Статья 39. Особенности правового положения открытых акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований и не закреплены за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями

 Комментарий к статье 39 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»

1. Комментируемая статья регламентирует порядок реализации прав государства как акционера открытого акционерного общества, участника общества с ограниченной ответственностью, в случае если акции или доли в уставном капитале такого общества находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, но при этом не закреплены за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями,

Такие акции и доли в уставных капиталах составляют казну соответствующего уровня (федерального, регионального или муниципального) <16>.

———————————

<16> См.: Карташова Ю.А. Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (постатейный). М., 2011, 2012.

 

Права акционеров открытых акционерных обществ, участников обществ с ограниченной ответственностью, акции, доли которых находятся в собственности Российской Федерации, в соответствии с ч. 1 комментируемой статьи осуществляют Правительство РФ или уполномоченный орган исполнительной власти, государственная корпорация в случаях, предусмотренных законом.

Понятие государственной корпорации закреплено в ст. 7.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», в соответствии с которой государственная корпорация — это не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Федеральным законом от 1 декабря 2007 г. N 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» создана государственная корпорация «Росатом», которой предоставлены полномочия осуществлять права акционера от имени Российской Федерации.

Необходимо отметить, что корпорация «Росатом» осуществляет права акционера в отношении акционерных обществ, созданных путем преобразования государственных унитарных предприятий, перечень которых утвержден Президентом РФ, до передачи корпорации «Росатом» акций этих обществ в качестве имущественного взноса Российской Федерации (п. 12 ст. 6).

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 188-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» корпорации «Росатом» также предоставлено право реализовывать от имени Российской Федерации права акционера (участника) в отношении хозяйственных обществ, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в федеральной собственности и приобретены путем внесения в качестве вклада Российской Федерации в уставные капиталы указанных обществ исключительных прав Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности, управление и распоряжение которыми осуществляет корпорация.

Федеральным законом от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии» определено правовое положение государственной корпорации «Ростехнологии», в соответствии с которым корпорация «Ростехнологии» является юридическим лицом, созданным в организационно-правовой форме государственной корпорации.

Указанный Закон определяет также порядок передачи государственной корпорации «Ростехнологии» имущественного взноса Российской Федерации. В качестве имущественного взноса Российской Федерации государственной корпорации «Ростехнологии» передаются акции открытых акционерных обществ, созданных путем преобразования федеральных государственных унитарных предприятий (ст. 18.1 Федерального закона от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ). С момента, когда Правительство РФ принимает решение о передаче акций открытого акционерного общества, находящихся в собственности Российской Федерации, государственной корпорации «Ростехнологии», корпорация приобретает полномочия по осуществлению прав акционера соответствующих акционерных обществ от имени Российской Федерации. Вместе с тем реализация от имени Российской Федерации прав акционера открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, если в отношении этих акций принято решение о передаче их государственной корпорации «Ростехнологии» в качестве имущественного взноса, осуществляется до момента фактической передачи указанных акций государственной корпорации «Ростехнологии» (п. 12.1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ).

В целях реализации приведенных выше правовых норм Постановлением Правительства РФ от 17 октября 2009 г. N 831 утверждено Положение об осуществлении Государственной корпорацией «Ростехнологии» от имени Российской Федерации прав акционера акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности и передаются Государственной корпорации «Ростехнологии» в качестве имущественного взноса Российской Федерации, до передачи указанных акций, которое регламентирует порядок реализации государственной корпорацией «Ростехнологии» прав акционера от имени Российской Федерации.

Необходимо отметить, что приведенное Постановление принято Правительством РФ в рамках возложенных на него комментируемым Законом полномочий по определению порядка управления акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, находящимися в государственной собственности.

