Статья 30.1. Особенности приватизации объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем

 Комментарий к статье 30.1 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»

1. Комментируемая статья определяет особенности приватизации таких объектов, как:

1) объекты электросетевого хозяйства — линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование (ст. 3 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ «Об электроэнергетике»);

2) источники тепловой энергии — устройства, предназначенные для производства тепловой энергии (ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении»);

3) тепловые сети — совокупность устройств (включая центральные тепловые пункты, насосные станции), предназначенных для передачи тепловой энергии, теплоносителя от источников тепловой энергии до теплопотребляющих установок (ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ);

4) централизованные системы горячего водоснабжения — комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (ст. 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении»);

5) объекты централизованных систем горячего водоснабжения — инженерные сооружения, входящие в состав централизованной системы горячего водоснабжения (в том числе центральные тепловые пункты), непосредственно используемые для горячего водоснабжения (ст. 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ).

2. Из п. 1 комментируемой статьи следует, что приватизация объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем осуществляется в общем порядке, предусмотренном комментируемым Законом, с теми особенностями, что в отношении этих объектов должен быть установлен ряд обязательств, а именно:

1) обязательство по строительству — обязательство по созданию объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем;

2) обязательство по реконструкции — обязательство по изменению параметров объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем, в том числе надстройке, перестройке, расширению таких объектов, а также замене и (или) восстановлению несущих строительных конструкций данных объектов, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов;

3) обязательство по модернизации (инвестиционное обязательство) — обязательство по достройке либо проведению иных подобных работ, которые приводят к улучшению строительных конструкций, характеристик и показателей по сравнению с первоначальными;

4) обязательство по эксплуатации (эксплуатационное обязательство) — обязательство по использованию по назначению объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем.

3. Пункт 2 комментируемой статьи содержит положение относительно условий инвестиционных обязательств и эксплуатационных обязательств в отношении объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем, аналогичное положению в отношении объектов культурного наследия архитектурных ансамблей, усадебных и дворцово-парковых комплексов, установленному п. 1 ст. 29 комментируемого Закона (см. комментарий к п. 1 ст. 29), о распространении данных условий на все составные части указанных объектов в том случае, если они являются сложными вещами. Таким образом, реконструироваться и (или) модернизироваться, а также эксплуатироваться должны все составные части данных объектов.

4. Из п. 3 комментируемой статьи следует, что элементом условия эксплуатационных обязательств является обязанность приобретателя объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем предоставлять путем использования данных объектов потребителям и абонентам товары, оказывать услуги, а также обеспечивать им возможность получения данных товаров и услуг. Соответственно, содержание этих товаров и услуг зависит от специфики указанных объектов. Таким образом, это могут быть, например, услуги в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения.

Под потребителями следует понимать лиц, приобретающих соответствующие товары и услуги, например, электрическую и тепловую энергию, а под абонентами — лиц, заключивших договоры на получении таких товаров и услуг.

При этом такие товары и услуги должны предоставляться потребителям и абонентам по регулируемым ценам (тарифам), то есть тем ценам (тарифам), которые установлены в соответствии с федеральным законодательством органами, уполномоченными в сфере регулирования цен (тарифов).

Однако из предусмотренного п. 3 комментируемой статьи требования об условии эксплуатационного обязательства относительно предоставления таких товаров и услуг имеется исключение, исходя из которого федеральными законами, а также нормативными правовыми актами Правительства РФ, уполномоченных в сфере регулирования цен (тарифов) федеральных органов власти могут быть установлены требования о прекращении или приостановлении предоставления потребителям товаров, услуг путем использования вышеуказанных объектов. Обратим внимание на то, что данное исключение установлено с нарушением правил юридической техники, так как оно предполагает прекращение или приостановление предоставления товаров и услуг только потребителям, а не абонентам, как это предусмотрено в целом п. 3 комментируемой статьи.

5. Пункт 4 комментируемой статьи содержит бланкетные нормы, касающиеся порядка определения условий инвестиционных обязательств. Так, исходя из п. 4 эти условия определяются следующим образом:

1) в отношении объектов электросетевого хозяйства такой порядок определяется инвестиционной программой субъекта электроэнергетики, которая в соответствии с положениями Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ утверждается Правительством РФ или уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти либо органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также если это инвестиционная программа территориальных сетевых организаций, отнесенных к числу субъектов, инвестиционные программы которых утверждаются и контролируются федеральными органами исполнительной власти, то согласовывается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

