§ 10. Цена иска

 Комментарий к параграфу 10 Регламента Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации

Цена иска является одним из обязательных реквизитов сведений, которые согласно п. 1 § 9 Регламента составляют содержание представляемого в МКАС искового заявления.

Отсутствие сведений о цене иска, которая имеет значение для определения размера арбитражного сбора, либо явное несоответствие цены иска заявленным в нем требованиям влекут необходимость устранить эти недостатки, что ведет к ненужной потере времени и, как следствие, затягиванию рассмотрения иска (§ 11 Регламента). Действующий Регламент внес ряд принципиальных уточнений в правила определения цены иска по сравнению с ранее действовавшим Регламентом МКАС в редакции 1995 г. (§ 16), с тем чтобы более эффективно решать проблемы, которые могут возникнуть с самого начала арбитражного разбирательства.

Одним из таких уточнений является включенное в п. 1 «а» § 10 нового Регламента правило, касающееся определения цены иска по требованиям о взыскании продолжающих начисляться процентов. Поскольку ранее в арбитражной практике МКАС не существовало единообразия в этом вопросе, новый Регламент внес ясность, установив, что по требованиям о взыскании продолжающих начисляться процентов в цену иска должна включаться их сумма, исчисленная на дату подачи иска.

В связи с возникавшими на практике вопросами внесена определенность и в отношении определения цены иска по заявляемым требованиям о возмещении уплаченных арбитражных сборов и расходов, и издержек, понесенных сторонами в связи с разбирательством, полный перечень которых содержится в Положении об арбитражных сборах и расходах. Согласно п. 3 § 10 Регламента требования о возмещении арбитражных сборов и расходов, а также издержек сторон не должны включаться в цену иска и, следовательно, оплата арбитражного сбора по таким требованиям не должна производиться.

Вместе с тем следует отметить, что не претерпели изменений оправдавшие себя на практике правила определения цены иска, установленные прежним Регламентом МКАС, которые полностью воспроизводятся и в новом Регламенте.

Так, в исках о взыскании денег их цена должна определяться конкретной денежной суммой, а если предметом иска является имущество, то цена такого иска должна определяться стоимостью отыскиваемого имущества (подп. «а», «б» п. 1 § 10 Регламента).

Учитывая, что и цена иска, и формулирование исковых требований осуществляются исключительно истцом, в Регламенте закреплено правило о том, что истец обязан указать в исковом заявлении цену иска также в тех случаях, когда его исковые требования или часть требования имеют неденежный характер (абз. 2 подп. «г» п. 1 § 10 Регламента). Поэтому в случае, если предъявляется иск о признании или преобразовании правоотношения (например, иск о признании договора продленным, либо, наоборот, расторгнутым), цена такого иска должна также подлежать денежной оценке и определяться стоимостью предмета правоотношения в момент предъявления иска (подп. «в» п. 1 § 10 Регламента).

Аналогичным образом в исках об определенном действии или бездействии (например, о понуждении заключить договор либо об освобождении занимаемого помещения) их цена должна также выражаться в деньгах и определяться на основе имеющихся данных об имущественных интересах истца (подп. «г» п. 1 § 10 Регламента).

В целях исключения случаев недобросовестности истца при определении цены иска, как и при добросовестном его заблуждении относительно действительной стоимости заявленного им требования, Регламент предоставляет МКАС право по собственной инициативе или по требованию ответчика определить цену иска на основе имеющихся данных (п. 4 § 10 Регламента). Следует отметить, что в практике МКАС встречались случаи, когда МКАС приходилось по собственной инициативе или по требованию ответчика устанавливать цену заявленного в иске требования.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code