Статья 30. Особенности приватизации объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения

 Комментарий к статье 30 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»

1. Пункт 1 комментируемой статьи определяет особенность приватизации объектов социально-культурного назначения в их взаимосвязи с имущественным комплексом унитарного предприятия, то есть приватизация таких объектов осуществляется в составе имущественного комплекса унитарного предприятия. Безусловно, такая приватизация возможна лишь в том случае, если предмет и цель деятельности унитарного предприятия связаны с социально-культурной сферой. Поэтому к приватизируемым объектам, на которые распространяются положения п. 1 комментируемой статьи, относятся:

— объекты здравоохранения — объекты, которые созданы для обеспечения функционирования системы охраны здоровья, то есть обеспечения состояния физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма;

— объекты культуры — объекты, при помощи которых осуществляется сохранение, создание, распространение и освоение культурных ценностей;

— объекты спорта — объекты недвижимого имущества или комплексы недвижимого имущества, специально предназначенные для проведения физкультурных мероприятий и (или) спортивных мероприятий, в том числе спортивные сооружения (п. 7 ст. 2 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»).

При этом п. 1 комментируемой статьи содержит исключения в отношении ряда объектов, которые имеют особое назначение. К таким объектам относятся:

— объекты, обеспечивающие нужды органов социальной защиты населения, в том числе домов для престарелых, госпиталей и санаториев для инвалидов и престарелых. Иными словами, это социальные объекты, которые необходимы органам государственной власти и органам местного самоуправления, уполномоченным в сфере социальной защиты населения, для предоставления мер социальной защиты (мер социальной поддержки) отдельным категориям населения;

— объекты здравоохранения, культуры, предназначенные для обслуживания жителей соответствующего поселения — объекты, которые необходимы для предоставления мер государственной поддержки и услуг в сфере здравоохранения и культуры жителям городского поселения (города или поселка, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления) или сельского поселения (одного или нескольких объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления);

— объекты социальной инфраструктуры для детей — объекты, которые предназначены для предоставления мер социальной поддержки детям;

— жилищный фонд и объекты его инфраструктуры. Согласно ст. 19 ЖК РФ жилищный фонд — это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации, соответственно, объекты жилищного фонда — это объекты, которые необходимы для обеспечения его функционирования и защиты жилищных прав граждан;

— объекты транспорта и энергетики, предназначенные для обслуживания жителей соответствующего поселения. Исходя из положений Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» объекты транспорта — это объекты, которые предназначены для обеспечения функционирования транспортного комплекса, то есть это железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование. Объекты энергетики — это объекты, которые предназначены для обеспечения протекания технологических процессов в области энергетики. При этом и объекты транспорта, и объекты энергетики в данном случае должны быть предназначены для обслуживания жителей определенного городского или сельского поселения.

Полагаем, что установленные п. 1 комментируемой статьи исключения в отношении вышеуказанных объектов являются правомерными, так как в целом данные исключения направлены на защиту прав и законных интересов граждан в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, а также жилищной сфере.

При этом из п. 1 комментируемой статьи следует возможность изменения назначения вышеуказанных объектов, например, путем их реконструкции, модернизации, изменения их целевого назначения в проектно-сметной документации и иными правовыми способами. Такое изменение согласно п. 1 комментируемой статьи осуществляется по согласованию с соответствующими органами местного самоуправления. Под такими соответствующими органами местного самоуправления следует понимать органы местного самоуправления, на территориях которых расположены указанные объекты, либо органы местного самоуправления тех муниципальных образований, населению которых предоставляются меры социальной поддержки, социальной защиты и социального и культурного обслуживания.

Исключение из этих объектов составляют объекты социальной инфраструктуры для детей, изменение назначения которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», который, в частности, предусматривает, что принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, а также о реорганизации или ликвидации государственных организаций, муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей, допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, развития, отдыха и оздоровления детей, оказания им медицинской помощи, профилактики заболеваний у детей, их социальной защиты и социального обслуживания.

2. Пунктами 1.1 — 1.3 комментируемой статьи установлены особенности приватизации объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и (или) отдельных объектов таких систем, входящих в состав имущественного комплекса унитарного предприятия. Такие особенности зависят от значения данных объектов для унитарного предприятия. Иными словами, если указанные объекты являются основными производственными фондами унитарного предприятия, то они приватизируются в составе имущественного комплекса унитарного предприятия.

