§ 3. Арбитры

II. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

§ 3. Арбитры

Комментарий к параграфу 3 Регламента Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации

1. Комментируемый параграф посвящен общим требованиям к лицам, могущим выступать арбитрами в МКАС (в том числе, в качестве члена состава арбитража, его председателя или единоличного арбитра), порядку принятия ими на себя соответствующих функций, а также формированию списка арбитров МКАС.

2. В п. 1 § 3 Регламента названы квалификационные требования, предъявляемые к арбитрам МКАС. В числе этих требований — беспристрастность и независимость при избрании или назначении арбитром по конкретному делу, а также наличие необходимых специальных знаний <7>.

———————————

<7> В Регламенте МКАС в отношении определения кандидатуры арбитров сторонами используется термин «избрание». Слово же «назначение» употребляется при определении таких кандидатур соответствующим органом. В Законе применяется единое понятие «назначение».

 

Первые два требования непосредственно вытекают из Закона (ст. 12). При этом в качестве дальнейшего пояснения в п. 1 § 3 указано, что арбитры не являются представителями сторон, участвующих в деле (см. также п. 1 § 18 Регламента).

Требование наличия соответствующей профессиональной квалификации установлено Регламентом в дополнение к Закону и в соответствии с ним. Согласно п. 2 ст. 12 Закона дополнительные требования к арбитрам могут быть обусловлены соглашением сторон. В силу предпоследнего абзаца ст. 2 Закона Регламент рассматривается в надлежащих случаях в качестве составной части соглашения сторон.

В случаях, когда стороны не оговорили обязательные требования к гражданству арбитра или арбитров, то или иное гражданство лица в принципе не является препятствием для его выступления в качестве арбитра (п. 1 ст. 11 Закона).

3. Федеральное законодательство может устанавливать ограничения на выступление в качестве третейского судьи отдельных категорий лиц ввиду их должностного статуса.

Такое ограничение, например, прямо зафиксировано в Законе РФ от 26.06.1992 «О статусе судей в Российской Федерации». Согласно п. 3 ст. 3 названного Закона судьи российских государственных судов не вправе быть третейскими судьями. Рассматриваемое ограничение в п. 3 ст. 3 Закона 1992 г. сформулировано в общем плане, т.е. без исключения из сферы его действия международного коммерческого арбитража. В практике МКАС государственные судьи воздерживаются от выступления в качестве арбитров.

Вместе с тем предусматриваемое Федеральным законом от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» ограничение на вступление адвоката в трудовые отношения в качестве работника (п. 1 ст. 2) не касается осуществления функций третейского судьи (арбитра), поскольку таковое не предполагает наличия трудовых отношений <9>.

———————————

<9> Данный вывод нашел, в частности, свое подтверждение в Постановлении Президиума ВАС РФ от 31.03.2009 N 17412/08.

 

Из п. 1 ст. 14 Закона следует, что арбитр должен быть юридически и фактически способен выполнять свои функции. В Законе нет расшифровки этой формулы. Можно полагать, что такого рода юридическим препятствием является, например, признание лица недееспособным. Фактическая неспособность выполнения арбитром своих функций может быть вызвана в том числе тяжелой болезнью и т.д. Из ст. 14 может быть выведено еще одно требование к арбитру: способность выполнять свои функции без неоправданной задержки.

Анализ ст. 8 Закона «О третейских судах в Российской Федерации» показывает, что ряд требований, предъявляемых к третейским судьям, несмотря на различие используемых формулировок, по сути, совпадает с теми требованиями, которым должны отвечать арбитры в международном коммерческом арбитраже. В качестве примера можно сослаться на п. 4 ст. 8 Закона о третейских судах, устанавливающий, что третейским судьей не может быть физическое лицо, не обладающее полной дееспособностью либо состоящее под опекой или попечительством.

Отдельные требования к третейским судьям Закона о третейских судах не имеют аналогов в Законе о МКА. Так, в нем записано, что единоличный третейский судья или председатель состава третейского суда должен иметь высшее юридическое образование (п. 2 ст. 8). Такого формального требования ни в Законе, ни в Регламенте не выдвигается. Соответственно, единоличным арбитром или председателем состава в МКАС может быть и лицо, не являющееся юристом. На практике, однако, как правило, арбитрами в МКАС выступают лица, имеющие высшее юридическое образование <10>.

———————————

<10> См., также: Комментарий к Закону Российской Федерации «О международном коммерческом арбитраже»: постатейный, научно-практический / Под ред. А.С. Комарова, С.Н. Лебедева, В.А. Мусина. СПб.: Редакция журнала «Третейский суд». 2007. С. 54 — 61.

 

4. В соответствии с Регламентом лицо, принимающее функции арбитра, подписывает заявление по утвержденной Президиумом МКАС форме о своем согласии выполнять эти функции, о своей независимости и беспристрастности в отношении спорящих сторон и о наличии времени для участия в арбитражном разбирательстве. Заполнение подобного рода заявлений характерно и для многих других международных арбитражных центров.

