§ 7. Докладчики

 Комментарий к параграфу 7 Регламента Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации

В соответствии с организационной структурой МКАС докладчики составляют важный элемент организации и проведения арбитражного разбирательства. По каждому делу назначение докладчика производит Ответственный секретарь МКАС. При этом предложение по кандидатуре докладчика в обязательном порядке запрашивается у председателя того состава арбитража или единоличного арбитра, которые будут проводить арбитражное разбирательство (п. 1 § 7 Регламента).

Функции докладчика по общему правилу выполняются лицами, включенными в список докладчиков МКАС, который периодически (один раз в год) утверждает Президиум МКАС (далее — Список докладчиков). Наряду с лицами, включенными в список докладчиков, их функции могут выполнять в том же порядке и лица, не вошедшие в этот список. Основное требование к докладчикам, как включенным в список, так и не входящим в него, — наличие у этих лиц высшего юридического образования и, как правило, владение иностранным языком (п. п. 2, 3 § 7 Регламента).

Из сказанного следует, что включение определенных лиц в список докладчиков не ведет к автоматическому наделению их функциями докладчика. Они становятся докладчиками только в случае их участия в таком качестве в конкретных арбитражных делах.

В Регламенте сформулированы функции докладчика, возлагаемые на него на стадии устного слушания дела (п. 1 § 7). Вместе с тем участие докладчика в деле начинается еще на стадии его подготовки к арбитражному разбирательству и заканчивается после окончания устного слушания дела — на стадии прекращения арбитражного разбирательства. Функции докладчика на упомянутых стадиях процесса подробно излагаются в Положении о докладчиках, которое утверждается Президиумом МКАС (далее — Положение о докладчиках). В настоящее время действует Положение о докладчиках в редакции от 27.03.2006.

На стадии подготовки дела к арбитражному разбирательству функции докладчика состоят в ознакомлении с материалами дела, их проверке на соответствие излагаемых в иске обстоятельств представленным в их обоснование доказательствам. На этой же стадии докладчик помещает в дело отпечатанную и подписанную им справку, в которой излагаются обстоятельства дела и позиции сторон, с выделением в ней особенно тех моментов, которые неясно или неточно отражены в материалах дела. Если по ознакомлении с материалами дела, по мнению докладчика, следует предпринять какие-либо процессуальные действия, которые могут потребоваться для своевременного и качественного рассмотрения дела, он должен уведомить об этом Секретариат МКАС и председателя состава арбитража (п. п. 2.1 — 2.4 Положения о докладчиках).

Существенна роль докладчика и в ходе устных слушаний дела. На него возлагается ведение протокола слушания, в котором фиксируется сам ход заседания, включая изложение позиций сторон, заявляемые ими процессуальные ходатайства и все иные обстоятельства, имеющие значение для решения дела по существу.

На стадии прекращения арбитражного разбирательства в обязанности докладчика входит подготовительная работа, связанная с выработкой арбитражного решения (либо постановления) в соответствии с результатами совещания состава арбитража и данными ему председателем указаниями. При этом докладчик при необходимости должен исследовать практику МКАС по сходным или аналогичным делам, используя в соответствующих случаях практику Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по прецедентным вопросам третейского разбирательства, а также решения российских и иностранных третейских судов и арбитражей. После согласования арбитражным составом проекта решения (постановления) докладчик передает текст решения в Секретариат МКАС для его окончательного оформления.

Необходимо также отметить ряд обязательных требований, предъявляемых к докладчику как участнику арбитражного разбирательства.

Так, если после назначения лица докладчиком по делу у него возникает «конфликт интересов», то он обязан заявить о самоотводе. На практике это означает, что каждое назначенное докладчиком лицо должно сообщать в МКАС о тех обстоятельствах, которые могут вызвать обоснованные сомнения в его беспристрастности и независимости как докладчика по конкретному делу (п. п. 1.3 и 1.4 Положения о докладчиках). Согласно п. 4 § 18 Регламента допускается отвод докладчика по тем же основаниям, по которым могут быть отведены и арбитры (п. п. 1 — 2 § 18 Регламента, см. с. 75).

Важным является также требование, которое направлено на обеспечение конфиденциальности третейского разбирательства. В связи с этим Регламент возлагает на докладчика обязанность по неразглашению ставшей ему известной информации о спорах, разрешаемых МКАС, которая может нанести ущерб законным интересам сторон (§ 25 Регламента, см. с. 103).

Следует также подчеркнуть, что взаимодействие с Секретариатом МКАС является непременным условием эффективной работы докладчика. От того, насколько оперативно и грамотно докладчик реагирует на возникающие в процессе арбитражного разбирательства вопросы, своевременно информирует секретариат МКАС о необходимости осуществления тех или иных процессуальных действий, в значительной степени зависит своевременное завершение арбитражного разбирательства дела.

Суммируя сказанное, следует еще раз выделить функции докладчика в процессе арбитражного разбирательства:

— выполнение подготовительных действий, предусмотренных Регламентом МКАС с целью обеспечения его соблюдения, в том числе сроков;

— действия, направленные на обеспечение надлежащего проведения устного слушания;

— участие в подготовке проекта решения (постановления), соответствующего ходу и результатам арбитражного разбирательства.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code