Статья 14. Решение об условиях приватизации государственного и муниципального имущества

 Комментарий к статье 14 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»

1. Утвержденный прогнозный план (программа) приватизации государственного или муниципального имущества с перечнем подлежащего приватизации имущества является основанием для принятия уполномоченными органами решения об условиях приватизации имущества. Положения комментируемой статьи определяют правовые основы принятия такого решения в отношении федерального имущества (п. п. 1, 2), а также закрепляют юридические последствия утверждения решения об условиях приватизации федерального имущества для деятельности унитарных предприятий (п. 3). Положения п. 4 комментируемой нормы посвящены вопросам принятия решений об условиях приватизации государственного и муниципального имущества субъектами РФ и муниципальными образованиями соответственно.

Законодатель в норме п. 1 комментируемой статьи закрепляет декларативную норму об основах принятия решения об условиях приватизации федерального имущества. В основу принятия такого решения положен прогнозный план приватизации федерального имущества на соответствующий период (подробнее об этом см. комментарий к ст. 7). Прогнозный план приватизации федерального имущества является ориентиром для сроков принятия решений об условиях приватизации федерального имущества, поскольку такие решения должны подготавливаться и приниматься в сроки, позволяющие обеспечить приватизацию соответствующего федерального имущества в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества. Подготовка решений об условиях приватизации федерального имущества предусматривает определение состава имущества, подлежащего приватизации, способа его приватизации и начальной цены, если иное не установлено законом, а также иных необходимых для приватизации имущества сведений.

Согласно п. 3 Правил подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества, утв. Постановлением Правительства РФ от 9 июля 2002 г. N 512, подготовка решений об условиях приватизации федерального имущества осуществляется Росимуществом либо по его поручению — его территориальными органами. Наряду с подготовкой решений Росимущество или его территориальные органы при необходимости подготавливают решения об установлении обременения в отношении имущества, подлежащего приватизации, и о дальнейшем использовании федерального имущества, не подлежащего приватизации. Указанные решения принимаются одновременно с решениями об условиях приватизации федерального имущества. Если подготовкой решений об условиях приватизации занимаются Росимущество или его территориальные органы, то право принятия таких решений принадлежит Правительству РФ, Росимуществу либо по его поручению — территориальным органам Росимущества в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества или же в случае, установленном законом, в соответствии с принятыми решениями Президента РФ или Правительства РФ о внесении находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в результате преобразования федеральных государственных унитарных предприятий, в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

Право внесения проекта решения об условиях приватизации федерального имущества, принимаемого Правительством РФ, в Правительство РФ принадлежит Минэкономразвития РФ. Также при необходимости Минэкономразвития вносит проекты решений об установлении обременения в отношении имущества, подлежащего приватизации, а также о дальнейшем использовании федерального имущества, не подлежащего приватизации.

2. Правилами подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества предусмотрена возможность принятия дополнительных решений об условиях приватизации федерального имущества либо внесения или отмены ранее принятого решения. Такая ситуация возможна в случае признания продажи федерального имущества несостоявшейся. В этом случае Росимущество либо по его поручению — его территориальный орган должны в месячный срок принять либо решение о продаже имущества ранее установленным способом; либо решение об изменении способа приватизации; либо решение об отмене ранее принятого решения об условиях приватизации. Предложения об отмене либо изменении решений Правительства РФ об условиях приватизации федерального имущества вносятся Минэкономразвития РФ в Правительство РФ в месячный срок со дня признания продажи федерального имущества несостоявшейся. Необходимо помнить, что в отсутствие такого решения продажа имущества запрещена.

В случае принятия решения о продаже ранее установленным способом либо принятия решения об изменении способа приватизации на продажу посредством публичного предложения информационное сообщение о проведении такой продажи публикуется в период, в течение которого действует рыночная стоимость объекта оценки, указанная в отчете об оценке.

