Статья 8. Разработка прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества

 Комментарий к статье 8 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»

1. Положения комментируемой статьи посвящены регулированию вопросов разработки прогнозных планов (программ) приватизации федерального имущества. Комментируемая норма носит рамочный характер, определяя лишь основополагающие моменты, которыми следует руководствоваться при разработке прогнозных планов приватизации федерального имущества в части определения целей, задач, а также сроков начала такой работы и участия в ней органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, федеральных государственных унитарных предприятий, юридических лиц и граждан.

Как следует из положений п. 1 комментируемой статьи, при разработке прогнозного плана приватизации федерального имущества в первую очередь следует учитывать направления внутренней государственной политики Российской Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 80 Конституции РФ основные направления внутренней политики государства определяет Президент РФ в соответствии с Основным Законом государства и федеральными законами. Президент страны обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями об основных направлениях внутренней политики государства (п. «е» ст. 84 Конституции РФ). Основные направления внутренней государственной политики находят свое отражение и в отдельных нормативных актах Президента РФ. В частности, основные направления государственной экономической политики в области приватизации и совершенствования управления государственным имуществом определены Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».

2. Правительство РФ в соответствии со ст. 14 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики. Прогноз социально-экономического развития также учитывается при разработке прогнозных планов приватизации федерального имущества, что и отражает комментируемая норма. Государственное прогнозирование социально-экономического развития Российской Федерации представляет собой систему научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, основанных на законах рыночного хозяйствования, а его результаты используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства (ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации»). Разработанный Минэкономразвития России Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2013 год и плановый период 2014 — 2015 гг. основан на одобренных Правительством РФ сценарных условиях социально-экономического развития Российской Федерации. При этом Минэкономразвития исходил из ориентиров, приоритетов социально-экономического развития, сформулированных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Указах Президента РФ от 7 мая 2012 г., и задач, поставленных в Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 22 декабря 2011 г., в Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике в 2013 — 2015 годы. В Прогнозе учтены итоги социально-экономического развития Российской Федерации в январе — июле 2012 г., а также прогнозные показатели федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и Банка России.

Основные направления деятельности Правительства РФ определяют цели и приоритеты политики Правительства РФ в области социального и экономического развития на определенный период и направлены на реализацию положений указов Президента РФ и Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ. В соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденными Правительством РФ 31 января 2013 г., планируется завершение программы «большой приватизации», что предполагает преобразование федеральных государственных унитарных предприятий в большинстве своем в акционерные общества, в исключительных случаях — в государственные учреждения. Реализация указанных мероприятий позволит обеспечить оптимизацию состава и структуры государственного имущества в интересах обеспечения устойчивых предпосылок для экономического роста, повысить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность компаний с государственным участием, а также позволит более эффективно управлять государственными активами, ограничив разрастание государственного сектора экономики. Создание оптимальной структуры государственного имущества позволит снизить бремя расходов на содержание объектов управления, не задействованных для реализации функций и стратегических приоритетов государства, расширить материальную базу коммерческого сектора экономики и снизить избыточные административные и иные ограничения.

Правительство РФ в пределах своих полномочий формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию (ст. 13 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ). В частности, распоряжением Правительства РФ от 16 февраля 2013 г. N 191-р утверждена государственная программа Российской Федерации «Управление федеральным имуществом», задачами которой являются определение целей управления объектами федерального имущества; достижение оптимального состава и структуры федерального имущества путем сокращения доли государства в экономике; повышение эффективности модели управления компаниями с государственным участием, действенное управление объектами федерального имущества, закрепленными за федеральными организациями, находящимися в федеральной собственности земельными участками, а также федеральным имуществом, составляющим государственную казну Российской Федерации; обеспечение контроля за управлением федеральным имуществом, обеспечение снижения вероятности недостижения поставленных целей и задач, а также минимизации возможных потерь, вызванных реализацией неблагоприятных событий и обстоятельств.

В частности, Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2014 — 2016 гг. разработан в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» с учетом основных задач социально-экономического развития Российской Федерации в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Реализация Прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2014 — 2016 гг. направлена на достижение целей и задач, предусмотренных государственной программой Российской Федерации «Управление федеральным имуществом».

3. Таким образом, разработка прогнозного плана приватизации федерального имущества — это серьезная работа, основывающаяся на научно обоснованных представлениях о направлениях социально-экономического развития Российской Федерации, соответствующая основным направлениям внутренней политики государства, задачам, которые ставит Правительство РФ как высший государственный орган исполнительной власти, и требующая значительного количества времени. Разработка прогнозного плана приватизации федерального имущества на будущий финансовый год начинается уже в апреле текущего года. Так, в соответствии с Правилами разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2005 г. N 806, Минэкономразвития не позднее 1 апреля дает Росимуществу задание на разработку проекта программы на плановый период, подготовленное с учетом итогов приватизации федерального имущества за отчетный год, а также основных направлений приватизации федерального имущества на плановый период.

