Статья 6. Компетенция Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере приватизации

 Комментарий к статье 6 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»

1. Положения комментируемой статьи определяют правовой статус и полномочия другой стороны в отношениях приватизации государственного или муниципального имущества — продавца. Учитывая, что объектом приватизации в соответствии с положениями комментируемого Закона выступает имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям, то и права продавцов такого имущества принадлежат соответствующим органам власти: федеральным, региональным, органам местного самоуправления.

В соответствии с п. 1 ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Согласно положениям п. 1 комментируемой статьи в сфере приватизации представлять интересы Российской Федерации уполномочено Правительство РФ. Прежде всего, как это следует из комментируемой нормы, Правительство РФ призвано реализовать единую государственную политику в сфере приватизации. Указанная функция реализуется посредством осуществления Правительством РФ полномочий, перечисленных в подп. 1 — 9 комментируемого пункта. Такие полномочия предполагают формирование состава имущества, как подлежащего приватизации, так и не подлежащего приватизации; планирование и правовое регламентирование процедур приватизации федерального имущества; контроль за приватизацией федерального имущества и отчетность по результатам приватизации федерального имущества перед Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации; руководство работой федеральных органов исполнительной власти по вопросам приватизации федерального имущества.

В настоящее время полномочия по осуществлению от имени Российской Федерации юридических действий по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. N 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» возложены на Росимущество. Согласно п. 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного указанным Постановлением, Росимущество, подведомственное Министерству экономического развития Российской Федерации, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера и участника общества с ограниченной ответственностью, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти).

Наряду с наделением федеральных органов исполнительной власти полномочиями на осуществление функций по приватизации федерального имущества Правительство РФ своим решением вправе поручить юридическим лицам организовывать от имени Российской Федерации в установленном порядке продажу приватизируемого федерального имущества и (или) осуществлять функции продавца. В рамках указанного полномочия Правительство РФ вправе утверждать перечень юридических лиц для организации от имени Российской Федерации продажи приватизируемого федерального имущества и (или) осуществления функций продавца. В настоящее время функции продавца федерального имущества уполномочены осуществлять 22 юридических лица, перечень которых определен распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2010 г. N 1874-р «Об утверждении Перечня юридических лиц для организации от имени Российской Федерации продажи приватизируемого федерального имущества и (или) осуществления функций продавца». Возложение на юридических лиц функций продавца без соответствующего поручения Правительства РФ является ошибочным. В связи с этим Правительство РФ, принимая такое решение, должно определить в нем подлежащее приватизации федеральное имущество, действия данных юридических лиц, размер и порядок выплаты им вознаграждения.

2. Несмотря на то что основополагающая роль в сфере приватизации федерального имущества отведена Правительству РФ, в абз. 16, 17 комментируемого пункта установлены определенные особенности осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере приватизации, что обусловлено спецификой отдельных видов приватизируемого федерального имущества.

Так, при приватизации имущества и акций организаций атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации полномочиями в сфере приватизации такого имущества наделяются Президент РФ, Правительство РФ, Росимущество и Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом». В соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Президент РФ утверждает перечень федеральных государственных унитарных предприятий атомного энергопромышленного комплекса, подлежащих преобразованию в открытые акционерные общества, в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации. Правительство РФ каждые шесть месяцев информирует Государственную Думу Федерального Собрания РФ и Совет Федерации Федерального Собрания РФ об осуществлении структурных преобразований в атомном энергопромышленном комплексе. Решения об условиях приватизации федерального имущества в соответствии с данным Федеральным законом принимаются Росимуществом по согласованию с Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» (ч. 15 ст. 3, ч. 1 ст. 4).

Преобразование федеральных государственных унитарных предприятий в открытые акционерные общества, 100% акций которых находится в федеральной собственности и передается Государственной корпорации «Ростехнологии» в качестве имущественного взноса Российской Федерации, как это следует из положений ст. 18.1 Федерального закона от 23 ноября 2007 г. N 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии», осуществляется с учетом следующих особенностей:

— имущество, принадлежащее федеральным государственным унитарным предприятиям и находящееся за пределами территории Российской Федерации, включается в состав их имущественных комплексов;

— приватизируемое имущество, в т.ч. акции организаций, передаваемые в качестве имущественного взноса, включается в передаточные акты независимо от учета данного имущества в реестре федерального имущества;

— земельные участки, которые находятся в собственности Российской Федерации, приватизация которых в соответствии с законодательством Российской Федерации не допускается и которые предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования федеральным государственным унитарным предприятиям, передаются по договорам аренды, создаваемым в результате приватизации открытым акционерным обществам;

— спортивные сооружения, принадлежащие на праве хозяйственного ведения федеральным государственным унитарным предприятиям, преобразуемым в указанные открытые акционерные общества, могут быть приватизированы в составе имущественных комплексов указанных предприятий с сохранением назначения спортивных сооружений.

