Статья 29. Особенности приватизации объектов культурного наследия

 Комментарий к статье 29 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»

Комментируемая статья направлена на регулирование вопросов приватизации объектов культурного наследия, которыми являются объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры (ст. 3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

1. Согласно п. 1 комментируемой статьи приватизация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры, а также выявленных объектов культурного наследия) осуществляется в соответствии с положениями комментируемого Закона. Так, например, на приватизацию объектов культурного наследия распространяются требования комментируемого Закона об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества (см. комментарий к ст. 7), установленные ст. 13 комментируемого Закона способы приватизации, а также положение п. 16 ст. 43 комментируемого Закона о том, что при выявлении имущества, подлежавшего внесению в уставный капитал открытого акционерного общества и не включенного при его создании в состав приватизированного имущества, указанному обществу предоставляется первоочередное право приобретения такого имущества по рыночной цене (см. комментарий к ст. 43).

Пример: в Самарской области имело место судебное разбирательство по исковому заявлению ОАО «Жигулевское пиво» к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, город Самара, о признании незаконным отказа, выразившегося в непринятии решения о предоставлении в собственность зданий и ненаправлении проекта договора купли-продажи, об обязании в месячный срок со дня вступления в законную силу судебного акта по данному делу принять решение о предоставлении имущества в собственность за выкуп. Спор возник относительно ряда зданий, которые, как следовало из материалов судебного дела, являются федеральной собственностью и относятся к памятникам культуры местного значения. В связи с этим ОАО «Жигулевское пиво» обратилось в ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области с заявлением о предоставлении первоочередного права на приобретение по рыночной цене недвижимого имущества. Однако ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области отказало данному юридическому лицу в предоставлении указанных спорных объектов в собственность на основании его первоочередного права на приобретение по рыночной цене недвижимого имущества. В то же время суды установили, что обстоятельства данного дела позволяют сделать вывод о том, что препятствием к реализации преимущественного права ОАО «Жигулевское пиво» с учетом положения п. 1 комментируемой статьи на приватизацию имущества в ранее действовавшем порядке явились неправомерные действия государственного органа, в связи с чем нарушенное право общества подлежит восстановлению путем предоставления ему первоочередного права приватизации (см. Постановление ФАС Поволжского округа от 26 сентября 2012 г. по делу N А55-28285/2011).

При этом п. 1 комментируемой статьи содержит условие об обязательном установлении в отношении приватизируемых объектов культурного наследия (памятников истории и культуры, а также выявленных объектов культурного наследия) обязательств субъектов приватизации по их содержанию, сохранению и использованию, что полностью соответствует требованиям Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ. Так, например, ст. 48 указанного Федерального закона предусматривает, что собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В том случае, если отдельные объекты культурного наследия, а именно архитектурные ансамбли, усадебные и дворцово-парковые комплексы, являются сложными вещами, то есть вещами, соединенными таким образом, который предполагает их использование по общему назначению (ст. 134 ГК РФ), то охранные обязательства должны устанавливаться на все их составные части, что соответствует общему гражданско-правовому принципу в отношении таких вещей, который следует из ст. 134 ГК РФ о том, что, в частности, действие сделки, заключенной по поводу сложной вещи, распространяется на все входящие в нее вещи, поскольку условиями сделки не предусмотрено иное. В данном же случае вместо сделки выступает охранное обязательство, которое распространяется на все вещи, входящие в состав указанных объектов культурного наследия.

2. Пункт 2 комментируемой статьи с учетом положений ст. 4 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ определяет субъекты, которые вправе определять условия охранных обязательств в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в зависимости от их значения. Так:

1) в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения (объектов, обладающих историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющих особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объектов археологического наследия) условия охранных обязательств определяются Министерством культуры РФ;

2) в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения, выявленных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) (объектов, обладающих историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющих особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации) условия охранных обязательств определяются уполномоченными в области охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся данные объекты. Так, в соответствии с подп. 37 п. 10 Положения о Министерстве культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл, утв. Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 15 ноября 2012 г. N 418, в Республике Марий Эл таким органом является Министерство культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл;

3) в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения (объектов, обладающих историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющих особое значение для истории и культуры муниципального образования) условия охранных обязательств определяются органами местного самоуправления муниципальных образований, на территориях которых находятся данные объекты. Так, например, в Северо-Эвенском районе Магаданской области таким органом является Комитет по управлению культурой Северо-Эвенского района администрации Северо-Эвенского района.

