Статья 18. Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе

Глава IV. СПОСОБЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

Статья 18. Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе

Комментарий к статье 18 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»

1. Одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества выступает продажа такого имущества на аукционе. Положения комментируемой нормы, основываясь на нормах гражданского законодательства, содержат основные требования к проведению аукциона по продаже государственного или муниципального имущества, которые конкретизируются в подзаконных нормативных актах. Следует обратить внимание, что соблюдение закрепленных в законодательстве правил проведения аукциона обязательно для его участников, поскольку в соответствии со ст. 449 ГК РФ их несоблюдение влечет признание такого аукциона недействительным, что, в свою очередь, влечет недействительность договора, заключенного по результатам такого аукциона.

В целом законодатель в комментируемой норме достаточно последовательно и логично определяет основные условия проведения аукциона.

Положения п. п. 1 и 2 комментируемой статьи определяют особенности проведения торгов в форме аукциона, позволяющие его отграничить от других способов приватизации государственного или муниципального имущества. Аукцион, согласно комментируемой норме, представляет собой такую разновидность торгов, как торги на продажу, суть которых заключается в предложении наиболее высокой цены за товар без возложения на покупателя обязанностей по выполнению каких-либо условий в отношении этого товара (имущества). Таким образом, в содержании процедуры аукциона законодатель выделяет две составляющие, характеризующие эту разновидность торгов. С точки зрения первой составляющей, такая разновидность торгов на практике получила названия «аукцион с восходящей ценой», «прямой аукцион», «английский аукцион», «аукцион с активной конкуренцией» <11>, означающие, что торги на продажу выигрывает тот, кто предложил наиболее высокую цену за товар.

———————————

<11> См.: Беляева О.А. Правовые проблемы аукционов и конкурсов. М.: Юриспруденция, 2011.

 

Другая составляющая позволяет отличать такие две разновидности торгов, как аукцион и конкурс, поскольку последний предполагает не только предложение наиболее высокой цены, но и выполнение покупателем определенных условий, таких как сохранение определенного числа рабочих мест; переподготовка и (или) повышение квалификации работников; ограничение изменения назначения отдельных объектов, используемых для осуществления научной и (или) научно-технической деятельности, социально-культурного, коммунально-бытового или транспортного обслуживания населения, и (или) прекращение использования указанных объектов; проведение реставрационных, ремонтных и иных работ в отношении объектов культурного наследия, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения (подробнее об этом см. комментарий к п. 21 ст. 20). Таким образом, лицо, предложившее наиболее высокую цену на аукционе и выигравшее его, вправе распоряжаться приобретенным имуществом по своему усмотрению, без каких-либо ограничений в соответствии с действующим законодательством. С учетом таких особенностей аукцион является достаточно распространенным способом приватизации государственного и муниципального имущества.

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи аукцион по составу участников является открытым, что означает неограниченный круг желающих поучаствовать в торгах, если только они не являются государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований превышает 25%, и в других случаях, установленных законодательством (подробнее об этом см. комментарий к ст. 5). При этом желающие принять участие в аукционе должны представить все необходимые, надлежащим образом оформленные документы в соответствии с перечнем, указанным в информационном сообщении, подтвердить свои полномочия на участие в аукционе, в установленный срок уплатить задаток и подтвердить факт поступления его на счет путем представления выписки с этого счета.

2. Положения п. п. 3 — 7 определяют порядок проведения аукциона в двух его формах: открытой и закрытой, суть которых заключается в форме подачи предложений о цене (в запечатанных конвертах или открыто). Выбор формы проведения аукциона не является произвольным, согласно законодательным требованиям, закрепленным в п. 3 комментируемой статьи, конкретная форма проведения аукциона определяется в решении об условиях приватизации имущества (подробнее об этом см. комментарий к ст. 14). В отношении федерального имущества такое решение принимается в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества, а в отношении государственного и муниципального имущества — органами власти субъектов РФ и муниципальными органами власти соответственно. При этом включение вопроса о форме проведения аукциона в условия приватизации имущества является принципиальным.