Принятие предложения выступить в качестве арбитра по конкретному делу является правом соответствующего лица, которое может быть им реализовано при условии соответствия предъявляемым требованиям. Форма заявления предусматривает три варианта: принятие функций арбитра без оговорок, принятие функций арбитра с оговорками, отказ от принятия функций арбитра.

Принимая на себя функции арбитра, лицо обязано подтвердить, что ему не известны какие-либо запреты правового характера, препятствующие выполнению таких функций, а также подтвердить свою беспристрастность и независимость. Если лицо полагает, что, несмотря на наличие обстоятельств, которые могут вызвать обоснованные сомнения относительно его беспристрастности или независимости, оно сможет сохранять беспристрастность и независимость в ходе арбитражного разбирательства, то, принимая функции арбитра, оно обязано сообщить о таких обстоятельствах в своем заявлении. Одновременно арбитр обязуется незамедлительно письменно уведомить МКАС о любом таком обстоятельстве, если о нем ему станет известно впоследствии.

Лицо, соглашающееся принять на себя функции арбитра, должно сообщить МКАС краткие биографические данные о себе, если такие данные не сообщались МКАС ранее или в них произошли изменения. При формировании списка арбитров МКАС потенциальные кандидаты в этот список сообщают МКАС необходимые данные о себе. Поэтому правило абз. 2 п. 2 § 3 Регламента о предоставлении в МКАС информации адресовано в первую очередь арбитрам не из списка, а также распространяется на ситуацию, когда в данных, ранее сообщенных арбитром из списка, имели место изменения. Упомянутые биографические данные могут быть предоставлены стороне по делу по ее запросу Секретариатом МКАС.

Ознакомление сторон с биографическими данными лица, соглашающегося принять функции арбитра, а также с указанными им обстоятельствами, которые могут вызвать сомнения в его беспристрастности и независимости, дает сторонам дополнительную возможность убедиться в соответствии арбитра предъявляемым требованиям. Несоответствие арбитра установленным требованиям может служить основанием для заявления стороной отвода арбитру (§ 18 Регламента, см. с. 75).

5. Сведения об арбитрах могут быть почерпнуты и из списка арбитров, который утверждается ТПП РФ по представлению Президиума МКАС на пятилетний период и действует до утверждения нового списка. По запросу любого заинтересованного лица список предоставляется ему Секретариатом МКАС. Следует также добавить, что данный список размещен на официальном сайте МКАС, т.е. относится к категории общедоступной информации.

В список арбитров МКАС, утвержденный Приказом ТПП РФ от 23.06.2010 N 28, включено 179 человек, более одной трети из которых являются иностранными гражданами.

К полномочиям общего собрания лиц, входящих в список арбитров, отнесено избрание большинства членов Президиума МКАС (п. 1 § 4 Регламента), Председателя МКАС и его заместителей (п. 1 § 5 Регламента).

Вряд ли следует пояснять, что лица, помещенные в список, могут рассматриваться как потенциальные кандидатуры арбитров по конкретным делам. Арбитрами они выступают не в силу самого факта вхождения в список, а в результате их избрания или назначения арбитрами по данному спору. Само же включение лица в список арбитров свидетельствует о том, что оно обладает достаточной профессиональной квалификаций и пользуется хорошей репутацией.

Арбитрами могут быть лица, не включенные в упомянутый список, за исключениями, оговоренными в Регламенте (§ 17). Такие лица равным образом должны отвечать названным выше квалификационным требованиям.

6. Оговорен срок, в течение которого лицом, кандидатура которого выдвинута в качестве арбитра, должны быть выполнены соответствующие требования п. 2 § 3 Регламента. Этот срок, как правило, равен 15 дням с момента получения данным лицом уведомления МКАС. В противном случае такое лицо считается отказавшимся от принятия функций арбитра, а его избрание или назначение — не состоявшимся. Рассматриваемое положение призвано способствовать более оперативному разбирательству дел в МКАС.

7. Приказом Президента ТПП РФ от 27.08.2010 N 39 утверждены Правила о беспристрастности и независимости третейских судей. Правила носят рекомендательный характер и могут применяться в соответствующих случаях с учетом соглашения сторон, Регламента МКАС и Закона о МКА. Основная цель названных Правил — раскрыть содержание действующих нормативных установлений в целях достижения их лучшего понимания и способствования правильному единообразному применению <10>.

———————————

<10> Текст Правил, а также Пояснительной записки к ним см.: Вестник международного коммерческого арбитража. N 2. С. 130 — 145. См. также: Асосков А.В. Комментарий к Правилам о беспристрастности и независимости третейских судей, утвержденным Торгово-промышленной палатой Российской Федерации // Вестник международного коммерческого арбитража. 2011. N 1. С. 142 — 171.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code