Статья 3. Сфера действия настоящего Федерального закона

 Комментарий к статье 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»

1. В комментируемой статье законодатель, используя метод исключения, определяет границы действия рассматриваемого законодательного акта, его соотношения с иными нормативно-правовыми актами, регулирующими вопросы отчуждения государственного и муниципального имущества. Приватизация — это одна из форм отчуждения государственного или муниципального имущества, следовательно, нормы рассматриваемого Закона, как это следует из п. 1 комментируемой статьи, регулируют отношения, возникающие исключительно при такой форме отчуждения государственного и муниципального имущества. Кроме того, в сферу действия комментируемого Закона попадают не только сама процедура приватизации, но и связанные с этой процедурой отношения по управлению государственным и муниципальным имуществом. В экономическом словаре под управлением имуществом понимают установление собственником имущества правил, условий его использования, продажи <2>. Понятие «управление имуществом» встречается и в нормативных актах.

———————————

<2> См.: Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Указ. соч.

 

Так, в п. 2.1 ст. 2 Положения о порядке формирования, управления и распоряжения муниципальной собственностью в городском поселении Запрудня, утв. решением Совета депутатов городского поселения Запрудня Талдомского муниципального района Московской области от 30 июля 2009 г. N 62, управление муниципальным имуществом трактуется как организованный процесс принятия и исполнения решений, осуществляемых органами местного самоуправления в области учета муниципального имущества, контроля за его сохранностью и использованием по назначению, по обеспечению надлежащего содержания, а также по вопросам, связанным с участием муниципального образования в создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, обеспечением эффективной координации, регулирования и контроля за их деятельностью.

Анализ положений комментируемого Закона позволяет сделать вывод, что в сферу его действия попадают следующие отношения, связанные с управлением государственным или муниципальным имуществом: планирование приватизации; принятие решений о приватизации; создание открытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в государственной или муниципальной собственности, и др.

2. Для того чтобы исключить возможность расширительного толкования положений п. 1 комментируемой статьи, законодатель в п. 2 рассматриваемой нормы четко определяет отношения, связанные с отчуждением государственного или муниципального имущества, которые выпадают из сферы действия рассматриваемого закона. Перечисленные в п. 2 комментируемой статьи отношения подпадают под действие иных нормативно-правовых актов. Так, отношения по отчуждению земель, не занятых объектами недвижимости, в том числе и имущественными комплексами, регулируются нормами ЗК РФ, Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Порядок отчуждения природных ресурсов определяется гражданским, земельным законодательством, ВК РФ, ЛК РФ.

Основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище определяет Закон РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ «О государственном материальном резерве», Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. N 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» запасы государственного резерва, базы Комитета Российской Федерации по государственным резервам и другие его объекты, предназначенные для хранения и обслуживания материальных ценностей государственного резерва, а также мобилизационные резервы при приватизации предприятий подлежат исключению из состава их имущества.

Вопросы отчуждения государственного и муниципального имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации, урегулированы Постановлением Правительства РФ от 5 января 1995 г. N 14 «Об управлении федеральной собственностью, находящейся за рубежом». Если отношения по отчуждению государственного и муниципального имущества подпадают в сферу действия международных правовых актов, то в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ приоритет в этом случае принадлежит международным договорам. Так, к примеру, отдельные вопросы отчуждения государственного и муниципального имущества регулируются Конвенцией о защите прав инвестора (г. Москва, 28 марта 1997 г.).

Порядок безвозмездной передачи в собственность или безвозмездное пользование религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, регулируется специальным Федеральным законом от 30 ноября 2010 г. N 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». При этом действие указанного Закона не распространяется на имущество религиозного назначения, которое относится к музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, либо документам Архивного фонда Российской Федерации или документам, относящимся к национальному библиотечному фонду, и порядок распоряжения которым регулируется соответственно законодательством РФ о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации, законодательством об архивном деле в Российской Федерации, законодательством РФ о библиотечном деле.

