Статья 24. Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены

 Комментарий к статье 24 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»

1. Следующим способом приватизации государственного, муниципального имущества является продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены.

Данный способ не может являться первичным. Он применяется только в случае, если не состоялась продажа такого имущества посредством публичного предложения, которая проводится при признании несостоявшимся проведенного до того аукциона (см. ст. 23 комментируемого Закона).

Как следует из самого названия данного способа, при продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены его начальная цена не определяется.

Пример: в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 28 февраля 2013 г. по делу N А17-2880/2012 суд указал, что условие, устанавливающее при применении данного способа необходимость уплаты стоимости имущества, которая не может быть ниже его рыночной стоимости, противоречит закону и не может быть применено.

2. Как указано в ч. 2 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены, утв. Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 г. N 549, организацию продажи имущества в данном случае осуществляет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, а в отношении недвижимого военного имущества Вооруженных Сил Российской Федерации — Министерство обороны Российской Федерации. По решению Правительства РФ организацию продажи приватизируемого федерального имущества, равно как и осуществление функций продавца от имени Российской Федерации, могут выполнять юридические лица в соответствии с агентским договором.

Что касается продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, то согласно п. п. 2, 3 ст. 4, п. 2 ст. 6 комментируемого Закона законодательство субъектов Российской Федерации о приватизации состоит из законов субъектов Федерации и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов субъектов Федерации, а приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации. При этом компетенция органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления определяется соответственно законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления. Можно сделать вывод, что продавцы в этом случае определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.

Продавец в процессе подготовки и проведения продажи имущества осуществляет ряд функций, в том числе:

— устанавливает срок приема заявок на приобретение имущества (дату и время начала и окончания приема заявок) и дату подведения итогов продажи имущества. Срок приема заявок должен быть не менее 25 календарных дней (ч. 5 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены);

— организует подготовку и публикацию информационного сообщения о продаже имущества, а также размещение соответствующей информации в сети Интернет. Как указано в ч. 2 комментируемой статьи, информационное сообщение о продаже имущества без объявления цены должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 15 комментируемого Закона, за исключением начальной цены (которая в данном случае не может быть установлена);

— принимает заявки юридических и физических лиц, а также предложения о цене приобретения имущества и иные документы;

— уведомляет претендента о признании его покупателем имущества или об отказе в рассмотрении поданной им заявки и предложения о цене приобретения имущества;

— заключает с покупателем договор купли-продажи имущества;

— организует подготовку и публикацию информационного сообщения об итогах продажи имущества, размещение его в сети Интернет;

— обеспечивает передачу имущества покупателю и совершает необходимые действия, связанные с переходом права собственности на него (ч. 3 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены).

3. Претендент направляет по указанному в информационном сообщении адресу или подает непосредственно по месту приема заявку с необходимыми документами (см. ст. 16 комментируемого Закона).

В заявке должно содержаться обязательство претендента заключить договор купли-продажи имущества по предлагаемой им цене. Форма бланка заявки утверждается продавцом и приводится в информационном сообщении.

Также к заявке прилагается предложение о цене приобретения имущества. В данном случае претенденты самостоятельно, без каких-либо ориентиров определяют цену, по которой они готовы приобрести государственное или муниципальное имущество. Предлагаемая цена приобретения имущества указывается претендентом цифрами и прописью. В том случае, если цифрами и прописью указаны разные суммы, принимается во внимание цена, которая указана прописью.

В целях конфиденциальности предложения о приобретении государственного или муниципального имущества должны подаваться в запечатанном конверте.

Претендент вправе подать только одно предложение о цене приобретения имущества (ч. ч. 5, 6 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены).

Продавец осуществляет прием заявок в течение всего указанного в информационном сообщении срока. Все обращения регистрируются в журнале приема предложений, каждому из них присваивается номер, также указывается время подачи документов — число, месяц, часы и минуты.

При приеме заявки продавец удостоверяет личность претендента или его полномочного представителя, проверив надлежащее оформление уполномочивающих документов, и рассматривает заявки с прилагаемыми к ним документами на предмет их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации.

Продавец отказывает претенденту в приеме заявки в случае, если:

— заявка представлена по истечении установленного в информационном сообщении срока приема заявок;

— заявка представлена лицом, которое не уполномочено претендентом на осуществление этих действий;

— заявка оформлена с нарушением требований, которые были установлены продавцом;

— были представлены не все документы, предусмотренные информационным сообщением, или они оформлены ненадлежащим образом;

— представленные документы не подтверждают право претендента быть покупателем государственного, муниципального имущества (см. ст. 5 комментируемого Закона).

