Статья 44. Внесение изменения в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

 Комментарий к статье 44 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»

Комментируемая статья носит технический характер и введена в текст закона с целью избежать принятия отдельного законодательного акта, которым бы вносились изменения в Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Необходимые изменения в названный Закон вносятся комментируемой статьей, а именно в ч. 2 ст. 8 с изложением текста новой редакции.

Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.

Понятие оценочной деятельности содержится в ст. 3 названного Закона, где она определяется для целей закона как профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.

При этом субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ.

Наибольший интерес для целей комментируемого Закона представляет собой понятие «рыночная стоимость», определение которого дается в ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ, как наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

— одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;

— стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;

— объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;

— цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;

— платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

Под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки либо рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

К объектам оценки относятся:

— отдельные материальные объекты (вещи);

— совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия);

— право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;

— права требования, обязательства (долги);

— работы, услуги, информация;

— иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством РФ установлена возможность их участия в гражданском обороте.

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования пользуются безусловным правом на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки на основаниях и условиях, предусмотренных Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ.

Статья 8 названного Закона устанавливает случаи, когда проведение оценки является обязательным, а именно в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих полностью или частично Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям:

— при определении стоимости объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в целях их приватизации, передачи в доверительное управление либо передачи в аренду;

— при использовании объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в качестве предмета залога;

— при продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

— при переуступке долговых обязательств, связанных с объектами оценки, принадлежащими Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям;

— при передаче объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, в качестве вклада в уставные капиталы, фонды юридических лиц;

— в иных случаях, указанных в ст. 8 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ.

Между тем комментируемой статьей в ст. 8 включен абзац, содержащий запрет на распространение действия статьи на отношения, возникающие при распоряжении имуществом, подпадающим под следующие критерии:

— форма собственности — государственная или муниципальная;

— имущество передано унитарному предприятию или учреждению и закреплено за ним на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Связаны такие ограничения с тем, что в силу ст. ст. 294 — 296 ГК РФ лица, за которыми закреплено имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, ограничены в распоряжении имуществом и могут им владеть, пользоваться и распоряжаться только в пределах, установленных законом и собственником имущества. Было бы неразумно предъявлять к ним такие же требования, как и к лицам, имущество у которых находится на полноценном праве собственности.

Однако законодатель называет в качестве исключения те случаи, когда лица, у которых имущество находится на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, распоряжаются имуществом с согласия собственника, например, осуществляют сделку купли-продажи. Причем дать такое согласие собственник может, если такая возможность предусмотрена законодательством.

Напомним, что унитарным предприятием согласно ст. 113 ГК РФ признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Унитарные предприятия могут создавать только государство (РФ, субъекты РФ) и муниципальные образования, иные субъекты гражданского права лишены такой возможности.

Учреждения относятся к некоммерческим организациям, созданным согласно п. 1 ст. 120 ГК РФ собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. В отличие от унитарных предприятий, учреждения могут создавать не только государство и муниципальные образования, но и иные субъекты гражданского права.

Также не распространяется запрет, содержащийся в комментируемой статье, на действие ст. 8 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ в случае распоряжения имущества при реорганизации государственных и муниципальных унитарных предприятий или государственных и муниципальных учреждений.

В соответствии со ст. 57 ГК РФ реорганизация юридического лица может осуществляться по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Реорганизация осуществляется в одной из следующих форм: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code