Статья 2. Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества

 Комментарий к статье 2 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»

1. Принципы в праве представляют собой основополагающие идеи, начала, на которых базируются те или иные правоотношения. В комментируемой норме законодатель называет правовые принципы, составляющие первооснову отношений, складывающихся в области приватизации государственного и муниципального имущества и урегулированных нормами комментируемого Закона. В целом положения комментируемой статьи носят декларативный характер, провозглашая принципы, на которых строятся отношения в области приватизации государственного и муниципального имущества. Суть этих принципов раскрывается в последующих положениях комментируемого Закона. Всего законодатель называет три принципа приватизации государственного и муниципального имущества, каждому из которых посвящена отдельная норма. Хотя, как следует из анализа п. 1 комментируемой статьи, речь в рассматриваемом пункте идет о двух принципах:

1) принципе равенства покупателей государственного и муниципального имущества;

2) принципе открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Принцип равенства покупателей (о статусе покупателей см. комментарий к ст. 1) государственного и муниципального имущества основан на конституционных нормах о равенстве всех перед законом; признании различных форм собственности; праве каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; праве иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (п. 2 ст. 8, ст. ст. 19, 34, 35 ГК РФ). Согласно действующему законодательству как физические лица, так и их объединения (или объединения их капиталов) — юридические лица могут приобретать и иметь в частной собственности движимые и недвижимые вещи, могут самостоятельно осуществлять предпринимательскую деятельность. Никаких ограничений или преимуществ ни для физических, ни для юридических лиц не может быть установлено, в т.ч. и при приватизации государственного и муниципального имущества, кроме как в случаях, прямо определенных в федеральном законе. В частности, провозглашенный в комментируемой норме принцип равенства покупателей государственного и муниципального имущества гарантирует, что нормативно-правовые акты подзаконного характера, принятые на федеральном уровне, а также все нормативно-правовые акты регионального или муниципального уровней не могут устанавливать какие-либо ограничения для конкретных физических или юридических лиц в приобретении государственного или муниципального имущества в процессе приватизации. В то же время рассматриваемый принцип не означает, что граждане и юридические лица могут претендовать на приобретение любого государственного или муниципального имущества. Имущество, ограниченное в обороте, или имущество, которое не подлежит приватизации в силу указаний закона, не может передаваться в частную собственность физическим и юридическим лицам. Однако такие запреты также распространяются абсолютно на всех физических и юридических лиц независимо от их правового статуса, финансового положения и других критериев.

2. Принцип открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления при процедуре приватизации государственного и муниципального имущества гарантирует прозрачность этой процедуры, в т.ч. и в вопросе обеспечения равенства покупателей государственного и муниципального имущества. Реализация данного принципа предполагает открытый доступ к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Основными принципами обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» являются:

— открытость и доступность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

— достоверность информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и своевременность ее предоставления;

— свобода поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом;

— соблюдение прав граждан на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту их чести и деловой репутации, права организаций на защиту их деловой репутации при предоставлении информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Как определено в ст. 6 вышеназванного Закона, доступ к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается путем:

— обнародования (опубликования) государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в средствах массовой информации;

— размещения государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети Интернет;

— размещения государственными органами и органами местного самоуправления информации о своей деятельности в помещениях, занимаемых указанными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;

— ознакомления пользователей информацией с информацией о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в помещениях, занимаемых указанными органами, а также через библиотечные и архивные фонды;

— присутствия граждан (физических лиц), в т.ч. представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, государственных органов и органов местного самоуправления, на заседаниях коллегиальных государственных органов и коллегиальных органов местного самоуправления, а также на заседаниях коллегиальных органов государственных органов и коллегиальных органов органов местного самоуправления;

— предоставления пользователям информацией по их запросу информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления;

— а также другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления — также муниципальными правовыми актами.

Принцип открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления при процедуре приватизации государственного и муниципального имущества пронизывает собой весь комментируемый Закон, находя свое отражение в различных нормах. Так, в целях реализации рассматриваемого принципа Правительство РФ утверждает Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества, который содержит перечень федеральных государственных унитарных предприятий, а также находящихся в федеральной собственности акций открытых акционерных обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, иного федерального имущества, которое планируется приватизировать в соответствующем трехлетнем периоде. Порядок планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и муниципального имущества определяется соответствующими публично-правовыми образованиями самостоятельно. Кроме того, Правительство РФ ежегодно, не позднее 1 мая, представляет в Государственную Думу отчет о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год, а информация о результатах приватизации имущества субъектов РФ и муниципального имущества за прошедший год представляется субъектами РФ в Правительство РФ или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти ежегодно не позднее 1 марта (гл. 2 комментируемого Закона).

Конкретные способы обеспечения открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления при приватизации государственного и муниципального имущества определены в ст. 15 комментируемого Закона и предполагают опубликование в официальных печатных изданиях, размещение в информационных системах общего пользования, в т.ч. на официальных сайтах в сети Интернет, прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества, ежегодных отчетов о результатах приватизации федерального имущества, актов планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, муниципального имущества, решений об условиях приватизации соответственно государственного и муниципального имущества, информационных сообщений о продаже указанного имущества и об итогах его продажи. С момента включения в Прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества актов планирования приватизации имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, муниципального имущества открытых акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью и государственных или муниципальных унитарных предприятий они обязаны размещать информацию на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (при наличии), а также направлять информацию органу государственной власти (органу местного самоуправления), осуществляющему функции в области приватизации, для размещения им в срок не позднее 30 рабочих дней с даты получения такой информации на официальном сайте (п. 2 Порядка раскрытия информации открытыми акционерными обществами, акции которых находятся в государственной или муниципальной собственности, и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 11 мая 2011 г. N 208).

