Статья 4. Законодательство Российской Федерации о приватизации

 Комментарий к статье 4 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»

1. Законодательство — это форма существования правовых норм, средство придания им определенности и объективности <3>. Совокупность нормативных правовых актов, содержащих нормы о приватизации государственного или муниципального имущества, представляет собой, как определено в комментируемой статье, законодательство Российской Федерации о приватизации. Положения комментируемой статьи определяют структуру законодательства о приватизации, включая в него федеральное законодательство, законодательства субъектов РФ и муниципальные правовые акты.

———————————

<3> См.: Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2003. С. 375 (автор главы — И.Н. Сенякин).

 

Система законодательства представляет собой дифференцированную совокупность нормативно-правовых актов, основанную на принципах субординации и скоординированности ее структурных компонентов <4>. Возглавляет иерархию нормативных правовых актов Основной Закон государства — Конституция РФ. Однако, как следует из анализа комментируемой статьи, Конституция не входит в систему законодательства о приватизации. Такой подход представляется не совсем верным, поскольку в любой сфере законодательства Конституция закрепляет правовые основы той или иной сферы, и при этом она является органической частью системы правовых актов, положения Конституции последовательно реализуются в положениях тех или иных нормативных актов. Более того, в ч. 1 ст. 15 Конституции закреплено, что Конституция РФ имеет прямое действие, что означает реализацию ее норм, независимо от наличия или отсутствия конкретизирующих и развивающих ее нормативных актов. Следовательно, можно констатировать, что Конституция РФ входит в систему законодательства о приватизации, возглавляя ее и выступая основной для конкретных норм законодательства о приватизации.

———————————

<4> См.: Там же. С. 375.

 

Тем не менее, согласно п. 1 комментируемой статьи, федеральное законодательство включает в себя комментируемый Закон и другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации. В состав законодательства субъектов РФ входят законы субъектов РФ о приватизации государственного имущества и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты субъектов РФ. Принимаемые органами местного самоуправления муниципальные правовые акты о приватизации муниципального имущества составляют правовую основу отчуждения муниципального имущества путем приватизации.

В целом структурные элементы системы законодательства о приватизации тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, о чем свидетельствует единство их основы — Конституции РФ, а также законодательно закрепленное в комментируемой статье положение о том, что нормы о приватизации государственного и муниципального имущества, содержащиеся в других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах, законах и подзаконных нормативных актах субъектов РФ, муниципальных правовых актах, должны приниматься в соответствии с комментируемым Законом и не противоречить ему.

2. Основополагающим федеральным нормативным актом в сфере приватизации государственного и муниципального имущества выступает комментируемый Закон, который устанавливает правовые основы взаимоотношений покупателей и продавцов государственного или муниципального имущества, определяет основы планирования приватизации государственного или муниципального имущества; порядок и способы приватизации такого имущества, включая проведение продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме; порядок оплаты и распределения денежных средств от продажи имущества; порядок оформления сделок купли-продажи государственного или муниципального имущества; полномочия по защите прав государства и муниципальных образований как собственников имущества. Комментируемый Закон также устанавливает особенности приватизации земельных участков, объектов культурного наследия, социально-культурного и коммунально-бытового назначения, электросетевого хозяйства, источников тепловой энергии, тепловых сетей, централизованных систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем. Комментируемым Законом регулируются особенности создания и правового положения открытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в государственной или муниципальной собственности.

Наряду с комментируемым Законом нормы законодательства о приватизации содержатся и в других федеральных законах, в т.ч. ранее упомянутом Федеральном законе от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ, устанавливающем особенности отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов РФ или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства. Специфика правового регулирования отчуждения арендуемого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии с названным Законом заключается:

— в особенностях принятия решения о включении арендуемого имущества в нормативные правовые акты о планировании приватизации государственного и муниципального имущества;

— в установлении преимущественного права арендатора на приобретение недвижимого имущества, принадлежащего государственному или муниципальному унитарному предприятию и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства;

— в порядке получения согласия собственника арендуемого имущества на совершение унитарным предприятием сделки, направленной на возмездное отчуждение арендуемого недвижимого имущества.