Следует отметить, что вышеописанный порядок не распространяется на порядок подготовки решений об условиях приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий. Порядок подготовки решений об условиях приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий устанавливается Минэкономразвития РФ. Так, к примеру, Приказом Минэкономразвития России от 30 августа 2011 г. N 423 утвержден Порядок подготовки решений об условиях приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий, осуществляющих деятельность в сфере геодезии и картографии. Согласно этому документу проекты решений об условиях приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий, осуществляющих деятельность в сфере геодезии и картографии, включенных в Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, подготавливаются центральным аппаратом Росимущества в течение месяца со дня поступления из соответствующего территориального управления Росимущества комплекта необходимых для принятия указанного решения документов. В целях осуществления координации и контроля за деятельностью Росимущества и Росреестра до принятия решения об условиях приватизации в течение пяти рабочих дней со дня подготовки проекта решения об условиях приватизации проекты указанных решений направляются в Минэкономразвития России с приложением копий перечней имущества унитарных предприятий, необходимого для выполнения геодезических и картографических работ федерального назначения, копий проектов передаточных актов, копий аудиторских заключений, промежуточных бухгалтерских балансов, актов инвентаризации унитарных предприятий в сфере геодезии и картографии, в том числе инвентаризации прав на результаты научно-технической деятельности. В случае непоступления в Росимущество замечаний Минэкономразвития России по взаимодействию Росимущества и Росреестра в течение четырнадцати рабочих дней со дня направления вышеперечисленных документов в Министерство либо получения письма Минэкономразвития России, подтверждающего отсутствие таких замечаний, Росимущество принимает решение об условиях приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий.

Законодатель в положениях п. 2 комментируемой статьи детальным образом определяет содержание решений об условиях приватизации федерального имущества, и в частности решения об условиях приватизации имущественных комплексов федеральных государственных унитарных предприятий.

3. Утверждение решения об условиях приватизации федерального имущества имеет определенные правовые ограничения для деятельности унитарных предприятий, преобразуемых в хозяйственные общества, закрепленные законодателем в п. 3 комментируемой статьи. Такие ограничения касаются кадровой политики, направленной на соблюдение прав работников при реорганизации юридических лиц (см. комментарий к ст. 17), а также совершения сделок по отчуждению имущества и принятия на себя новых финансовых обязательств (получение кредитов, учреждение хозяйственных обществ и т.п.). Указанные ограничения обусловлены тем, что с момента утверждения прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества до дня государственной регистрации созданного хозяйственного общества состав подлежащего приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, размер уставного капитала открытого акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью, создаваемых посредством преобразования унитарного предприятия; количество, категории и номинальная стоимость акций открытого акционерного общества или номинальная стоимость доли участника общества с ограниченной ответственностью — Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, отраженные в решении, должны оставаться практически неизменными.

Возможность совершения перечисленных в п. 3 комментируемой статьи действий обусловлена согласием собственника имущества. Как правило, для получения такого согласия руководитель унитарного предприятия представляет письменное обращение собственнику имущества с обоснованием совершения того или иного действия. По итогам рассмотрения обращения собственник принимает решение о возможности или невозможности совершения того или иного действия, обозначенного в комментируемой норме. При этом согласие собственника, во-первых, должно носить предварительный характер, о чем свидетельствует и судебная практика, признавая, что последующее одобрение сделки недопустимо, поскольку в соответствии с законом перечисленные в комментируемой норме действия и сделки могут быть совершены исключительно с согласия собственника (см., например, Постановление Семнадцатого арбитражного суда от 18 сентября 2008 г. N 17АП-6598/2008-ГК по делу N А60-8150/2008). Во-вторых, согласие собственника должно иметь письменную форму и закрепляться, как правило, в акте уполномоченного органа власти или органа местного самоуправления, принятом в рамках их компетенции, обладающем соответствующими реквизитами: дата, номер, подпись должностного лица и т.п. Содержание такого согласия должно обязательно предполагать указание на конкретный вид сделки, на совершение которой собственник дает свое согласие, в т.ч. с указанием другой стороны, с которой планируется заключить сделку; в нем должно быть четко выражено само волеизъявление собственника на разрешение указанной сделки. Собственнику имущества предприятия перед тем, как одобрить совершение планируемой сделки, необходимо проанализировать ее не только формально, с точки зрения соответствия законодательству, но и с позиций соответствия своим интересам и интересам унитарного предприятия. После такого согласования сделка может считаться удовлетворяющей интересам собственника и предприятия <9>. В то же время, исходя из анализа судебной практики, следует отметить, что одобрение сделки собственником не следует рассматривать как гарантию правомерности совершаемой сделки, поскольку, давая или не давая согласие, собственник не обязан оценивать предмет сделки, ее контрагентов, существенные условия, последствия, финансовую сторону вопроса и т.д. Эта точка зрения подтверждается и отсутствием соответствующих указаний в законодательстве.