Приватизация имущества федеральных государственных унитарных предприятий, в отношении которых не приняты решения Президента РФ и (или) решения Правительства РФ о преобразовании их в открытые акционерные общества, 100% акций которых передается Государственной корпорации «Ростехнологии» в качестве имущественного взноса Российской Федерации, осуществляется без учета вышеперечисленных особенностей.

3. Положения п. 2 комментируемой статьи не конкретизируют полномочия органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере приватизации, позволяя региональным и местным властям самостоятельно решать такие вопросы. Анализ регионального законодательства показывает, что непосредственными полномочиями по приватизации государственного имущества субъектов РФ наделяются, как правило, региональные министерства имущественных отношений, комитеты по управлению государственным имуществом, а нормативно-правовое регулирование таких отношений осуществляют региональные правительства, кабинеты министров и т.д.

Например, в соответствии с Законом Амурской области от 26 апреля 2013 г. N 182-ОЗ «Об управлении и распоряжении собственностью Амурской области» Правительство области определяет порядок разработки проекта прогнозного плана (программы) приватизации областного имущества; регулирует вопросы организации продажи областного имущества способами, установленными комментируемым Законом. Полномочиями специализированной организации по продаже областного имущества наделено государственное учреждение «Фонд имущества Амурской области», которое осуществляет от имени области в соответствии с законодательством Российской Федерации, области продажу приватизируемого областного имущества, а также иного областного имущества, в том числе осуществляет информационное обеспечение приватизации областного имущества; перечисляет в областной бюджет денежные средства, полученные в результате приватизации областного имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и области; представляет отчет о продаже имущества, находившегося в собственности области, и т.п. (ст. ст. 8, 10).

Постановлением Правительства Самарской области от 20 июня 2007 г. N 79 «Об утверждении Положения о министерстве имущественных отношений Самарской области» полномочиями в сфере приватизации наделено региональное министерство имущественных отношений. В Иркутской области министерство имущественных отношений в сфере приватизации обладает такими полномочиями, как формирование прогнозного плана приватизации; утверждение состава и порядка деятельности комиссии по приватизации государственного имущества Иркутской области; принятие решения об условиях приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Иркутской области, на соответствующий год; разработка и утверждение условий конкурса, социально-экономического обоснования и порядка их исполнения. При этом функции продавца государственного имущества, находящегося в собственности Иркутской области, осуществляет областное государственное казенное учреждение «Фонд имущества Иркутской области» (Постановление Правительства Иркутской области от 6 марта 2013 г. N 67-пп «Об отдельных вопросах приватизации имущества, находящегося в государственной собственности Иркутской области»).

Основной задачей Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в соответствии с Положением о Министерстве земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, утв. Кабинетом Министров Республики Татарстан от 22 августа 2007 г. N 407 «Вопросы Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан», является реализация государственной политики в сфере земельных и имущественных отношений, приватизации государственного имущества Республики Татарстан, поскольку Министерство является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника по управлению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в собственности Республики Татарстан, в том числе по приватизации и распоряжению.

4. В соответствии с п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В сфере приватизации, как правило, полномочиями наделяются местные администрации, их главы, комитеты по управлению имущества.

К примеру, в соответствии с решением Собрания Хвалынского муниципального района Саратовской области от 12 марта 2009 г. N 663 «О продавце муниципального имущества Хвалынского муниципального района» полномочиями по осуществлению от имени Хвалынского муниципального района функций по продаже муниципального имущества, включая организацию торгов, продажу муниципального имущества путем публичного предложения, продажу без объявления цены, наделяется администрация Хвалынского муниципального района. Как продавец муниципального имущества администрация уполномочена представлять собственные обоснования целесообразности (нецелесообразности) приватизации муниципального имущества по каждому объекту, включаемому в прогнозный план (программу) приватизации муниципального имущества; организовывать информационное обеспечение процессов приватизации, проведение торгов по продаже муниципального имущества; обеспечивать перечисление в бюджет района денежных средств, поступающих от сделок приватизации; представлять отчет о результатах приватизации муниципального имущества за прошедший год.

Уполномоченным органом на выполнение функций по приватизации муниципальной собственности городского округа Пущино Московской области в соответствии с Положением о порядке и условиях приватизации муниципального имущества городского округа Пущино Московской области, утв. решением Совета депутатов г. Пущино МО от 16 декабря 2010 г. N 242/35, является Комитет по управлению имуществом города Пущино, который разрабатывает проект прогнозного плана (программы) приватизации и готовит проект обращения главы города Пущино в Совет депутатов города Пущино об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации на очередной год. При этом прогнозный план (программа) приватизации утверждается решением Совета депутатов города Пущино Московской области на очередной финансовый год, а решение о приватизации конкретного объекта и об условиях его приватизации в соответствии с Положением о порядке и условиях приватизации муниципального имущества города Пущино Московской области и Прогнозным планом (программой) приватизации муниципального имущества принимает глава города Пущино путем издания соответствующего постановления. Функции же по продаже муниципального имущества может осуществлять специализированная организация и т.д.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code