Пример: Постановлением ФАС Московского округа от 27 августа 2007 г. по делу N КГ-А41/8127-07-1,2,3 подтверждена позиция Десятого арбитражного апелляционного суда от 28 мая 2007 г. по делу N А41-К1-10038/06, в соответствии с которой признаны недействительными решение Совета депутатов г. Орехово-Зуево «Об утверждении условий приватизации муниципального имущества…», торги по продаже указанного недвижимого имущества, протокол об итогах аукциона и договор купли-продажи этого имущества. Одним из доводов, послуживших основанием для вынесения такого решения, являлось то, что в нарушение комментируемого Закона в решении Совета депутатов г. Орехово-Зуево не была определена форма подачи предложений о цене муниципального имущества (закрытая или открытая).

Как известно, суть аукциона сводится к предложению наивысшей цены за товар. Как следует из комментируемого пункта, сама процедура предложения такой цены может происходить гласно, когда участники аукциона заявляют о своем предложении открыто. Такой аукцион ведет аукционист в присутствии уполномоченного представителя продавца, который обеспечивает порядок при проведении торгов, участникам аукциона выдаются пронумерованные карточки участника аукциона. Аукционистом оглашаются наименование имущества, основные его характеристики, начальная цена продажи и шаг аукциона, после чего участникам аукциона предлагается заявить начальную цену путем поднятия карточек. Затем, путем поднятия карточек, заявляются предложения по цене продажи, превышающей начальную цену. В случае если заявляется цена, кратная шагу аукциона, участник аукциона должен не только поднять карточку, но и огласить предложенную цену. По завершении аукциона аукционист объявляет о продаже имущества, называет его продажную цену и номер карточки победителя аукциона. Победителем аукциона признается участник, номер карточки которого и заявленная им цена были названы аукционистом последними. Цена имущества, предложенная победителем аукциона, фиксируется в протоколе об итогах аукциона. Такой протокол является документом, удостоверяющим право победителя на заключение договора купли-продажи имущества (п. 15 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе).

Следует отметить, что в юридической прессе обсуждается вопрос о возможности проведения открытого аукциона по продаже имущества в порядке приватизации в форме видеоконференции. По мнению Л.В. Федоровой, предложение о проведении открытых аукционов в форме видеоконференции обусловлено необходимостью обеспечения удобства лиц, желающих принять участие в традиционном аукционе, возможностью охватить более широкую аудиторию потенциальных покупателей на более обширной территории, установления единства правоприменительной практики между центральным аппаратом Росимущества и его территориальными органами, т.е. данное предложение направлено на оптимизацию продаж <12>.

———————————

<12> См.: Федорова Л.В. Правовое регулирование приватизации недвижимых объектов культурного наследия: Монография. М.: Юстицинформ, 2012.

 

Как следует из самого названия второй формы проведения аукциона по продаже государственного или муниципального имущества, суть ее сводится к тому, что предложения о цене (числом и прописью), изложенные на русском языке и подписанные участником, подаются в запечатанных конвертах, что не позволяет участникам аукциона заранее знать о других предложениях. При вскрытии конвертов продавец имущества прежде всего проверяет их целостность, затем рассматривает поступившие предложения. Следует отметить, что при проведении аукциона с подачей предложений о цене имущества в закрытой форме, в отличие от открытой формы аукциона, процедура подтверждения начальной цены отсутствует. При этом предложения, содержащие цену ниже начальной цены продажи, не рассматриваются. Далее процедура тоже может происходить гласно, поскольку при оглашении предложений, помимо участника аукциона, предложение которого рассматривается, могут присутствовать остальные участники аукциона или их представители, а также с разрешения продавца представители средств массовой информации. Так же как и при аукционе в открытой форме, решение продавца об определении победителя оформляется протоколом об итогах аукциона, являющегося документом, удостоверяющим право победителя на заключение договора купли-продажи имущества (п. 16 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе).

