Статья 37. Особенности создания открытого акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью путем преобразования унитарного предприятия

Глава VII. ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ ОТКРЫТЫХ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ И ОБЩЕСТВ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ, АКЦИИ, ДОЛИ В УСТАВНЫХ КАПИТАЛАХ КОТОРЫХ НАХОДЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Статья 37. Особенности создания открытого акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью путем преобразования унитарного предприятия

Комментарий к статье 37 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»

1. Статья 1 комментируемого Закона определяет приватизацию как возмездное отчуждение государственного (муниципального) имущества в собственность граждан или юридических лиц. В п. 1 ст. 13 комментируемого Закона закреплены способы приватизации государственного и муниципального имущества, в том числе преобразование унитарных предприятий.

Комментируемая статья регламентирует переход права собственности на государственное имущество от одного юридического лица к другому в порядке преобразования унитарных предприятий, в результате которого имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, вносится в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью. Предыдущая редакция комментируемой статьи предусматривала преобразование унитарных предприятий только в акционерные общества. Федеральным законом от 11 июля 2011 г. N 201-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» настоящая статья была изложена в новой редакции, предусматривающей возможность преобразования унитарных предприятий в общества с ограниченной ответственностью.

Итак, до принятия Федерального закона от 11 июля 2011 г. N 201-ФЗ комментируемый Закон предусматривал возможность преобразования унитарных предприятий только в открытые акционерные общества; при этом преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество было возможно только в том случае, если размер уставного капитала, создаваемого при приватизации общества, соответствовал размеру минимального уставного капитала, предусмотренного Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Следует отметить, процесс преобразования унитарного предприятия в акционерное общество длительный, что связано с подготовкой и эмиссией ценных бумаг — акций. Более того, в ряде случаев размеры имущества и активов унитарных предприятий не позволяли преобразовать такие предприятия в открытые акционерные общества. Вместе с тем для значительного количества таких предприятий преобразование в открытые акционерные общества было лишено экономического смысла, поскольку открытое акционерное общество как организационно-правовая форма больше подходит для ведения крупного бизнеса и в то же время не является привлекательной для малого бизнеса.

Принятие Федерального закона от 11 июля 2011 г. N 201-ФЗ позволило осуществлять приватизацию унитарных предприятий с малыми имущественными комплексами путем преобразования в общества с ограниченной ответственностью, то есть в ту организационно-правовую форму, которая наиболее удобна для ведения малого и среднего бизнеса, значительно сокращая при этом время приватизации, затраты, связанные с созданием и управлением нового хозяйствующего общества.

ГК РФ содержит основные положения о юридических лицах, в том числе общие положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью.

Порядок создания, ликвидации и реорганизации акционерных обществ, а также их правовое положение регламентируется нормами специального закона — Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ. Специальным законом об обществах с ограниченной ответственностью является Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». Нормы указанных Федеральных законов в отношении хозяйствующих обществ, созданных в результате приватизации, применяются с учетом положений комментируемого Закона.

Необходимо отметить, что п. 2 ст. 13 комментируемого Закона закреплены условия, в соответствии с которыми определяется порядок проведения приватизации унитарного предприятия и правовая форма юридического лица, в которое такое унитарное предприятие будет преобразовано.

Юридическое лицо считается созданным с момента его государственной регистрации. Регистрация юридических лиц осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Под государственной регистрацией юридических лиц Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ понимает внесение в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц.

Преобразование унитарного предприятия в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью изменяет организационно-правовую форму юридического лица, не изменяя при этом собственника имущества. Таким образом, преобразование по своей сути является способом реорганизации юридического лица (ст. 57 ГК РФ). В соответствии с п. 6 ст. 29 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» унитарное предприятие считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (за исключением случаев реорганизации в форме присоединения).

Необходимо отметить, что с приведенными правовыми нормами корреспондирует ст. 8 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ, в соответствии с которой акционерное общество может быть создано путем учреждения вновь или реорганизации существующего юридического лица и считается созданным с момента его государственной регистрации.

Рассматриваемая статья, с учетом положений ст. 13 комментируемого Закона, также устанавливает возможность преобразования унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью. Правовой механизм преобразования унитарного предприятия в общество с ограниченной ответственностью аналогичен преобразованию в акционерное общество.

В комментируемой статье законодательно закреплено, что с момента государственной регистрации хозяйственное общество становится правопреемником унитарного предприятия, в результате преобразования которого оно создано.

Совместным Постановлением Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» даны разъяснения о моменте перехода прав на недвижимость при преобразовании государственного (муниципального) предприятия. В соответствии с данными разъяснениями акционерное общество, созданное в результате преобразования государственного (муниципального) предприятия, с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц становится как правопреемник собственником имущества, включенного в план приватизации или передаточный акт.

Передаточный акт составляется в порядке, предусмотренном ст. 11 комментируемого Закона, и должен содержать все установленные сведения, в том числе сведения, предусмотренные ст. 59 ГК РФ, о правопреемстве по всем правам и обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении его должников и кредиторов, а также сведения об имуществе.

2. Часть 2 комментируемой статьи устанавливает требования к сведениям, содержащимся в уставах хозяйствующих, созданных путем преобразования унитарных предприятий. Основные положения о содержании уставов акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью установлены в соответствующих специальных законах. Комментируемая статья устанавливает отдельные требования к содержанию уставов хозяйствующих обществ, созданных в результате приватизации, о порядке формирования уставного капитала. Уставом общества с ограниченной ответственностью в случаях, предусмотренных ч. 7 комментируемой статьи, не может быть предусмотрено право общества на приобретение продаваемой участником доли. По мнению авторов, такое положение закона исключает возможность приватизации предприятием самого себя без допуска к участию в приватизации третьих лиц.

3. В соответствии с действующими Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ и Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ избрание единоличного исполнительного органа относится к исключительной компетенции собрания акционеров или участников общества. Часть 5 комментируемой статьи регламентирует порядок назначения единоличного исполнительного органа до момента проведения первого собрания акционеров акционерного общества или первого общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью — руководителем создаваемого общества назначается руководитель приватизируемого унитарного предприятия. Решение о назначении единоличного исполнительного органа содержится в решении о приватизации.

Руководитель приватизируемого унитарного предприятия, назначенный единоличным исполнительным органом создаваемого хозяйствующего общества, подписывает от имени этого общества передаточный акт (см., например, Постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16 февраля 2011 г. N 18АП-200/2011 и от 7 мая 2009 г. N 18АП-2375/09, ФАС Центрального округа от 18 ноября 2009 г. N А08-514/07-25, ФАС Восточно-Сибирского округа от 20 ноября 2008 г. N А33-7920/07-Ф02-5621/08).

Одновременно с утверждением устава и назначением единоличного исполнительного органа назначаются члены совета директоров с определением количественного состава, назначается председатель совета директоров и образуется ревизионная комиссия. Назначенные органы управления также действуют до первого общего собрания акционеров. Такая форма образования органов управления обществом законодательно закреплена для обеспечения управления создаваемым обществом и его функционирования.

В связи с тем, что Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ регламентировано, что образование совета директоров и ревизионной комиссии может быть предусмотрено уставом общества, но не является обязательным, положения ч. 6 ст. 37 комментируемого Закона применяются в том случае, если образование перечисленных органов управления прямо предусмотрено уставом общества с ограниченной ответственностью, создаваемого в результате приватизации унитарного предприятия.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code