Статья 46. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

 Комментарий к статье 46 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»

1. Законодательные акты являются важнейшей составляющей правовой системы РФ и являются разновидностью нормативных правовых актов. Нормативно-правовые акты являются физическими источниками права, т.к. нормы права прописываются (закрепляются) в нормативно-правовых актах. В связи с этим нормативно-правовые акты обладают особым статусом, и их принятие, отмена, изменение, порядок вступления в силу детально регламентируются соответствующим законодательством, а основы принятия законодательных актов закрепляются в Основном Законе государства — Конституции. Это справедливо как для федеральных законодательных актов, так и для законодательных актов субъектов РФ. Как правило, законы принимаются законодательным (представительным) органом власти.

Так, в соответствии с ч. ч. 1, 3 — 5 ст. 105 Конституции РФ федеральные законы принимаются Государственной Думой Федерального Собрания РФ и проходят одобрение в Совете Федерации Федерального Собрания РФ. Принятый Федеральным Собранием закон направляется на подпись Президенту РФ, который в случае согласия с законом на основании п. «д» ст. 84 и ст. 107 Конституции РФ подписывает и обнародует его.

Одним из наиболее важных этапов в процедуре принятия нормативно-правового акта является определение порядка вступления его в силу. Нормы права действуют не только в пространстве, но и во времени. Потому для правильного применения нормы права к каждому конкретному правоотношению на практике необходимо знать время начала и окончания действия нормы права. Комментируемая статья призвана урегулировать данный вопрос и устанавливает время вступления нормативно-правового акта в силу, т.е. начало действия норм права, закрепленных в комментируемом Законе.

Комментируемый Закон вступает в силу по истечении трех месяцев со дня его официального опубликования. Таким образом, законодатель устанавливает временной промежуток, в течение которого нормы уже принятого и утвержденного закона еще не имеют юридической силы. Исчисление времени в комментируемой статье привязано к важному этапу принятия нормативно-правового акта — официальному опубликованию таких актов.

Все принятые в Российской Федерации законы, в том числе федеральные, подлежат обязательному опубликованию в соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, неопубликованные законы не применяются, а следовательно, не вступают в силу.

Аналогичное положение дублируется в ст. 1 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», а именно: только официально опубликованные законы могут применяться на территории Российской Федерации.

Датой принятия федерального закона согласно ст. 2 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ считается день принятия его в окончательной редакции Государственной Думой РФ. После подписания федерального закона Президентом РФ он подлежит официальному опубликованию в течение семи дней после дня подписания (ст. 3 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ).

В статье 4 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ установлено, что официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).

Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу (ст. 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ). Комментируемая статья устанавливает иной срок вступления в силу Законатри месяца.

Речь идет о календарных месяцах, исчисляемых со дня официального опубликования закона. Следовательно, необходимо вычислить дату вступления закона в силу. Комментируемый Закон принят Государственной Думой 30 ноября 2001 г., одобрен Советом Федерации 5 декабря 2001 г. Опубликован Закон был первый раз 26 января 2002 г. в «Российской газете» и «Парламентской газете», а в «Собрании законодательства РФ» — 28 января 2001 г. За точку отсчета времени вступления в силу Закона берем дату первой публикации в официальном издании, т.е. 26 января 2002 г., с которой исчисляются три месяца, т.е. начало действия Закона 27 апреля 2002 г.

Как правило, если не оговорено иное в самом законе, все положения (нормы) Закона вступают в силу одновременно. Однако законодатель может установить иные сроки для вступления отдельных положений законов в силу. Так, например, порядок вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» прописан в ст. 111 названного Закона, в которой указаны положения закона, вступающие в силу позднее основной части закона. Аналогичные положения, т.е. о разном времени вступления отдельных положений закона в силу, содержатся и в ст. 53 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

Комментируемая статья не содержит подобных оговорок, а значит, все положения комментируемого Закона вступают в силу одновременно.

2. Федеральные законы обладают наивысшей силой в системе нормативно-правовых актов после Конституции РФ. Их верховенство закреплено в Конституции РФ, в частности в ст. 76. Иные, отличные от законодательных актов нормативно-правовые акты принимаются в соответствии с федеральными законами, а следовательно, не могут противоречить их положениям. Если между нормой, содержащейся в законе, и нормой, содержащейся в ином нормативно-правовом акте (подзаконном), есть противоречие, то применяются положения закона, а не подзаконного нормативно-правового акта. Таким образом, при издании нового федерального закона все нормы подзаконных нормативно-правовых актов, которые были приняты до него и не утратили силу, должны быть приведены в соответствие с нормами вновь принятого закона без особых на то указаний, только в силу положений Конституции РФ. Отсюда вывод, что дополнительное указание, которое содержится в комментируемой статье, Правительству РФ и Президенту РФ привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с принятым законом, излишне. Однако следует учесть ситуацию в стране, когда принимался комментируемый Закон. Данный период времени характеризовался ослаблением централизованной федеральной власти, игнорированием требований Конституции РФ о верховенстве самой Конституции и федеральных законов, потому и потребовалось дополнительное напоминание об обязанности привести в соответствие с нормами закона и иные нормативно-правовые акты.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code