§ 1. Международный коммерческий арбитражный суд

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

§ 1. Международный коммерческий арбитражный суд

Комментарий к параграфу 1 Регламента Международного коммерческого арбитражного суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации

1. Международный коммерческий арбитражный суд при ТПП Российской Федерации (далее — МКАС) является одним из двух арбитражных институтов на территории Российской Федерации, статус которых закреплен в законодательном порядке <1>. Данное обстоятельство заслуживает упоминания, поскольку в соответствии с Законом «О международном коммерческом арбитраже» (далее — Закон, Закон о МКА), в принципе, не предусматривается какого-либо особого порядка создания на территории Российской Федерации постоянно действующих арбитражных органов (третейских судов), которые могут осуществлять рассмотрение международных коммерческих споров. Таким образом, любой аналогичный арбитражный институт для разрешения международных экономических споров может быть создан на территории Российской Федерации в явочном порядке.

———————————

<1> См.: Закон Российской Федерации от 07.07.1993 N 5338-1 «О международном коммерческом арбитраже» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 32. Ст. 1240. Приложение 1. Положение о Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате Российской Федерации. Вторым российским арбитражным институтом является Морская арбитражная комиссия при ТПП Российской Федерации, основанная в 1930 г. при Всесоюзной торговой палате.

 

Особенности определения статуса МКАС в законодательном порядке объясняются некоторыми чертами существовавшей долгие годы в отечественной правовой системе практики регулирования внешнеторгового арбитража. До начала 90-х гг. XX в. на территории СССР единственным арбитражным органом, рассматривавшим споры, вытекавшие из внешнеторговых контрактов, была Внешнеторговая арбитражная комиссия при Всесоюзной торговой палате (ВТАК), действовавшая с 1988 г. под названием Арбитражный суд при Торгово-промышленной палате СССР. Этот постоянно действующий арбитражный орган был создан в 1932 г. нормативным актом, имевшим силу закона. Нормы, относившиеся к правовому положению и осуществлению арбитражного разбирательства внешнеторговых споров во ВТАК, по сути, исчерпывали законодательство, регулировавшее проведение внешнеторгового арбитража на территории СССР.

В связи с распадом СССР, а также вступлением в силу в 1993 г. Закона «О международном коммерческом арбитраже» принятые в советский период нормативные акты, имевшие отношение к статусу и деятельности ВТАК, подлежали отмене. В это же время арбитражный институт для рассмотрения внешнеторговых споров, действовавший при Торгово-промышленной палате СССР, был переименован в МКАС. Поскольку ряд существенных моментов статуса и деятельности МКАС, которые определялись ранее принятыми нормативными актами, могли быть урегулированы только на законодательном уровне, потребовалось утверждение Положения о МКАС Законом в форме приложения (далее — Положение). После чего, естественно, возникла необходимость сформулировать новые правила производства дел (арбитражной процедуры) МКАС. Разработанный с учетом вытекавших из Закона требований Регламент МКАС был принят в 1994 г. Ныне действующий Регламент МКАС (далее — Регламент) был утвержден в 2005 г. и в настоящее время действует в редакции 2010 г. <2>.

———————————

<2> Утвержден Приказом ТПП РФ от 18.10.2005 N 76. Изменения и дополнения были внесены Приказом ТПП РФ от 23.06.2010 N 28.

 

2. МКАС является самостоятельным постоянно действующим арбитражным учреждением (третейским судом), осуществляющим свою деятельность в соответствии с Законом. В данной связи следует напомнить, что принадлежность МКАС к категории третейских судов не означает применения к его деятельности Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» <3>. В соответствии с п. 3 ст. 1 указанного Закона его действие не распространяется на международный коммерческий арбитраж. Кроме того, следует подчеркнуть, что к вопросам статуса МКАС также не применимы положения каких-либо иных общих или специальных нормативных актов, регулирующих порядок создания и деятельности общественных или государственных образований.

———————————

<3> См.: Федеральный закон от 24.07.2002 N 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации».

 

МКАС не является организацией в привычном понимании этого слова, поскольку он не обладает организационным единством, не имеет обособленного имущества и не является самостоятельным участником каких-либо экономических отношений. Экономические взаимоотношения МКАС, в частности, с участвующими в разбирательстве споров сторонами, арбитрами осуществляются через Торгово-промышленную палату РФ. Характер связи МКАС с Торгово-промышленной палатой РФ раскрывается в лаконичной формуле, содержащейся в Положении.

То обстоятельство, что МКАС учрежден и осуществляет свою деятельность при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (далее — ТПП РФ), не означает, что последняя выступает как вышестоящий орган по отношению к МКАС и обладает какими-либо административными полномочиями в отношении его деятельности. Однако в данной связи следует упомянуть, что в отношении МКАС, как и любого другого арбитражного суда, действующего в соответствии с Законом, действуют полномочия, закрепленные указанным Законом за Президентом ТПП РФ и касающиеся международного арбитражного процесса, осуществляемого на территории России в соответствии с Законом «О международном коммерческом арбитраже».

Вместе с тем Положение наделяет ТПП РФ важными функциями, исполнение которых направлено на содействие в реализации задач, стоящих перед МКАС — органом, осуществляющим на постоянной основе разрешение международных коммерческих споров. Главная из этих функций ТПП РФ, перечень которых имеет исчерпывающий характер, состоит в утверждении важнейшего документа, определяющего деятельность МКАС, а именно его Регламента. Кроме этого, ТПП РФ утверждает документы, которыми регулируется финансовая сторона деятельности МКАС, а именно порядок исчисления арбитражного сбора, ставки гонораров арбитров и других расходов арбитражного суда.

За короткой фразой в Положении, указывающей, что ТПП РФ «оказывает иное содействие… деятельности» МКАС, скрывается важнейший элемент функционирования суда, а именно, материально-техническое обеспечение его деятельности. ТПП РФ предоставляет помещение, где проходят арбитражные слушания, а также услуги секретариата, обеспечивающего ведение арбитражной процедуры, определенной Регламентом, начиная с приема искового заявления и заканчивая направлением сторонам окончательного арбитражного решения.

3. Указание на то, что г. Москва является местом нахождения МКАС, означает, что его деятельность как арбитражного института находится под юрисдикцией Российской Федерации. Вопрос об установлении места арбитража, когда речь идет о конкретных арбитражных разбирательствах, имеет важные юридические последствия, поскольку связан с установлением правового режима как самого арбитражного процесса, так и вынесенного в результате арбитражного решения. Данный вопрос о месте арбитража при применении Регламента в отношении конкретных арбитражных дел регулируется в § 22 Регламента (см. с. 92 <*>).

———————————

<*> Здесь и далее даны ссылки на страницы настоящей книги.

К содержанию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

*

code