Статья 43. Переходные положения

 Комментарий к статье 43 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»

1. Комментируемая статья устанавливает переходные положения, которые позволяют:

а) регулировать вопросы, возникающие на стыке двух Законов — старого о приватизации государственного и муниципального имущества и нового, комментируемого;

б) привести другие, в основном подзаконные, нормативно-правовые акты в соответствие с комментируемым Законом.

Законодатель уточняет вопросы, касающиеся правоотношений либо возникших до момента принятия комментируемого Закона, либо которые возникнут в переходный период. Комментируемая статья носит, таким образом, вспомогательный технический характер, и, с учетом того, что с момента принятия комментируемого Закона прошло 12 лет, положения комментируемой статьи в большей части потеряли свою актуальность, поэтому при комментировании мы не будем рассматривать многие вопросы подробно.

2. Разработанные до момента вступления комментируемого Закона в силу (см. комментарий к ст. 46 о вступлении закона в силу) планы приватизации подлежат приведению в соответствие с требованиями комментируемого Закона.

Ранее действовавшее законодательство, а именно Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» (далее по тексту — Закон N 123-ФЗ), устанавливало требования к содержанию программ (планов) приватизации в ст. 4, в которой довольно подробно регламентировало содержание такой программы. В комментируемом Законе требования к планам приватизации содержатся в главе II (подробнее см. комментарий к ст. ст. 710). Если согласно планам приватизации имущество было подготовлено к приватизации, но процедура приватизации не началась, то документация, связанная с такой приватизацией, должна была быть приведена в соответствие с требованиями комментируемого Закона с момента вступления его в законную силу.

3. Законодатель установил запрет на осуществление процедур приватизации, которые начались до вступления комментируемого Закона в силу, по ранее действующему законодательству. Ко всем процедурам приватизации должны были применяться с момента вступления в силу комментируемого Закона положения, закрепленные в комментируемом Законе. Однако устанавливается изъятие из этого правила, а именно в случаях, если:

— размещено в установленном порядке информационное сообщение о проведении процедур приватизации;

— иным образом направлена оферта для заключения сделки приватизации государственного или муниципального имущества.

При этом вышеуказанные действия должны были быть осуществлены до даты вступления комментируемого Закона в силу, т.е. до 27 апреля 2002 г. (см. комментарий к ст. 46).

Ранее действовавшим Законом N 123-ФЗ устанавливалось требование о размещении информационного сообщения о приватизации имущества. Согласно ст. 18 названного Закона такое сообщение должно было быть опубликовано в официальных информационных бюллетенях и других СМИ не менее чем за 45 дней до дня осуществления продажи указанного имущества. Для приватизации муниципального имущества мог быть установлен более короткий срок, но не менее чем один месяц. Перечень сведений, содержащихся в таком информационном сообщении, устанавливало Правительство РФ.

Такое информационное сообщение по своей сути является публичной офертой. Офертой согласно ст. 435 ГК РФ признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Реклама и иные предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, рассматриваются как приглашение делать оферты, если иное прямо не указано в предложении (п. 1 ст. 437 ГК РФ).

Таким образом, если оферта была сделана до вступления комментируемого Закона в силу, то и сама сделка приватизации должна осуществляться по ранее действовавшему законодательству. Такое правило установлено в силу положения о безотзывности оферты, установленного в ст. 436 ГК РФ, и принципа нераспространения обратной силы закона на правоотношения, возникшие до вступления его в силу, если иное не установлено законом.

4. Закрытой считается подписка на акции в случае их распространения среди ограниченного круга лиц (инвесторов, учредителей, работников предприятия и т.п.). Комментируемый Закон устанавливает, что в случае направления работнику извещения о цене, номинальной стоимости и количестве акций, причитающихся данному работнику по результатам закрытой подписки до вступления комментируемого Закона в силу, применяются положения ранее действовавшего законодательства.

5. Привилегированные акции типа «Б» появились в России в ходе приватизации государственного и муниципального имущества путем преобразования унитарных предприятий в открытые акционерные общества. Такие акции принадлежали так называемому фонду имущества, который получил их бесплатно, мог свободно отчуждать эти акции третьим лицам (при этом акции теряли свой привилегированный статус), но при этом не обладал правом голоса.