3. С учетом того, что аукцион представляет собой разновидность торгов, при которой участники конкурируют между собой, предлагая наиболее высокую цену за товар, участие в аукционе только одного участника делает такой аукцион бессмысленным. В связи с этим законодатель в п. 3 комментируемой статьи установил императивное правило о том, что аукцион, в котором принял участие только один участник, признается несостоявшимся. Следует обратить внимание, что, по сути, во всех случаях, когда аукцион теряет свою главную черту — конкурентность, он признается несостоявшимся. Так, если не подано ни одной заявки или после троекратного объявления начальной цены продажи ни один из участников аукциона в открытой форме не поднял карточку, аукцион признается несостоявшимся. Во всех случаях признания аукциона несостоявшимся продавец составляет соответствующий протокол.

Отсутствие конкурирующих участников ведет к признанию аукциона несостоявшимся. Однако и участие нескольких лиц в аукционе, предложивших одинаковую цену за имущество, тоже имеет свои особенности в правовом регулировании. В этом случае законодатель считает, что победителем должен стать тот, кто первый подал заявку на участие в аукционе. Такое правило действует только для закрытого по форме подачи предложения о цене, поскольку именно при этой форме аукциона участники и организатор заранее не знают о предложениях участников. При определении времени подачи заявки имеет значение не только дата подачи заявки, но и часы и минуты. Прием заявок начинается с даты, объявленной в информационном сообщении о проведении аукциона. Поступившая заявка с прилагаемыми к ней документами регистрируется продавцом в журнале приема заявок с присвоением каждой заявке номера и указанием даты и времени подачи документов. Заявка и опись представленных документов составляются в двух экземплярах, один из которых остается у продавца, другой — у заявителя. При этом на каждом экземпляре заявки продавцом делается отметка о принятии заявки с указанием ее номера, даты и времени принятия продавцом (п. п. 5, 7, 8 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе). Все эти нормативные требования к порядку оформления заявок являются гарантией соблюдения прав заявителя при определении победителя аукциона. Таким образом, вопрос о победителе аукциона решается благодаря четкой процедуре регистрации заявок в журнале приема заявок.

4. В п. 4 комментируемой статьи законодатель четко определяет продолжительность приема заявок и сроки проведения аукциона. Законодатель не определяет конкретных сроков, а устанавливает лишь временные рамки для проведения той или иной процедуры. Такая позиция законодателя, безусловно, оправданна, т.к., во-первых, не ограничивает правоприменителя конкретными датами и, во-вторых, ориентирует организатора аукциона (продавца) на проведение процедур приема заявок и самого аукциона в соответствии с требованиями закона. При этом второй временной промежуток (срок проведения аукциона) основан на дате признания претендентов участниками аукциона. Однако об этой дате в комментируемой норме речь не идет.

Данный пробел устраняется п. 7 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, утвержденного Правительством РФ, которое, согласно п. 16 комментируемой статьи, уполномочено конкретизировать положения рассматриваемой нормы, связанные с проведением аукциона. В указанной норме названного Положения установлен еще один временной промежуток, который устраняет разрыв между процедурой приема заявок и проведением аукциона, очерчивая период окончания приема заявок: прием заявок заканчивается не позднее чем за 3 рабочих дня до даты рассмотрения продавцом заявок и документов претендентов.

Следовательно, исходя из системного толкования приведенных норм, как минимум 25 дней необходимо отвести на прием заявок; по истечении трех рабочих дней после окончания приема заявок рассматриваются заявки и документы претендентов на участие в аукционе; и только по окончании 10 рабочих дней с даты признания претендентов участниками аукциона можно провести сам аукцион.

