Статья 16. Документы, представляемые покупателями государственного и муниципального имущества

 Комментарий к статье 16 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»

1. В нормах комментируемой статьи законодатель определяет исчерпывающий перечень документов, которые претендент на участие в торгах по продаже государственного или муниципального имущества обязан представить вместе с заявкой на участие (п. 1), а также требования к оформлению таких документов (п. 2). Комментируемая статья является гарантией соблюдения прав лиц, желающих приобрести приватизируемое имущество, недопущения субъективного подхода к тем или иным претендентам и продажи государственного или муниципального имущества в ущерб экономическим интересам собственника имущества — Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.

Законодатель в п. 1 комментируемой статьи использует дифференцированный подход к объему предоставляемых документов в зависимости от того, кто является претендентом на участие в торгах: физическое или юридическое лицо. Подтверждая свой статус, юридические лица обязаны представить заверенные копии учредительных документов: устава, либо учредительного договора и устава, либо только учредительного договора. В учредительных документах юридического лица должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида (ст. 52 ГК РФ). Кроме того, статус юридического лица подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица, свидетельством о постановке на учет в качестве налогоплательщика, выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц.

Законодатель в комментируемой норме не устанавливает специальных требований к способу заверения представляемых документов. Ввиду этого, с учетом позиции судебных органов, следует сделать вывод, что копии учредительных документов могут быть заверены руководителем юридического лица с проставлением печати этой организации. Так, согласно материалам дела N А75-10214/2012, рассмотренного Восьмым арбитражным апелляционным судом (Постановление от 3 июня 2013 г.), на копиях документов, прилагаемых к заявке, генеральным директором ООО проставлена печать юридического лица и своя подпись с расшифровкой. Заявитель же полагал, что документы представлены в форме незаверенных копий, т.к. на них отсутствует подпись «верно» и расшифровка должностного лица. Оценив приложенные к заявке копии документов, с учетом того, что копии документов были заверены генеральным директором с оттиском печати юридического лица, полномочия директора документально подтверждены, суды трех инстанций в рассматриваемом случае сочли копии документов заверенными надлежащим образом. При этом отсутствие подписи «верно» на копиях документов при вышеизложенных обстоятельствах является лишь формальным нарушением, не оказывающим существенное влияние на результат торгов.

Что касается других документов, указанных в комментируемой норме, которые должно представить юридическое лицо, то законодатель достаточно четко определил как форму таких документов, так и способ их заверения.

В отношении физических лиц единственным документом, дающим право на участие в торгах по продаже государственного или муниципального имущества, является документ, удостоверяющий его личность, или же копии всех его страниц. Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 «Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации», паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Если же гражданин для участия в торгах представляет копию документа, удостоверяющего личность, должны быть представлены копии всех листов такого документа, независимо от того, внесены в них какие-либо сведения или нет. В частности, Девятый арбитражный апелляционный суд в своем Постановлении от 21 января 2013 г. N 09АП-37476/2012-АК по делу N А40-91072/12-130-872 подчеркнул, что представление всех предусмотренных комментируемой статьей документов является необходимым и обязательным условием допуска претендента к участию в аукционе. Представление копии паспорта, содержащей не все страницы, привело к невозможности оценить его действительность (недействительность) и в конечном итоге — к отказу в допуске к участию в аукционе.

Законодатель позволяет претендентам на участие в торгах действовать через своих представителей, на основании доверенности. Согласно положениям гражданского законодательства доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу или другим лицам для представительства перед третьими лицами. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это в соответствии с законом и учредительными документами. В последнем случае к доверенности должен быть приложен документ, подтверждающий полномочия этого лица (например, приказ о возложении исполнения обязанностей руководителя, приказ о разграничении полномочий, доверенность и т.д.). Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна (ст. ст. 185 — 186 ГК РФ). Кроме того, законодатель допускает представление в качестве приложения к заявке и копии такой доверенности, но только нотариально заверенной.

2. Положения п. 2 комментируемой статьи содержат достаточно четкий и исчерпывающий перечень требований к форме перечисленных в п. 1 документов.

Кроме того, в комментируемой норме законодатель допускает возможность представления документов в электронной форме в случае проведения продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме. Согласно Положению об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме, утв. Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2012 г. N 860, документооборот между претендентами, участниками, организатором и продавцом осуществляется через электронную площадку (сайт в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, на котором проводятся электронные аукционы <10>). Для осуществления документооборота в электронной форме организатор торгов обеспечивает возможность регистрации продавца и претендентов на электронной площадке, ввод ими идентифицирующих данных (имя пользователя и пароль) и возможность изменения пароля, открывает продавцу личный кабинет на электронной площадке, доступ к которому имеет только продавец, а также раздел, доступ к которому имеют только продавец и участники; размещает электронную форму заявки; определяет порядок регистрации претендентов на электронной площадке; обеспечивает принятие и регистрацию в электронных журналах заявок и прилагаемых к ним документов (в журнале приема заявок), а также предложений участников о цене имущества.

———————————

<10> См.: часть 4 ст. 59 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров» (вступает в силу с 1 апреля 2014 г.).

 

Документооборот осуществляется в форме электронных документов либо электронных образов документов (документов на бумажном носителе, преобразованных в электронно-цифровую форму путем сканирования с сохранением их реквизитов), заверенных электронной подписью продавца, претендента или участника либо лица, имеющего право действовать от имени соответственно продавца, претендента или участника. В частности, заявка подается путем заполнения ее электронной формы, размещенной в открытой для доступа неограниченного круга лиц части электронной площадки с приложением электронных образов документов. Электронные документы, направляемые организатором либо размещенные им на электронной площадке, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени организатора. Наличие электронной подписи означает, что документы и сведения, поданные в форме электронных документов, направлены от имени соответственно претендента, участника, продавца либо организатора и отправитель несет ответственность за подлинность и достоверность таких документов и сведений (п. п. 5, 10, 22 Положения об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме).

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code