С момента вступления комментируемого Закона в силу акции типа «Б» приобрели статус обыкновенных акций, предоставляющих РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию все предусмотренные законодательством РФ права акционера — владельца обыкновенных акций. В связи с этим все учредительные документы общества должны быть приведены в соответствие с комментируемым Законом. В реестрах владельцев именных ценных бумаг вносятся соответствующие изменения с записью об изменении типа акций, при этом государственный регистрационный номер выпуска ценных бумаг не должен был изменяться, а датой внесения записи считается дата вступления комментируемого Закона в силу.

6. Законодатель устанавливает норму, регулирующую действие подзаконных нормативно-правовых актов, ранее изданных Правительством РФ или Президентом РФ, до момента принятия новых нормативно-правовых актов в соответствии с требованиями комментируемого Закона. Такие нормативные акты действуют только в части, не противоречащей комментируемому Закону. К ним, например, относились:

— Постановление Правительства РФ от 9 ноября 1998 г. N 1311 «О продаже на коммерческом конкурсе с инвестиционными и (или) социальными условиями государственного или муниципального имущества» (утратил силу);

— Постановление Правительства РФ от 27 марта 1998 г. N 356 «Об утверждении положения о продаже на аукционе государственного или муниципального имущества» (утратил силу).

7. Произошло изменение наименования или терминологии, использующейся в нормативно-правовых актах и иных документах, в отношении имущества. Имущество, которое в соответствии с нормативно-правовыми актами Президента РФ, изданными им до вступления в силу части первой ГК РФ, и федеральными законами определено как запрещенное к приватизации, является имуществом, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности.

Напомним, что общие положения о праве собственности закреплены в гл. 13 ГК РФ. Имущество может находиться в собственности юридических и физических лиц (частная собственность) или в государственной (Российской Федерации, субъектов РФ) собственности и собственности муниципальных образований (муниципальная собственность). Оборотоспособность имущества может быть ограничена путем закрепления права собственности на такое имущество только за конкретными субъектами гражданского права (ст. 129 ГК РФ).

8. Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии со ст. 217 ГК РФ может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества, т.е. в порядке, предусмотренном комментируемым Законом.

Способы приватизации государственного и муниципального имущества установлены в ст. 13 комментируемого Закона, среди которых есть такой способ, как внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ. Однако в комментируемой статье предлагается дополнительный способ приватизации имущества, а именно законодатель определяет возможность отчуждения имущества, находящегося в федеральной собственности, в виде доли в праве собственности особым способом, а именно путем создания на базе имущества, составляющего общую долевую собственность, хозяйственного общества с возможной последующей продажей принадлежащих РФ акций (вкладов) другим участникам этого хозяйственного общества по рыночной цене.

Такое отчуждение осуществляется на основании решения Правительства РФ. Законодатель не устанавливает конкретную форму хозяйственного общества, т.е. это может быть как акционерное общество, так и, например, общество с ограниченной ответственностью. Государственное имущество вносится в совместное общество в виде акций или долей. При этом предусматривается возможность продажи долей (акций) другим участникам этого хозяйственного общества по рыночной цене. Таким образом, цена продажи закреплена в комментируемой статье твердо, и продажа по иной цене невозможна. Это выгодно отличает норму п. 7 комментируемой статьи от положений ст. 12 комментируемого Закона, которая предусматривает размытую формулировку, носящую отсылочный характер к законодательству об оценочной деятельности. В настоящее время действует Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», который предусматривает оценку имущества не только по рыночной стоимости, но и по кадастровой и иной стоимости. Таким образом, появляются основания установления цены приватизируемого имущества ниже рыночной стоимости.

9. Пункты 8 — 9 комментируемой статьи устанавливают льготы по уплате государственной пошлины (определение государственной пошлины содержится в ст. 333.16 НК РФ).

В соответствии со ст. 333.33 НК РФ устанавливается взимание государственной пошлины за государственную регистрацию, в том числе регистрацию юридических лиц. Комментируемая статья устанавливает освобождение от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество государственной казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в целях совершения сделок приватизации государственного или муниципального имущества. Также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования освобождаются от взимания платы за государственную регистрацию открытых акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, созданных путем преобразования унитарных предприятий. Начало действия льготы — с момента вступления комментируемого Закона в силу.

В п. 9 комментируемой статьи были внесены изменения Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 201-ФЗ, которым была добавлена возможность освобождения от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию обществ с ограниченной ответственностью, созданных путем преобразования унитарных предприятий. Ранее такая возможность была предусмотрена, только если преобразование осуществлялось в открытые акционерные общества.

