Статья 38. Особенности правового положения открытых акционерных обществ, в отношении которых принято решение об использовании специального права («золотой акции»)

 Комментарий к статье 38 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»

1. Часть 1 ст. 38 комментируемого Закона предусматривает особое право Российской Федерации или субъекта Российской федерации на участие в управлении акционерными обществами, созданными в результате приватизации государственных унитарных предприятий, — «золотая акция».

Первоначально термин «золотая акция» был введен Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. N 1392 «О мерах по реализации политики при приватизации государственных предприятий», в соответствии с которым «золотая акция» — это ценная бумага, которая находится в государственной собственности, решение о ее выпуске принимается Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления.

В дальнейшем с принятием Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 123-ФЗ «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации» «золотая акция» утратила статус ценной бумаги и стала представлять собой специальное право на участие в управлении, используемое государством в отношении приватизируемых предприятий для обеспечения обороны страны и безопасности здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации (ст. 5 указанного Закона).

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи «золотая акция» — это право государства на участие в управлении акционерными обществами, создаваемыми в результате приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий.

Необходимо отметить, что «золотая акция» не является акцией в обычном понимании: не является ценной бумагой, не отнесена законом к числу таковых (ст. ст. 142, 143 ГК РФ) и не предоставляет своему владельцу каких-либо имущественных прав, в том числе права на дивиденды, а также не имеет номинальной стоимости.

Таким образом, «золотая акция» — это специальное право, позволяющее государству осуществлять управление акционерным обществом, в том числе и его имуществом, как стопроцентному собственнику, даже в том случае, если государство таковым не является. Такое специальное право, как правило, применяется в управлении предприятиями стратегически важных отраслей промышленности.

Законом о приватизации 1997 года право реализации «золотой акции» было предоставлено в том числе и муниципальным образованиям. Комментируемый Закон не предусматривает возможность использования специального права («золотой акции») муниципальными образованиями.

В комментируемой статье одновременно с возможностью реализации специального права в отношении определенных акционерных обществ законодатель ограничил использование «золотой акции», установив запрет на одновременное использование специального права в отношении одного и того же акционерного общества Российской Федерацией и ее субъектом, а также ограничив право субъекта Российской Федерации на использование «золотой акции» в отношении акционерного общества в том случае, если оно образовано в результате приватизации федерального государственного унитарного предприятия.

Установление указанных запретов исключает возможность двойственного управления акционерным обществом со стороны государства.

2. Часть 2 комментируемой статьи закрепляет порядок реализации специального права («золотой акции»). Так, «золотая акция» при ее использовании в управлении акционерным обществом предоставляет Российской Федерации, субъекту Российской Федерации право назначать представителя в совет директоров и представителя в ревизионную комиссию, кроме того, Правительству РФ и органам государственной власти субъекта Российской Федерации предоставлено право в любое время произвести замену своих представителей.

Порядок назначения и деятельности представителей Российской Федерации в совете директоров и ревизионной комиссии акционерного общества, в отношении которого принято решение об использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении им («золотой акции»), закреплен в п. 21 Положения об управлении находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции»), утв. Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2004 г. N 738, в соответствии с которым представители Российской Федерации в совете директоров и ревизионной комиссии акционерного общества, в отношении которого принято решение об использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении им («золотой акции»), назначаются Правительством РФ по представлению Министерства экономического развития РФ, подготовленному Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, а в отношении акционерных обществ, созданных в результате приватизации имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий, находившихся в ведении Министерства обороны или созданных в процессе приватизации предприятий, подведомственных Управлению делами президента, представители Российской Федерации назначаются по представлению Министерства обороны РФ или Управления делами Президента РФ.

Порядок назначения представителей субъектов Российской Федерации регламентируется нормативно-правовыми актами субъекта (например, об управлении находящимися в государственной собственности Саратовской области акциями открытых акционерных обществ и использовании специального права на участие Саратовской области в управлении открытыми акционерными обществами («золотой акции») см. Постановление Правительства Саратовской области от 7 июля 2006 г. N 203-П).

Комментируемая статья также устанавливает требования, предъявляемые к назначаемым представителям Российской Федерации, представителям субъекта Российской Федерации. Законодателем установлено, что представителем как Российской Федерации, так и субъекта Российской Федерации может быть только государственный служащий, полномочия которого определены соответствующим положением.

Представители Российской Федерации осуществляют свои полномочия на основании соответствующих письменных директив.

3. Высшим органом управления открытым акционерным обществом в соответствии с п. 1 ст. 47 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» является общее собрание акционеров открытого акционерного общества. На общество возложена обязанность проводить годовое собрание акционеров в сроки, установленные Законом об акционерных обществах.

Кроме того, ст. 55 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ предусмотрена возможность проведения внеочередного собрания акционеров, созываемого по решению совета директоров. Императивно установлено, что созыв внеочередного собрания возможен на основании инициативы совета директоров, требования ревизионной комиссии (ревизора) общества, а также акционера, которому на дату предъявления требования принадлежит не менее 10 процентов акций.

