Статья 40. Сохранение доли государства или муниципального образования в уставном капитале открытых акционерных обществ

 Комментарий к статье 40 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»

1. Комментируемая статья устанавливает особенности увеличения уставного капитала открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации, а также открытых акционерных обществ, входящих в перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ.

Увеличение уставного капитала открытого акционерного общества, акции которого, обеспечивающие более 25 процентов голосов на общем собрании акционеров, находятся в государственной или муниципальной собственности, путем дополнительного выпуска акций осуществляется с обязательным сохранением доли государства или муниципального образования. Комментируемая статья также устанавливает способ обеспечения такого сохранения доли государства — внесение в уставный капитал имущества или денежных средств соответствующего бюджета.

Обязательное сохранение доли государства обусловлено необходимостью ограничения участия частного капитала в управлении обществами, названными в комментируемой статье, ввиду их особой значимости для государственных интересов, а соответственно необходимостью обеспечения контроля со стороны государства.

2. В связи с возникновением в судебной практике ряда вопросов, связанных с применением положений комментируемой статьи, Президиум ВАС РФ информационным письмом от 5 февраля 2008 г. N 124 разъяснил, что в отношении открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации, положения комментируемой статьи об условиях увеличения уставного капитала применяются лишь в тех случаях, когда соответствующая доля акций поступила в собственность государства или муниципального образования в процессе создания открытого акционерного общества в порядке, установленном комментируемым Законом.

В отношении акционерных обществ, входящих в перечень стратегических предприятий и акционерных обществ, основания поступления количества акций в размерах, установленных комментируемой статьей, не имеют значения.

3. Комментируемой статьей установлена возможность увеличения уставного капитала открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации, акции которых, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на момент принятия решения об увеличении уставного капитала предоставляют более 25, но менее 50 процентов голосов на общем собрании акционеров с уменьшением доли государства. При этом необходимо соблюдение двух условий:

— Правительством РФ, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления принято положительное решение;

— доля государства или муниципального образования после осуществления увеличения уставного капитала должна составлять не менее 25 процентов голосов плюс одна голосующая акция.

В отношении стратегических акционерных обществ обязательное решение принимается Президентом РФ.

В случае если доля государства или муниципального образования на момент принятия соответствующего решения об увеличении уставного капитала составляет более 50 процентов голосов на общем собрании акционеров, обязательным условием, помимо принятого положительного решения Правительства РФ, органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, является сохранение доли государства или муниципального образования в размере не менее 50 процентов голосов и одной голосующей акции. В отношении стратегических акционерных обществ решение должно быть принято Президентом РФ.

Порядок увеличения уставного капитала акционерного общества регламентирован ст. 28 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах». Вместе с тем ч. 6 данной статьи также предусмотрено аналогичное положение, защищающее интересы государства, при этом Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ определяет нормы Закона о приватизации государственного и муниципального имущества как приоритетные.

Увеличение уставного капитала путем выпуска дополнительных акций, осуществленное с нарушением положений комментируемой статьи, а также требований ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ, не допускается. Уменьшение размера доли государства в уставном капитале открытого акционерного общества, произошедшее в результате такого увеличения капитала, является самостоятельным основанием для отказа в государственной регистрации отчета о выпуске дополнительных акций. Таким образом, правовые нормы, закрепленные в комментируемой статье, носят императивный характер. Более того, ФАС Московского округа при рассмотрении ряда дел по искам о признании незаконными отказов в регистрации отчетов о выпуске дополнительных акций сделал выводы, что запрет на увеличение уставного капитала, влекущий за собой уменьшение размера доли государства в уставном капитале акционерного общества, не может быть снят, независимо от того, воспользовалось ли государство или муниципальное образование своим преимущественным правом покупки таких акций (подробнее см. Постановление ФАС Московского округа от 16 июля 2004 г. N КГ-А40/6215-04; Постановление ФАС Московского округа от 29 июня 2004 г. N КГ-А40/5404-04).

Вместе с тем судами сделан вывод, что запрет на увеличение уставного капитала открытого акционерного общества действует только в том случае, если акции открытого акционерного общества, находящиеся в собственности государства или муниципальной собственности и предоставляющие более чем 25 процентов голосов на общем собрании акционеров, приобретены государством или муниципальным образованием в результате приватизации. В случае если акции открытого акционерного общества были приобретены государством путем заключения сделок в соответствии с действующим законодательством, ограничение на увеличение уставного капитала открытого акционерного общества, установленное ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ, не подлежит применению, равно как и ограничение, установленное комментируемой статьей (подробнее см. Постановление ФАС Московского округа от 13 марта 2006 г. N КГ-А40/1076-06).

По мнению авторов, ограничение вмешательства государства в деятельность негосударственных компаний направлено на защиту частного капитала и обеспечение развития предпринимательства.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code