2) в отношении источников тепловой энергии, тепловых сетей, открытых систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем — инвестиционной программой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, которая на основании п. 10 ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ представляет собой программу мероприятий организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, по строительству, реконструкции и (или) модернизации источников тепловой энергии и (или) тепловых сетей в целях развития, повышения надежности и энергетической эффективности системы теплоснабжения, подключения (технологического присоединения) теплопотребляющих установок потребителей тепловой энергии к системе теплоснабжения, которая утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения по согласованию с органами местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения, за исключением случаев, установленных указанным Федеральным законом;

3) в отношении закрытых систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем — инвестиционной программой организации, осуществляющей горячее водоснабжение, которая в соответствии с п. 8 ст. 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ представляет собой программу мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

6. Пункт 5 комментируемой статьи содержит требование к содержанию инвестиционного обязательства, которое, на наш взгляд, с учетом положений п. 4 комментируемой статьи, является излишним. Так, инвестиционное обязательство должно соответствовать требованиям, предъявляемым к содержанию инвестиционных программ определенного вида, а также включать в себя предельные сроки исполнения инвестиционного обязательства. Однако с учетом общего положения п. 4 комментируемой статьи о том, что условия инвестиционных обязательств должны быть предусмотрены в соответствующих инвестиционных программах, установление в отношении их дополнительных требований является необоснованным и нецелесообразным. Так, например, согласно ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ инвестиционная программа и, соответственно, инвестиционное обязательство должны предусматривать нормативные сроки подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к системе теплоснабжения.

Кроме того, п. 5 комментируемой статьи предусматривает, что превышение вышеуказанных сроков является существенным нарушением инвестиционного обязательства собственником (лицом, обладающим правомочиями собственника, — владение, пользование, распоряжение) и (или) законным владельцем (лицом, обладающим только полномочием владения). Последствия такого нарушения определены в п. 12 комментируемой статьи.

7. Пункт 6 комментируемой статьи содержит требование, предъявляемое к эксплуатационным обязательствам, установление которого соответствует положениям, в частности, ст. 41.2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ и ст. 28.2 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ. Требование заключается во включении в содержание эксплуатационного обязательства максимального периода прекращения поставок потребителям и абонентам соответствующих товаров, оказания услуг и допустимого объема непредоставления соответствующих товаров, услуг, превышение которых является существенным нарушением эксплуатационного обязательства собственником и (или) законным владельцем соответствующих объектов. Согласно положениям указанных Федеральных законов такие условия должны содержаться в договорах аренды соответствующих объектов.

8. Из п. 7 комментируемой статьи следует, что приватизировать объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем могут:

1) унитарное предприятие, которому принадлежат такие объекты на соответствующем вещном праве, то есть на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления;

2) организация, которой принадлежат права владения и (или) пользования такими объектами. Учитывая, что п. 7 комментируемой статьи не содержит уточнения об организационно-правовой форме, такой организацией может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, которому принадлежат вышеуказанные права на такие объекты. Как правило, организации эти права могут принадлежать на основании такого гражданско-правового договора, как договор аренды.

В целом п. 7 комментируемой статьи направлен на определение порядка принятия соответствующим уполномоченным органом решения об условиях приватизации в отношении указанных объектов. Данное решение принимается после утверждения уполномоченным органом соответствующих инвестиционных программ из числа указанных в п. 4 комментируемой статьи (см. комментарий к п. 4). Такое положение рассматриваемого пункта представляется правомерным и обоснованным, так как условия инвестиционных обязательств определяются исходя исключительно из инвестиционных программ. Таким образом, решение об условиях приватизации должно соответствовать положениям инвестиционных программ соответствующего направления.

9. Положения п. 8 комментируемой статьи юридически и практически связаны с положениями п. 7 комментируемой статьи, так как ими устанавливается необходимость включения условий инвестиционных обязательств и эксплуатационных обязательств в состав решения об условиях приватизации объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем.

Кроме того, п. 8 комментируемой статьи предусматривает, что эти условия в обязательном порядке должны включаться в:

1) условия договора купли-продажи данных объектов при условии, что приватизация указанных объектов и (или) систем осуществляется посредством их продажи;

2) условия договора купли-продажи акций в случае, если приватизация этих объектов осуществляется путем внесения их в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества.

Таким образом, указанные условия будут являться существенными условиями таких договоров купли-продажи.

10. Пункт 9 комментируемой статьи содержит норму, аналогичную норме п. 3 ст. 29 комментируемого Закона (см. комментарий к п. 3 ст. 29), об одновременной государственной регистрации ограничений (обременений) права собственности на объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем в виде инвестиционных обязательств и эксплуатационных обязательств и права собственности на данные объекты.