Часть 1 ст. 39 комментируемого Закона устанавливает общие требования к представителям интересов государства в органах управления и ревизионных комиссиях, закрепляя, что такими представителями могут быть лица, замещающие государственные и муниципальные должности.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также — государственные должности) — это должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Сводный перечень наименований государственных должностей Российской Федерации, предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами, установлен Указом Президента РФ от 11 января 1995 г. N 32 «О государственных должностях Российской Федерации».

Государственные должности субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий региональных государственных органов устанавливаются конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. К примеру, в соответствии с п. 6 ст. 18 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» определяется конкретное наименование должности руководителя высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (губернатор, президент, вице-губернатор, председатель правительства, глава администрации) с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта Российской Федерации <17>.

———————————

<17> См.: Воробьев Н.И., Галкин В.А., Мокеев М.М., Осипова И.Н., Юдина А.Б. Комментарий к Федеральному закону от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный). М., 2012.

 

Понятие должности муниципальной службы закреплено в ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», — это должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которая образуется в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность.

Реестры должностей муниципальной службы утверждаются законами субъектов Российской Федерации. Например, Реестр должностей муниципальной службы Саратовской области закреплен в Законе Саратовской области от 2 августа 2007 г. N 157-ЗСО «О некоторых вопросах муниципальной службы в Саратовской области».

Законом о государственной гражданской службе и Законом о муниципальной службе установлены общие требования к лицам, замещающим государственные и муниципальные должности.

Порядок управления акциями открытого акционерного общества, находящимися в собственности Российской Федерации, установлен Положением об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»), утв. Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 738, в соответствии с которым права акционера от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, а в случаях, когда открытое акционерное общество создано в результате приватизации федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Министерства обороны РФ или подведомственных Управлению делами Президента РФ, — Министерство обороны РФ и Управление делами Президента РФ соответственно.

В соответствии с указанным Постановлением реализация прав акционера осуществляется на основании директив, в которых отражается позиция акционера — Российской Федерации, выдаваемых Федеральным агентством по управлению государственным имуществом (Министерством обороны РФ, Управлением делами Президента РФ).

Полномочия Федерального агентства по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности регламентированы Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432.

Права акционера от имени Российской Федерации в отношении открытых акционерных обществ атомного энергопромышленного комплекса, акции которых находятся в государственной собственности, осуществляет государственная корпорация «Росатом» в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 29 сентября 2007 г. N 627 «О порядке осуществления от имени Российской Федерации полномочий акционера в отношении открытых акционерных обществ атомного энергопромышленного комплекса, акции которых находятся в федеральной собственности».

Порядок управления находящимися в государственной собственности долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в процессе приватизации, регламентирован Постановлением Правительства РФ от 27 января 2012 г. N 34 «Об управлении находящимися в собственности Российской Федерации долями в обществах с ограниченной ответственностью, созданных в процессе приватизации».

Реализация прав участника таких обществ от имени Российской Федерации возложена по аналогии с управлением акциями открытого акционерного общества, находящимися в собственности Российской Федерации, на Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, а в случае если общество с ограниченной ответственностью создано в результате приватизации подведомственного Министерству обороны РФ федерального унитарного предприятия, — на Министерство обороны РФ.

Постановление Правительства РФ от 27 января 2012 г. N 34 принято в развитие правовых норм о создании обществ с ограниченной ответственностью путем преобразования государственных унитарных предприятий (см. комментарий к ст. 37).

Порядок управления акциями открытых акционерных обществ, долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации и собственности муниципальных образований, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Например, управление акциями открытых акционерных обществ, находящимися в государственной собственности Саратовской области, осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Саратовской области от 7 июля 2006 г. N 203-П.

Полномочия акционера от имени Саратовской области осуществляет Комитет по управлению имуществом Саратовской области или иной орган государственной власти, определяемый Правительством Саратовской области (как правило, с соблюдением отраслевых разграничений). Например, права акционера открытого акционерного общества «Ипотечная корпорация Саратовской области», 100% акций которого находятся в государственной собственности Саратовской области, от имени Саратовской области осуществляет Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области.

