание и иные выплаты (доплаты за квалификационный класс, выслугу лет, ежемесячное пожизненное содержание, надбавки за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, премирование, доплаты за ученую степень и почетные звания за исполнение судьей своих полномочий).

Действующим законодательством судьям и членам их семей гарантируется возмещение расходов по их переезду в другую местность в случае перевода судьи в суд, находящийся в другой местности, либо перевода суда в другую местность; установлены социальные гарантии судьям Российской Федерации по возмещению расходов, связанных с наймом или поднаймом жилых помещений до предоставления им жилой площади. Реализация данной гарантии осуществляется в виде денежной компенсации средств, затраченных судьей за наем (поднаем) жилого помещения. Данная компенсация выплачивается судьям, не обеспеченным жилой площадью для постоянного проживания по месту нахождения суда, в соответствии с требованиями и нормами, установленными жилищным законодательством, и признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации.

Судье гарантируется ежегодный оплачиваемый отпуск. Судья и члены его семьи имеют право на медицинское обслуживание, включая обеспечение лекарственными средствами, которое оплачивается из федерального бюджета; они также имеют право на санаторно-курортное лечение, которое судье, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям оплачивается из федерального бюджета. Жизнь, здоровье и имущество судьи подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета. После ухода или удаления судьи в отставку ему выплачивается компенсация на приобретение проездных документов на все виды общественного транспорта городского, пригородного и местного сообщения за счет средств федерального бюджета. За лицом, пребывающем в отставке, сохраняются звание судьи, гарантии личной неприкосновенности. Судья в отставке сохраняет принадлежность к судейскому сообществу и может быть вновь назначен судьей.

Материальные гарантии независимости судьи Конституционного Суда РФ, связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска, социальным обеспечением, обеспечением жильем, социально-бытовым обслуживанием, обязательным государственным страхованием жизни и здоровья, а также принадлежащей ему и членам его семьи собственности, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации для судей иных высших федеральных судов.

В случае если другими правовыми актами для судей Конституционного Суда РФ предусмотрены иные нормы, повышающие уровень их правовой защиты, материального и социального обеспечения, применяются положения этих актов.

Гарантией правового статуса являются и условия работы, обеспечивающие исполнение судьей своих должностных обязанностей. Имеется в виду размещение судьи и его аппарата, обеспеченность мебелью, освещением, отоплением, разнообразной оргтехникой и т.д. Сюда следует отнести и служебный распорядок дня, а также качественный состав государственных служащих, обеспечивающих полномочия судьи, морально-психологический климат в коллегии, составе.

Существенной гарантией правового статуса судьи является его личная неприкосновенность, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайны переписки и иной корреспонденции (телефонных переговоров, почтовых, телеграфных, других электрических и иных принимаемых и отправляемых судьей сообщений). Органы внутренних дел обязаны принять необходимые меры к обеспечению безопасности судьи, членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества, если от судьи поступит соответствующее заявление. Судья имеет право на хранение и ношение служебного огнестрельного оружия.

Судья, в том числе после прекращения его полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомо неправосудных приговора, решения или иного судебного акта.

Серьезным барьером против случаев необоснованного привлечения судей к ответственности является и процедура решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Решение по вопросу о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу принимается в отношении судьи Конституционного Суда РФ Председателем Следственного комитета РФ с согласия Конституционного Суда РФ; в отношении судьи Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда — Председателем Следственного комитета РФ с согласия ВККС РФ; в отношении судьи иного суда — Председателем Следственного комитета РФ с согласия ККС соответствующего субъекта РФ (ст. 448 УПК РФ). Мотивированное решение Конституционного Суда РФ либо ККС по вопросу о даче согласия на возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимается в 10-дневный срок после поступления представления Председателя Следственного комитета РФ. Изменение в ходе расследования уголовного дела квалификации состава преступления, которое может повлечь ухудшение положения судьи, допускается только в порядке, установленном для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу.

Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда — Судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по представлению Генерального прокурора РФ; в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по представлению Генерального прокурора РФ. Решение по вопросу о привлечении судьи к административной ответственности принимается в 10-дневный срок после поступления представления Генерального прокурора РФ (п. 4 ст. 16 Закона о статусе судей).

Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления или по иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственный орган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания, после установления его личности подлежит немедленному освобождению. Личный досмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей. Решение об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ по ходатайству Председателя Следственного комитета РФ; в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа по ходатайству Председателя Следственного комитета РФ.

Заключение судьи под стражу производится с согласия соответственно Конституционного Суда РФ либо ККС. Соответствующее представление в Конституционный Суд РФ или ККС вносит Председатель Следственного комитета РФ. Мотивированное решение Конституционного Суда РФ либо соответствующей ККС о даче согласия на избрание в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимается не позднее чем через пять дней со дня поступления представления Председателя Следственного комитета РФ и соответствующего судебного решения (п. 6 ст. 16 Закона о статусе судей).

Осуществление в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий, а также следственных действий (если в отношении судьи не возбуждено уголовное дело либо он не привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу), связанных с ограничением его гражданских прав либо с нарушением его неприкосновенности, определенной Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами, допускается не иначе как на основании решения, принимаемого в отношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда — судебной коллегией в составе трех судей Верховного Суда РФ; в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судей соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа. После возбуждения уголовного дела в отношении судьи либо привлечения его в качестве обвиняемого по уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия в отношении судьи (кроме заключения его под стражу) производятся в порядке, установленном федеральным уголовно-процессуальным законом и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (п. 7 ст. 16 Закона о статусе судей).

При рассмотрении вопросов о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу, о привлечении судьи к административной ответственности, о производстве в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий или следственных действий суд либо квалификационная коллегия судей, установив, что производство указанных мероприятий или действий обусловлено позицией, занимаемой судьей при осуществлении им судейских полномочий, отказывают в даче согласия на производство указанных мероприятий или действий.

Составы судебных коллегий Верховного Суда РФ, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа для принятия заключений и решений по вопросам о привлечении судьи к административной ответственности, об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу, осуществления в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий ежегодно утверждаются соответственно ВККС РФ или ККС субъекта РФ.

Заключения и решения по вопросам о возбуждении уголовного дела в отношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу, о привлечении судьи к административной ответственности, об избрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу, осуществления в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий могут быть обжалованы в порядке, установленном федеральным законом (п. 10 ст. 16 Закона о статусе судей). Уголовное дело в отношении судьи по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства, рассматривается Верховным Судом РФ (п. 11 ст. 16 Закона о статусе судей).

За совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм Закона о статусе судей, а также положений Кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей) на судью, за исключением судей Конституционного Суда РФ, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде предупреждения, досрочного прекращения полномочий судьи. Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается ККС, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения. Решение соответствующей ККС о досрочном прекращении полномочий судьи может быть обжаловано в Дисциплинарное судебное присутствие.

Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности судей Конституционного Суда РФ определяется Федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации». Если в течение года после наложения дисциплинарного взыскания судья не совершил нового дисциплинарного проступка, то он считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности.

Итак, судя по новеллам в законодательстве о статусе судей, за период проведения судебной реформы проделана колоссальная созидательная работа, направленная на создание независимого статуса судьи. Начиная с 1992 г. она проходила и продолжается как часть комплексного преобразования судейского корпуса, отвечающего современным требованиям и вызовам времени, деловым и личностным качествам судьи. Создана солидная организационно-правовая основа, которая позволяет продолжить совершенствование статуса судьи.

Содержание

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code