10. Законодатель устанавливает, что с 27 апреля 2002 г. акции открытых акционерных обществ, закрепленные в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или собственности муниципальных образований, считаются находящимися в собственности РФ, субъектов РФ или муниципальных образований соответственно.

11. С 27 апреля 2002 г., т.е. с даты вступления в силу комментируемого Закона, акции в закрытых акционерных обществах или доли в обществах с ограниченной ответственностью, вклады в товариществах на вере, которые принадлежат РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, могут отчуждаться другим лицам.

При этом обязательно соблюдается принцип преимущественного права покупки другими участниками закрытых акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью или товарищества на вере. Преимущественное право — привилегированное положение лица по сравнению с другими участниками гражданско-правового оборота (лиц), выражающееся в праве «первого покупателя», т.е. лицо, отчуждающее по сделке купли-продажи свои акции или долю (вклад) в обществе/товариществе, обязано предложить другим владельцам акций (участникам общества) выкупить его долю и лишь в случае отказа может предложить это третьим лицам.

Цена при этом определяется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ. В случае отказа лиц, обладающих преимущественным правом покупки, от приобретения доли, принадлежащей РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, такая доля может быть отчуждена способами, определенными в ст. 13 комментируемого Закона.

При продаже акций так называемых народных предприятий преимущественным правом пользуются работники-акционеры или само народное предприятие, а в случае их отказа и другие работники предприятия.

Правовое положение народного предприятия определяется Федеральным законом от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)».

Преимущественное право на выкуп доли акций, которая принадлежала государству или муниципальным образованиям при проведении приватизации, было закреплено и в ранее действовавшем законодательстве о приватизации, но, в отличие от комментируемой статьи, не было четко определено, по какой цене осуществляется такая продажа. Сейчас законодатель устанавливает, что такая продажа может осуществляться только по рыночной цене. К сожалению, таким образом работники предприятия могут быть поставлены в неравное положение с иными лицами, которые могут выступить в качестве покупателей, т.к. зачастую для них будет невозможен выкуп акций по рыночной цене.

12. В соответствии со ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. При этом согласно п. 1 ст. 624 ГК РФ в законе или договоре аренды может быть предусмотрено, что арендованное имущество переходит в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены.

Ранее действовавшим законодательством о приватизации был предусмотрен такой способ приватизации государственного и муниципального имущества, как выкуп имущества, сданного в аренду. Правовые основы такого способа были определены в ст. 16 Закона N 123-ФЗ.

Комментируемая статья устанавливает возможность выкупа арендованного имущества в случае, если договор аренды с правом выкупа был заключен до вступления в силу комментируемого Закона. При этом срок выкупа устанавливается самим договором аренды, а при отсутствии в договоре таких условий — в течение шести месяцев с даты вступления в силу комментируемого Закона.

Законодатель указывает и способы выкупа имущества, порядок же выкупа определяется Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2002 г. N 707 «О порядке реализации договоров аренды федерального имущества с правом выкупа, заключенных до вступления в силу Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Так, согласно п. 2 названного Порядка заявление о выкупе федерального имущества по договорам аренды с правом выкупа, определяющим размер, сроки и порядок внесения выкупа, направляется арендатором в Министерство имущественных отношений РФ (его территориальный орган) (в настоящий момент функции выполняет Росимущество). К заявлению прилагаются нотариально заверенная копия договора аренды и платежные документы о внесении выкупа.

В месячный срок такое заявление должно было быть рассмотрено и заявителю направлялось извещение о соблюдении им условий договора аренды с правом выкупа. При этом в соответствии с п. 3 Порядка имущество подлежало обязательной оценке на дату подачи заявления о выкупе.

Комментируемая статья устанавливает также последствия несоблюдения требований по срокам выкупа имущества, а именно лишение права на такой выкуп. В статье не указано на возможность продления такого срока по какой-либо причине. Таким образом, по истечении срока такого выкупа возможность приватизации имущества путем выкупа арендованного имущества не предусматривается.

Пример: истцу было отказано в возможности выкупа арендованного ранее имущества из государственной собственности, т.к. комментируемый Закон не предусматривает такой способ приватизации имущества, а сроки, указанные в п. 12 комментируемой статьи, уже истекли (см. Постановление ФАС Московского округа от 7 июня 2004 г. N КГ-А40/3957-04).

