Статья 13. Способы приватизации государственного и муниципального имущества

 Комментарий к статье 13 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»

1. В комментируемой статье законодатель исчерпывающим образом перечислил способы приватизации государственного и муниципального имущества (п. п. 1, 5), а также раскрыл содержание подп. 1, 1.1 п. 1 статьи, в которых закреплен такой специфический способ приватизации государственного и муниципального имущества, как приватизация имущественных комплексов унитарных предприятий путем преобразования их либо в открытые акционерные общества, либо в общества с ограниченной ответственностью (п. 2).

Все перечисленные в п. 1 комментируемой статьи способы приватизации государственного и муниципального имущества конкретизируются в последующих нормах и статьях комментируемого Закона, где подробно урегулированы процедуры продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и конкурсе, посредством публичного предложения, без объявления цены, внесения государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ; продажи акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе, через организатора торговли, по результатам доверительного управления, находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ за пределами территории Российской Федерации.

Положения п. 1 комментируемой статьи корреспондируют с императивной нормой, закрепленной в п. 5 рассматриваемой статьи, по сути запрещающей приватизацию государственного или муниципального имущества какими-либо иными способами, чем предусмотрено комментируемым Законом. В частности, Минэкономразвития России по вопросу о возможности продажи муниципальным образованием принадлежащих ему акций в рамках обязательного предложения, предусмотренного ст. 84.2 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ, в том числе о том, будет ли правомерным направление субъектом РФ (муниципальным образованием) заявления о продаже ценных бумаг и требования их оплаты в нарушение порядка, установленного комментируемым Законом, сообщило, что в соответствии со ст. 1 комментируемого Закона возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, в собственность физических и юридических лиц является приватизацией. В соответствии со ст. 13 комментируемого Закона продажа субъектом РФ (муниципальным образованием) акций путем направления заявления о принятии обязательного предложения (п. 4 ст. 84.3 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ) к таким способам не относится. Таким образом, Минэкономразвития России сделало вывод о неправомерности продажи акций субъектом РФ (муниципальным образованием) способом, не соответствующим комментируемому Закону (информация Минэкономразвития России от 6 ноября 2009 г. «О разъяснении отдельных положений законодательства о хозяйственных обществах»).

2. Нарушая логику изложения нормативного материала, законодатель поместил нормы, регулирующие вопросы приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий путем их преобразования в хозяйственные общества, в комментируемой статье. При этом другие положения, раскрывающие содержание иных способов приватизации государственного и муниципального имущества, нашли свое закрепление в специальной главе 4 комментируемого Закона «Способы приватизации государственного и муниципального имущества». Как представляется, такая позиция законодателя обусловлена спецификой рассматриваемого способа приватизации, поскольку он связан не с продажей государственного и муниципального имущества, а с процедурой изменения организационно-правовой формы юридических лиц — реорганизаций унитарных предприятий.

Прежде всего в п. 2 комментируемой статьи законодатель определяет форму реорганизации унитарных предприятий: преобразование в открытые акционерные общества или общества с ограниченной ответственностью. Согласно положениям п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом. Унитарное предприятие считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникшего хозяйственного общества.

Далее законодатель устанавливает критерии для решения вопроса о преобразовании унитарного предприятия либо в открытое акционерное общество, либо в общество с ограниченной ответственностью. В качестве таких критериев законодатель в комментируемой норме предлагает рассматривать балансовую стоимость активов унитарного предприятия, подлежащих приватизации, поскольку последняя должна равняться размеру уставного капитала соответствующего хозяйственного общества. Учитывая, что законодательство о хозяйственных обществах устанавливает неодинаковые требования к размерам уставных капиталов различных хозяйственных обществ, за основу при определении организационно-правовой формы создаваемого в результате преобразования юридического лица следует принимать требования специального законодательства. Так, в соответствии со ст. 26 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» минимальный уставный капитал открытого общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества. На сегодняшний день эта сумма составляет 100000 рублей.

Однако, как следует из положений абз. 3 комментируемого пункта, унитарное предприятие, балансовая стоимость подлежащих приватизации активов которого равна указанной сумме или превышает ее, может быть преобразовано и в общество с ограниченной ответственностью. В этом случае законодатель предлагает использовать один из дополнительных критериев, исходя из положений Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Так, унитарное предприятие, у которого стоимость балансовых активов, подлежащих приватизации, составляет 100000 и более рублей, может быть преобразовано в общество с ограниченной ответственностью при одном из условий:

средняя численность работников унитарного предприятия за предшествующий календарный год не превысила предельные значения средней численности работников для средних предприятий: от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно и для малых предприятий — до ста человек включительно (подп. 2 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ); или

— предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующие приватизации три календарных года без учета налога на добавленную стоимость или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов составили от 60 млн. рублей до 1000 млн. рублей (п. 1 Постановления Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. N 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»).

В случае же если стоимость балансовых активов имущества унитарного предприятия, подлежащих приватизации, менее 100000 рублей, то такое унитарное предприятие может быть преобразовано только в общество с ограниченной ответственностью.

Особенности правового статуса созданных в результате приватизации хозяйственных обществ определяются нормами Федеральных законов от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», а также положениями ст. 37 комментируемого Закона (см. комментарий к ней).

3. Федеральным законом от 31 мая 2010 г. N 106-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» положения п. п. 3 и 4 комментируемой статьи признаны утратившими силу.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code