Статья 7. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества

Глава II. ПЛАНИРОВАНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА

Статья 7. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества

Комментарий к статье 7 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»

1. Планирование, по мнению авторов Современного экономического словаря, представляет собой одну из составных частей управления, заключающуюся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения. Планирование включает принятие плановых решений уполномоченными на то органами, лицами <5>. Согласно положениям комментируемого Закона планирование также является одной из составляющих отношений, складывающихся в сфере отношений по приватизации государственного и муниципального имущества, которому в рассматриваемом законодательном акте отведена целая глава. Открывают эту главу положения комментируемой нормы, определяющие содержание основополагающего нормативного документа в области планирования приватизации федерального имущества — прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества. В целом планы-прогнозы — это планы прогностического характера, в основу которых положены научно обоснованные прогнозы экономических процессов и будущего состояния экономики <6>. Исходя из содержания положений п. п. 1, 2 комментируемой статьи прогнозный план приватизации федерального имущества представляет собой нормативно-правовой акт, издаваемый Правительством РФ в форме распоряжения на определенный срок (от года до трех лет), в котором определяются:

———————————

<5> См.: Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Указ. соч.

<6> См.: Там же.

 

— основные направления и задачи приватизации федерального имущества на плановый период;

— прогноз влияния приватизации этого имущества на структурные изменения в экономике, в т.ч. в конкретных отраслях экономики;

— характеристика федерального имущества, подлежащего приватизации, в частности перечень федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью;

— предполагаемые сроки приватизации федерального имущества.

Так, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 1 июля 2013 г. N 1111-р «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014 — 2016 годы» Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества на 2014 — 2016 годы предусматривает завершение до 2016 года выхода государства из капитала компаний несырьевого сектора, не относящихся к субъектам естественных монополий и организациям оборонного комплекса, поскольку по состоянию на 1 января 2013 г. Российская Федерация является собственником имущества 1795 федеральных государственных унитарных предприятий, акционером 2337 акционерных обществ. В 2014 — 2016 годах планируется приватизировать находящиеся в федеральной собственности акции 4 закрытых акционерных обществ, а также 94 объекта иного имущества государственной казны Российской Федерации, в частности планируется прекращение участия Российской Федерации в уставном капитале таких ОАО, как Росспиртпром, Объединенная зерновая компания, РОСНАНО, Ростелеком. С учетом решений Президента РФ и Правительства РФ в отношении стратегического развития Московского авиационного узла планируется прекращение участия Российской Федерации в уставном капитале ОАО «Международный аэропорт «Шереметьево», «Аэропорт «Внуково», «Международный аэропорт «Внуково» и т.д.

В целом планируемые поступления в федеральный бюджет доходов от приватизации федерального имущества без учета стоимости акций крупнейших компаний, занимающих лидирующее положение в соответствующих отраслях экономики, должны составить в 2014 — 2016 годах 3 млрд. рублей ежегодно.

2. Положениями п. 2.1 комментируемой статьи предусматривается возможность принятия решений о приватизации конкретного федерального имущества путем внесения находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, созданных в результате преобразования федеральных государственных унитарных предприятий, в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ, вне рамок прогнозного плана приватизации федерального имущества. Такая ситуация возможна, если решение о приватизации того или иного федерального имущества принимается Президентом РФ или Правительством РФ. Принятие таких решений не требует внесения изменений в утвержденный прогнозный план приватизации федерального имущества на соответствующий плановый период.

Ввиду этого в прогнозных планах приватизации федерального имущества, как правило, предусматривается возможность в целях создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития внутреннего фондового рынка, а также для формирования дополнительных доходов федерального бюджета принятия отдельных решений о приватизации пакетов акций, имеющих высокую инвестиционную привлекательность. В частности, в Прогнозном плане (программе) приватизации на 2014 — 2016 годы предусматривается, что на основании отдельных решений Президента РФ и Правительства РФ будут приватизированы пакеты акций крупнейших компаний, занимающих лидирующее положение в соответствующих отраслях экономики, однако эти компании в Прогнозный план не включены.

В качестве примера такой ситуации можно привести Указ Президента РФ от 17 мая 2012 г. N 621 «О мерах по дальнейшему развитию открытого акционерного общества «Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром», согласно которому в целях дальнейшего развития научно-производственного потенциала Российской Федерации, обеспечения обороноспособности государства и совершенствования структуры организаций отечественного авиационного двигателестроения приняты предложения Правительства РФ, в т.ч. и о внесении в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал открытого акционерного общества «Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют» находящихся в федеральной собственности 100 процентов акций открытого акционерного общества «Омский научно-исследовательский институт технологии и организации производства двигателей». При этом в Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2011 — 2013 годы, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 27 ноября 2010 г. N 2102-р, соответствующие изменения не вносились.

3. По общему правилу акции стратегических акционерных обществ и стратегические предприятия не включаются в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества. Перечень таких стратегических предприятий и акционерных обществ формируется Правительством РФ и представляется Президенту РФ для утверждения. Указанный перечень включает в себя стратегические предприятия — федеральные государственные унитарные предприятия, осуществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, и стратегические акционерные общества — открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и участие Российской Федерации в управлении которыми обеспечивает стратегические интересы государства, обороноспособность и безопасность государства, защиту нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации.

Положениями п. 3 комментируемой статьи предусматривается возможность включения в прогнозный план приватизации федерального имущества акций стратегических акционерных обществ и стратегических предприятий, но при соблюдении одного условия: принятия Президентом РФ решения об уменьшении степени участия Российской Федерации в управлении стратегическими акционерными обществами или об исключении соответствующих предприятий из числа стратегических предприятий. Такое решение принимается путем внесения изменений в Указ Президента РФ от 4 августа 2004 г. N 1009 «Об утверждении Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ», согласно которому Правительству РФ поручено включать в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества федеральные государственные унитарные предприятия, исключенные из раздела 1 Перечня, утвержденного названным Указом, для их преобразования в открытые акционерные общества, 100% акций которых находится в федеральной собственности, а также находящиеся в федеральной собственности акции открытых акционерных обществ, исключенных из раздела 2 Перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ.

В п. 4 комментируемой статьи законодателем сделано исключение из общего порядка включения в прогнозный план приватизации федерального имущества для трех открытых акционерных обществ: «Газпром», «Единая энергетическая система России», «Атомный энергопромышленный комплекс», а также для государственных унитарных предприятий, являющихся субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и находящихся в ведении Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдора). Это исключение заключается в том, что акции названных акционерных обществ и указанные унитарные предприятия могут включаться в прогнозный план приватизации федерального имущества только на основании федерального закона. В частности, в ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта» установлено, что перечень организаций федерального железнодорожного транспорта, имущество которых подлежит внесению в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта, а также прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества утверждаются Правительством РФ.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code