Пункт 13 комментируемой статьи предусматривает более частный случай, чем ранее рассмотренный (п. 12 статьи). Если в п. 12 шла речь о выкупе не определенного заранее имущества, то в п. 13 законодатель говорит о нежилом помещении или здании, в котором располагается ранее выкупленное из государственной или муниципальной собственности унитарное предприятие. Право предоставлялось при соблюдении следующих условий:

— такой выкуп (приватизация) должен был быть осуществлен до вступления в силу главы IV части первой ГК РФ, которая вступила в силу с момента официального опубликовании части первой ГК РФ, т.е. с 8 декабря 1994 г.;

— одновременно заключен договор аренды на выкупаемое помещение, которым предусмотрена возможность выкупа такого здания или нежилого помещения;

— не прошло двухлетнего срока с момента вступления комментируемого Закона в силу.

Выкуп должен был осуществляться по рыночной цене. Законодатель также не предусмотрел возможности продления срока на выкуп названного имущества, при этом конкретно указаны последствия пропуска срока на выкуп имущества, а именно по истечении двух лет с момента вступления в законную силу комментируемого Закона положения договора аренды, предусматривающие возможность выкупа, утрачивают силу.

13. Пункт 14 комментируемой статьи утратил силу, ранее он регулировал вопросы о приватизации земельных участков. Момент окончания действия пункта был четко указан в самом тексте — «до момента разграничения государственной собственности на землю». Решение о приватизации земельных участков принимали органы, принявшие решение о приватизации находящихся на этих земельных участках объектов недвижимости, или органы, уполномоченные Правительством РФ в отношении земельных участков, на которых находятся иные объекты недвижимости.

14. Пункт 15 был введен в текст статьи Федеральным законом от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ и в первоначальном виде содержал в себе краткое указание на то, что при приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта не применяются положения п. 1 ст. 30 комментируемого Закона, согласно которому объекты социально-культурного значения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе унитарного предприятия, за исключением случаев, указанных в тексте п. 1 ст. 30.

В 2007 году Федеральным законом от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ текст пункта был дополнен. После этого запрет на приватизацию названных выше объектов распространялся и на случаи приватизации имущества организаций атомного энергопромышленного комплекса.

В 2009 году вновь были внесены изменения Федеральным законом от 7 мая 2009 г. N 89-ФЗ. Согласно этим изменениям п. 1 ст. 30 комментируемого Закона не распространялся также на случаи приватизации имущества федеральных государственных унитарных предприятий, преобразуемых в открытые акционерные общества, 100% акций которых находятся в федеральной собственности и передаются Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии» в качестве имущественного взноса Российской Федерации.

В 2010 году Федеральным законом от 22 ноября 2010 г. N 305-ФЗ текст пункта был дополнен в отношении приватизации имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в отношении имущества которых Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» осуществляет полномочия собственника в соответствии с Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и которые подлежат преобразованию в открытые акционерные общества.

Таким образом, п. 15 комментируемой статьи, по сути, дополняет п. 1 ст. 30 комментируемого Закона и устанавливает запрет на приватизацию социально значимых объектов в силу их особой важности для жизнедеятельности населения.

15. Пунктом 16 настоящей статьи устанавливается преимущественное право приватизации имущества для открытого акционерного общества, которое было создано в ходе проведения приватизации путем преобразования из унитарного предприятия. Общество имеет первоочередное право приобрести имущество, которое подлежало внесению в уставный капитал открытого акционерного общества при его создании, но не было выявлено на момент такого создания или не было включено в состав приватизируемого имущества без законных на то оснований. Цена выкупа — рыночная, т.е. ниже рыночной цены продать имущество нельзя. Если открытое акционерное общество не воспользовалось своим правом выкупа, выявленное имущество подлежит приватизации в порядке, установленном комментируемым Законом.

16. Пунктом 17 комментируемой статьи устанавливается порядок реализации акций открытого акционерного общества. Первоначально акции, которые принадлежат РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям, подлежат реализации через фонды акционирования работников предприятий.

Фонды акционирования работников предприятий — особые финансовые фонды, возникшие в России в ходе проведения приватизации государственного и муниципального имущества и формируемые за счет привилегированных акций или в случае, если контрольный пакет акций закреплялся в федеральной собственности, из обыкновенных акций. Фонды были предназначены для размещения акций среди работников предприятия.

