Статья 25. Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ

 Комментарий к статье 25 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»

1. В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» государственные органы и органы местного самоуправления не могут выступать учредителями общества, если иное не установлено федеральными законами.

В порядке такого исключения комментируемая статья устанавливает порядок внесения государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ в порядке приватизации государственного и муниципального имущества.

Относительно исключительных прав нужно отметить, что к ним относятся права на обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги (фирменное наименование, товарные знаки, знаки обслуживания), и другие исключительные права. Исходя из п. 1 ст. 1220 ГК РФ правообладатель вправе использовать результаты интеллектуальной деятельности (программы для ЭВМ, изобретения, полезные модели, топологии интегральных микросхем и т.д.) и средства индивидуализации по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом.

Также в соответствии с п. 6 ст. 66 ГК РФ вкладом в имущество хозяйственного общества могут быть в том числе имущественные права. Денежная оценка вклада участника хозяйственного общества производится по соглашению между учредителями (участниками) общества и в установленных законом случаях подлежит независимой экспертной проверке.

Внесение государственного, муниципального имущества и исключительных прав в уставные капиталы открытых акционерных обществ может осуществляться в двух случаях:

1) при учреждении открытых акционерных обществ;

2) в порядке оплаты размещаемых дополнительных акций при увеличении уставных капиталов открытых акционерных обществ.

2. Для такого способа приватизации государственного и муниципального имущества установлено общее правило: доля акций открытого акционерного общества, которые:

— находятся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

— приобретаются соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием, —

не может быть меньше чем 25 процентов плюс одна акция в общем количестве обыкновенных акций этого акционерного общества. Иными словами, такая доля должна составлять больше, чем 1/4 от всего объема обыкновенных акций.

Данное требование может быть изменено Президентом РФ в отношении стратегических акционерных обществ. Так, ч. 2 Указа Президента РФ от 30 сентября 2010 г. N 1190 «О дальнейшем развитии открытого акционерного общества «ИНТЕР РАО ЕЭС» установлено, что доля акций, принадлежащих Российской Федерации, в общем количестве обыкновенных акций открытого акционерного общества «ИНТЕР РАО ЕЭС» может составлять менее чем 25 процентов плюс одна акция. Кроме того, ч. 9 ст. 28 комментируемого Закона устанавливает, что при внесении земельных участков, занятых объектами недвижимости и необходимых для их использования, в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ указанное ограничение не подлежит применению.

Говоря об обыкновенных акциях, нужно отметить, что это бессрочная ценная бумага. На общем собрании акционеров владелец обыкновенной акции имеет право голоса, а также право на получение дивидендов при наличии у акционерного общества прибыли и на получение части имущества пропорционально принадлежащей акционеру доле в том случае, если общество прекратило свое существование. Номинальная стоимость всех обыкновенных акций общества должна быть одинаковой (ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ).

Особенностям создания и правового положения открытых акционерных обществ, акции которых находятся в государственной или муниципальной собственности, посвящена глава VII комментируемого Закона (см. комментарий к ней).

3. Пункт 3 комментируемой статьи определяет условия, при которых возможно внесение государственного или муниципального имущества и исключительных прав в качестве оплаты размещаемых (то есть приобретаемых акционерами) дополнительных акций открытого акционерного общества.

Во-первых, необходимо принятие открытым акционерным обществом в установленном порядке решения об увеличении уставного капитала путем размещения дополнительных акций. При этом следует предусмотреть, что оплата дополнительных акций будет осуществляться в том числе государственным или муниципальным имуществом (вид имущества должен быть указан в решении). Равным образом в решении предусматривается и оплата акций исключительными правами, которые принадлежат соответственно Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, с обязательным указанием объема, пределов и способа использования таких исключительных прав.

Во-вторых, дополнительные акции, в оплату которых вносятся государственное имущество, муниципальное имущество и (или) исключительные права, должны являться обыкновенными, а не привилегированными акциями.

В-третьих, оценку государственного или муниципального имущества, которое вносится в оплату дополнительных акций, надлежит провести в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

4. При внесении государственного или муниципального имущества, а также исключительных прав в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества необходимо учитывать совокупность требований, предусмотренных в специальных федеральных законах, в отношении:

— количества акций, которые приобретаются в собственность Российской Федерации, а также субъекта Российской Федерации или муниципального образования;

— доли этих акций в общем количестве обыкновенных акций открытого акционерного общества;

— стоимости государственного или муниципального имущества, вносимого в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества (то есть цена приобретения указанных акций).

Они должны определяться в соответствии с:

— Федеральным законом от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

— законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (прежде всего Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).

Из указанных законодательных актов возможны изъятия в силу специфики тех или иных объектов. Иные требования могут быть установлены:

— Федеральным законом от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта»;

— Федеральным законом от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

5. В п. 5 комментируемой статьи речь также идет о случае утверждения Президентом РФ перечня федеральных государственных унитарных предприятий атомного энергопромышленного комплекса, подлежащих преобразованию в открытые акционерные общества, акции которых будут внесены в уставный капитал открытого акционерного общества, создаваемого по решению Президента РФ, согласно п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ.

Перечень федеральных государственных унитарных предприятий атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации, подлежащих преобразованию в открытые акционерные общества, акции которых подлежат внесению в уставный капитал открытого акционерного общества «Атомный энергопромышленный комплекс», приведен в приложении N 5 к Указу Президента РФ от 27 апреля 2007 г. N 556 «О реструктуризации атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации».

Комментируемой статьей предусмотрено, что особенности правового регулирования отношений, возникающих при внесении федерального имущества в уставный капитал открытого акционерного общества в этом случае, определяются указанным Федеральным законом от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ. Часть 3 ст. 3 данного Закона содержит корреспондирующую норму, предусматривающую, что федеральные государственные унитарные предприятия атомного энергопромышленного комплекса, о которых идет речь, подлежат преобразованию в открытые акционерные общества в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации и с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code