Общество, в отношении которого принято решение об использовании специального права («золотой акции»), обязано извещать представителей Российской Федерации, субъекта Российской Федерации о сроках проведения общего собрания акционеров, как очередного, так и внеочередного, а также о предполагаемой повестке дня.

Это связано с законодательно закрепленным комплексом прав, предоставляемых «золотой акцией», позволяющих осуществлять контроль за деятельностью акционерного общества, в том числе право вето при принятии общим собранием акционеров решений. Вместе с тем законодатель установил закрытый перечень вопросов повестки дня общего собрания акционеров в отношении решений, по которым возможно применение вето.

Таким образом, вето — право отмены решения общего собрания.

Арбитражные суды отказывают в удовлетворении исковых требований в части признания недействительными решений годового общего собрания акционеров, указывая, что в силу ч. 3 комментируемой статьи представители Российской Федерации, назначенные в совет директоров, участвуют в общем собрании акционеров с правом вето при принятии общим собранием акционеров решений только определенного круга вопросов (подробнее см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 9 июня 2004 г. по делу N А19-15525/03-46-Ф02-1981/04-С2).

Необходимо также отметить, что «золотая акция» дает право вето лишь на решение вопросов, относящихся к компетенции общего собрания акционеров, при этом при голосовании в совете директоров представитель государства пользуется такими же правами, как и другие члены совета, представитель не вправе вмешиваться и в компетенцию исполнительных органов общества. Такой подход продиктован сущностью института «золотой акции», призванного не вмешиваться в каждодневную деятельность компании, а лишь оказывать влияние на принятие акционерным обществом стратегических решений по ключевым вопросам <15>.

———————————

<15> См.: Молотников А.Е., Текутьев Д.И. Правовые проблемы участия государства в акционерных обществах // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2012. N 7. С. 34 — 44.

 

4. Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ определение количественного состава совета директоров (наблюдательного совета) общества, избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий, избрание членов ревизионной комиссии (ревизора) общества отнесены к исключительной компетенции общего собрания акционеров (ст. 48).

Вместе с тем комментируемая статья закрепляет право представителей Российской федерации, субъекта Российской Федерации, являющихся членами совета директоров и ревизионной комиссии акционерного общества, в отношении которого принято решение о реализации специального права («золотой акции»), входить в количественный состав совета директоров и ревизионной комиссии общества. При выборах членов совета директоров и ревизионной комиссии общества места представителей Российской Федерации, представителей субъекта Российской Федерации не учитываются.

Такой императивный способ управления призван обеспечить стратегические интересы государства.

5. Несмотря на законодательное закрепление специализированного права государства («золотой акции») на участие в управлении акционерными обществами, акции которых находятся в собственности государства, комментируемой статьей установлен ряд условий и ограничений на применение «золотой акции».

Специальное право («золотая акция») может быть использовано при соблюдении ряда условий:

— решение об использовании специального права («золотой акции») может быть принято при приватизации имущественных комплексов государственных унитарных предприятий;

— специальное право также может быть использовано при принятии решения об исключении открытого акционерного общества из перечня стратегических акционерных обществ;

— Российская Федерация, субъект Российской Федерации должны обладать долей в уставном капитале открытого акционерного общества.

Кроме того, ч. 5 ст. 38 комментируемого Закона устанавливает, что специальное право («золотая акция») может быть использовано только при отчуждении из государственной собственности 75 процентов акций открытого акционерного общества.

Решение о применении специального права принимается Правительством РФ или органом государственной власти субъекта Российской Федерации (см. ч. 1 комментируемой статьи). Сведения о принятом решении об использовании специального права («золотой акции») подлежат внесению в реестр акционеров и устав соответствующего акционерного общества в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ.

В соответствии с Приказом ФСФР России от 4 октября 2011 г. N 11-46/пз-н «Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» открытое акционерное общество, в отношении которого принято решение об использовании «золотой акции», обязано в составе информации, подлежащей раскрытию, указывать наличие специального права на участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в управлении эмитентом — акционерным обществом («золотой акции»), срок действия специального права («золотой акции»).

Вместе с тем положениями абз. 2 ч. 5 комментируемой статьи предусмотрено, что «золотая акция» действует до принятия решения о ее прекращении органом, принявшим решение о ее использовании. Таким образом, достаточно проблемно определить срок действия указанного специального права.

В своем Постановлении от 18 ноября 2003 г. N 19 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» Пленум ВАС РФ разъяснил, что при применении законов о приватизации государственного и муниципального имущества судам необходимо учитывать, что действие специального права на участие Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в управлении обществом («золотой акции») прекращается с момента принятия соответственно Правительством РФ, органом власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о прекращении действия этого права.

В целом закрепленное в комментируемой статье специальное право («золотая акция») направлено на обеспечение интересов государства, сохранение за ним возможности контроля над открытыми акционерными обществами, созданными в результате приватизации государственных унитарных предприятий и имеющими значение для развития страны.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code