Следует также обратить внимание, что если при определении продолжительности приема заявок законодатель осуществляет расчет, исходя из календарных дней, то при установлении периодов проведения процедур признания претендентов участниками аукциона и самого аукциона речь идет о рабочих днях. Исходя из этого, организаторы аукционов (продавцы имущества) при планировании сроков проведения аукциона должны учитывать, что на все процедуры им понадобится более 1 месяца.

5. Положениями п. 5 комментируемой статьи устанавливаются особенности проведения аукционов с открытой формой подачи предложения о цене государственного или муниципального имущества. Специфика такой формы аукциона состоит в необходимости определения в качестве основных условий аукциона шага аукциона. В словаре под этим словосочетанием понимается интервал между двумя соседними объявлениями цены аукционистом, проводящим торги <13>, в комментируемой же норме оно трактуется как величина повышения начальной цены. Более четкое представление о шаге аукциона позволяет составить норма подп. «д» п. 15 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, в которой указано, что шаг аукциона устанавливается продавцом в фиксированной сумме, составляющей не более 5% начальной цены продажи, и не изменяется в течение всего аукциона.

———————————

<13> См.: Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006.

 

Таким образом, шаг аукциона можно определить как неизменяемую в течение всего аукциона фиксированную величину повышения начальной цены, но не более 5% от нее, на которую увеличивается каждое последующее предложение о цене участника аукциона.

Шаг аукциона фиксируется не только в информационном сообщении о проведении аукциона, как это следует из положений комментируемой нормы, но и оглашается аукционистом после открытия аукциона, когда называется наименование имущества, основные его характеристики, начальная цена продажи. Участник аукциона, сделавший последний шаг и предложивший наиболее высокую цену, признается победителем.

Условие о шаге аукциона для этой формы его проведения является принципиальным, поскольку, во-первых, претенденты на участие в аукционе заранее могут рассчитывать свои возможности в вопросе приобретения государственного или муниципального имущества, во-вторых, это упорядочивает процедуру самого аукциона.

6. Обязательным условием участия в аукционе, независимо от формы предложения цены, является внесение задатка претендентом на участие. Задаток, согласно положениям п. 6 комментируемой статьи, представляет собой денежную сумму в размере 10% от начальной цены аукциона. Законодатель в комментируемой норме не конкретизирует процедуру внесения задатка. На практике юридическим основанием для внесения задатка на счет организаторов торгов является договор о задатке. Однако по процедуре заключения и по своей правовой природе этот договор имеет определенную специфику. Эта особенность заключается в том, что содержащиеся в информационном сообщении о проведении аукциона сведения о размере задатка, сроке и порядке его внесения, назначении платежа, реквизитах счета, порядке возвращения задатка представляют собой публичную оферту, т.е. предложение, содержащее все существенные условия договора, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 ГК РФ). В связи с такой позицией законодателя претенденту на участие в аукционе достаточно подать заявку и перечислить сумму задатка на указанный в информационном сообщении счет. Такие действия претендента на участие в аукционе расцениваются как акцепт оферты, что и означает заключение договора о задатке в письменной форме. Однако изложенная процедура не исключает возможности заключения договора о задатке как отдельного письменного документа, на основании которого осуществляется перечисление денежной суммы на счет организатора аукциона.

Еще одна особенность договора о задатке заключается в его тесной связи с самой процедурой аукциона. С этой точки зрения условия договора о задатке не носят самостоятельного характера, они основаны на самой процедуре аукциона и производны от нее. Как следует из судебной практики, невозможно оспаривать отдельные условия договора о задатке, когда не оспаривается сама процедура аукциона.

Пример: Второй арбитражный апелляционный суд своим Постановлением от 15 февраля 2008 по делу N А82-7632/2007-45 отказал в иске о признании недействительным договора о задатке в части условия о возмещении победителем аукциона арендатору затрат на капитальный и текущий ремонт приобретенных помещений, мотивируя свою позицию тем, что отдельное условие договора о задатке не может быть признано недействительным без оспаривания порядка проведения, условий и результатов аукциона.