———————————

<9> См.: Фролова А.В. Правоспособность унитарного предприятия // Законодательство. 2006. N 3.

 

4. Так же как и при решении вопроса о планировании приватизации государственного и муниципального имущества, законодатель в п. 4 комментируемой статьи уполномочил органы власти субъектов РФ и органы местного самоуправления на принятие решений об условиях приватизации государственного имущества субъектов РФ или муниципального имущества соответственно. Реализуя закрепленные в комментируемой норме полномочия, органы власти субъектов РФ, как и органы местного самоуправления, разрабатывают соответствующие нормативно-правовые акты.

Так, в регионах России в этой области действуют нормативно-правовые акты, принятые в основном исполнительными органами власти субъектов РФ или главами таких субъектов. В частности, как показывает анализ регионального законодательства, большинство нормативных актов, определяющих условия приватизации государственного имущества субъектов РФ, принимаются региональными правительствами, администрациями (например, Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 29 декабря 2006 г. N 1657 «О порядке взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в процессе подготовки решений об условиях приватизации санкт-петербургских государственных унитарных предприятий», Постановление Правительства Республики Бурятия от 24 сентября 2010 г. N 413 «Об утверждении Порядка принятия решений об условиях приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Республики Бурятия, и о внесении изменений в Постановление Правительства Республики Бурятия от 25 сентября 2000 г. N 340 «О Порядке назначения и деятельности представителей Республики Бурятия и доверительных управляющих в органах управления и ревизионных комиссиях хозяйственных обществ, акции (доли) которых находятся в республиканской собственности», Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 21 февраля 2013 г. N 45-ПП «О Порядке подготовки и принятия решений об условиях приватизации государственного имущества Кабардино-Балкарской Республики», Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 28 марта 2013 г. N 92 «Об утверждении Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации государственного имущества Республики Саха (Якутия) и Правил подготовки и принятия решений об условиях приватизации государственного имущества Республики Саха (Якутия)» и др.). В ряде субъектов вопросы о планировании приватизации отнесены к компетенции специально уполномоченных органов. К примеру, в Астраханской области Постановление от 29 июня 2007 г. N 6 «О принятии решений об условиях приватизации государственного имущества Астраханской области» принято Минимуществом Астраханской области; в Краснодарском крае Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации государственного имущества Краснодарского края утверждены Постановлением главы администрации Краснодарского края от 15 июня 2006 г. N 465 и т.д.

В целом анализ содержания региональных нормативных актов, устанавливающих правила принятия решений об условиях приватизации, позволяет констатировать, что в большинстве своем эти правила содержат положения, касающиеся определения уполномоченных органов субъекта РФ, осуществляющих подготовку, утверждение решений об условиях приватизации государственного имущества субъектов РФ, сроков осуществления таких действий, содержания решения об условиях приватизации имущества, внесения изменений в решение об условиях приватизации. Так, к примеру, решения об условиях приватизации в соответствии с Порядком принятия решений об условиях приватизации государственного имущества Рязанской области, утв. Постановлением Правительства Рязанской области от 9 февраля 2011 г. N 20, принимаются Министерством имущественных и земельных отношений Рязанской области в соответствии с программой приватизации государственного имущества Рязанской области на плановый период и оформляются приказом Министерства. При этом решения об условиях приватизации подготавливаются и принимаются в сроки, позволяющие осуществить его приватизацию в соответствии с программой приватизации государственного имущества Рязанской области на плановый период. Изменение решения об условиях приватизации в части способа приватизации государственного имущества Рязанской области либо отмена решения об условиях приватизации осуществляются Министерством с учетом мнения центральных исполнительных органов государственной власти Рязанской области, осуществляющих исполнительно-распорядительную деятельность в отдельных (подведомственных) отраслях и сферах государственного управления в отношении приватизируемого имущества. Решение же о продаже государственного имущества Рязанской области без объявления цены принимается Правительством Рязанской области.

