Статья 34. Средства платежа при продаже государственного и муниципального имущества

Глава VI. ОПЛАТА И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ОТ ПРОДАЖИ ИМУЩЕСТВА

Статья 34. Средства платежа при продаже государственного и муниципального имущества

Комментарий к статье 34 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»

1. Пунктом 1 комментируемой статьи определяется валюта, используемая при продаже приватизируемого имущества на территории Российской Федерации и за ее пределами.

Так, продажа приватизируемого имущества на территории Российской Федерации осуществляется в валюте Российской Федерации. Согласно ст. 140 ГК РФ рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации.

При этом платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов. Наличные расчеты предполагают осуществление банковских кассовых операций с наличными денежными средствами, а безналичные расчеты — перевод денежных средств в рамках таких форм, как:

— расчеты платежными поручениями;

— расчеты по аккредитиву;

— расчеты инкассовыми поручениями;

— расчеты чеками;

— расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);

— расчеты в форме перевода электронных денежных средств.

В случае осуществления продажи приватизируемого имущества за пределами Российской Федерации средством платежа может являться иностранная валюта. Согласно Федеральному закону от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» иностранная валюта включает в себя:

1) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

2) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

2. Пунктом 2 комментируемой статьи установлен запрет на осуществление приватизации путем передачи имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в качестве зачета соответственно:

— государственных внутренних заимствований Российской Федерации;

— государственных заимствований субъектов Российской Федерации;

— муниципальных заимствований.

В соответствии со ст. 6 БК РФ из таких заимствований возникает государственный или муниципальный долг. Внутренним долгом являются обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований).

Установление такого запрета, исходя из положений бюджетного законодательства, представляется правомерным, поскольку, например, из ст. 119 БК РФ следует, что погашение (обслуживание) государственного (муниципального) долга осуществляется за счет средств соответствующего бюджета, а не государственного или муниципального имущества, подлежащего приватизации.

Кроме того, п. 2 комментируемой статьи установлен запрет и на заключение договора мены государственного или муниципального имущества и находящегося в частной собственности (собственности физических или юридических лиц) имущества. Договор мены в соответствии со ст. 567 ГК РФ представляет собой гражданско-правовой договор, по которому каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой.

Установление этого запрета с точки зрения иных положений комментируемого Закона представляется правомерным, так как, например, ст. 13 комментируемого Закона к числу способов приватизации заключение договора мены не относит.

Исключением из этого правила является ст. 21 комментируемого Закона, регулирующая вопросы продажи за пределами территории Российской Федерации находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ (см. комментарий к ст. 21).

Относительно данного запрета в судебной практике имеются примеры соответствующих судебных разбирательств.

Пример: по иску Прокуратуры Республики Саха (Якутия) арбитражным судом первой инстанции был признан недействительным договор мены объектами недвижимости. По условиям договора ОАО «ИК «СахаИнвест-Сервис» обязалось передать ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Саха (Якутия) в собственность объект недвижимости общей площадью 86,5 кв. м. В свою очередь, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Саха (Якутия) обязалось передать в собственность ОАО «ИК «СахаИнвест-Сервис» с согласия ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Саха (Якутия) объект недвижимости — здание, находящееся в федеральной собственности, общей площадью 95.8 кв. м. По акту приемки-передачи объекты мены были переданы сторонами.

В кассационной жалобе заявители настаивали, что договор мены, по их мнению, был заключен без нарушения положений федерального законодательства.

Судом было установлено, что исходя из положений комментируемого Закона, в том числе п. 2 комментируемой статьи, государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе, при этом установлен прямой запрет на обмен государственного или муниципального имущества на находящееся в частной собственности имущество. В этой связи кассационная жалоба была оставлена без удовлетворения (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29 декабря 2010 г. N А58-2038/2010).

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code