Исходя из п. 1.3 комментируемой статьи основной производственный фонд унитарного предприятия в виде данных объектов имеет место при получении унитарным предприятием прибыли от использования данных объектов в размере, большем, чем размер прибыли, полученной от иных видов деятельности, предусмотренных уставом унитарного предприятия. Недостатком данного пункта является то, что в нем отсутствуют положения, позволяющие определить механизм расчета такой прибыли, в частности субъектов, которые будут такой размер определять, так как при приватизации таких объектов необходимо подтвердить наличие большей прибыли от использования этих объектов.

Пункт 1.2 комментируемой статьи содержит отсылочную норму к ст. 30.1 комментируемого Закона, регулирующей вопросы приватизации, в частности, объектов электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и (или) отдельных объектов таких систем, за исключением данных объектов, не являющихся основными производственными фондами унитарного предприятия.

3. Пункты 2 и 3 комментируемой статьи регулируют вопросы правовой судьбы объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, не включенных в подлежащий приватизации имущественный комплекс унитарного предприятия. Эти объекты, исходя из п. п. 2 и 3 комментируемой статьи, можно разделить на две большие группы:

1) не разрешенные для приватизации объекты — это объекты, включенные в перечень, установленный п. 1 комментируемой статьи. Данные объекты должны быть переданы в муниципальную собственность. По данному вопросу сложилась судебная практика.

Пример: потребительское общество «Ставропольские парки культуры и отдыха» обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, администрации города Ставрополя, Министерству культуры Ставропольского края с требованием признать незаконным решение указанного Комитета об отказе обществу в предоставлении преимущественного права выкупа арендованного имущества. К спорному арендованном имуществу относилось имущество парк «Центральный», который создан более 150 лет назад, является памятником природы краевого значения. Арбитражными судами первой, апелляционной инстанций, а также ФАС Северо-Кавказского округа требования указанного общества были удовлетворены. Однако ВАС РФ было установлено, что объекты, в отношении которых обществом заявлено о реализации права на преимущественный выкуп, расположены на территории двух городских парков культуры и отдыха, предназначены и подлежат использованию для организации культурного отдыха жителей города Ставрополя, поэтому исходя из п. 2 комментируемой статьи приватизации они не подлежат (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 10 апреля 2012 г. N 16662/11);

2) разрешенные для приватизации объекты — приватизация этих объектов осуществляется отдельно от имущественного комплекса унитарного предприятия в соответствии с комментируемым Законом.

4. Положения п. 4 комментируемой статьи направлены на обеспечение сохранения целевого назначения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, в связи с чем согласно данному пункту обязательным условием их приватизации является сохранение собственником, то есть лицом, в собственность которого они перешли в рамках приватизации, их назначения. Срок сохранения такого назначения должен быть установлен в решении об условиях приватизации. При этом в п. 4 комментируемой статьи установлены два максимальных срока сохранения приобретателем вышеуказанных объектов их назначения:

1) пять лет со дня перехода прав на приватизируемое имущество к его приобретателю в порядке приватизации;

2) десять лет со дня перехода прав на объекты социальной инфраструктуры для детей к его приобретателю в порядке приватизации.

На наш взгляд, установление именно максимального срока, по истечении которого приобретатель должен изменить назначение таких объектов, представляется не совсем верным, так как в этом случае приобретатель не обязан заботиться о сохранении назначения таких объектов в дальнейшем. С другой стороны, установленное федеральным законодателем ограничение для решения об условиях приватизации не является препятствием для сохранения назначения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения. Такая двусмысленная возможность понимания срока является недостатком п. 4 комментируемой статьи.

Также п. 4 комментируемой статьи предоставляет органам местного самоуправления право обратиться в суд с иском об изъятии посредством выкупа объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения для муниципальных нужд в случае нарушения собственником условия о сохранении назначения приватизированного объекта социально-культурного и коммунально-бытового назначения. С учетом того, что в п. 4 комментируемой статьи не регламентируется механизм такого выкупа, выкуп должен осуществляться в соответствии с положениями гражданского законодательства. Иными словами, должно быть принято решение органа местного самоуправления о выкупе объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения для муниципальных нужд, определена выкупная цена. При этом собственник объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения для муниципальных нужд должен быть предупрежден о таком предстоящем выкупе находящихся в его собственности объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения для муниципальных нужд с обоснованием причин такого выкупа.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code