11. Полагаем, что установление требования об исполнении условий инвестиционных обязательств в соответствии с определенной инвестиционной программой, как это предусмотрено в п. 10 комментируемой статьи, является нецелесообразным, поскольку установление требования о том, что условия инвестиционных обязательств определяются в соответствующих инвестиционных программах (см. комментарий к п. 4), по существу, означает, что и исполняются эти условия также согласно положениям инвестиционных программ определенного направления. В этой связи считаем норму п. 10 комментируемой статьи излишней и дублирующей норму п. 4 комментируемой статьи (см. комментарий к п. 4).

12. Пункт 11 комментируемой статьи направлен на регулирование вопросов об осуществлении контроля за исполнением условий инвестиционных и эксплуатационных обязательств. По существу, порядок такого контроля сводится к следующим его элементам:

1) контроль за исполнением условий инвестиционных обязательств осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, которые определяют порядок осуществления контроля за реализацией соответствующих инвестиционных программ. На наш взгляд, такое требование является правомерным, поскольку в целом условия инвестиционных обязательств включаются в соответствующие инвестиционные программы, в связи с чем и контроль за их исполнением также должен осуществляться в соответствии с положениями нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы контроля за реализацией таких программ;

2) контроль за исполнением условий инвестиционных обязательств, в частности в отношении объектов электросетевого хозяйства, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, что также является правомерным, поскольку речь идет об отраслевых органах исполнительной власти, наделенных специальной компетенцией, сотрудники которых обладают специальными знаниями в области электросетевого хозяйства;

3) контроль за исполнением условий инвестиционных обязательств, в частности в отношении закрытых систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем, осуществляется в соответствии с Правилами разработки, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утв. Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. N 641, согласно которым контроль за выполнением инвестиционных программ включает:

— контроль сроков исполнения графика реализации мероприятий инвестиционных программ;

— контроль финансирования проектов, предусмотренных инвестиционными программами;

— контроль достижения целевых показателей деятельности регулируемых организаций в течение срока реализации инвестиционных программ;

— контроль использования платы за подключение (технологическое присоединение) к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения;

— проведение проверок хода реализации инвестиционных программ, в том числе проведение мониторинга их реализации в части строительства (реконструкции, модернизации) объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения;

— анализ и обобщение отчетов об исполнении инвестиционных программ регулируемых организаций;

4) контроль за исполнением условий эксплуатационных обязательств в отношении объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, которые приняли решения об условиях приватизации, либо органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, которым переданы соответствующие контрольные полномочия. На наш взгляд, такое распределение контрольных полномочий является правомерным и обоснованным, так как в решении об условиях приватизации содержатся условия эксплуатационных обязательств, поэтому органы, принявшие такие решения, по нашему мнению, вправе и контролировать исполнение этих условий.

Кроме того, вышеуказанные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления должны установить при этом порядок осуществления контроля за исполнением условий эксплуатационных обязательств.

13. Пункт 12 комментируемой статьи определяет последствия существенного нарушения инвестиционного обязательства и (или) эксплуатационного обязательства собственником и (или) законным владельцем объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем, в том числе и превышение допустимого объема непредоставления потребителям соответствующих товаров.

В таких случаях органу государственной власти Российской Федерации, органу государственной власти субъектов Российской Федерации или органу местного самоуправления в зависимости от того, в чьей собственности находились вышеуказанные объекты до их приватизации, предоставлено право обратиться в суд с иском об изъятии посредством выкупа таких объектов. При этом стоимость таких объектов определяется в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Так, исходя из ст. 9 данного Федерального закона для проведения оценки этих объектов необходимо заключение договора на проведение такой оценки.

При этом в стоимость указанных объектов не включается размер убытков, которые были причинены потребителям в результате существенного нарушения таких обязательств, что представляется нам справедливым, так как при наличии вины собственника этих объектов предоставление ему компенсации за причиненные им же убытки потребителям соответствующих товаров и услуг не является правомерным и обоснованным.

14. Пункт 13 комментируемой статьи содержит норму, которая полностью соответствует ст. 210 ГК РФ о возложении на собственника имущества бремени его содержания. Так, согласно данному пункту при переходе права собственности на объекты электросетевого хозяйства, источники тепловой энергии, тепловые сети, централизованные системы горячего водоснабжения и отдельные объекты таких систем к новому собственнику переходят и инвестиционные обязательства и (или) эксплуатационные обязательства, поскольку эти обязательства являются элементом бремени содержания вышеуказанных объектов.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code