При этом органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право в отношении расположенных на их территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения вносить предложения об условиях охранных обязательств данных объектов. Так, например, органы исполнительной власти Московской области и администрация городского округа Черноголовка вправе вносить предложения об условиях охранных обязательств объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) федерального значения, расположенных на территории городского округа Черноголовка.

Полагаем, что предоставление указанным органам данного права является правомерным, поскольку позволяет им в этом случае выдвинуть инициативу об учете особенностей развития соответствующего субъекта Российской Федерации и муниципального образования, а также особенностей возможного режима охраны таких объектов.

3. Пункт 3 комментируемой статьи направлен на регулирование вопросов оформления охранных обязательств в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) и государственной регистрации ограничений (обременений), установленных ими. Оформление охранных обязательств в отношении объектов культурного наследия осуществляется в соответствии с Положением о подготовке и выполнении охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2002 г. N 894, согласно которому уполномоченные органы в области охраны объектов культурного наследия утверждают охранное обязательство и направляют его в орган исполнительной власти, к компетенции которого относится подготовка решений об условиях приватизации объектов культурного наследия. Условия охранного обязательства включаются в решение об условиях приватизации объекта культурного наследия или имущественного комплекса унитарного предприятия, в составе которого приватизируется объект культурного наследия.

При этом такое охранное обязательство является существенным условием договора купли-продажи объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) или имущественного комплекса унитарного предприятия, в составе которого приватизируется объект культурного наследия (памятник истории и культуры), то есть условием, которое является существенным или необходимым для данного договора (ст. 432 ГК РФ).

Относительно государственной регистрации ограничений (обременений), установленных охранными обязательствами в отношении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), и прав собственности на объект культурного наследия выявленный объект культурного наследия или имущественный комплекс унитарного предприятия, в составе которого приватизируется объект культурного наследия, п. 3 комментируемой статьи содержит условие, которое, можно сказать, является исключением из положений о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленных Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Это условие заключается в одновременной государственной регистрации ограничений (обременений), установленных охранными обязательствами, и государственной регистрации прав собственности на вышеуказанные объекты.

4. Пункт 4 комментируемой статьи содержит особенности установления охранных обязательств в отношении объектов культурного наследия. Прежде всего следует отметить, что в п. 4 комментируемой статьи содержится бланкетная норма об утверждении уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти требований к подготовке охранных обязательств, их содержанию и выполнению, мер по контролю за их выполнением, а также требований к подтверждению собственником объекта культурного наследия выполнения этих обязательств. Однако на самом деле вышеуказанные требования и меры утверждены не вышеуказанным уполномоченным органом, а собственно Правительством РФ (Положение о подготовке и выполнении охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия, утв. Постановлением Правительства РФ от 16 декабря 2002 г. N 894).

Исходя из п. 4 комментируемой статьи содержание охранного обязательства должно включать в себя требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ, а также иные обеспечивающие сохранность такого объекта требования. Так, например, относительно условий доступа граждан к объектам культурного наследия п. 14 вышеуказанного Положения предусматривает, что условия охранного обязательства, касающиеся содержания и использования объекта культурного наследия, должны предусматривать порядок и условия обеспечения собственником доступа граждан к приватизированному объекту культурного наследия, в том числе в научных и образовательных целях, включая периодичность посещений, предельный размер взимаемой платы за посещения, а также основания и порядок изменения указанных условий, а относительно реставрационных и ремонтных работ п. 12 данного Положения предусмотрено, что отдельные условия охранного обязательства, касающиеся сохранения объекта культурного наследия, могут быть изложены в виде плана ремонтно-реставрационных или иных работ и благоустройства территории объекта культурного наследия, утверждаемого в установленном порядке, с указанием сроков разработки и утверждения проектно-сметной документации, ориентировочной стоимости работ, предполагаемых сроков выполнения работ и порядка подтверждения их выполнения.

Кроме того, п. 4 комментируемой статьи содержит исключение из общих требований, предъявляемых к охранному обязательству объектов культурного наследия, касающееся интерьера внутренних помещений объекта культурного наследия. Данное исключение заключается в том, что при условии, что такой интерьер не является предметом охраны объекта культурного наследия, обеспечение доступа граждан во внутренние помещения объекта культурного наследия не может быть вменено в обязанность собственника объекта культурного наследия. На наш взгляд, такое исключение является обоснованным и справедливым, так как в отсутствие обязательства по охране интерьера внутренних помещений объекта культурного наследия необходимость в обеспечении доступа граждан к такому интерьеру также отсутствует.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code