Статья 35. Порядок оплаты государственного или муниципального имущества

 Комментарий к статье 35 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»

1. Пункт 1 комментируемой статьи определяет формы оплаты приватизируемого имущества, к которым относятся:

1) единовременная оплата — оплата приватизируемого имущества в твердой денежной сумме единожды;

2) рассрочка — оплата приватизируемого имущества в течение определенного периода с конкретными промежутками. При этом такой период, исходя из п. 1 комментируемой статьи, не может превышать один год.

Относительно порядка установления формы оплаты, полагаем, что возможно применение п. 2 ст. 486 ГК РФ, согласно которому, если договором купли-продажи не предусмотрена рассрочка оплаты товара, покупатель обязан уплатить продавцу цену переданного товара полностью.

В судебной практике имеются примеры конкретных судебных разбирательств, когда сторонами по делу оспаривалось условие об оплате приватизируемого имущества в рассрочку.

Пример: ОАО «Находкинский судоремонтный завод» обратилось в Арбитражный суд Приморского края с иском к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае об обязании заключить договор купли-продажи недвижимого имущества. В иске ОАО «Находкинский судоремонтный завод» ссылалось на то, что в связи с незаконным невнесением указанного недвижимого имущества из имущества Находкинского судоремонтного завода, подлежащего приватизации в 1992 году, общество, созданное в процессе приватизации государственного предприятия, вправе приобрести спорные объекты недвижимости по договору купли-продажи. Решением Арбитражного суда Приморского края исковые требования были удовлетворены, однако ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае подало кассационную жалобу, в которой сослалось на нарушение норм материального права, в том числе указало, что условие договора об оплате истцом имущества в рассрочку не соответствует действующему законодательству. Однако данный довод был отклонен судом кассационной инстанции, поскольку возможность оплаты покупателем государственного имущества в рассрочку предусмотрена в п. 1 комментируемой статьи. При этом возражения по данному пункту договора при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции ответчиками не заявлялись (см. Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28 мая 2012 г. N Ф03-1877/2012).

2. Пункты 2 и 3 комментируемой статьи направлены на регулирование вопросов о принятии решения о предоставлении рассрочки. В частности, такое решение может быть принято при продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены. Содержание решения о предоставлении рассрочки включает в себя следующие условия:

1) сроки предоставления рассрочки — максимальный период (не более одного года), в течение которого приобретатель приватизируемого имущества обязан внести за него плату в полном объеме;

2) порядок внесения платежей — формы расчетов (наличные или безналичные), формы подтверждения внесения платежей, а также периоды внесения платежей (оплаты по частям).

При этом такие условия подлежат опубликованию посредством информационного сообщения о приватизации.

3. Пункт 4 комментируемой статьи содержит норму, которая, на наш взгляд, противоречит положениям гражданского законодательства. Так, указанный пункт устанавливает правило о начислении процентов на ту сумму денежных средств, в отношении которой принято решение о предоставлении рассрочки. Между тем начисление процентов возможно только при условии, если покупатель своевременно не оплачивает переданное ему имущество (п. 3 ст. 486 ГК РФ). Иными словами, предоставление рассрочки не является штрафной санкцией в отношении приобретателя имущества, в связи с чем считаем, что начисление процентов на вышеуказанную сумму неправомерно.

В то же время такие проценты начисляются исходя из ставки, равной одной трети ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действующей на дату публикации объявления о продаже, а именно — 8,25 (указание Центрального банка РФ от 13 сентября 2012 г. N 2873-У).

Порядок перечисления таких процентов установлен БК РФ, которым, в частности, предусмотрена необходимость учета классификации доходов бюджетов Российской Федерации исходя из:

1) кода главного администратора доходов бюджета;

2) кода вида доходов;

3) кода подвида доходов;

4) кода классификации операций сектора государственного управления, относящихся к доходам бюджетов.

При этом приобретателю приватизируемого имущества предоставляется право внести за него полную оплату досрочно и тем самым исключить возможность дальнейшего начисления процентов до истечения срока, на который предоставлена рассрочка оплаты приватизируемого имущества.

4. Пункт 5 комментируемой статьи регулирует вопросы о переходе права собственности на приватизируемое имущество в случае принятия решения о предоставлении рассрочки. Полагаем, что с учетом положений п. 5 комментируемой статьи для регулирования данного вопроса возможно применение положений ст. 489 ГК РФ, которая предусматривает право продавца передать товар, в данном случае приватизируемое имущество, до момента его оплаты в полном объеме (до истечения срока рассрочки). В этом случае, очевидно, и это предусмотрено п. 3 комментируемой статьи, норма п. 3 ст. 32 комментируемого Закона о переходе права собственности на приватизируемое имущество после полной его оплаты не применятся.

В то же время, допуская возможность применения положений ст. 489 ГК РФ, п. 5 комментируемой статьи устанавливает максимальный срок передачи приватизируемого имущества при принятии решения о рассрочке — не позднее чем через тридцать дней с даты заключения договора купли-продажи, что является гарантией для покупателя в части, касающейся приобретения им в натуре приватизируемого имущества и оформления на него права собственности.

5. Несмотря на установленные п. 5 комментируемой статьи особенности возможного приобретения права собственности на приватизируемое имущество, п. 6 комментируемой статьи предусматривает, что с момента передачи покупателю приобретенного в рассрочку приватизируемого имущества и до момента его полной оплаты такое имущество признается находящимся в залоге для обеспечения исполнения покупателем его обязанности по оплате приобретенного приватизируемого имущества. Залог, исходя из ст. 334 ГК РФ, представляет собой вид обязательства, в силу которого кредитор имеет право в случае неисполнения должником этого обязательства получить удовлетворение из стоимости заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами.

В связи с этим п. 6 комментируемой статьи предусматривает, что в случае нарушения покупателем сроков и порядка внесения платежей взыскание таких платежей обращается на заложенное имущество в судебном порядке. Иными словами, продавец (орган государственной власти либо орган местного самоуправления) может обратиться в суд с истребованием переданного приобретателю заложенного приватизируемого имущества.

Из формулировки, предусмотренной абз. 3 п. 6 комментируемой статьи, следует, что с покупателя могут быть взысканы также убытки, причиненные неисполнением договора купли-продажи. Однако такая формулировка представляется нам не совсем верной, так как со стороны покупателя в данном случае имеет место не неисполнение договора купли-продажи в целом, а только неуплата соответствующего платежа в определенный период.

6. Пункт 7 комментируемой статьи содержит бланкетную норму о порядке оплаты имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, который устанавливается соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Так, согласно Положению об оплате государственного имущества Архангельской области при приватизации, утв. Постановлением Правительства Архангельской области от 26 июня 2012 года N 284-пп, в решении о предоставлении рассрочки указываются сроки ее предоставления и порядок внесения платежей. Срок предоставления рассрочки и порядок внесения платежей подлежат опубликованию посредством информационного сообщения о приватизации имущества в официальном печатном издании — газета «Волна», а также посредством размещения информации на официальном сайте Правительства Архангельской области в сети Интернет (www.dvinaland.ru).

Лицам, перечислившим задаток для участия в продаже имущества, денежные средства возвращаются в следующем порядке:

1) участникам продажи, за исключением победителя, — в течение пяти календарных дней со дня подведения итогов продажи;

2) претендентам, не допущенным к участию в продаже, — в течение пяти календарных дней со дня подписания протокола о признании претендентов участниками продажи.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code