В соответствии с п. 2 комментируемой статьи уже в мае текущего финансового года федеральные органы исполнительной власти представляют в Правительство РФ или в Росимущество предложения о приватизации имущественных комплексов находящихся в их ведении федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, осуществляющих деятельность в соответствующей их компетенции отрасли экономики, иного федерального имущества на будущий финансовый год. При подготовке проекта программы учитываются также и предложения о приватизации федерального имущества, поступившие от органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, федеральных государственных унитарных предприятий, открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, и обществ с ограниченной ответственностью, доля в уставных капиталах которых находится в федеральной собственности, иных юридических лиц и граждан. Предложения от перечисленных органов и юридических лиц представляются в Росимущество не позднее 1 мая.

Таким образом, разрабатываемый прогнозный план приватизации федерального имущества основывается не только на программных документах федеральных органов исполнительной власти, но и учитывает предложения региональных, муниципальных органов, а также иных заинтересованных юридических лиц и граждан. Однако, как следует из буквального толкования комментируемой нормы, перечисленные субъекты вправе обращаться со своими предложениями о приватизации федерального имущества, но рассматриваемые положения не предусматривают безусловную обязанность Росимущества по включению предлагаемых к приватизации объектов. Суды также придерживаются изложенной позиции.

Так, например, ООО «Номинал» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Росимуществу о признании незаконным бездействия, выразившегося в нерассмотрении поданного обществом обращения и непринятии действий по включению в план приватизации находящихся в федеральной собственности объектов незавершенного строительства, и обязании выполнить действия по включению в план приватизации указанного имущества на 2012 год. Однако в передаче дела в Президиум ВАС РФ было отказано, поскольку нижестоящие суды сделали правильный вывод о том, что закон не предусматривает безусловную обязанность Росимущества включать предлагаемые к приватизации объекты в план приватизации (см. Определение ВАС РФ от 29 марта 2013 г. N ВАС-3228/13 по делу N А40-12401/12-119-125).

4. Законодатель, определяя основные моменты разработки прогнозного плана приватизации федерального имущества, в абз. 3 комментируемого пункта наделяет Правительство РФ полномочиями по определению непосредственного порядка разработки прогнозного плана приватизации федерального имущества. Во исполнение этой обязанности Правительством РФ утверждены вышеназванные Правила разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, которые определяют структуру, содержание, порядок и сроки разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества в плановом периоде.

По своей структуре план (программа) приватизации состоит из двух разделов, где в первом разделе отражаются основные направления и задачи приватизации федерального имущества, прогноз влияния приватизации на структурные изменения в экономике, в т.ч. в конкретных отраслях экономики (сферах управления), количественные характеристики имущества, а также описание крупнейших объектов продажи (с разбивкой по годам) и прогноз объемов поступлений в федеральный бюджет при продаже федерального имущества, а второй раздел содержит перечни сгруппированного по отраслям экономики (сферам управления) федерального имущества, приватизация которого планируется в плановом периоде (федеральных государственных унитарных предприятий, акций акционерных обществ и долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, находящихся в федеральной собственности, иного имущества, составляющего казну Российской Федерации), с указанием характеристики соответствующего имущества; сведения об открытых акционерных обществах, акции которых в соответствии с решениями Президента РФ и Правительства РФ подлежат внесению в уставный капитал иных открытых акционерных обществ; сведения об открытых акционерных обществах и федеральных государственных унитарных предприятиях, преобразуемых в открытые акционерные общества, в отношении которых принимается решение об использовании специального права на участие Российской Федерации в управлении ими («золотой акции»). В программе также определяется федеральное имущество, решение об условиях приватизации которого принимается Правительством РФ.

Начатая еще в апреле текущего года работа по разработке прогнозного плана приватизации завершается к концу июня (не позднее 30 июня), когда согласованный проект программы представляется Росимуществом в Минэкономразвития с приложением выписок из реестра федерального имущества и иных документов, перечень которых определяется этим Министерством. Далее проект программы, согласованный с Федеральной антимонопольной службой и Министерством финансов РФ, представляется Минэкономразвития в Правительство РФ не позднее чем за 15 дней до определенной планом заседаний Правительства РФ даты рассмотрения на заседании Правительства РФ.

Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества публикуется в течение 15 дней со дня утверждения Правительством РФ в «Российской газете», а также в других средствах массовой информации (п. п. 5, 13, 15, 17 Правил разработки прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества).

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code