5. В отличие от региональных нормативных актов, определяющих правила принятия решений об условиях приватизации, муниципальные акты по этому вопросу в большинстве своем принимаются представительными органами муниципальных образований (решениями советов депутатов, муниципальных собраний и т.д.). Однако в отдельных муниципальных образованиях такие вопросы решаются исполнительно-распорядительными органами муниципального образования. Так, к примеру, в г. Магадане действует Постановление мэра города Магадана от 23 сентября 2003 г. N 1932 «Об утверждении Положения «О порядке подготовки и принятия решения об условиях приватизации муниципального имущества», в г. Ростове-на-Дону — Постановление мэра г. Ростова-на-Дону от 11 декабря 2007 г. N 1303 «Об утверждении Положения о порядке принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества города Ростова-на-Дону», в г. Ульяновске — Постановление мэрии города Ульяновска от 30 марта 2011 г. N 1227 «Об утверждении решения об условиях приватизации», в г. Радужный Ханты-Мансийского автономного округа — Положение о порядке планирования и порядке принятия решений, об условиях приватизации муниципального имущества, утв. Постановлением администрации города Радужный от 11 января 2013 г. N 7 «О приватизации муниципального имущества», и т.д.

По своему содержанию муниципальные правовые акты, определяющие условия приватизации муниципального имущества, гораздо более подробно регламентируют процедуру планирования приватизации муниципального имущества, по сравнению с региональными правовыми актами. Так, к примеру, решение Шумерлинского районного Собрания депутатов Чувашской Республики от 30 марта 2012 г. N 21/5 «О Порядке принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества Шумерлинского района» включает разделы, касающиеся:

— классификации муниципального имущества по возможности его приватизации;

— порядка подачи, оформления и принятия к рассмотрению предложений о приватизации;

— планирования приватизации муниципального имущества;

— управления находящимися в муниципальной собственности Шумерлинского района акциями открытых акционерных обществ, созданных в процессе приватизации;

— правового статуса продавца муниципального имущества;

— организации и проведения приватизации муниципального имущества;

— способов приватизации и порядка их выбора;

— определения цены подлежащего приватизации муниципального имущества и проч.

Непосредственно порядок принятия решения об условиях приватизации муниципального имущества предполагает подготовку и его принятие в сроки, позволяющие обеспечить его приватизацию в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации муниципального имущества.

В решении об условиях приватизации муниципального имущества должны содержаться следующие сведения:

— наименование имущества и иные позволяющие его индивидуализировать данные;

— способ приватизации имущества; начальная цена имущества;

— срок рассрочки платежа (в случае ее предоставления);

— иные необходимые для приватизации имущества сведения.

Решение об условиях приватизации муниципального имущества принимает администрация Шумерлинского района в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации муниципального имущества. Изменение либо отмена решений об условиях приватизации муниципального имущества производится администрацией Шумерлинского района в месячный срок со дня признания продажи муниципального имущества несостоявшейся.

Несмотря на определенное единство в построении структуры муниципальных правовых актов, регулирующих вопросы планирования приватизации, по своему содержанию такие акты разнообразны в части определения уполномоченных органов по вопросам разработки и утверждения решений об условиях приватизации. Так, к примеру, в г. Пущино Московской области решение о приватизации конкретного объекта и об условиях его приватизации принимает глава города Пущино путем издания соответствующего постановления. Проект постановления готовит Комитет по управлению имуществом г. Пущино (п. 4.1 Положения о порядке и условиях приватизации муниципального имущества городского округа Пущино Московской области, утв. решением Совета депутатов г. Пущино Московской области от 16 декабря 2010 г. N 242/35). В г. Королеве той же области решение об условиях приватизации муниципального имущества принимается администрацией города в форме постановления администрации города (п. 4.2 Положения о порядке и условиях приватизации имущества, находящегося в собственности муниципального образования «Город Королев» Московской области, утв. решением Совета депутатов г. Королева Московской области от 6 октября 2003 г. N 50/306). Органами, осуществляющими приватизацию муниципального имущества на территории города Курска, являются Курское городское Собрание и администрация города Курска в лице комитета по управлению муниципальным имуществом города Курска. При этом решение об условиях приватизации объекта в соответствии с п. 4.1 Положения о порядке и условиях приватизации муниципального имущества города Курска, утв. решением Курского городского Собрания от 16 декабря 2010 г. N 189-4-РС, принимает администрация города Курска.

Таким образом, как показывает анализ региональных и муниципальных правовых актов в области планирования приватизации имущества субъектов РФ и муниципального имущества, субъекты РФ и муниципальные образования, руководствуясь позицией законодателя, изложенной в комментируемом пункте, достаточно самостоятельны в решении рассматриваемых вопросов.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code