Организационно-правовые особенности приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта, а также управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта установлены Федеральным законом от 27 февраля 2003 г. N 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта». Особенности осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий при приватизации имущества федеральных государственных унитарных предприятий атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации и акций акционерных обществ организаций атомного энергопромышленного комплекса Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом и акциями организаций, осуществляющих деятельность в области использования атомной энергии, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и т.д.

Немаловажную роль в системе законодательства о приватизации играют и кодифицированные федеральные законы, и прежде всего ГК РФ, определяющий основы приватизации государственного и муниципального имущества, основания возникновения и прекращения прав собственности на такое имущество. ЗК РФ и Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» определяют правовой статус земельных участков и особенности их отчуждения. Вопросы налогообложения приватизируемых объектов регулируются НК РФ.

3. Нормы федеральных законов конкретизируются в нормативных положениях подзаконных нормативных актов. Важным условием законности таких нормативных актов является их соответствие Конституции РФ и федеральным законам, во исполнение которых они приняты. К подзаконным актам, как правило, относятся указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, приказы федеральных органов исполнительной власти.

Основы государственной политики в области приватизации государственного и муниципального имущества заложены еще Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации». В настоящее время большинство указов Президента РФ принимаются во исполнение п. 1 ст. 40.1 комментируемого Закона и отражают решение Президента РФ по поводу увеличения уставного капитала открытого акционерного общества, входящего в перечень стратегических предприятий и акционерных обществ, и определения размера доли государства в уставном капитале указанного акционерного общества. К таким документам, к примеру, можно отнести Указ Президента РФ от 22 ноября 2012 г. N 1564 «О дальнейшем развитии открытого акционерного общества «Федеральная гидрогенерирующая компания — РусГидро», Указ Президента РФ от 3 мая 2013 г. N 437 «Об увеличении уставного капитала открытого акционерного общества «Российские сети» и др.

Большая роль в детализации отношений по приватизации государственного и муниципального имущества принадлежит нормативным правовым актам Правительства РФ. В развитие комментируемого Закона Правительством РФ утверждены Положение об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме (Постановление от 27 августа 2012 г. N 860), Положение об управлении находящимися в собственности Российской Федерации долями в обществах с ограниченной ответственностью, созданных в процессе приватизации (Постановление Правительства РФ от 27 января 2012 г. N 34), Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества (Постановление Правительства РФ от 9 июля 2002 г. N 512), Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества на аукционе и Положение об организации продажи находящихся в государственной или муниципальной собственности акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе (Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. N 585) и многие другие. Распоряжением Правительства РФ от 1 июля 2013 г. N 1111-р утвержден Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014 — 2016 годы.

Отдельные вопросы процедуры приватизации государственного и муниципального имущества конкретизируются в ведомственных нормативных правовых актах. Так, в настоящее время продолжает действовать совместно утвержденное Минфином РФ от 1 сентября 1995 г. N 98, Госкомимуществом РФ от 25 августа 1995 г. N АК-19/7370, РФФИ от 18 августа 1995 г. N ФИ-11-1/2459, Госналогслужбой РФ от 10 августа 1995 г. N ВЗ-6-15/433 Положение о порядке уплаты, распределения, учета и контроля за поступлением средств от приватизации государственной, муниципальной собственности. Приказом Минэкономразвития РФ от 7 ноября 2011 г. N 622 утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по продаже (приватизации) земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости и т.д.

4. Законодательство о приватизации субъектов РФ, согласно п. 2 комментируемой статьи, представлено законами и иными нормативными актами субъектов РФ. Так, в целях повышения экономической и социальной эффективности использования имущества г. Москвы в соответствии с действующим федеральным законодательством принят Закон г. Москвы от 17 декабря 2008 г. N 66 «О приватизации государственного имущества города Москвы». Подобные законы действуют и в других субъектах РФ. Например, в Республике Башкортостан действует Закон от 4 декабря 2002 г. N 372-з «О приватизации государственного имущества в Республике Башкортостан», в Санкт-Петербурге — Закон от 10 марта 2005 г. N 59-15 «О приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга» и т.д. В отдельных субъектах РФ действуют специальные законы, регламентирующие отдельные особенности процедуры приватизации государственного имущества. Так, в Московской области принят и действует Закон от 17 октября 2008 г. N 145/2008-ОЗ «О порядке реализации субъектами малого и среднего предпринимательства преимущественного права на приобретение арендуемого недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Московской области или муниципальной собственности муниципальных образований Московской области» и др.