Согласно ст. 7 Федерального закона от 19 июля 1998 г. N 115-ФЗ на народном предприятии для выкупа акций народного предприятия у уволившихся работников-акционеров создается специальный фонд акционирования работников, который не может быть использован для иных целей.

Выкупная стоимость всех акций народного предприятия определяется ежеквартально по методике, утверждаемой общим собранием акционеров, при этом указанная стоимость не должна составлять менее 30% стоимости чистых активов народного предприятия и должна, как правило, соответствовать их рыночной стоимости.

Реализация акций, в том числе привилегированных акций типа «А», осуществляется в порядке, предусмотренном главой III комментируемого Закона.

17. «Золотая акция» — особое условное понятие, подразумевающее привилегированное право держателя по отношению к иным акционерам и выражающееся в предоставлении преимущественного по сравнению с иными акционерами права голоса.

«Золотая акция» не является ценной бумагой и не имеет номинальной стоимости, используется государством при приватизации для осуществления особого контроля за приватизированным предприятием при условии наличия у государства пакета акций приватизированного предприятия.

Впервые возможность применения права «золотая акция» было определено в Указе Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий». Более детально вопрос правового регулирования был разработан в Законе N 123-ФЗ, ст. 5 которого среди полномочий РФ, субъектов РФ и муниципальных образований предусматривала, что в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан РФ соответственно Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления при преобразовании государственных и муниципальных унитарных предприятий в открытые акционерные общества либо принятии решений о продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ могут принимать решения об использовании в отношении указанных открытых акционерных обществ специального права на участие в управлении указанными открытыми акционерными обществами (специальное право «золотая акция»).

Право «золотая акция» дает возможность держателю назначить своего представителя в совет директоров (наблюдательный совет) общества, а также в ревизионную комиссию.

Представители держателя имеют право вносить предложения в повестку дня годового общего собрания акционеров и требовать созыва внеочередного общего собрания акционеров, принимать участие в общем собрании акционеров, а также имеют право вето при принятии общим собранием акционеров решения:

— о внесении изменений и дополнений в устав открытого акционерного общества или об утверждении устава открытого акционерного общества в новой редакции;

— о реорганизации открытого акционерного общества;

— о ликвидации открытого акционерного общества, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении промежуточного и окончательного ликвидационных балансов;

— об изменении уставного капитала открытого акционерного общества и некоторых иных предусмотренных законодательством случаях.

Представители держателя имеют право доступа ко всем документам открытого акционерного общества и несут ответственность за разглашение служебной и коммерческой тайны.

В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 738 «Об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»)», которым утверждено соответствующее Положение.

Согласно п. п. 21 — 22 Положения представители Российской Федерации в совете директоров и ревизионной комиссии акционерного общества, в отношении которого принято решение об использовании специального права на участие РФ в управлении им («золотой акции»), назначаются Правительством РФ по представлению Минэкономразвития РФ, подготовленному Росимуществом. Представители РФ осуществляют свои полномочия на основании письменных директив Федерального агентства по управлению государственным имуществом

Пункт 18 комментируемой статьи устанавливает за Российской Федерацией преимущественное право на использование «золотой акции» при условии, что на дату вступления комментируемого Закона в силу в отношении одного и того же открытого акционерного общества РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием принято решение об использовании такого специального права.

Преобразование открытого акционерного общества в закрытое акционерное общество, в том числе в народное предприятие, не лишает государство или муниципальные образования специального права на участие в управлении акционерными обществами («золотой акции»).

18. Законодатель устанавливает изъятие из п. 3 ст. 39 комментируемого Закона, предусматривающее ограничение права единоличного исполнительного органа открытого акционерного общества, включенного в перечень стратегических акционерных обществ, на совершение сделок, связанных с отчуждением акций, внесенных в соответствии с решением Правительства РФ в уставный капитал общества, а также на совершение сделок, влекущих за собой возможность отчуждения или передачи их в доверительное управление. Такие сделки могут осуществляться только с согласия Правительства РФ или уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

Пункт 19 комментируемой статьи указывает на отличный порядок совершения вышеуказанных сделок применительно к распоряжению имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, если для их совершения предусмотрено получение согласия Президента РФ. Данный пункт включен в текст статьи Федеральным законом от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code