7. По своей правовой природе задаток является определенной гарантией для продавца при организации торгов, поскольку в определенной мере обеспечивает участие потенциальных покупателей в аукционе, гарантирует, что аукцион состоится. При этом лицам, не признанным участниками аукциона по каким-либо установленным законом основаниям, а также участникам аукциона, за исключением победителя, задаток возвращается соответственно в течение 5 дней либо со дня подписания протокола о признании претендентов участниками аукциона, либо со дня подведения итогов аукциона. Задаток возвращается также и в случае отзыва претендентом заявки на участие в аукционе.

Внесенный же победителем задаток не возвращается, а зачисляется в соответствующий бюджет в счет суммы оплаты за приобретенное государственное или муниципальное имущество. Задаток также не возвращается и при уклонении или отказе победителя аукциона от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества (п. п. 16(1), 16(2), 17 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе). В последнем случае невозвращение задатка выступает как мера имущественной ответственности, применяемая к лицу, уклоняющемуся от исполнения обязательств.

Документом, подтверждающим поступление задатка на счет продавца, как следует из положений п. 7 комментируемой статьи, является выписка со счета продавца, а в случае продажи приватизируемого федерального имущества — выписка с лицевого счета Росимущества либо его территориального органа. Следует отметить, что ранее для подтверждения внесения задатка на счет организатора торгов претендент представлял платежный документ с отметкой банка об исполнении, подтверждающий внесение соответствующих денежных средств. Однако такой механизм подтверждения внесения задатка был не совсем эффективным, поскольку позволял недобросовестным претендентам сначала перечислять задаток на счет организатора, а затем отзывать его. При этом на руках у такого претендента оставался платежный документ с отметкой банка об исполнении, как того и требовал п. 1 ст. 16 комментируемого Закона в прежней редакции.

В настоящее время факт внесения задатка подтверждается выпиской со счета, что отражает движение денежных средств на счете. Неподтверждение поступления в установленный срок задатка на счета, указанные в информационном сообщении, является основанием для отказа претенденту в участии в аукционе.

8. Исходя из закрытой формы предложения о цене, законодатель в п. 7 комментируемой статьи предусматривает общее правило о сроках подачи таких предложений. Учитывая, что процедуре самого аукциона и рассмотрения предложений о цене предшествуют процедуры подачи заявок и признания претендентов участниками аукциона, совершено логично закрепление законодателем правила, что предложения о цене должны подаваться в день подведения итогов аукциона. Такая позиция законодателя гарантирует конфиденциальность поступившего предложения до момента подведения итогов аукциона, обеспечивает здоровую конкуренцию при проведении аукциона.

В то же время законодатель оставляет на усмотрение претендента на участие в аукционе вопрос о возможности подачи предложения о цене одновременно с подачей заявки на участие. Главным условием такой процедуры является подача предложения о цене в запечатанном конверте, что означает, что до момента подведения итогов аукциона информация о предложенной цене будет оставаться закрытой. Целостность конвертов с предложениями о цене имущества проверяется продавцом, а информация об этом фиксируется в протоколе об итогах аукциона.

9. Законодатель в п. п. 8 — 10 комментируемой статьи устанавливает требования к участникам аукциона и определяет условия их участия в нем. В положениях п. 8 комментируемой статьи перечислены исчерпывающие основания для отказа претенденту в участии в аукционе. Такие требования условно можно поделить на две группы:

1) требования, предъявляемые к претенденту на участие в аукционе (абз. 2, 4);

2) требования, предъявляемые к документам, представляемым претендентом для участия в аукционе (абз. 3, 5).