Как показывает анализ нормативных правовых актов субъектов РФ, прогнозный план приватизации государственного имущества субъекта РФ утверждается либо законами (например, Закон Республики Адыгея от 4 апреля 2013 г. N 178 «О программе приватизации государственного имущества Республики Адыгея на 2013 год», Закон Тульской области от 15 июля 2013 г. N 1986-ЗТО «О прогнозном плане (программе) приватизации государственного имущества Тульской области на 2014 год и на плановый период 2015 — 2016 годов»), либо постановлениями соответствующих органов исполнительной власти (к примеру, Постановление Правительства Ленинградской области от 29 апреля 2011 г. N 125 «Об утверждении Программы приватизации государственного имущества Ленинградской области на 2011 — 2013 годы»).

В целом же правовое регулирование отношений, возникающих в сфере приватизации государственного имущества субъектов РФ, осуществляется на законодательном уровне. Лишь в отдельных субъектах правовое регулирование рассматриваемых отношений осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ. В качестве примера можно привести Правительство Санкт-Петербурга, которым утверждены Порядок планирования приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга и Порядок разработки программы приватизации государственного имущества Санкт-Петербург (Постановление от 23 октября 2007 г. N 1369); Порядок внесения денежных средств в счет оплаты государственного имущества Санкт-Петербурга при его приватизации (Постановление от 16 июля 2007 г. N 824). Распоряжением Комитета по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга от 24 марта 2010 г. N 34-р утвержден Административный регламент Комитета по управлению городским имуществом по предоставлению государственной услуги по осуществлению приватизации государственного имущества Санкт-Петербурга (за исключением приватизации жилых помещений в порядке, установленном Законом РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации») и т.д.

5. В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Муниципальные образования при закреплении в муниципальных нормативных актах порядка приватизации муниципального имущества вправе самостоятельно определять орган, уполномоченный на управление и распоряжение имуществом и принятие решений о приватизации муниципального имущества; порядок планирования приватизации муниципального имущества; порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества и т.д.

Анализ нормативных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления при регулировании отношений, связанных с приватизацией муниципального имущества, показывает, что нормативно-правовая база муниципальных образований в этой сфере по источникам закрепления весьма разнообразна. Отношения по приватизации муниципального имущества регулируются решениями советов депутатов, думы (решение Рязанской городской Думы от 29 ноября 2011 г. N 456-1 «Об утверждении программы приватизации муниципального имущества на 2013 год», распоряжение администрации городского округа Электросталь Московской области от 12 января 2012 г. N 20-р «Об утверждении административного регламента оказания муниципальной услуги по приватизации муниципального имущества, находящегося в муниципальной собственности городского округа Электросталь Московской области», решение Совета депутатов Волоколамского муниципального района Московской области от 28 марта 2013 г. N 73-12 «Об утверждении Положения о приватизации муниципального имущества Волоколамского муниципального района Московской области»), постановлениями, распоряжениями администраций (глав администраций), мэрий муниципальных образований (Постановления мэрии города Магадана от 27 августа 2013 г. N 3778, 3779 «Об условиях приватизации муниципального имущества», Постановление главы администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан от 16 января 2013 г. N 28 «О прогнозном плане (программе) приватизации муниципального имущества городского округа город Уфа Республики Башкортостан на 2013 год»).

Таким образом, органы местного самоуправления самостоятельны в регулировании отношений по приватизации муниципального имущества. При этом главным условием легитимности муниципальных правовых актов, как это закреплено в п. 3 комментируемой статьи, является их соответствие законодательству Российской Федерации о приватизации, и прежде всего — комментируемому Закону.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code