Данный перечень оснований отказа в приеме заявки является исчерпывающим (ч. ч. 7, 8 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены).

Зарегистрированная заявка представляет собой поступившее продавцу предложение (оферту) претендента, которая выражает его намерение считать себя заключившим с продавцом договор купли-продажи имущества по предлагаемой претендентом цене.

По общему правилу претендент не вправе отозвать зарегистрированную заявку (ч. 9 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены).

4. Для определения покупателя имущества продавец вскрывает конверты с предложениями о цене приобретения имущества (при этой процедуре могут присутствовать подавшие их претенденты или их полномочные представители).

В том случае, если поступили предложения от нескольких претендентов, покупателем должно быть признано лицо, которое предложило за имущество наибольшую цену.

Может обнаружиться, что от претендентов поступило нескольких одинаковых предложений о цене имущества покупателем. При этом победителем признается лицо, которое подало заявку раньше, чем другие претенденты (поэтому и время подачи документов в данном случае фиксируется с точностью до минуты).

Если же к рассмотрению было принято только одно предложение о цене приобретения имущества, то покупателем имущества признается претендент, подавший это предложение.

По результатам рассмотрения представленных претендентами документов продавец принимает по каждой зарегистрированной заявке, прошедшей регистрацию, отдельное решение о рассмотрении предложений о цене приобретения имущества. Такое решение оформляется протоколом об итогах продажи имущества, который должен содержать:

— сведения об имуществе;

— общее количество зарегистрированных заявок;

— сведения об отказах в рассмотрении предложений о цене приобретения имущества с указанием подавших их претендентов и причин отказов;

— сведения о рассмотренных предложениях о цене приобретения имущества с указанием подавших их претендентов;

— сведения о покупателе имущества;

— цену приобретения имущества, предложенную покупателем;

— иные необходимые сведения (ч. ч. 10 — 13 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены).

В том случае, если в указанный в информационном сообщении срок ни одна заявка не была зарегистрирована (или по результатам рассмотрения зарегистрированных заявок ни одно предложение о цене приобретения имущества не было принято к рассмотрению), продажа имущества признается несостоявшейся, что также фиксируется в протоколе об итогах продажи имущества.

Информационное сообщение об итогах продажи имущества публикуется в официальном печатном издании и размещается в установленном порядке в сети Интернет (ч. ч. 15, 15.1 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены).

5. Договор купли-продажи имущества заключается с покупателем не ранее чем через десять рабочих дней и не позднее пятнадцати рабочих дней со дня подведения итогов продажи. В таком договоре должна, в частности, предусматриваться уплата покупателем неустойки в случае его уклонения или отказа от оплаты имущества.

Денежные средства в счет оплаты приватизируемого федерального имущества в размере предложенной покупателем цены направляются в федеральный бюджет в сроки, указанные в договоре купли-продажи, но не позднее тридцати рабочих дней со дня его заключения.

В случае предоставления рассрочки оплата имущества осуществляется в соответствии с решением о предоставлении рассрочки (ч. 17 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены).

Продавец обеспечивает получение покупателем документации, которая необходима для государственной регистрации сделки купли-продажи имущества и государственной регистрации перехода права собственности, вытекающего из такой сделки (ч. 20 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены). В случае уклонения покупателя от заключения договора купли-продажи имущества в установленный срок покупатель утрачивает право на заключение такого договора, а продажа имущества признается несостоявшейся (ч. 18 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены).

6. Выше говорилось о подведении итогов продажи федерального государственного имущества и порядке заключения с покупателем договора купли-продажи, установленном Правительством РФ. Применительно к продаже имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, как следует из ч. 5 комментируемой статьи, подведение итогов продажи имущества и порядок заключения с покупателем договора определяется соответственно органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Также в этом случае порядок и сроки перечисления денежных средств в счет оплаты приватизируемого имущества в соответствующий бюджет определяются в соответствии с законами (иными нормативными правовыми актами) субъектов Российской Федерации или правовыми актами органов местного самоуправления (ч. 17 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены).

7. При проведении продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены в электронной форме необходимо руководствоваться общими положениями разд. I и разд. VI Положения об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 г. N 860.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code