Правила передачи в собственность некоммерческих организаций, включая общероссийские общественные организации инвалидов и организации, единственными учредителями которых являются общероссийские общественные организации инвалидов, государственного или муниципального имущества определены в гл. 5 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» и т.д.

3. Независимо от вида отчуждаемого имущества, его приобретателя, согласно п. 3 комментируемой статьи законодатель исключает из приватизируемого имущества имущество, ограниченное в обороте или изъятое из оборота. По своей сути комментируемая норма является отсылочной к нормам гражданского законодательства. В свою очередь, согласно ст. 129 ГК РФ виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе. Таким образом, конкретные виды имущества, изъятого из оборота или ограниченного в обороте, определяются конкретными федеральными законами: ЗК РФ (ст. 27), Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (ст. 9), Федеральным законом от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ст. 6) и др.

Анализ действующего законодательства позволяет исключить из приватизируемого имущества земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками; зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы; зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены военные суды; объектами организаций федеральной службы безопасности; объектами организаций органов государственной охраны; объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ; объектами, в соответствии с видами деятельности которых созданы закрытые административно-территориальные образования; объектами учреждений и органов Федеральной службы исполнения наказаний; воинскими и гражданскими захоронениями; инженерно-техническими сооружениями, линиями связи и коммуникациями, возведенными в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации.

Кроме того, из сферы приватизируемого имущества исключаются земельные участки, ограниченные в обороте:

— в пределах особо охраняемых природных территорий;

— из состава земель лесного фонда;

— в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;

— занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

— предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд;

— предоставленные для нужд организаций транспорта, в т.ч. морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;

— предоставленные для нужд связи;

— занятые объектами космической инфраструктуры;

— расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

— предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;

— загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;

— расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;

— в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Более того, в п. 8 ст. 27 ЗК РФ прямо установлен запрет приватизации земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с ВК РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.

Не подлежат приватизации также находящиеся в государственной или муниципальной собственности объекты централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем холодного водоснабжения. Полностью изымаются из оборота, а значит не подлежат приватизации, природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников.

4. Учитывая, что нормы комментируемого Закона основаны на общих положениях о приватизации гражданского законодательства, законодатель в п. 4 комментируемой статьи устанавливает возможность правового регулирования отношений по приватизации государственного или муниципального имущества нормами ГК РФ. Корреспондирующая с комментируемым пунктом ст. 217 ГК РФ устанавливает, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При этом в указанной норме подчеркивается приоритет норм специальных законов о приватизации. Таким образом, нормы ГК РФ, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности (разд. II), могут применяться к отношениям, урегулированным комментируемым Законом, только в случае, если их правовое регулирование рассматриваемым законом не осуществляется. Такая позиция законодателя позволяет устранить пробелы в праве, обеспечивая правоприменителям, и прежде всего судебным органам, возможность разрешать спорные ситуации, возникающие по поводу приватизации государственного или муниципального имущества, основываясь на принципах законности, обоснованности и всесторонности рассмотрения гражданских дел.

5. Еще одно исключение из норм комментируемого Закона закреплено в п. 5 рассматриваемой статьи, касающееся участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества. Отношения, возникающие в связи с приватизацией государственного или муниципального имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, урегулированы Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», нормам которого законодатель отдает приоритет в комментируемом пункте.

В то же время в названном Законе, в ч. 3 ст. 1, содержится норма, устанавливающая возможность применения норм комментируемого Закона в случае отсутствия правового регулирования в Федеральном законе от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ. Следовательно, как отмечено в информационном письме Президиума ВАС РФ от 5 ноября 2009 г. N 134 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», нормы Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ, устанавливающие специальные правила отчуждения государственного и муниципального недвижимого имущества, являются приоритетными по отношению к нормам комментируемого Закона. Это касается, в частности, определения цены отчуждаемого недвижимого имущества, способа и порядка его отчуждения. Действие Федерального закона от 22 июля 2008 г. N 159-ФЗ также не распространяется на отношения по выкупу земельных участков, что не исключает приобретения субъектами малого или среднего предпринимательства земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в порядке, установленном земельным законодательством и законодательством о приватизации (п. 2).

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code