Лицо, желающее приобрести государственное или муниципальное имущество, имеет право на ознакомление с информацией о подлежащем приватизации имуществе. В местах подачи заявок и на сайте продавца государственного или муниципального имущества в сети Интернет должны быть размещены общедоступная информация о торгах по продаже подлежащего приватизации государственного или муниципального имущества, образцы типовых документов, представляемых покупателями государственного или муниципального имущества, правила проведения торгов.

Информация о результатах сделок приватизации государственного или муниципального имущества (характеристика имущества, дата и место проведения торгов, наименование продавца такого имущества, количество поданных заявок, лица, признанные участниками торгов; цена сделки приватизации, имя или наименование покупателя) также подлежит опубликованию в официальном печатном издании, размещению на сайтах в сети Интернет в течение тридцати дней со дня совершения указанных сделок.

3. Отношения в сфере приватизации государственного и муниципального имущества зиждутся на принципе возмездности, суть которого рассматривалась в комментарии к ст. 1. Принцип возмездности очевиден при приватизации государственного и муниципального имущества в форме продажи, когда сторона, передающая имущество, получает взамен определенную плату. Возмездность при приватизации государственного и муниципального имущества путем реорганизации в форме преобразования предполагает определенную долю участия (до 100%) соответствующего публичного образования в уставном капитале созданного в результате преобразования хозяйственного общества, что является безусловным основанием для участия такого публичного образования в распределении прибыли общества, получении дивидендов и т.д. Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ также основывается на принципе возмездности, поскольку соответствующее публично-правовое образование имеет право на получение дивидендов по вкладам.

Провозглашенный законодателем в комментируемой норме принцип возмездности исключает возможность отчуждения государственного или муниципального имущества по безвозмездным сделкам (дарения, пожертвования).

Так, например, решением Калужского областного суда от 16 января 2004 г., поддержанным Определением Верховного Суда РФ от 31 марта 2004 г. N 85-Г04-2, признаны не действующими и не подлежащими применению положения ст. ст. 26 и 27 Закона Калужской области от 7 апреля 2003 г. N 192-ОЗ «Об управлении и распоряжении государственной собственностью в Калужской области», предусматривающие возможность отчуждения по решению Законодательного Собрания Калужской области имущества, находящегося в казне Калужской области по договору дарения, как противоречащие ст. 217 ГК РФ и комментируемому Закону, которыми не предусмотрено право передавать имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности путем дарения.

Следует обратить внимание, что законодатель в комментируемой норме подчеркивает, как именно проявляется принцип возмездности при приватизации государственного или муниципального имущества: за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций открытых акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество. Такая позиция законодателя позволяет исключить из возмездных сделок, предусмотренных гражданским законодательством, договор мены, предполагающий передачу в собственность другой стороны товара в обмен на другой (п. 1 ст. 567 ГК РФ).

Судебная практика также исходит из того, что согласно комментируемому Закону приватизация государственного и муниципального имущества осуществляется только способами, предусмотренными законом, а такой способ приватизации, как мена имущества, в рассматриваемом Законе не установлен (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29 декабря 2010 г. по делу N А58-2035/2010).

4. Третьим принципом приватизации государственного и муниципального имущества является принцип сочетания самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов приватизации муниципального имущества и регламентированности процедуры приватизации. Данный принцип основан на конституционных нормах, провозглашающих признание и гарантированность в Российской Федерации местного самоуправления, его самостоятельности в пределах своих полномочий, независимости от органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ). В соответствии со ст. 132 Основного Закона государства органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью. Системное толкование норм комментируемого Закона о приватизации и ст. 51 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» свидетельствует о том, что порядок и условия приватизации муниципального имущества определяются исключительно нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Муниципальные образования при закреплении в муниципальных нормативных актах порядка приватизации муниципального имущества вправе самостоятельно определять орган, уполномоченный на управление и распоряжение имуществом и принятие решений о приватизации муниципального имущества; порядок планирования приватизации муниципального имущества; порядок принятия решений об условиях приватизации муниципального имущества и т.д.

В то же время комментируемый Закон призван регламентировать порядок приватизации как государственного, так и муниципального имущества, обеспечить равенство покупателей государственного и муниципального имущества. В связи с этим самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов о приватизации должна сочетаться с нормами комментируемого Закона и быть основанной на них, в частности на положениях гл. III — VII, определяющих состав подлежащего приватизации имущественного комплекса муниципального унитарного предприятия, цены подлежащего приватизации муниципального имущества, способы приватизации муниципального имущества, порядок принятия решения об условиях приватизации муниципального имущества, особенности приватизации отдельных видов муниципального имущества и др.

В целом все принципы ориентированы на обеспечение гласности, прозрачности процедуры отчуждения государственного и муниципального имущества, соблюдения равенства прав покупателей и защиты имущественных прав публично-правовых образований Российской Федерации при приватизации государственного и муниципального имущества. Принципы приватизации государственного имущества тесно взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены друг другом.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code