Порядок управления акциями открытого акционерного общества, 100 процентов акций которого находятся в собственности муниципального образования город Саратов, осуществляется в соответствии с решением Саратовской городской Думы от 30 сентября 2010 г. N 55-655 «О Порядке осуществления полномочий высшего органа управления — общего собрания акционеров открытого акционерного общества, 100% акций которого находятся в собственности муниципального образования «Город Саратов». Полномочия от имени собственника акций — муниципального образования город Саратов осуществляются Комитетом по управлению имуществом города Саратова.

2. Часть вторая комментируемой статьи закрепляет, что в случае если 100 процентов акций открытого акционерного общества или доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, составляющая 100 процентов уставного капитала, находится в государственной или муниципальной собственности, полномочия высшего органа управления — общего собрания акционеров осуществляются от имени соответствующего собственника. Порядок осуществления полномочий определяется Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления. Ситуация, когда 100 процентов акций открытого акционерного общества или 100 процентов доли уставного капитала общества с ограниченной ответственностью находятся в собственности государства, возможна на первоначальном этапе создания таких обществ путем приватизации государственных или муниципальных предприятий до момента отчуждения акций или долей третьим лицам путем проведения аукциона, конкурса или иным способом, а также в случае приобретения государством 100 процентов акций открытых акционерных обществ, 100 процентов долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации.

Порядок осуществления полномочий акционера (участника) в случаях, когда 100 процентов акций (долей) находятся в государственной собственности, регламентирован описанными выше нормативно-правовыми актами. Необходимо отметить, что при этом законодателем предусмотрена возможность подготовки и проведения общего собрания акционеров (участников) в упрощенной форме, с обязательным соблюдением сроков проведения годового собрания.

Принятые решения оформляются распоряжением акционера.

3. Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 201-ФЗ комментируемая статья была дополнена п. 2.1, предусматривающим возможность использования открытым акционерным обществом, обществом с ограниченной ответственностью, созданным в результате приватизации государственного или муниципального унитарного предприятия, лицензий на осуществление определенных видов деятельности, выданных такому предприятию. Введение данной правовой нормы было связано с необходимостью упрощения деятельности и обеспечения нормального функционирования хозяйственных обществ. До законодательного закрепления в комментируемой статье положений настоящей части вновь образованное общество должно было получать новые лицензии на осуществление видов деятельности, предусмотренных уставом общества.

Вместе с тем преобразование государственного или муниципального предприятия в открытое акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью является формой реорганизации юридического лица. При этом вновь создаваемое хозяйствующее общество становится правопреемником преобразованного юридического лица (см. комментарий к ст. 37). Таким образом, введение данной правовой нормы логично, так как позволяет вновь образованному хозяйственному обществу осуществлять лицензируемые виды деятельности, закрепленные в его уставе, на основании лицензии, выданной предприятию, правопреемником которого оно является, при этом достаточно иметь пакет документов, подтверждающих правопреемство, возникшее в результате приватизации.

4. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает запрет на совершение единоличным исполнительным органом открытого акционерного общества, включенного в Перечень стратегических предприятий и акционерных обществ, утвержденный Указом Президента РФ от 4 августа 2004 г. N 1009, сделок по отчуждению акций, находящихся в собственности государства, а также сделок, которые могут повлечь такое отчуждение. Для совершения обществом таких сделок необходимо согласие Правительства РФ или уполномоченного органа государственной власти.

По мнению авторов, установление такого запрета связано с тем, что в указанный Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ включены открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации. Отчуждение акций или передача их в доверительное управление может нанести ущерб интересам государства и его граждан.

Норма о ничтожности сделки по отчуждению акций открытого акционерного общества, входящего в перечень стратегических акционерных обществ, а также по их передаче в доверительное управление взаимосвязана с общими нормами действующего гражданского законодательства о ничтожности сделок, закрепленными в ст. 168 ГК РФ.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code