Положения абз. 2 комментируемой нормы носят бланкетный характер, отправляя правоприменителя к положениям ст. 5 комментируемого Закона, где определено, кто может быть покупателем государственного и муниципального имущества (подробнее см. комментарий к указанной статье). Для подтверждения статуса покупателя государственного и муниципального имущества претенденты на участие в аукционе должны представить прежде всего учредительные документы (устав, учредительный договор), подтверждающие их организационно-правовую форму (для юридических лиц), а также документ, содержащий сведения о доле Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в уставном капитале юридического лица (реестр владельцев акций либо выписку из него или письмо об этом организации). Что касается подачи заявки уполномоченным лицом, то, если заявка подается от имени юридического лица, в качестве документа, подтверждающего полномочия его руководителя, может выступать либо копия решения о назначении этого лица, либо копия решения о его избрании. Если же от имени претендента действует его представитель по доверенности, к заявке должна быть приложена доверенность на осуществление действий от имени претендента.

В отношении документов, представляемых претендентом для участия в аукционе, законодатель устанавливает требования, касающиеся их количества и качества. Отсутствие каких-либо документов из перечисленных в информационном сообщении, в т.ч. и выписки со счета, подтверждающей поступление задатка на счет организатора (подробнее об этом см. комментарий к ст. 16), либо их ненадлежащее оформление являются основанием для отказа претенденту в участии в аукционе.

10. Положениями п. 9 комментируемой статьи определяется порядок отзыва заявок на участие в аукционе. Это право, согласно комментируемой норме, предоставляется претенденту на участие в конкурсе, но только до момента признания его участником аукциона. С момента признания участником аукциона лицо, подавшее заявку, право на ее отзыв теряет. Однако, как указано в Постановлении ФАС Уральского округа от 18 февраля 2009 г. N Ф09-4863/08-С6 по делу N А60-34405/2007, комментируемый пункт не устанавливает правовые последствия отзыва заявки до начала аукциона или отказа от участия в нем после его начала. Тем не менее на практике такие случаи имеют место, и отсутствие правового регулирования подобных ситуаций вызывает судебные споры, когда неясность с датой подачи уведомления об отзыве заявки приводит к признанию аукциона несостоявшимся.

Для реализации своего права на отзыв заявки претендент на участие в аукционе подает организатору письменное уведомление об этом. Информация об отозванных заявках должна фиксироваться в протоколе о признании претендентов участниками аукциона, где отражается, в какой момент и по какой причине заявка отозвана. Данные моменты имеют принципиальное значение, в т.ч. и для судебной практики.

Право на отзыв заявки влечет за собой и право на возвращение перечисленной суммы задатка. При этом срок возвращения суммы задатка зависит от времени отзыва заявки: до или после завершения процедуры подачи заявок. В первом случае эта процедура не занимает много времени — максимум 5 дней с даты поступления уведомления об отзыве заявки. Во втором случае задаток может быть возвращен только по истечении 5 дней с даты подведения итогов аукциона. Следует отметить, что такой же порядок возвращения сумм задатка предусмотрен положениями п. 13 комментируемой статьи. В указанной норме закреплено право участников аукциона, не выигравших торгов, на возврат суммы внесенного задатка и определен срок, в течение которого это право может быть реализовано.

В п. 10 комментируемой статьи содержится императивная норма, устанавливающая запрет на участие одного и того же лица в аукционе дважды. Он реализуется, во-первых, в запрете на подачу нескольких заявок одним и тем же лицом и, во-вторых, при закрытой форме предложений о цене — в запрете на подачу нескольких таких предложений от одного лица. Данная позиция законодателя обусловлена необходимостью сохранения такой черты аукциона, как конкурентность, и недопущения признания аукциона несостоявшимся.

11. Нормы п. п. 11 — 15 комментируемой статьи посвящены подведению итогов аукциона, признанию победителя торгов и особенностям заключения с ним договора купли-продажи государственного или муниципального имущества. Указанные нормы носят рамочный характер, лаконично очерчивая лишь основные моменты перечисленных процедур.

Решение продавца об определении победителя оформляется протоколом об итогах аукциона, в котором указывается имя (наименование) победителя аукциона и предложенная им цена покупки имущества. Подписанный уполномоченным представителем продавца протокол об итогах аукциона является документом, удостоверяющим право победителя на заключение договора купли-продажи имущества. Протокол об итогах аукциона направляется победителю аукциона одновременно с уведомлением о признании его победителем. Как следует из положений п. 11 комментируемой статьи, в зависимости от формы предложения цены аукциона уведомление о признании участника аукциона победителем либо выдается непосредственно ему самому или его полномочному представителю, либо высылается ему по почте. И в том и в другом случае получение такого уведомления требует письменного подтверждения. В связи с этим законодателем четко определено, что при непосредственном получении уведомления победителем или его представителем оно выдается под расписку, а при направлении по почте — направляется заказным письмом в течение пяти дней с даты подведения итогов аукциона.

Такая позиция законодателя обусловлена необходимостью подтверждения уведомления участника аукциона о том, что он стал победителем, поскольку следующей нормой комментируемого Закона (п. 12) установлены негативные правовые последствия для победителя аукциона, уклоняющегося от заключения в установленный срок договора купли-продажи имущества. Как представляется, указанную норму следует рассматривать во взаимосвязи с п. 14 комментируемой статьи, которой определен тот самый срок, необходимый для заключения договора купли-продажи с победителем аукциона, — пятнадцать рабочих дней с даты подведения итогов аукциона. Истечение установленного законодателем срока для заключения договора является, во-первых, основанием для отказа в возврате внесенной суммы задатка, а, во-вторых, утратой права на заключение указанного договора. Как указано в Постановлении ФАС Центрального округа от 1 февраля 2010 г. по делу N А14-4785-2009/96/5, лицо, заявляя о желании участвовать в аукционе, тем самым подтверждает заинтересованность, выражает свою волю на заключение договора по результатам аукциона и, действуя разумно и добросовестно, должно принять все меры для заключения договора купли-продажи. В связи с этим названный судебный орган, рассматривая кассационную жалобу по иску о взыскании суммы задатка, пришел к обоснованному выводу об отсутствии у истца правовых оснований для возврата уплаченной суммы задатка, поскольку в отведенный срок истец не предпринял никаких конклюдентных действий, свидетельствующих о намерении заключить договор купли-продажи предложенного к продаже имущества, не явился по указанному адресу, не уведомил ответчика о необходимости отправки ему проекта договора, не перечислил денежные средства в оплату имущества, право на приобретение которого он выиграл по результатам аукциона.

12. Положения п. 15 комментируемой статьи являются продолжением вышерассмотренных норм, но при этом носят бланкетный характер, разграничивая сферу действия комментируемого нормативного акта и норм гражданского законодательства, регулирующего порядок передачи государственного или муниципального имущества и оформления права собственности на него. Так, в соответствии со ст. 556 ГК РФ передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче. Если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.

По акту приема-передачи передается и движимое имущество. При этом продавец обязан одновременно с передачей вещи передать покупателю ее принадлежности, а также относящиеся к ней документы (технический паспорт, сертификат качества, инструкцию по эксплуатации и т.п.), предусмотренные законом, иными правовыми актами или договором.

При этом как при передаче движимого, так и при передаче недвижимого имущества главным условием передачи государственного или муниципального имущества по результатам аукциона является полная его оплата.

Гражданское законодательство по-разному подходит к решению вопроса о возникновении права собственности на движимое и недвижимое имущество. Если право собственности на движимое имущество возникает с момента его передачи покупателю, если иное не установлено договором, то право собственности на недвижимое имущество требует государственной регистрации в едином государственном реестре. В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества (ст. 131 ГК РФ).

13. Положения п. 16 комментируемой статьи, логично ее завершающие, определяют орган власти — Правительство РФ, уполномоченный законодателем своими актами конкретизировать нормы комментируемого Закона, детально регулируя отношения, связанные с проведением аукциона. Реализуя свои полномочия, Правительство РФ во исполнение рассматриваемого пункта утвердило Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе, о котором речь шла в комментируемой статье.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code